Непосредственная образовательная деятельность по вариативной программе «Наш дом Приморье» Тема « Лотос- символ Кировского района»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Абушенкова Светлана Сергеевна

Непосредственная образовательная  деятельность

по вариативной программе «Наш дом Приморье»

Тема: Красная Книга Приморья. Лотос- символ Кировского района

Цель: Познакомить детей с растениями Приморья и Символом Кировского района - лотосом. Расширять представления о Красной Книге. Воспитывать любовь к родной природе, экологическую культуру. Показать многообразие, красоту окружающего мира.

Задачи:

- познакомить детей с реликтовым растением - лотосом; дать представления о его особенностях, значении в жизни человека;

- развивать познавательную активность в ходе экспериментальной деятельности;

- развивать коммуникативные навыки (умение внимательно слушать вопрос, рассуждать, делать предположения, основываясь на имеющихся знаниях и новой информации) ;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lotos.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное казенное учреждение

«Основная общеобразовательная школа» с.Комаровка

Непосредственная образовательная  деятельность

по вариативной программе

«Наш дом Приморье»

           Тема « Лотос- символ Кировского района»

                                                                                                                                              :

                                                                                                                                             

                                                                 воспитатель Абушенкова С.С

 

Тема: Красная Книга Приморья. Лотос- символ Кировского района

Цель: Познакомить детей с растениями Приморья и Символом Кировского района - лотосом. Расширять представления о Красной Книге. Воспитывать любовь к родной природе, экологическую культуру. Показать многообразие, красоту окружающего мира.

Задачи:

- познакомить детей с реликтовым растением - лотосом; дать представления о его особенностях, значении в жизни человека;

- развивать познавательную активность в ходе экспериментальной деятельности;

- развивать коммуникативные навыки (умение внимательно слушать вопрос, рассуждать, делать предположения, основываясь на имеющихся знаниях и новой информации) ;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Материал к занятию:

-ноутбук;  фото-пазлы с изображением цветов; лепестки на каждого ребенка, свеча на каждого ребенка, таз с водой,  цветок лотоса для игры,  спортивное оборудование для создания полосы препятствий, фоновая запись,

Ход занятия:

1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о…. А о чем мы будем вести беседу вы узнаете, если сложите эти пазлы.

(предлагает детям собрать пазлы с изображение цветов дальневосточной природы) .

Воспитатель: О чем будет сегодня наш разговор?

Дети: О цветах.

Воспитатель: Эти цветы растут в Приморском крае, они занесены в Красную книгу края, у каждого цветка имеется свое название, но у всех цветов общее строение (есть корень, стебель, листья, цветок), растения различаются по строению цветка, разновидностью стебля и листьев, имеют разные виды корней, люди составляют Книгу легенд об этих цветах) .

Воспитатель: (обращает внимание на собранные пазлы с лотосом)

А что вы можете рассказать об этом цветке?

(Дети предполагают что это кувшинка, похож на лилию и др.)

Воспитатель: Предположения все разные. Вы хотите о нем узнать побольше?

2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.

Воспитатель: Как нам это сделать?

Дети: Можем спросить у взрослых, посмотреть в энциклопедиях, посмотреть телевизор…

Воспитатель: Все это верно. А я вам предлагаю отправиться в гости к самой Хранительнице дальневосточной природы. Она наверняка много знает об этом цветке. Как, согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Возьмите с собой фотографию незнакомого цветка, что бы Хранительница вам о нем рассказала.

Предлагает детям встать в круг, положить руки друг другу на плечи, выполнять движения по тексту.

К Хранительнице природы

Попасть совсем легко.

Лететь, ползти не надо

И ехать далеко…

Закрой глаза и сделай шаг,

Теперь в ладоши хлопни так:

Один хлопок, еще хлопок-

Сихоте-Алиня вот отрог.

На сопках там багульник, видишь?

Шумит тайга. Её ты слышишь?

Над ней синеют небеса-

Откройте поскорей глаза!

Во время, «путешествия» детей, воспитатель перевоплощается в Хранительницу дальневосточной природы- надевает на голову венок из цветов и набрасывает на плечи платок.

3. Решение проблемы

Хранительница: Здравствуйте! Вы кто такие и откуда? Зачем пожаловали в мои владения?

Дети: Мы хотим узнать все об этом цветке (показывают фотографию лотоса) .

Хранительница: Этот цветок- чудо нашей дальневосточной природы, его ускользающая жемчужина. Называется он лотосом, а точнее – лотос Комарова, по имени знаменитого исследователя нашего края. Лотос является символом нашего Кировского района. Этот цветок растет в водоемах. Путь к нему не близкий. Вы готовы идти к этому цветку?

Дети: Да.

Хранительница: Но прежде хочу у вас спросить- знаете ли вы правила поведения в природе?

