Презентация опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры
презентация к уроку на тему

Бухлаева Лариса Анатольевна

Презентация опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukhlaeva_patrioticheskoe_vospitanie.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры

В последние годы в системе дошкольного образования произошли серьезные изменения: обновляется содержание образования и воспитания, появилось множество новых программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой ты живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

В связи с этим воспитательно-образовательная работа нашего дошкольного учреждения направлена на:

- воспитание в детях нравственно-патриотических качеств;

- формирование у детей образа героя, защитника своего государства;

- привитие любви к Отечеству и родному краю

- воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину.

Более подробно о системе работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста расскажет коллега.

Я хочу поделиться опытом работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Почему я решила работать над этой проблемой? Потому, что развивая у детей представления о человеке, я в первую очередь обращаюсь к истории и культуре собственного народа. Древние люди говорили, что для абсолютного счастья - человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Работая по данному направлению, поставила перед собой следующие задачи:

  • Приобщение детей к истокам народной культуры.
  • Расширение представления о народных и православных праздниках, традициях и обычаях русского народа.
  • Знакомство детей с русскими хороводами, плясками, обрядовыми песнями к народным праздникам.
  • Формирование желания использовать в речи фольклор (пословицы, потешки, поговорки и т.д.).
  • Расширение интереса к участию детей в народных праздниках.
  • Воспитание желания познавать культуру своего народа через сказки, пословицы, поговорки и т.д.

Воспитание культуры своего народа у ребенка происходит через:

  • народный фольклор (потешки, пословицы, сказки),
  • народные песни, музыкальные инструменты,
  • чтение произведения народного декоративного искусства,

знание народных примет и особенностей быта и труда русских людей.

Изучая культурные традиции своего народа, ребенок погружается в творческий процесс, старается показать все лучшее, что у него есть.

Исходя из этого, я считаю наиболее эффективными следующие формы работы с детьми:

Совместная - творческая деятельность взрослого и ребенка.

Творческая деятельность педагога с подгруппой детей.

Фронтальная: проведение праздников и развлечений.

В своей работе по приобщению детей к истокам народной культуры выделяю несколько этапов:

Первый этап: создание развивающей среды.

В группе создан уголок по патриотическому воспитанию, где ребенок может рассмотреть иллюстрации о городе Самаре, Самарской области, о растительном и животном мире родного края, о военной технике, так же он может рассматривать костюмы богатырей, национальные костюмы, можно воспользоваться дидактическими и настольными играми.

Второй этап: использование народного фольклора. Мы широко используем его во всех его проявлениях (сказки, пословицы, поговорки, загадки, песенки, частушки, хороводы и т.д.).

Главная задача на этом этапе - раскрыть духовный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме, расширять словарный запас детей путем смыслового объяснения незнакомых слов.

Третий этап работы - участие детей в народных праздниках

В нашем детском саду уже стало хорошей традицией отмечать следующие праздники:

Проводы зимы – Масленица проходит с веселыми шутками, играми со скоморохами, пением закличек, угощением детей блинами.

 Праздник пасха проходит с изготовлением атрибутов, росписью яиц и народными играми.

Учитывая этот принцип, всю работу с детьми я провожу в форме бесед, посиделок, различных игр, сказочных путешествий, театрализованных представлений.

Работая с детьми в данном направлении, я не исключаю и работу с родителями, заостряя их внимание на то, что цель для каждого родителя на данном этапе – создать все условия для правильного развития их ребенка. Конечно не все родители активны, но все же некоторые проявляют повышенный положительный интерес. А это уже достижение!

Неоценимый вклад в развитие нравственно-патриотических способностей оказывает взаимодействие с социумом: библиотека, Детская школа искусств.

Таким образом, моя работа по приобщению детей к истокам русской народной культуре имеет положительные результаты:

- у детей расширились знания о многообразии народных праздников и традиций; сформированы первые представления о культуре своего народа;

- обогатился словарный запас народным фольклором – дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни;

- воспитаны патриотические чувства и любовь к Родине, своему народу, к родной природе.

Но мы не собираемся останавливаться на этом и планируем работать в этом направлении и дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

В данном материале обобщается опыт работы  ДОУ № 435 г.Новосибирска по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре....

Мой опыт работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Во все времена для всех поколений важнейшим был вопрос воспитания детей – цель и смысл педагогики. И, как известно, воспитательные возможности народной педагогики бесценны и всегда актуальны, по...

Из опыта работы по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

МБДОУ « Большеберезниковский детский сад «Теремок»     « Приобщение детей к истокам русской народной культуры»...

Обобщение педагогического опыта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники"

Обобщение педагогического опыта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники"...

Выступление из опыта работы «Применение интерактивных игр в приобщении детей к истокам русской народной культуры»

фольклор является очень значимым материалом для духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивающее их социальное развитие и гармоничное формирование их личности в целом....

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Выступление из опыта работы по теме: «Воспитание патриотизма дошкольников через приобщение детей к истокам русской народной культуры», ноябрь 2020 г.

laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину; узнав её, стать подлинным патриотом…»(С. Михалков)Что может заинтер...