Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе детского сада. Тема: «Матрёшка — символ России»
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ Детский сад комбинированного вида №7 «Огонек»
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе детского сада.
Тема: «Матрёшка — символ России»
Педагог: Котикова Анастасия Дмитриевна
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе детского сада.
Тема: «Матрёшка — символ России»
Актуальность
Знакомство детей с традиционной русской игрушкой способствует приобщению к национальной культуре, развитию эстетического восприятия и творческих способностей. Матрёшка как символ России помогает формировать патриотические чувства и уважение к народным промыслам.
Цель
Формирование представлений о русской матрёшке как о символе народного творчества и части культурного наследия России.
Задачи
Образовательные:
- Познакомить детей с историей возникновения матрёшки.
- Расширить знания о видах росписи матрёшек.
- Формировать умение выделять характерные особенности игрушки.
Развивающие:
- Развивать эстетическое восприятие и художественный вкус.
- Совершенствовать изобразительные навыки.
- Развивать мелкую моторику и творческие способности.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к народному искусству.
- Формировать чувство гордости за народное творчество.
- Воспитывать уважительное отношение к традициям.
Предварительная работа
- Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшек.
- Чтение сказок и стихов о матрёшке.
- Знакомство с элементами народной росписи.
- Просмотр презентации «Матрёшка — душа России».
Материалы и оборудование
- Набор матрёшек разных видов.
- Образцы росписей.
- Краски, кисти, стаканчики для воды.
- Листы бумаги с контуром матрёшки.
- Музыкальные записи русских народных мелодий.
- Сундук.
Интеграция образовательных областей:
- Познание.
- Социализация.
- Художественное творчество.
- Коммуникация.
- Музыка.
- Физическая культура.
Ожидаемые результаты
- Дети познакомятся с историей матрёшки.
- Научатся различать виды матрёшек.
- Освоят элементы традиционной росписи.
- Проявят творческие способности в рисовании.
- Сформируют уважительное отношение к народному искусству.
Ход образовательной деятельности
- Организационный момент стоя в кругу
Приветствие «Мой друг»
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
- Вводная часть
Воспитатель: Дети, садитесь поудобнее. Смотрите у меня здесь сундучок стоит. Его подарила мне моя бабушка и велела его беречь, потому что в нем спрятано диво дивное, диво чудесное и расписное. Вот я, ребята, его и берегу! Ребята, как вы думаете - что в нём?
Дети: …
Воспитатель: хотите узнать? Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её.
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша….
Дети: Матрешка, русская матрешка!
- Основная часть
Воспитатель: Конечно, матрешка! А хотите я расскажу вам откуда же пришла наша русская матрёшка?
Появилась первая матрёшка в России 120 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка девочки с петухом в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!», так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю встань и немножко отдохнуть.
Физкультминутка «Матрёшки»
Мы весёлые матрёшки (Хлопают в ладоши)
Хлопают в ладошки дружные матрёшки (Продолжают хлопать)
На ногах сапожки (Руки на пояс, поочерёдно выставляют ногу на пятку вперёд)
Топают матрёшки (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись (Наклоны телом влево-вправо)
Всем знакомым поклонись (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрёшки расписные (Руки к плечам, повороты туловища направо-налево)
В сарафанах ваших пёстрых (Продолжают повороты)
Вы похожи словно сёстры
Ладушки, ладушки, весёлые матрёшки (Завершающие хлопки в ладоши)
Воспитатель: какие вы молодцы, садитесь на места, а я вам расскажу, о там какие бывают матрешки.
Наиболее известны три вида матрёшек.( Показ наглядного материала)
Семёновская матрёшка.
Воспитатель: в городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название - Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. А на голове у матрешки что?
Дети: Платок.
Воспитатель: платок завязан как?
Дети: на узелок.
Воспитатель: дети, посмотрите и скажите - какие цвета в росписи используют художники?
Дети: жёлтый, зелёный, малиновый, красный.
Воспитатель: Молодцы!
Сергиев – Посадская матрешка.
