Доклад о проделанной работе по патриотическому воспитанию в ДОУ
материал (средняя группа) на тему

Павлуткина Наталья Николаевна
Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств. Патриотическое воспитание начинается довольно рано – в детском саду, с привития любви к малой Родине – месту, где человек родился и живет. Патриотическое воспитание дошкольников направлено на решение широкого круга задач: воспитание любви к семье и родной земле, уважения к труду и результатам труда, к истории и защитникам Родины; ознакомление с государственными символами, народными праздниками и традициями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 13122014.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств. Патриотическое воспитание начинается довольно рано – в детском саду, с привития любви к малой Родине – месту, где человек родился и живет. Патриотическое воспитание дошкольников направлено на решение широкого круга задач: воспитание любви к семье и родной земле, уважения к труду и результатам труда, к истории и защитникам Родины; ознакомление с государственными символами, народными праздниками и традициями.

Для полноценного патриотического воспитания в нашей группе используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей:

  • экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т.д.;
  • рассказ воспитателя;
  • наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе;
  • беседы о родном городе, стране, ее истории;
  • показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
  • прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр.;
  • использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);
  • ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т.д.);
  • знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и пр.;
  • организация тематических выставок;
  • участие в общественных и календарных праздниках;
  • участие детей в посильном общественно-полезном труде.

Эффективно процесс нравственно-патриотического формирования происходит при комплексном использовании средств патриотического воспитания дошкольников: народного искусства, фольклора, детской литературы, музыки, игры и т.д.

Модель интеграции образовательных областей.

Образовательная область "Социализация" (формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств; формирование доступных пониманию дошкольников представлений о государственных праздниках) интегрируется с образовательной областью "Коммуникация" (развитие ситуативно-делового общения со сверстниками во всех видах деятельности) ; с образовательной областью "Познание" ФЦКМ (проявление инициативы в деятельности, в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата) ; с образовательной областью "Чтение художественной литературы" (развитие способности к целостному восприятию текста, в котором сочетаются умение выявлять основное содержание, понимать характеристики героев, несложные мотивы их поступков; с образовательной областью "Художественное творчество" (развитие продуктивной деятельности детей: рисование, лепка, аппликация) ; с образовательной областью "Физическая культура" (формирование у воспитанников потребности в двигательной активности, интереса к физическим упражнениям) ; с образовательной областью "Безопасность" (закрепление умений и навыков безопасного поведения в условиях специально организованной самостоятельной деятельности); с образовательной областью "Труд" (расширение представлений о труде взрослых, о разных профессиях); с образовательной областью "Музыка" (формирование навыков культуры слушания музыки, ритмичного движения в соответствии с характером музыки, развитие навыков пения).

С детьми запланированы и проведены следующие занятия:

Рисование (художественное творчество)

«Веселые матрешки»  (декоративное рисование), «Моя страна» (рисование по замыслу), «Дом, в котором ты живешь», «Самолеты летят»(по замыслу), «Укрась игрушку», «Укрась салфетку».

Аппликация (художественное творчество)

«Цветной домик», «Быстрокрылые самолеты», «Мордовский орнамент».

Лепка

«Вертолет», «Вот поезд наш едет, колеса стучат».

Чтение художественной литературы

«Илья Муромец и соловей разбойник», «Дядя Степа» С.Михалков, «Первый в космосе» В.Баруздин, «Пограничник» С.Маршак, рассказывание русских и мордовских сказок.

Режимные моменты

Беседы «Российская Армия», «Мирные профессии в Армии», «Хлеб-богатство России», «Символика России», «Достопримечательности города Саранска», «Солдаты и их личностные качества», «Защитники Родины», «Четвероногие бойцы», «Народы России», «Богатыри земли русской».

Правильно подобранный мир ближайшего детского окружения – игрушки, игровые зоны, дидактические и настольные игры - дают возможность для развития чувственного восприятия, воображения и фантазии, развития речи детей, обеспечивая их индивидуальное развитие. Игра даёт огромные возможности для реализации накопленного социального опыта ребенка.

