Главные вкладки

    Конспект образовательной деятельности "Гостеприимная республика Коми: традиции чаепития"
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Вихлянцева Елена Викторовна

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл komi-chay_vikhlyantseva.docx24.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 26 «МАЯЧОК» Г. ВОРКУТЫ

    Конспект образовательной деятельности

    для детей старшего дошкольного возраста

    «Гостеприимная республика Коми: традиции чаепития»

                                                                                                                     Е.В.Вихлянцева

                                                                                                                     воспитатель МБДОУ «ЦРР-

                                                                                                                     детский сад» № 26 г. Воркуты

    г.Воркута

    2014 г.

    Гостеприимная республика Коми:

    традиции чаепития

    Цель занятия: расширение знаний детей об истории возникновения чая и традициях чаепития Коми народа.

    Задачи:

    1. Расширить представление детей о культуре чаепития коми-народа.
    2. Обобщить знания о способе приготовления чая, сервировке стола к чаю.
    3. Обогащать словарь детей.
    4. Воспитывать любовь к своей Родине.

    Предварительная работа: чтение художественной литературы (К.И.Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», Д.Хармс «Иван Иваныч Самовар»), рассматривание зелёного, чёрного, красного, травяного, фруктового чая в сухом и заваренном виде, заучивание стихов, поговорок о чае, отгадывание загадок.

    Материал: предметы посуды, угощение для чаепития, различные сорта чая, Коми-костюм.

    Ход занятия

    1 часть

    Воспитатель: Ребята, у меня для вас сегодня необычное предложение, о котором вы узнаете чуть позже.

    -Скажите, пожалуйста, в какой республике мы живём? (ответы детей)

    -Правильно, в республике Коми. Коми народ очень гостеприимный. У каждого народа свои традиции. А что такое традиции?  (Предположения детей)

    -Слово «Традиция» означает «передача», это то, что передаётся от одного поколения к другому.

    -Посмотрите внимательно, ребята, на эту красочную иллюстрацию. Что вы видите? Здесь и самовар, и чайник для заваривания чая, и чашки, а какое изобилие угощений. Глядя на эту иллюстрацию, о какой традиции мы можем сказать? (Ответы детей)

    - Конечно же, это традиция чаепития. Мы сегодня поговорим о традиции чаепития Коми народа.

    Традиционным блюдом за столом во время чаепития является необычная выпечка.

    -А что такое выпечка? (Ответы детей)

    -У Коми народа своя выпечка, о которой я вам сейчас расскажу.

    От прадедов, прабабок

    Дошли до наших дней

    Простые Коми шаньги,

    Чтоб было веселей!

    - Догадались, ребята, что это за выпечка? Правильно, это Коми шаньги. А на Коми языке это звучит так «Картупель нянь».

    Скажите, а хотелось бы вам самим попробовать испечь это замечательное блюдо? Ну, тогда приглашаю!

    Дети моют руки, одевают фартуки и подходят к рабочим местам.

    - Я вчера уже замесила тесто и оно уже готово для изготовления коми-шанег. Разбирайте готовые колобочки теста и занимайте рабочие места.

    Очень хочется с вами поделиться одним маленьким секретом: перед работой с тестом необходимо смазать руки растительным маслом, чтобы оно не прилипало к пальцам. Посмотрите, как я это делаю. (Дети смазывают руки маслом).

    Итак, берём один колобок, катаем его в руках. Чувствуете, какое тесто мягкое, нежное, оно впитывает всю нашу любовь и ласку. Ведь не зря говорят, что у добрых людей выпечка получается очень вкусной и ароматной.

    Из колобка мы делаем лепёшку. Приминаем колобок и делаем тесто более тонким. Теперь нам надо приподнять края лепёшки, чтобы положить начинку.

    -А как вы думаете, ребята, какая начинка у коми-шанег? (Предположение детей)  Я вам предлагаю отгадать. Возьмите свои ложечки и попробуйте начинку. (Дети самостоятельно по вкусу определяют начинку)

    - Ну что, догадались? Особенностью коми-шанег является картофельная начинка. Отсюда и созвучное название «Картупеля нянь».

    - Ребята, какие у нас получатся шаньги? С какой начинкой? Значит какие? Картофельные.

    В середину лепёшки мы кладем начинку и равномерно распределяем её по лепёшке. Чтобы шаньги получились румяными, надо их смазать взбитым яйцом со сметаной.

    Воспитатель приготавливает нужную смесь и показывает, как надо смазывать шаньги. Дети смазывают выпечку самостоятельно.