Воспитатель: Сергиев – Посадские матрешки одеты в яркий платок, кофточку с узором и в сарафан. Они всегда что-то держат в руках то корзину, то курицу.
Воспитатель: дети, посмотрите и скажите - какими цветами раскрашена матрёшка?
Дети: желтый, красный, синий.
Воспитатель: Конечно, вы совершено правы!
Полхов - Майданская матрёшка.
Воспитатель: у этих матрёшек нет платка с завязанными концами и фартука. Вместо этого – условный овал, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, какими по характеру могут быть Матрешки?
Дети: веселые, озорные, игривые, радостные, праздничные, добрые, ласковые.
Воспитатель: У каждой матрешки есть автор и живут они в разных городах. И матрешек они расписывают разных и даже на мотив русских народных сказок. Дети, посмотрите и назовите: на мотив каких сказок расписаны эти матрешки?
Дети: «Репка», «Теремок».
Воспитатель: Ребят сейчас мы с вами, сами будем создавать своих матрешек как настоящие мастера, и я приглашаю вас на фабрику по росписи матрешек. Проходите на свои места, садитесь правильно: спинка ровная, коленки под столом дружат, рукава засучены (поощрять детей за проявление творческой активности, напоминать про осанку и про правила работы с кистью).
Воспитатель: перед началом работы проведем пальчиковую гимнастику.
«Матрёшечки»
Дуйте в дудки, (Имитируем игру на дудочке)
Бейте в ложки, (Хлопаем в ладоши)
В гости к нам пришли матрёшки. (Шагаем пальчиками обеих рук по столу)
Ложки деревянные, (Вытягиваем обе руки, сложенные «ковшиками» вперёд)
Матрёшечки румяные. (Качаем головой, поднеся руки к щёчкам)
Воспитатель:
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
(не громкое включение русской-народной мелодии)
Воспитатель: Молодцы! Очень красиво расписали матрешек, каждая Матрёшка хороша по-своему и они символизируют любовь и дружбу. Давайте сделаем выставку наших работ (вывесить рисунки на магнитную доску). Вы настоящие мастера!
Рефлексия
- Дети, что на занятие вам сегодня запомнилось? А что больше всего понравилось?
- Что вы можете сказать про матрешек: какие они по настроению?
- Как она появилась, и кто его смастерил?
- Как вы думаете, почему матрёшка стала символом России?
- Какие виды матрёшек вы знаете?
- Чем отличаются разные виды матрёшек?
- Какие узоры любят рисовать мастера на матрёшках?
- А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?
- Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, наша работа сегодня подошла к концу. Мы узнали сегодня много интересного: познакомились с историей, видами и особенностями росписей матрешек, и вы сами расписали шаблоны матрешек. Мне очень понравилось, вы были активными и любознательными, и хочу сказать вам спасибо за такую чудесную выставку матрешек!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе (образовательная область "Познание" и "Физическая культура") "Прогулка в зимний лес".
НОД "Прогулка в зимний лес".Образовательные задачи:1.Уточнить и расширить представление детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, лось, медведь) зимой.2.Обобщить знания детей о типичных повадк...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада. Тема:" Путешествие в сказочную страну".
Конспект непосредственно образовательной деятельности по воспитанию культуры поведения через игру и театрализованную деятельность....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада, тема: «Платье для Зимушки»
Материаль предназначен для детей подготовительной группы, для занятий по творческой мастерской...

План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Cравнение групп предметов. Знак равенства»
Интеграция образовательных областей:· Социально - коммуникативное развитие.· Познавательное развитие.·...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Занятие-досуг «Приключения Буратино в городе» в старшей группе.
Воспитание культуры поведения в обществе и в процессе совместной игровой деятельности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада Тема «Друзья снеговика»
Конспект непосредственно образовательной деятельностив старшей группе детского сада ...

Конспект открытой интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Народные художественные промыслы России»
Конспект открытой интегрированной НОД для детей старшей группы по художественно- эстетическому воспитанию...