       Игры по патриотическому воспитанию дошкольников

Одним из важнейших средств воздействия на ребенка-дошкольника при формировании нравственно-патриотических чувств является игра. Наряду с народными фольклорными играми, способствующими развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей детей, в нашей группе значительное место занимают учебно-развивающие игры.

Дидактическая игра «Герб города»

  1. Материал: фрагменты герба города (обязательно должны быть лишние элементы), карточка с изображением городского герба.
  2. Ход игры: дети по памяти собирают герб родного города, объясняя, что означает тот или иной элемент. В конце самостоятельно проверяют правильность выполнения при помощи карточки-образца.

Дидактическая игра «Путешествие по городу»

  Материал: фотографии (открытки) с изображением достопримечательностей города.

Ход игры: педагог показывает фото детям, дети называют, что изображено.

Дидактическая игра «Продолжи пословицу»

Ход игры: воспитатель говорит начало пословицы, дети - ее продолжение.

Педагогам и родителям необходимо помнить, что полученные в детстве впечатления и чувства нередко остаются определяющими на всю жизнь.

 Накопленный опыт работы педагогами нашего дошкольного учреждения постоянно обобщается и представляется на сайте детского сада.    Было проведено множество мероприятий, формирующих нравственность и патриотизм у воспитанников. В ноябре 2014 года  был проведен конкурс «В стране чудесной поэзии», где дети проявляли себя в чтении стихов о Родине. А воспитанник Кирилл Булычев занял 3 место. С детьми группы была проведена беседа «Моя малая родина». Дети посетили национальный музей детского сада, где участвовали в  фотосессии и с удовольствием позировали в мордовских костюмах. С родителями группы была проведена тоже большая работа по данному направлению. Вниманию родителей предложена фотовыставка «Моя семья»; выставка поделок «Бабушкин сундучок»; выставка детских рисунков «Моя мама лучше всех».  

В своей работе используем различные формы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ. Участие родителей в создании предметно- развивающей среды, организация различных конкурсов. Для родителей оформлены консультации, памятки, папки-передвижки «Хранительницы традиций» (ко дню пожилых людей), «Моя семья», «Наши защитники», «Мое родословное дерево», фотовыставка «Мы родной страной гордимся». Разработаны проекты «Герб моей семьи», «Формирование социально-личностных качеств у дошкольников с помощью патриотического воспитания». В группе богато оформлен уголок национальной культуры. Для более полного представления о патриотическом воспитании в семье вниманию родителей было предложено анкетирование на тему: «Патриотическое воспитание ребенка».

Исследуя ответы на вопросы патриотического воспитания нашей группы, можно с уверенностью сказать, что родители грамотно подходят к вопросу патриотического воспитания детей. Любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине -  месту, где человек родился, а значит, детский сад должен создавать предпосылки гражданского поведения. Начало патриотического воспитания, безусловно, необходимо закладывать в семье. С целью повышения заинтересованности родителей  в патриотическом воспитании детей в семье и полноценного патриотического воспитания в ДОУ  в нашей группе был разработан проект «Формирование социально-личностных качеств у дошкольников с помощью патриотического воспитания».  Данный проект направлен на формирование социально-личностных качеств детей среднего дошкольного возраста через патриотическое воспитание. Считаем, что благодаря тесной связи с родителями, активной их помощи, качество учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников повысится.

Многолетний опыт работы по нравственно – патриотическому воспитанию дает нам возможность на основе имеющихся знаний и умений продолжать более углубленно работу по реализации патриотического воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педсовету из личного опыта "Система работы по патриотическому воспитанию".

Особое место в моей работе отводится патриотическому воспитанию детей. Ведь формирование  отношения к стране, в которой мы живём, её природе, людям, государству в целом должно начинаться с раннег...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Отчет о проделанной работе по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Отчет о проделанной работе по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...

ДОКЛАД К ПЕДСОВЕТУ на тему: «Система работы по патриотическому воспитанию в старшей группе №2» (из личного опыта)

Патриотическое воспитание детей - оченьактуальная проблема в наше время. В своём докладе я рассказала о том, как я провожу работу с детьми по этому вопросу. С чего начала работу, и какие результаты по...

Доклад к РМО «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС»

Доклад к РМО «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС»  Докладчик Митякина О.И. воспитатель второй младшей группы МКДОУ «Банно...