методическое пособие "Математика вокруг нас"
методическая разработка на тему

Матвеева Елена Викторовна

рабочая программа педагога по формированию элементарных математических представлений средствами дидактических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_matematika_vokrug_nas.docx375.05 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие – это процесс развития восприятия и формирования  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе.Картинка 75 из 2026

Сенсорная культура ребенка – это результат освоения ребенком сенсорной культуры человечества.

Сенсорные способности – способности, проявляющиеся при восприятии предметов и их свойств; фундамент умственного развития ребенка; начинают интенсивно развиваться в 3-4 года.

Сенсорное воспитание – целенаправленная специально организованная деятельность, цель которой приобщение детей к сенсорной культуре, формирование рациональных способов чувственного познания. Направлено на то, чтобы научить детей точно, полно воспринимать предметы, их свойства и отношения; формирование рациональных способов чувственного познания, развития сенсорных способностей.

 Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Такие  ученые как Ф. Фребель, М. Монтессори, И. Е. Тихеева, А. В. Запорожец и другие считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного всестороннего развития и является одной из основных сторон дошкольного воспитания. В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования.

А. В. Запорожец ввел понятие сенсорные эталоны. Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Эталоны формы – геометрические фигуры, эталоны цвета – 7 цветов спектра и их оттенки, эталонами величины являются метрические системы мер (большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий…). Усвоение сенсорных эталонов – это длительный и сложный процесс, не заканчивающийся в раннем детстве. Усвоить сенсорный эталон – это значит использовать его в качестве «единицы измерения» при оценке свойств предметов. Именно форма, цвет, величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности, дети учатся видеть и находить эталоны в предметах. Таким  образом, основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия. Специально созданные условия позволяют обеспечить накопление зрительных, слуховых, осязательных впечатлений; формировать элементарные представления об основных разновидностях величины, формы, цвета.

Периоды освоения сенсорных эталонов:

  • До 3 лет – сенсомоторные предэталоны: ребенок накапливает сенсорный опыт, не выделяя особенности предмета.
  • 3-5 лет – предметные предэталоны: ребенок пользуется предметами эталонами в области свойств предметов (круглый как яблоко).
  • 5 и выше – усвоение систем общепринятых эталонов (огурец какой формы? Овальной).

Основной целью сенсорного воспитания является воспитание сенсорной культуры и развитие сенсорных способностей. Т.е. формирование у детей умений, которые способствуют совершенствованию процессов рисования, конструирования, труда. Это умения находить предметы в пространстве, выделять их, умения находить части предметов и составлять из них целое. http://im7-tub.yandex.net/i?id=235119802-00

Исходя из этого, можно выделить следующие задачи сенсорного воспитания:

  • Формирование у детей систем сенсорных эталонов;
  • Формирование систем обследовательских действий;
  • Формирование умений применять системы сенсорных эталонов и обследовательских действий в познавательной и практической деятельности ребенка.

Обследовательские (перцептивные действия) – система специальных действий, выработанная человечеством в качестве способов, обеспечивающих адекватное познание окружающего.

Содержание сенсорного воспитания: представлены в программах, широкое накопление сенсорного опыта детьми, освоение обследовательских действий (систем).

Условия сенсорного воспитания в д/с: осуществляется в самостоятельной деятельности детей и целенаправленном обучении.

Методика сенсорного воспитания в детском саду.

1 этап

Цель: привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен (воспитатель показывает лодочку, которая будет долго плавать, если правильно выбрать бумагу. На ошибке учимся выделять признак).

2 этап

Цель: обучение детей обследовательским действиям (воспитатель сам показывает и называет персептивное действие – бумага гладкая… дети повторяют все за ним; сравнивает свойство с противоположным свойством – плотная-мягкая бумага).

3 этап

Цель: формирование представлений об эталонах. (Формировать умение группировать предметы по одному качеству).

4 этап

Цель: упражнять в использовании сенсорных эталонов и обследовательских действий в повседневной жизни ребенка. Для чего необходима система знаний. (Например, отобрать бумагу для изготовления самолетика или для ящика для рассады).

Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. Это знакомство с цветом, форматом, величиной, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов. При этом ставится задача повышения чувственности соответствующих анализаторов; развитие тактильной, зрительной, слуховой, обонятельной и др. чувственности.

Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов. Формирование представлений о сенсорных эталонах обучения обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления его свойств, которые важно знать, чтобы успешно справиться с деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по-разному, в зависимости от целей обследования.

Есть общее правило обследования:

  • Восприятие целостного облика предмета;
  • Мысленное деление его на основные части и выявление их признаков (цвет, форма);
  • Пространственные соотношения частей друг с другом (справа, слева);
  • Вычленение мягких деталей, установление их пространственного расположения по соотношению к основным частям;
  • Повторное целостное восприятие предмета.

