Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе детского сада. Тема: «Матрёшка — символ России»
план-конспект занятия (старшая группа)

Котикова Анастасия Дмитриевна

Конспект занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад комбинированного вида №7 «Огонек»

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе детского сада.

Тема: «Матрёшка — символ России»

Педагог: Котикова Анастасия Дмитриевна


Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе детского сада.

Тема: «Матрёшка — символ России»

Актуальность

Знакомство детей с традиционной русской игрушкой способствует приобщению к национальной культуре, развитию эстетического восприятия и творческих способностей. Матрёшка как символ России помогает формировать патриотические чувства и уважение к народным промыслам.

Цель

Формирование представлений о русской матрёшке как о символе народного творчества и части культурного наследия России.

Задачи

Образовательные:

  • Познакомить детей с историей возникновения матрёшки.
  • Расширить знания о видах росписи матрёшек.
  • Формировать умение выделять характерные особенности игрушки.

Развивающие:

  • Развивать эстетическое восприятие и художественный вкус.
  • Совершенствовать изобразительные навыки.
  • Развивать мелкую моторику и творческие способности.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к народному искусству.
  • Формировать чувство гордости за народное творчество.
  • Воспитывать уважительное отношение к традициям.

Предварительная работа

  • Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшек.
  • Чтение сказок и стихов о матрёшке.
  • Знакомство с элементами народной росписи.
  • Просмотр презентации «Матрёшка — душа России».

Материалы и оборудование

  • Набор матрёшек разных видов.
  • Образцы росписей.
  • Краски, кисти, стаканчики для воды.
  • Листы бумаги с контуром матрёшки.
  • Музыкальные записи русских народных мелодий.
  • Сундук.

Интеграция образовательных областей:

  • Познание.
  • Социализация.
  • Художественное творчество.
  • Коммуникация.
  • Музыка.
  • Физическая культура.

Ожидаемые результаты

  • Дети познакомятся с историей матрёшки.
  • Научатся различать виды матрёшек.
  • Освоят элементы традиционной росписи.
  • Проявят творческие способности в рисовании.
  • Сформируют уважительное отношение к народному искусству.

Ход образовательной деятельности

  1. Организационный момент стоя в кругу

Приветствие «Мой друг»

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

  1. Вводная часть

Воспитатель: Дети, садитесь поудобнее. Смотрите у меня здесь сундучок стоит. Его подарила мне моя бабушка и велела его беречь, потому что в нем спрятано диво дивное, диво чудесное и расписное. Вот я, ребята, его и берегу! Ребята, как вы думаете - что в нём?

Дети:

Воспитатель: хотите узнать? Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её.

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша….

Дети: Матрешка, русская матрешка!

  1. Основная часть

Воспитатель: Конечно, матрешка! А хотите я расскажу вам откуда же пришла наша русская матрёшка?

Появилась первая матрёшка в России 120 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка девочки с петухом в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!», так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю встань и немножко отдохнуть.

Физкультминутка «Матрёшки»

Мы весёлые матрёшки (Хлопают в ладоши)

Хлопают в ладошки дружные матрёшки (Продолжают хлопать)

На ногах сапожки (Руки на пояс, поочерёдно выставляют ногу на пятку вперёд)

Топают матрёшки (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись (Наклоны телом влево-вправо)

Всем знакомым поклонись (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрёшки расписные (Руки к плечам, повороты туловища направо-налево)

В сарафанах ваших пёстрых (Продолжают повороты)

Вы похожи словно сёстры

Ладушки, ладушки, весёлые матрёшки (Завершающие хлопки в ладоши)

Воспитатель: какие вы молодцы, садитесь на места, а я вам расскажу, о там какие бывают матрешки.

Наиболее известны три вида матрёшек.( Показ наглядного материала)

Семёновская матрёшка.

Воспитатель: в городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название - Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. А на голове у матрешки что?

Дети: Платок.

Воспитатель: платок завязан как?

Дети: на узелок.