Проводится игра «Передай цветок». Детям предлагается встать в круг и передавать цветок лотоса (сделанный оригами, при этом называя правила поведения в природе

Хранительница: Вижу, знаете как себя вести. Теперь можно и в дорогу отправляться.

Дети вместе с Хранительницей отправляются к озеру с лотосами, преодолевая препятствия- «кочки», «упавшее бревно», «тонкий мостик» и др. По ходу продвижения звучит музыкальное сопровождение.

Дети останавливаются около импровизированного озера-  монитор.

Хранительница: Вот мы с вами и пришли. Давайте полюбуемся этим прекрасным цветком.

Предлагает детям присесть на стульчики перед экраном. Демонстрация презентации о лотосе.

Хранительница: (читает стихотворение о лотосе)

Там, где дорога уходит в поля,

Озера синий платок.

Розовой прелестью, словно заря,

Манит всех лотос цветок.

Лотос – загадочной древности цвет,

Он, как лампада, горит.

Древних веков посылает привет,

Тайны Востока хранит.

Хранительница: Нравится вам цветок. Лотос –очень древнее растение. Его возраст более 100 мил. лет. Он видел динозавров и ящеров, гигантские папоротники и пережил ледниковый период. Таким прекрасным он явился в наш мир. Лотос – растение водное. Его корень находится глубоко в отложении ила. Длинный стебель, побираясь через толщу воды, выносит на поверхность дивный цветок. У лотоса есть свои секреты. Хотите о них узнать?

Дети: Да.

Хранительница: Вот перед вами наш лотос. Каждый лепесток- это его секрет. А вот и мой лепесток-секрет о лотосе. (Цветки обладают несильным, но приятным ароматом. Лепестки меняют свой цвет от белого в начале дня до розового к полудню. Плоды представляют собой орешки, образующиеся в углублениях цветка. Плод лотоса так и называется - многоорешек. Семена эти съедобны. В странах Азии из них готовят конфеты, вываривая орешки в сахаре. готовят заменитель кофе. Из корней готовят муку. Стебли лотоса ядовиты. Китайцы делают из него более 300 видов лекарств, а также, употребляют в пищу. Но для этого необходимо знать, какие части растения и в какое время следует использовать.) Лотос полезное растение- лекарь, пекарь, кондитер.

 (проведение эксперимента) Подойдите к столу и возьмите по одному лепестку. Теперь натрите одну сторону свечой. Опустите лепесток в воду. Что заметили?

Дети: Сторона, которая не была натерта свечой, стала мокрой. Сторона, которую мы натерли свечой, оказалась сухой. С нее скатывались капельки воды.

Хранительница: Это секрет лотоса. Его нежные лепестки покрыты тонким слоем воска, и поэтому, проходя через ил и толщу воды, лотос всегда остается чистым. У многих народов лотос-символ чистоты сердца и ума.

Лотос приспособился к нашим дальневосточным условиям, стал морозостойким растением. Обычно слой ила, в котором зимуют корневища, не промерзает и температура придонного слоя воды не опускается ниже +4 С. Это тоже секрет лотоса.

Ученые открыли поразительный факт: в ночь перед тем, как распуститься, бутон лотоса неожиданно нагревается… На следующие сутки, если ночью теплеет, эта естественная "печь" убавляет обороты, но температура бутона остается неизменной, почти человеческой - 35 градусов. Подобный трюк, "придуманный" лотосом, помогает и самим насекомым. Когда поутру бутон вновь раскроется, пчела или жук, отогревшись за ночь, бодрехонько вылетают оттуда, (показ слайда с насекомыми на лотосе). Лотос-естественная печка. И это тоже его секрет.

Лотос меняет свое положение вслед за солнцем И это тоже секрет лотоса.

Физминутка Давайте с вами представим, что мы лотосы. (Под спокойную музыку проводится.)

Раз, два, три – выросли цветы     (сжимать и разжимать кисти рук) .

К солнцу тянут лепестки. (поднять руки через стороны вверх, сложив ладошки в виде «бутончика»)

Солнцу улыбнулись, за ним повернулись. (повороты туловища в стороны, руки с «бутончиком» вверху) .

Лучик лепестков коснулся- лотос миру улыбнулся! (медленно открывать «бутон» и опустить руки через стороны вниз)

Хранительница: Вот сколько секретов у лотоса. Этот цветок занесен в Красную книгу России и Приморского края, является символом Кировского района. Подумайте, почему его нужно оберегать (предлагается детям самостоятельно определить причины, по которым лотос нужно охранять)

(Предполагаемый ответ) : Лотосу приходится трудно. Нередко гибнут его цветы в букетах любителей экзотики. Редеют лотосовые поля и тогда, когда уходит влага при осушении земель. Питательные корневища растения с удовольствием поедает разная местная живность, особенно дикие свиньи («даже у навозного жука есть желание поесть меда из лотоса», — гласит бенгальская поговорка). Да и домашний скот не проходит мимо аппетитных стеблей и корневищ лотоса.)