   1.2. Роль и значение дидактических игр в воспитании ребенка.

Дидактические игры и игрушки являются основными средствами обучения в раннем возрасте. В этих играх ребенок манипулирует предметами, соотносит их по цвету, форме, размеру, знакомится с их внутренним устройством. И поэтому я постаралась создать условия для данных игр.

Для этого необходимо следующее:

  • Ребенок должен чувствовать, что его любят таким, какой он есть, ребенок должен свободно проявлять свои желания и интересы;
  • Необходимо предоставить ребенку возможность свободно брать игрушки и действовать с ними;
  • Необходимо поощрять самостоятельность и любознательность ребенка;
  • Необходимо постоянно использовать в речи слова, обозначающие цвет, форму и размер предметов.

Дидактическая игра характеризуется определенной структурой:

  • Наличием дидактической задачи;
  • Наличием игрового действия;
  • Наличием правил игры.

Дидактическая игра требует от ребенка овладения правилами и необходимостью руководствоваться ими в ходе игры.

Дидактические игры, решающие задачи сенсорного воспитания: усвоение формы, пространства, цвета, величины представлены в работах Ф.Н. Блехер, А.И. Сорокиной, Б.И. Хачапуридзе и др. Е.И. Тихеева ввела игры с так называемым «естественным» дидактическим материалом – это подбор листьев, цветов, камней по признакам формы, величины, цвета. Дидактические игры, их дидактические задачи и содержание помогают накапливать опыт и применять его на разнообразных занятиях.

Например, при рассматривании книжных иллюстраций я обращаю внимание детей на размер и цвет книги, на цвет одежды персонажа, на узоры на одежде.

В физкультурном уголке подчеркивается форма предметов (мяч, бубен – круглые, а кирпичики, флажки – прямоугольные); величина предметов (большие и маленькие мячи, высокие - низкие кубы); цвет предметов. Проводились игры типа:

«большие – маленькие»

«круглые – квадратные»

«зеленые – желтые».

В природном уголке я подобрала природный материал разный по величине, цвету, форме.

В строительном уголке было изготовлено панно, с целью группировки предметов по форме, цвету, величине, для плоскостного конструирования, а также подобран конструктор разный по величине, цвету, форме.

Рисуя, конструируя, вырезая ребенок ставится в такие условия, когда свойства формы, пространства, цвета и другие сенсорно воспринимаемые качества предметного мира подчеркивались, дидактически выделялись. По мере накопления сенсорного опыта у детей обнаружилось стремление к обобщению, которое выражалось в речи: «это как огурчик», «как солнышко», «как речка», «как травка», «как морковка».

У детей раннего возраста усвоение знаний и формирование умений происходит в ходе интересных игровых действий (т.е. в ходе игры).

По характеру игровых действий существуют следующие виды дидактических игр:

  • Игры поручения: основаны на интересе детей к действиям с игрушками и предметами (подбирать, складывать, нанизывать). Игры: собери пирамидку», «построй башню»…
  • Игры с прятаньем и поиском: основаны на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предмета, их поиску и нахождению. Игры: «помоги Буратино», «чудесный мешочек»…
  • Игры с загадыванием и отгадыванием: привлекают детей неизвестностью. Игры: «что здесь?», «узнай и отгадай»…
  • Сюжетно-ролевые дидактические игры: игровое действие заключается в изображении жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых. Игры: «доктор», «магазин», «к кукле пришли гости»…
  • Игры-соревнования: основаны на стремлении быстрее достичь игрового результата. Игры: «кто быстрее?», «кто выше?», «кто ниже?».

Упражнения с дидактическими материалами и игрушками включаются в занятия по математике, развитие речи, ознакомлению с окружающим.

Воспитателю необходимо позаботиться о том, чтобы у каждого ребенка был необходимый материал и дети правильно с ним действовали.

    E:\ВИННИ ПУХ\портфолио\70320.jpgE:\ВИННИ ПУХ\портфолио\000000009551.jpg

                E:\ВИННИ ПУХ\портфолио\дидактические игры2.jpgE:\ВИННИ ПУХ\портфолио\палочки кюизенера2.jpg

                                                             

         

1.3. Планирование работы.

Младшая группа.

Свою работу в группе я начала с того, что установила с детьми доброжелательные и открытые отношения. Моя задача заключалась в том, чтобы научить детей общаться и дружить друг с другом. В этом мне помогли дидактические игры. И поэтому я решила использовать их в своей дальнейшей работе. Затем я изучила необходимую литературу и программу, по которой работает группа. Наша группа работает по программе М.А. Васильевой.

