Патриотическое воспитание в развитии познавательной активности дошкольника через занятия по краеведению.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Абрамова Елена Андреевна

Опыт работы в старшей и подготовительной группе по краеведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_gazetu.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАЗВИТИИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЗАНЯТИЙ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ.

Россия, Родина, Отечество… Эти  слова  давно  и  прочно  вошли  в  нашу  речь  и  являются  неотъемлемой  частью  нашего  сознания. Мы  произносим  их  буднично  и  повседневно, забывая  порой, что  за  ними  стоят  такие  понятия  как  долг, честь, патриотизм. Они  тоже  вошли  в  нашу  жизнь  давно, но  кто – то  когда – то  же  научил  нас  отличать  хорошее  от  плохого, быть  честным  и  добрым, любить  и  уважать  своих  родителей, быть  достойным  гражданином  своей  страны. Быть  патриотом.

            Формирование  основ  патриотического  воспитания  начинается  в  дошкольном  возрасте  и  продолжается  на  протяжении  всей  жизни. Но  именно  дошкольный  возраст  является  той  благодатной  почвой, которая  поможет  вырастить  настоящих  и  достойных  граждан  своей  страны. Ведь  патриотическое  воспитание  решает  множество  задач  не  только  нравственного, но  и  культурного, эстетического  и  социального  воспитания.

            Начиная  работу  по  патриотическому  воспитанию, педагог  должен,  прежде  всего,  сам  хорошо  знать  то, о  чём  он  хочет  рассказать  детям. Это,  прежде  всего  история  и  своеобразие  местности, в  которой  живет. Ведь  без  определённых  знаний  о  своей  малой  Родине, мы  не  научим  детей  любить  и  гордиться  нашей  великой  страной. Каждый  город  или  маленькое  село  неповторимы, у  каждого  есть  своя  особенность. С  рассказа  о  главных  городах  страны  нужно  начинать  формирование  патриотических  чувств: нам  есть, чем  гордиться, нам  есть  с  чего  брать  пример. Но  и  небольшие  города  тоже  имеют  своё  историческое  прошлое, которое  дети  должны  знать, помнить  и  принимать, каким  бы  оно  не  было.

Все дошколята очень разные, но практически все из них имеют ограниченные представления о родной земле, городе, крае, о труде своих родителей, о достопримечательностях и памятных местах малой родины, богатстве природы родных мест. Естественно, перед педагогом встал вопрос о включении в рабочую программу регионального компонента, об отборе содержания знаний, которые могли бы способствовать воспитанию любви к малой родине, сохранению и правильному использованию природного богатства родного края.

Используя книги Бабаджанова Н. Г., Корняевой Г.А., Шумилова Е.Ф. хочется поделиться и опытом своей работы по этой теме.

Во-первых, вся деятельность по патриотическому воспитанию с включением регионального компонента строится на тесном взаимодействии педагогов с родителями воспитанников, родителей со своими детьми и всеми воспитанниками группы: анкетирование, выполнение творческих работ, экскурсии, викторины и развлечения, создание развивающей среды.

Во-вторых, учебный материал предъявляется от частного к общему (дом – микрорайон (улица) – район – город – край – страна), от самого близкого и знакомого ребенку до самого отдаленного и, по своей сути, абстрактного для него материала.

В-третьих, обязательное условие всей работы – учет ведущего вида деятельности дошкольника, а это – игровая деятельность.

В-четвертых, создание условий для формирования умений и навыков поисковой деятельности, так необходимых при обучении в школе (использование элементов проектного метода обучения).

В-пятых, по каждому разделу работы для ребенка очень важно иметь осязаемый (видимый, ощущаемый) результат своего труда.

За два года обучения и воспитания старшие дошкольники (5 – 7 лет) получают представления и знания по таким разделам: 

  • Дом, в котором я живу.
  • Мой район.
  • Родной город, его памятные места.
  • Природа родного края.
  • Коренные жители Удмуртии.
  • Удмуртия – часть России.

Формы и методы работы общепринятые и разнообразные, но оживляют ее творческие задания для всей семьи, викторины, конкурсы и развлечения. Активность родителей в такой работе – немаловажный залог будущего уважительного отношения ребенка к своей малой родине, ее красотам, богатствам, людям, их труду и, в конечном результате, воспитания чувства гордости за свою Родину.

Дом, в котором я живу.

  • Рассматривание иллюстраций разных домов.
  • Игра «Найди свой дом по описанию» с использованием фотоматериалов.
  • Игра-занятие «Зачем человеку дом?»
  • Выставка рисунков «Мой дом».
  • Составление рассказа-описания «Дом, в котором я живу».

Мой район.

  • Анкетирование «Что я знаю о своем районе?»
  • Рассматривание фотографий района.
  • Беседа «Улицы моего района».
  • Экскурсия по району (с привлечением родителей).
  • Коллективная работа по  изодеятельности (рисование или аппликация) «Мы живем в Первомайском районе».

Родной город, его памятные места.

  • Рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток об Ижевске, его памятных местах.
  • Просмотр видеофильма из сборника «Ижевск с высоты птичьего полета»
  • Определение местоположения города на карте Удмуртской республики.
  • Знакомство с государственной символикой: герб и флаг города.
  • Автобусная экскурсия по городу (с привлечением родителей).
  • Выпуск детско-родительской минигазеты «Любимые места в нашем городе».
  • Викторина семейных команд «Наш любимый город».

Природа родного края.

  • Рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток, просмотр видеофильмов о животном и растительном мире Удмуртии.
  • Заочная экскурсия на Хлебозавод.
  • Выпуск детско-родительских буклетов «Растительный мир Удмуртии», «Животный мир нашего края».

Коренные жители Удмуртии.

  • Рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток о коренных жителях края, их образе жизни и занятиях.
  • Рассматривание национального костюма.
  • Разучивание национальных игр.
  • Чтение сказок коренных народов Удмуртии.
  • Экскурсия в Лудорвай.

Удмуртия – часть России.

  • Определение местоположения Удмуртской Республики на карте России.
  • Знакомство с государственной символикой: герб и флаг края.
  • Совместная работа родителей и ребенка по составлению рассказа «Чем мне нравится наш город,  наша страна».

По отзывам детей и их родителей, им больше всего нравятся творческие задания: изготовление буклетов, подготовка к викторинам, различным развлечениям и конкурсам. Родители также отмечают тот факт, что дети часто просят их в выходной день съездить в лес, посетить достопримечательности города, посетить Цирк, Зоопарк, погулять в центре города, по набережной Ижевского пруда.

Привитие интереса, любви к родной земле, желания сохранять и приумножать ее богатства – кропотливая работа. Только проводя эту работу в системе можно добиться ожидаемых, прогнозируемых  результатов, которые не всегда видны сразу. Для этого должно пройти время, и не всегда, мы, педагоги-дошкольники, можем увидеть результаты своего труда…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности дошкольников через игры-эксперименты.

Работа о развитии познавательной активности дошкольников через игры-эксперименты....

Развитие познавательной активности дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность.

Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельн...

Развитие познавательной активности дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность.

Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельности и познания, "активными делателями", эт...

Презентация по экологическому воспитанию детей «Развитие познавательной активности дошкольников через организацию огорода на окне»

Цель:  создание условий для развития у дошкольников познавательных интересов, потребности  в самостоятельной поисковой деятельности, через организацию огорода на окнеЗадачи:•поддерживат...