Лотос - прекрасное чудо планеты.

Стал исчезать он не с этого лета.

Этот красивый нежный цветок

Ярко сияет как огонек.

Люди жилища им украшали,

В пищу когда-то его потребляли.

И, наконец, стал известен он всем …

Быстро исчез, малочислен совсем.

Хранительница: Сегодня вы многое узнали. А что бы не забыть все новое, предлагаю все зарисовать.

У многих народов есть легенды о лотосе. И в наших краях ходят о нем легенды…

(Рассказ Хранительницы прерывают встревоженные голоса птиц (фоновая запись)

Хранительница: К сожалению, нам придется расстаться. Что-то случилось и меня зовут. А на память о нашей встрече, я дарю вам книгу «Легенды лотоса», а ваши «секреты» сложите в шкатулку, расскажите всем о замечательном цветке - лотосе.

Предлагает детям встать в круг, положить руки друг другу на плечи, выполнять движения по тексту.

Обратно в детский сад

Попасть совсем легко.

Лететь, ползти не надо

И ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг,

Теперь в ладоши хлопни так:

Один хлопок, еще хлопок-

И вот уж виден наш забор,

За ним наш сад и группа.

Как хороша прогулка наша.

Закончились чудеса – откройте поскорей глаза.

Вовремя возвращения детей в детский сад, Хранительница перевоплощается обратно в воспитателя.

Воспитатель: Рада снова вас видеть. Встречались с Хранительницей? Что нового узнали?

Дети  рассказывают о лотосе.

4. Постановка новой задачи.

Воспитатель: Вам понравилось путешествие. Предлагаю вам нарисовать этот замечательный цветок и дома близким рассказать о нем. Прежде чем мы с вами будем рисовать цветок лотоса, давайте подготовим наши пальчики к работе – проведем гимнастику, (пальчиковая гимнастика) .

Пальчиковая гимнастика «Лотос»

(Пальцы сжаты, ладони соединены пальцами кверху, локти в упоре на столе.)

Лотоса нежные цветки

Распускают лепестки.

(Медленно разводим пальцы и ладони, руки от локтя до запястья прижаты друг к другу.)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

(Дети легко дуют на пальцы (не раздувая щек). Покачивание руками влево, вправо.)

Перед дождиком цветки

Закрывают лепестки,

(Медленно сжать пальцы и сомкнуть ладони.)

Головку наклоняют,

Как будто засыпают.

(Наклонить руки со сжатыми ладонями вперед.

Воспитатель: Теперь возьмите кисточки и приступайте к работе.

Дети работают под спокойную музыку. Воспитатель проводит индивидуальную работу по необходимости.

4. Презентация:

Воспитатель: Какие красивые получились лотосы. Несите их на наше озеро и будем любоваться.

Дети ставят свои работы на импровизированное озеро из ткани. Воспитатель под спокойную музыку читает стихотворение:

Как символ нежной чистоты

В природе лотос расцветает…

От его дивной красоты

Вдруг все как будто замирает…

Подует легкий ветерок,

Бутоны лотоса качнуться,

И в мире звездно-голубом

От длительного сна проснутся.

Прелестно голову склонив,

На воду лепестки роняют,

Как розовые мотыльки

Они над озером летают.

Божественная благодать,

В душе покой и безмятежность…

И чудный лотос дарит вам

Свою любовь, добро и нежность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы. По сюжету русской народной сказки «Маша и медведь». ГБДОУ Д/С №23 Кировского района города Санкт-Петербурга. Воспитателя Краснокутской Любови Алексеевны

Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы.По сюжету русской народной сказки «Маша и медведь».ГБДОУ Д/С №23 Кировского района города Санкт-Петербурга.Воспитателя ...

Презентация к занятию по вариативной программе "Наш дом Приморье" "Лотос - символ - Кировского района"

Лотос является символом нашего Кировского района. Этот цветок- чудо нашей дальневосточной природы, его ускользающая жемчужина.Вид внесен в список редких и нуждающихся в охране видов растений...

Презентация к занятию по вариативной программе "Наш дом Приморье" "Хозяин тайги"

Презентация к конспекту НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие»  вариативная программа «Наш Дом Приморье»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по программе дополнительного образования «Книголюбы». Тема: Сказка-именинница «Аленький цветочек»

    Данное занятие предназначено для детей 6 – 7 лет. Продолжительность занятия  30 минут. Особенность занятия заключается в том, что его тематика связана с юбилейной датой...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы на тему «Государственные символы России»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 8»Теремок» г. Рассказово         Конспектнепосредственно обра...