Программа М.А. Васильевой предлагает уровни освоения программы:

  • Низкий уровень – ребенок воспринимает различия в количестве предметов, размерные отношения, только в совместной со взрослым игре. Затрудняется в выполнении действия «дай такую же»; не соотносит предметы по форме.
  • Средний уровень – ребенок повторяет за взрослым названия цвета, размера и формы предметов в совместных играх. Объединяет предметы одинакового цвета, размера, формы; показывает большие и маленькие, длинные и короткие предметы.
  • Высокий уровень – ребенок самостоятельно выделяет и называет цвет, форму и величину предмета, группирует их по выделенным признакам. Определяет количественное отношение равенства и неравенства, устанавливает соответствия.

Изучив требования программы, я составила диагностику, которая помогла выяснить, что дети знают (см. приложение №1).

Уровень восприятия цвета

95% - низкий уровень

5% - средний уровень

0% - высокий уровень

Уровень восприятия формы

80% - низкий уровень

10% - средний уровень

0% - высокий уровень

Уровень восприятия величины

60% - низкий уровень

40% - средний уровень

0% - высокий уровень

Умение различать «много» «мало»

52% - низкий уровень

48% - средний уровень

0% - высокий уровень

Сравнение предметов по длине

77% - низкий уровень

23% - средний уровень

0% - высокий уровень

Сравнение предметов по ширине

84% - низкий уровень

16% - средний уровень

0% - высокий уровень

Сравнение предметов по высоте

66% - низкий уровень

34% - средний уровень

0% - высокий уровень

Полученные данные помогли мне выделить следующие задачи для работы:

  • Развивать у детей полноценное восприятие предметов окружающей среды, знакомить с разнообразными свойствами предметов – цветом, формой, величиной;
  • Формировать элементарные представления о количественных соотношениях (много-мало, один-много);
  •  Учить сравнивать предметы по длине, ширине, высоте;
  • Составить картотеку игр на знакомство с цветом, формой, величиной;
  • Изготовить соответствующие игры.

Наметив задачи, я составила перспективный план работы с детьми, распределила по месяцам, учитывая связь с другими разделами (см. приложение №2).

Исходя из тематики игр, я выделила несколько видов заданий:

1. Задания на выполнение предметных действий.

  1. Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета.

Цель: формирование простейших приемов установления тождества и различий величин, формы, цвета, фиксация внимания детей на свойствах предмета.

Материал: однородные предметы двух величин, пяти форм, семи цветов.

  1. Размещение вкладышей разной величины, формы в соответствующие отверстия.

Цель: выработка умений соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов.

Материал: большие и маленькие вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм.

2. Элементарная продуктивная деятельность.

  1. Выкладывание мозаики различной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием.

Цель: фиксация внимания детей на том, что величина, цвет и форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения.

Материал: мозаики разной величины, формы, цвета.

  1. Рисование красками.

Цель: закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи знакомых предметов.

Материал: краски и разноцветные листы бумаги.

  1. Лепка.

Цель: учить передавать цвет, форму и величину предметов при помощи глины или пластилина.

Материалы: глина, доска для лепки, стеки.

      По каждому виду заданий я проводила по несколько занятий, на каждом занятии я изменяла условия выполнения задания, постепенно усложняя.

При проведении занятий и дидактических игр я использовала различные методы и приемы, т.к. от правильности выбранного метода и приема зависит результат работы, т.е. насколько правильно и точно ребенок усвоит данный материал. Например: знакомство с попугаем начинается с того, что дети знакомятся с обитателем уголка, рассматривают его (наглядно); сравнивают с игрушечным; выделяют части тела. Показ сопровождается словесным объяснением: «это лапки», «какие они?» (цепкие, серого цвета). Данный метод НАБЛЮДЕНИЕ предпочтительнее использовать на прогулках и предметных занятиях по наблюдению за живыми объектами.

При рассматривании предметов необходимо предлагать детям сравнивать предметы по форме, цвету, величине, материалу, формировать предметы по различным признакам, назначению. Например: «Стол, стул, шкаф. Назови одним словом.» или «назови овощи - …».

На занятиях я опиралась не только на зрение ребенка, но и на:

  • Слух (например: предложить детям послушать как шуршат листья, дует ветер, поют птицы).
  • Обоняние (дать понюхать как пахнут овощи, фрукты).
  • Осязание (дать потрогать на ощупь какой-либо предмет).

Результаты наблюдений необходимо использовать в продуктивной деятельности, например: после рассматривания овощей или фруктов предложить детям нарисовать или слепить рассмотренные овощи или фрукты.