Воспитатель: дети, посмотрите и скажите - какие цвета в росписи используют художники?

Дети: жёлтый, зелёный, малиновый, красный.

Воспитатель: Молодцы!

Сергиев – Посадская матрешка.

Воспитатель: Сергиев – Посадские матрешки одеты в яркий платок, кофточку с узором и в сарафан. Они всегда что-то держат в руках то корзину, то курицу.

Воспитатель: дети, посмотрите и скажите - какими цветами раскрашена матрёшка?

Дети: желтый, красный, синий.

Воспитатель: Конечно, вы совершено правы!

Полхов - Майданская матрёшка.

Воспитатель: у этих матрёшек нет платка с завязанными концами и фартука. Вместо этого – условный овал, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, какими по характеру могут быть Матрешки?

Дети: веселые, озорные, игривые, радостные, праздничные, добрые, ласковые.

Воспитатель: У каждой матрешки есть автор и живут они в разных городах. И матрешек они расписывают разных и даже на мотив русских народных сказок. Дети, посмотрите и назовите: на мотив каких сказок расписаны эти матрешки?

Дети: «Репка», «Теремок».

Воспитатель: Ребят сейчас мы с вами, сами будем создавать своих матрешек как настоящие мастера, и я приглашаю вас на фабрику по росписи матрешек. Проходите на свои места, садитесь правильно: спинка ровная, коленки под столом дружат, рукава засучены (поощрять детей за проявление творческой активности, напоминать про осанку и про правила работы с кистью).

Воспитатель: перед началом работы проведем пальчиковую гимнастику.

«Матрёшечки»

Дуйте в дудки, (Имитируем игру на дудочке)

Бейте в ложки, (Хлопаем в ладоши)

В гости к нам пришли матрёшки. (Шагаем пальчиками обеих рук по столу)

Ложки деревянные, (Вытягиваем обе руки, сложенные «ковшиками» вперёд)

Матрёшечки румяные. (Качаем головой, поднеся руки к щёчкам)

Воспитатель:

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

(не громкое включение русской-народной мелодии)

Воспитатель: Молодцы! Очень красиво расписали матрешек, каждая Матрёшка хороша по-своему и они символизируют любовь и дружбу. Давайте сделаем выставку наших работ (вывесить рисунки на магнитную доску). Вы настоящие мастера!

Рефлексия

- Дети, что на занятие вам сегодня запомнилось? А что больше всего понравилось?

- Что вы можете сказать про матрешек: какие они по настроению?

- Как она появилась, и кто его смастерил?

- Как вы думаете, почему матрёшка стала символом России?

- Какие виды матрёшек вы знаете?

- Чем отличаются разные виды матрёшек?

- Какие узоры любят рисовать мастера на матрёшках?

- А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?

  1. Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, наша работа сегодня подошла к концу. Мы узнали сегодня много интересного: познакомились с историей, видами и особенностями росписей матрешек, и вы сами расписали шаблоны матрешек. Мне очень понравилось, вы были активными и любознательными, и хочу сказать вам спасибо за такую чудесную выставку матрешек!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе (образовательная область "Познание" и "Физическая культура") "Прогулка в зимний лес".

НОД "Прогулка в зимний лес".Образовательные задачи:1.Уточнить и расширить представление детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, лось, медведь) зимой.2.Обобщить знания детей о типичных повадк...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада. Тема:" Путешествие в сказочную страну".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по воспитанию культуры поведения через игру и театрализованную деятельность....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада, тема: «Платье для Зимушки»

Материаль предназначен для детей подготовительной группы, для занятий по творческой мастерской...

План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Cравнение групп предметов. Знак равенства»

Интеграция образовательных областей:·         Социально - коммуникативное развитие.·         Познавательное развитие.·...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада Тема «Друзья снеговика»

Конспект непосредственно образовательной деятельностив старшей группе детского сада                                ...

Конспект открытой интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Народные художественные промыслы России»

Конспект открытой интегрированной НОД для детей старшей группы по художественно- эстетическому воспитанию...