    -Как вы думаете, куда мы положим готовые шаньги? (На противень)

    -Что нам надо с ними сделать? (Испечь)

    -Где? (В духовке)

    -Ребята, аккуратно положите свои коми-шаньги на противень и протрите руки салфетками. Шаньги наши готовы и мы их отнесём на кухню!

    2 часть занятия

    Воспитатель в национальном костюме встречает детей в коми-музее детского сада.

    -Проходите, гости дорогие. «Виджа олан», что на Коми языке означает «Здравствуйте». Я вас встречаю вашей выпечкой. Посмотрите, какая она замечательная получилась, ароматная. А что вы такое готовили? А как это блюдо звучит на Коми языке? (Ответы детей)

    Дети ставят на накрытый стол поднос с Коми шаньгами и подходят к воспитателю.

    -Ребята, мы с вами продолжаем разговор о традиции чаепития Коми народа. Коми народ очень гостеприимный. «Локк чай юны» - такими словами они приглашают в гости. Чаепитие в Коми имеет свои особенности. Чай пьют горячим. Полным неуважением к гостю считается подать ему холодный чай. Очень часто пьют чай, добавляя к нему молоко. Раньше в Коми не было черного чая. Здесь приготавливали свой чай. Самыми популярными были: морковный чай, чай из ягод шиповника, чай с душицей, чай с клюквой. При изготовлении использовали глиняный горшок. В него засыпали ягоды, заливали доверху горячей водой, накрывали сковородой и ставили в печь на 2 – 3 часа. Затем процеживали и пили чай.

    - А что вы знаете о чае?

    -Чай это полезный напиток?

    -А какая посуда нужна для чая?

    - А какой бывает чай?

    -Если мы заварим чай с листиками земляники, то как мы его назовём?

    -С веточками малины? С листьями клубники? С веточками вишни? Если в чай добавить кусочки фруктов? Кусочки яблока? Цедру лимона? А если вы заболели, с какой травой, и какими ягодами вы пьёте чай? (ответы детей).

    - Ребята, я для вас приготовила разные сорта чая в сухом виде. Предлагаю вам по запаху и цвету отгадать, где какой? ( дети отгадывают)

    - Ну а теперь, подходите к столу, рассаживайтесь. «Локк чай юны», дорогие мои гости!

    У вас в чашках заварен свежий, душистый чай, но у каждого свой. Угощайтесь, ребята и попробуйте определить, у кого какой напиток. (дети угощаются и определяют по вкусу сорт чая)

    - Видите, ребята, сколько разновидностей чая можно приготовить для своих гостей! Приятного вам аппетита!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия "Сыктывкар-столица республики Коми "

    Приобщение детей к коми национальной культуре. Материал знакомит детей с главным городом Республики Коми – Сыктывкаром. Формирует представление о Сыктывкаре как столице нашей Республики....

    Конспект занятия "Птицы республики Коми"

    Программное содержание.-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи различного характера.-Формировать умение использовать для обобщения предметно-схематическую модель.-Развивать обобщенные п...

    Конспект НОД в подготовительной группе по теме "Республика Коми - моя малая Родина" в образовательной области "Коммуникация" "В гостях у коми сказок Соломонии Пылаевой" (Литературная викторина)

    Приобщение детей к коми национальной культуре посредством использования сказок коми писательницы С. Пылаевой. Продемонстрировать знания, умения и навыки детей в работе со сказками коми писательницы С....

    Сценарий беседы с применением презентации для старших дошкольников, посвящённой 95 –летию Республики Коми «Известные спортсмены Коми республики».

    Данный материал можно использовать по тематической неделе "Я живу в Коми Республике", знакомя детей с известными людьми (спортсменами) республики для старших дошкольников....

    Проект «Родная моя республика», посвященного 95-летию Республики Коми

    Цель проектаФормирование основ нравственной культуры, гуманистического отношения к окружающему миру и любви к родному краю.Назначение проектаМероприятия, направленные на расширение знаний и представле...

    ОПЫТ ПЕДАГОГОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСК 2

    Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции (Сыктывкар, 23-24 ноября 2016 года) Выпуск 2 Сыктывкар: КРИРО, 2016.  98 сВ сборник материалов Республиканской научно-прак...

    Распоряжение правительства Коми "О праздновании 100-летия образования Республики Коми"

    Распоряжение правительства Коми "О праздновании 100-летия образования Республики Коми"...