Постепенно содержание занятий, связанных с наблюдениями усложняется, выбираются более сложные объекты для наблюдений.

На занятиях кроме показа предметов можно использовать показ изображения предмета.

На своих занятиях я использую показ хорошо знакомых детям предметов. Их изображение дается крупным планом и демонстрируется только один предмет. Это дает возможность уточнить и расширить представление детей о знакомых предметах.

Слово для ребенка является источником знаний, а поэтому речь воспитателя должна быть образной, эмоционально выразительной и доступной детям. Например: дети лучше усвоят и поймут сказку, стихотворение, если воспитатель будет не читать, а рассказывать. Рассказы воспитателя дети любят больше, чем чтение. Мы рассказывали произведения К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, К. Чуковского, С. Маршака, Б. Житкова, В. Бианки, Е. Чарушина.

В свободное от занятий время проводятся индивидуальные беседы, предметом которых являются объекты, воспринимаемые ребенком в данный момент. Например: о кукле, о коне, о дождике.

На занятиях необходимо организовывать и практические действия, способствующие усвоению знаний, овладению умениями и навыками. Действуя с предметами, ребенок узнает их особенности и свойства. Например: ребенку предлагается собрать пирамидку, собирая ее ребенок понимает, что каждое последующее кольцо должно быть меньше предыдущего. При использовании практических упражнений необходимо постепенно усложнять задания. Например: сегодня ребенок собирает пирамидку из 3 колец, затем из 5, затем из 7 и т.д.

На занятиях я часто использую игровой прием и игру, так как в игровой форме ребенок лучше усваивает необходимый материал. Играя, ребенок изучает цвет, форму, величину. Благодаря использованию игровых приемов на занятиях у детей воспитывается сообразительность, инициатива.

В группе используется игровой прием для привлечения внимания детей, повышения их интереса к деятельности. В качестве игрового персонажа могут выступать куклы, животные – игрушки, сказочные персонажи.

Заучивание стихов не вызывает у детей эмоционального отклика, дети не любят учить стихи.

Стихи А. Барто мы учим следующим образом. Нескольким детям было предложено взять красный флажок и пройтись по группе, пока читается стих. На последних словах дети поднимают флажок и машут им. Стихотворение повторяется с другими детьми.

В форме игры можно планировать занятия по формированию элементарных математических представлений, где несколько игр связаны между собой определенной дидактической задачей.

Формируются элементарные математические представления на занятиях, а закрепляются как правило в игре. Но ведь игра не только удовольствие и радость для ребенка, что важно и нужно. Игры могут развивать ребенка,  развивать внимание, память, мышление, воображение, в конечном счете, игры помогают подготовиться к обучению в школе.

В процессе этих игр формируются математические представления, а именно для детей младшей группы:

  • Количественные отношения (много, мало, больше, меньше, столько же);
  • Умение различать геометрические фигуры;
  • Умение формировать предметы по признакам (сначала только по форме или размеру, потом по форме и по размеру);
  • Умение устанавливать простейшие закономерности (порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру).

Для детей средней группы:

  • Количественные отношения (равенство или неравенство, выраженное числами, по размеру: ширине, длине, высоте);
  • Умение обобщать 3-5 предметов по величине, количеству (такое же, тоже по 4, всех по 4);
  • Умение нахождения и применения способа определения формы, величины геометрических фигур (такой же формы, размера, цвета) по образцу, а затем по словесному описанию;
  • Умение выделять, называть структурные элементы геометрических фигур: угол, сторона; тут же и формы предметов: круглый, квадратный, треугольный.

Для детей старшей группы:

  • Отношение и зависимости части и целого (целое больше части, часть меньше целого);
  • Пространственные отношения, определение места нахождения среди объектов окружения;
  • Углубление представлений о структурных элементах геометрических фигур (углы, стороны);
  • Умение классифицировать геометрические фигуры: упорядочение 5-10 предметов по величине.

Свобода личности, развитие ее творческих возможностей во многом определяется умением выразить свои чувства и представления о мире самым различным образом. А для этого надо научить видеть в каждом предмете самые разные его стороны; уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить новый образ. И не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию на решение самых разных задач.

В утреннее и вечернее время можно было проводить развивающие игры. Сначала я давала 2-3 детям набор картонных фигур – моделей (треугольник, круг, квадрат). Затем следует игра: к набору картонных фигур-моделей прилагались карты с начерченными такой же величины контурными изображениями этих же фигур. Дети учились накладывать каждую выбранную фигуру на контурное изображение и убеждались в их совпадении, при этом словесно называлась каждая фигура, например, зеленый треугольник.

Затем для закрепления названий геометрических фигур я использовала игры «Круг, квадрат», «Почини одеяло». 

Я предлагала рассмотреть лист с наклеенными разноцветными фигурами, затем показывала на любую фигуру, например, квадрат большой синий и просила найти еще один большой синий квадрат. Задавала вопрос: «А есть ли еще синий квадрат?». В дальнейшем детям давалось задание с усложнением (см. приложение №7).

Потом просила найти квадраты и других цветов и величины, и другие фигуры и т.д. То есть в процессе игры попутно шло усвоение понятий формы фигуры и ее названия, размеров (больше – меньше), количества. Также спрашивала «Сколько квадратов в этой полоске, сколько треугольников, сколько кругов?».

И закончив с усвоением понятий  (форма, величина, цвет) в игровой форме, переходим к закреплению за конкретной фигурой ее словесного определения, например: маленький красный круг, средний желтый квадрат и т.д.

Затем будет следующий этап: найти нужную фигуру, лишь называя ее местоположение. Например, найти средний синий треугольник (он во второй полоске слева между средним желтым кругом и средним красным квадратом). Более подготовленному ребенку показывается фигура на листе, которую надо назвать полностью, например: маленький желтый круг.

Следующий этап: сказать, в каком по счету ряду или полоске находится фигура. Далее идет усложнение: найти две полоски с одинаковыми желтыми (синими, красными) фигурами, с одинаковыми квадратами (кругами, треугольниками). То же самое задание и для рядов.

Потом идет усложнение задания – найти совпадение уже двух признаков (формы и величины, формы и цвета, величины и цвета).

На материале аппликации я формировала у детей умение создавать ритмические композиции, основанные на правильном чередовании геометрических фигур, например: круг, квадрат через один.

Стихотворение, в котором дана задача на создание простейшей цветной ритмической композиции «Бусы»:

Желтый, красный – мажем клеем.

Желтый, красный – клей смелее.

Желтый, красный – бусы будут.

Желтый, красный – просто чудо!

Также я проводила занятие «Сделай узор» (на коврике, на подносе), где ставилась задачи:

  • умение чередовать геометрические формы и величину (маленький, большой, маленький);
  • чередование двух признаков, например: красный круг – синий квадрат.

На занятиях я всегда давала образец требуемого ритма.

Наряду с задачами на ритмическое расположение элементов на занятиях я давала и симметрическое расположение геометрических фигур.

Как игровая деятельность детей в утреннее и вечернее время – лото с геометрическими фигурами (см. приложение №7). Дети рассматривали карты с геометрическими фигурами и подбирали карточки с такими же и так же расположенными геометрическими фигурами.

Чему же научились дети младшей группы?

  • Узнали основные цвета спектра (красный, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный и белый), научились называть их и находить по названию.
  • Узнали основные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник).
  • Познакомились с понятием «величина». Это выражалось в том, что 3-4 одинаковых предмета разной величины могли расположить в порядке нарастания или убывания, узнали слова «большой», «средний», «маленький».

В конце года я провела повторную диагностику, которая показала, что проведенная мною работа дала положительные результаты - у детей произошли изменения в лучшую сторону.

 

                             

                                                             



ИГРА - ДИАГНОСТИКА

Цель: выявить уровень развития восприятия величины.

Оборудование: набор геометрических фигур (большие и маленькие).

Инструкция: «Покажи мне большие фигуры и маленькие».

Анализ: справился с заданием – высокий уровень,

                не справился с заданием – низкий уровень.

Фамилия, имя ребенка

Первый год обучения

Начало          Конец года

года

Второй год обучения

Начало      Конец года        

года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

ИГРА - ДИАГНОСТИКА

Цель: выявить умеют ли дети сравнивать предметы по высоте.

Оборудование: два домика – высокий и низкий; две елочки – высокая и низкая.

Ход: у высокого домика вырастить высокую елочку, у низкого – низкую. Спросить какая елочка выросла у каждого домика.

Анализ: не справился с заданием – низкий уровень,

                  справился с заданием с помощью взрослого – средний уровень,

                  самостоятельно выполнил задание – высокий уровень.

Фамилия, имя ребенка

Первый год обучения

Начало               Конец года

года

Второй год обучения

Начало           Конец года        

года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

ИГРА - ДИАГНОСТИКА

Цель: выявить умеют ли дети сравнивать предметы по ширине.

Оборудование: широкая и узкая полоска бумаги синего цвета одинаковой длины, а также кораблик и лодочка.

Ход: поставь кораблик на широкую полоску, а лодочку на узкую. По какой полоске плывет кораблик, а по какой лодочка?

Анализ: не справился с заданием – низкий уровень,

                  справился с заданием с помощью взрослого – средний уровень,

                  самостоятельно выполнил задание – высокий уровень.

Фамилия, имя ребенка

Первый год обучения

Начало  года     Конец года

Второй год обучения

Начало года       Конец года        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

ИГРА - ДИАГНОСТИКА

Цель: выявить уровень развития восприятия формы.

Оборудование: 5 карточек с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и по 5 карточек с изображением предметов различной формы: (круглой – мяч, яблоко, арбуз; квадратной – кубик, платок, флаг…).

Инструкция: «Найди предмет такой же формы».

Анализ: 0-1 форма – низкий уровень

                  2-3 формы – средний уровень

                  4-5 формы – высокий уровень.

Фамилия, имя ребенка

Первый год обучения

Начало          Конец года

года

Второй год обучения

Начало      Конец года        

года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

ИГРА - ДИАГНОСТИКА

Цель: выявить умеют ли дети различать понятия: много, мало, один.

Оборудование: 6 машинок, 3 елочки, 1 мячик.

Ход: скажи мне, сколько каких игрушек у меня на столе?

Анализ: не справился – низкий уровень;

               справился с заданием с помощью взрослого – средний уровень,

               самостоятельно выполнил задание – высокий уровень.

Фамилия, имя ребенка

Первый год обучения

Начало          Конец года

года

Второй год обучения

Начало      Конец года        

года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

ИГРА - ДИАГНОСТИКА

Цель: выявить уровень развития восприятия цвета.

Оборудование: 4 книжечки (зеленого, красного, синего, желтого цветов) и 4 дверцы таких же цветов.

Инструкция: «Найди для каждого домика свою дверцу».

Анализ: 0-1 – низкий уровень

                2-3 – средний уровень

                4 цвета – высокий уровень.

Фамилия, имя ребенка

Первый год обучения

Начало года        Конец  года

Второй год обучения

Начало года        Конец года        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

ИГРА - ДИАГНОСТИКА

Цель: выявить уровень восприятия величины.

Оборудование: конструктор «Лего», игрушка зайчик, медвежонок.

Ход: сделай дорожку любой длины, а теперь сделай дорожку длиннее предыдущей. На длинную дорожку поставь медвежонка, на короткую – зайчика. Кто по какой дорожке идет?

Анализ:   не справился – низкий уровень;

                  справился с заданием с помощью взрослого – средний уровень,

                  самостоятельно выполнил задание – высокий уровень.

Фамилия, имя ребенка

Первый год обучения

Начало  года       Конец года

Второй год обучения

Начало года     Конец года        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

 

Игры на знакомство с цветом предмета помогут научить детей различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Эти игры содержат два типа обучающих задач:

  1. Задачи на целенаправленное различение цветовых тонов.
  2. Задачи на правильное называние цветов.

Решение задач первого типа связано с тем, что окраска предметов выполняет роль сигнала к действию или его запрету. Ребенок сравнивает и выбирает предметы по их окраске. Воспитатель показывает детям рациональные приемы сравнения цветовых тонов друг с другом. Использование таких приемов ведет к формированию устойчивого зрительного образа цветового тона, который позволяет ребенку правильно различать цвета предметов в самых разных условиях.

Задачи второго типа отличаются тем, что, решая их, дети находят нужные предметы по цвету и учатся правильно обозначать словом цветовые тона. Правильное называние цветов является условием игрового общения со сверстниками и взрослыми. Цветовое восприятие малыша поднимается на более высокий уровень, если в повседневной деятельности он будет активно называть цвета.

Очень важно, чтобы различение цветовых тонов было значимо для самого ребенка. Поэтому знакомство с цветом следует связывать с активными действиями детей и с привлекательными для них предметами. В одних случаях цвет может выполнять роль сигнала, побуждающего к определенным игровым действиям, в других различение цветов может стать условием получения привлекательного предмета.

 Но во всех случаях различение и называние цветов служат условием игрового общения.

Чтобы малыши успешно различали цветовые тона, необходимо соблюдать следующие требования к материалам и игрушкам:

  1. Предметы должны быть привлекательными для ребенка, вызывать эстетическое отношение.
  2. Они должны быть окрашены в чистые цветовые тона средней светлоты и яркости.

Этим требованиям отвечают игрушки и пособия, изготовленные из шелка, пластмассы, картона, дерева, металла.

В распоряжении воспитателя должны быть следующие материалы: разноцветные флажки, цветные ленты, полоски цветной бумаги, цветные кружки на подвесках, одноцветные пирамидки с толстыми кольцами, настольная игра «Цветные коврики», цветные коробочки и миниатюрные игрушки, окрашенные в чистые тона.

Перечень игр на знакомство с цветом предмета:

  1. К кукле пришли гости
  2. Занимательная палитра
  3. Игрушки
  4. Найди палочку
  5. Одень мишку
  6. Полосатые коврики
  7. Помоги Буратино
  8. Разноцветные ежики
  9. Светофор
  10.  Соберемся на прогулку
  11.  Улетающие шары
  12.  Цветные круги
  13.  Цветные фоны
  14. Воздушные шары
  15. Курочка и цыплятки
  16. Грибочки и елочки

Трехлетние дети обычно рассматривают предмет и руками и глазами одновременно. Они не умеют рассматривать предметы, находящиеся на расстоянии, т.е. не отдают себе отчет в том, что видят. Взглянув на предмет, ребенок тут же отворачивается от него. Если взрослый возвращает внимание ребенка к этому предмету, малыш задерживает взгляд на какой-нибудь его части (выступ, углубление, острый угол и пр.). Этим обычно и ограничивается его зрительное знакомство с новым предметом.

Все это говорит о том, что зрительное восприятие формы у маленьких детей фрагментарно, несовершенно и неосознанно. Неосознанность воспринимаемого является серьезным препятствием для построения отчетливых зрительных образов формы объекта. Непонимание строения и пропорций формы задерживает развитие ребенка. Не выделяя форму предметов как существенный признак, малыш с трудом овладевает действиями с этими предметами, бытовыми и практическими навыками. Его руки действуют неловко, плохо приспосабливаются к форме предметов, часто роняют их, а если и удерживают, то неудобным способом.

Задача воспитателя – помочь детям овладеть рациональными приемами зрительного обследования формы предметов, научить их целенаправленному рассматриванию. Успешнее всего эта задача достигается с помощью интересных и занимательных для малышей обучающих игр.

В предлагаемых играх содержатся следующие условия, необходимые для успешного формирования целенаправленного зрительного восприятия формы предметов. Во-первых, в них создается ситуация, в которой возникает необходимость внимательно рассмотреть предмет и выделить его форму. Такая ситуация возникает благодаря тому, что рассматривание становится условием игрового общения детей друг с другом и с воспитателем. Во-вторых, в этих играх дети обучаются рациональным приемам зрительного обследования формы. Суть их состоит в следующем. Предлагая ребенку рассматривать предмет со всех сторон, взрослый побуждает его к согласованному движению глаз и руки по контуру формы. Своеобразие этого приема заключается в том, что рука ребенка, обводя контур предмета, как бы ведет за собой его взор.  

Перечень игр на знакомство с формой предмета:

  1. Геометрическое лото
  2. Круг, квадрат
  3. Кто где живет
  4. Найди предмет такой же формы
  5. Почини одеяло
  6. Составь целое из частей
  7. Что катится, что не катится
  8. Чудесный мешочек

Уже в младшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей умение воспринимать величину предметов путем сравнения их по длине, ширине и высоте. Ведь именно в эти годы у ребенка пробуждается интерес к предметному окружению, стремление активно действовать с предметами и управлять ими.

В педагогической практике знакомство с качествами величины, как правило, осуществляется на занятиях с использованием распространенных игровых приемов.

В дополнение к этим приемам мы проводим игры, направленные на развитие четкого и осознанного восприятия величины и ее признаков.

В большинстве этих игр используются народные игрушки – пирамидки, матрешки, мисочки-вкладыши и другие деревянные игрушки, отдельные детали и части которых отличаются только размером. Эти игрушки учат сравнивать и соизмерять предметы по высоте, ширине, а иногда и в разных пространственных измерениях одновременно.

Целью проведения этих игр в младшей группе является выделение величины как значимого признака предмета и развитие способности устанавливать ярко выраженные различия в высоте, длине и ширине.

Перечень игр на знакомство с величиной предмета:

  1. Большие и маленькие
  2. Комната для трех медведей
  3. Кто где спит
  4. Кто скорее свернет ленту
  5. Построй башню
  6. Спрячь матрешку

Дошкольный возраст - особый период в развитии личности. В этот период память и воображение по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Но, начиная работать с детьми, я столкнулась с тем, что у детей очень слабо развиты фантазия, воображение, логическое мышление, память. Ребята закомплексованы, боятся и не умеют общаться, на вопросы отвечают очень «бедным» языком. Поэтому главной задачей в моей работе стало формирование культуры общения, поведения, чувств, развитие воображения и мышления. В решении этой задачи мне помогли методики ТРИЗ и приёмы мнемотехники.

Одно из главных требований в этих методиках - это непринуждённая форма ведения занятий. С детьми во время занятий я стараюсь общаться на равных, принимая во внимание все ответы детей (верные и нет), не подавляя активность и желания ответить на вопросы. Потому что самая надёжная и естественная связь в общении - это «взрослый» и «взрослый». Она является воплощением демократического стиля общения, так важного для полноценного развития ребёнка, развития его творческих способностей. В начале детям было трудно войти в состояние «взрослого», в этом помог нам вспомогательный персонаж занятия « Гномик ». Гномик - он маленький, а маленькому можно передать свой опыт и от этого чувствовать свою значимость. Это укрепляет в ребёнке позицию «Взрослого»  и он постепенно привыкает думать, размышлять, рассуждать и находить решение проблемы вместе со мной (воспитателем) на равных. На занятия к нам приходит сказочный персонаж - посредник между взрослым и ребёнком. Все вопросы и задачи задаёт детям маленький сказочный человечек, что очень стимулирует детей. Когда взрослый задаёт детям вопросы, ставит перед ними проблему - это слабо стимулирует речевую и мыслительную активность ребёнка, т. к. дети понимают, что взрослому известны ответы на вопросы и они отвечают поверхностно, односложно. Другое дело объяснить «маленькому». По существу меняется форма организации деятельности детей, это не просто занятие, это встреча с другом, игра, приключение. Такие занятия сняли с детей комплексы, чувство неуверенности, зажатости, повысилась значимость ребёнка в собственных глазах, что к концу года дало хорошее развитие фантазии и творчества.


Все игры и занятия с использованием логических блоков Дьенеша можно использовать в работе с детьми разного возраста, в зависимости от уровня их развития. Задания в играх можно упрощать или усложнять, используя меньшее или большее количество признаков фигур и, в соответствии с этим, меньшее или большее количество элементов набора. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм, цвета, то их можно использовать в работе с детьми, начиная с раннего возраста.

В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей я предусмотрела, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования геометрическими фигурами. Я предоставляла детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Дети использовали их по своему усмотрению в различных видах деятельности. В процессе манипуляций с блоками мы установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Работу по формированию сенсорных способностей я начала со знакомства с формой, затем с цветом. И, соответственно, предлагала детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству). Когда ребенок легко и безошибочно справлялся с заданием определенной ступени, я предлагала игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами.

Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от уровня развития каждого ребенка, можно объединять или исключать некоторые этапы.

Формы организации работы с логическими блоками:

  1. Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
  2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
  3. Вне занятий, в развивающей среде группы (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).


Палочки Кюизенера доступны для работы с детьми уже с трех лет. Занятия с их использованием желательно проводить в системе, чтобы дети не теряли приобретенные навыки.

Счетные палочки интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это дает возможность упражнять ребят в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую.

В ходе игры и игровых занятий дети знакомятся с величиной, геометрическими фигурами, упражняются в ориентировке в пространстве. В процессе моделирования ребенок замещает конструкцией из палочек реальный предмет (дом, дерево, человека и т.д.) с помощью творческого воображения, на основе которого формируется творческое мышление. Без этих качеств немыслима деятельность человека любой профессии.

Игры и упражнения с палочками воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотоколлаж с методическими рекомендациями "Проектирование образовательного процесса по теме "Цветы вокруг нас" в условиях созданной предменно - развивающей среды"

Представленные материалы  познакомят педагогов со способами организации образовательной деятельности  в соответствии с ФГТ  по теме "Цветы вокруг нас,  продемонстрируют вариант пос...

Учебно-методическое пособие «Звучащий мир вокруг нас»

Исследовательские игры для старшего дошкольного возраста...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»АВТОРЫ ПРОЕКТА: дети, родители воспитатель – ИВАЩЕНКО ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА ГБОУ 762 общеразвивающего вида. ...

Собственная методическая разработка,Конспект.Тема:"Интересное вокруг нас"

Цель: закрепить представление о воде и ее свойствах, используя различные приемы работы; труд, психогимгнастика, экспериментирование.Задачи:• Активизация словаря: стремительный, могучий, неторопливое, ...

Методическая разработка проекта «Я в мире, мир вокруг меня»

Система дошкольного и дополнительного образования по экологической направленности должна быть ориентирована на становление базиса экологической личностной культуры дошкольника и установившимся традици...

«Я В МИРЕ, МИР ВОКРУГ МЕНЯ…»(методическая разработка проекта)

Содержание Введение ……………………………………………………………………..3Теоретическое обоснование метода проектов…..........................................5Методическая разработка проекта «Я в мире, мир вокруг меня».…...

Методическая разработка ботанической экскурсии "Лекарственные растения вокруг нас" для воспитателей.

Экскурсия – это увлекательная форма работы педагога с детьми, в ходе которой воспитанники учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать. Следовательно, экскурсия как форма обучения решает...