Чаепитие на Дону.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Формировать интерес к истории появления чая в России и на Дону.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_chay.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Новочеркасска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №49

Конспект совместной деятельности

 тема «Традиция чаепития на Дону»

ОО «Познавательное развитие»                                                                                                                         для детей старшего дошкольного возраста

Интеграция ОО: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Подготовила и провела :

 Романова Н.В., воспитатель

 

город Новочеркасск

2014 год

Цель:  создать условия  для формирования   представлений  детей о традиции чаепития на Дону.

Задачи:  

Создать условия для знакомства с историей появления чая на Руси и на Дону.

Создать условия для развития  и  обогащения словарного  запаса ,  пополнять  новыми  понятиями   и  словами (легенда,  свиток,  чай  к аркаде,  чай  листовой,  чай  прессованный,  чай  гранулированный,  Иван – чай,  кипрей) ; развития ассоциативного мышления( условные обозначения на посылке..)

Закрепить названия лекарственных трав на Дону, настои которых использовали казаки.

Способствовать воспитанию гостеприимства, доброжелательности.

Способствовать развитию культуры поведения за столом.

Способствовать воспитанию  любви  к  своему  краю.

                           Ход  занятия:

Дети  играют  с  воспитателем  в  мало -  подвижную  игру «Папаха» (казачья игра);  дети  сидят  по  кругу  на  полу  один  ребенок  в  кругу  стоит,  сидящие  дети  перебрасывают  папаху,  стоящий  ребенок  в  кругу  должен  поймать  папаху,  если  поймал,  то  последний  бросавший  становится  в  круг.  

Стук  в  дверь  появляется  сотрудник детского сада.

С.  - Здравствуйте,  это  старшая  группа? Вам просили передать.

В.  Спасибо.   Воспитатель  с  детьми  проходит  к  столу,  по  ходу  рассматривают  и  рассуждают  от  кого  посылка.                

В.  Ребята  как  вы  думаете  от  кого  эта  посылка?  

Д.  предполагаемые  ответы  детей,  от  врача,  от  доктора,  от  доктора  Айболита.

В.  Вы правы эта  посылка  от  доктора  Айболита.  Как  вы    думаете,  что  в  ней?  

Д.  лекарства,  витамины…. Порассуждать,  почему именно сейчас прислал Айболит

В.  Здесь  написано,  прежде  чем  открыть  посылку,  вы  должны  отгадать  загадку  и  тогда  вы  узнаете,  что  в  ней.  

                               Зеленый,  черный,  и  в  пакетиках  

                               Есть  развесной,  а  есть  в  брикетиках  

                               Давай  дружище,  выручай  

                               Что  утром  пьешь  с  лимоном?  

Д.  Чай.

В.  Молодцы  ребята,  но  мы  сейчас  проверим.        

                           Воспитатель  предлагает детям открыть   посылку   и  показывает  содержимое  посылки.  Выкладывает  на  стол  и  предлагает  рассмотреть,  понюхать  аромат  чая,  сравнить  по  цвету,  величине… и по разновидностям формовки.

 

В.  Ребята  как  вы  думаете,  для  чего  доктор  Айболит  прислал  нам именно чай?  

Д.  чтобы  мы  его  пили,  чтобы  согреться…  

В.  Да  ребята,  совершенно  верно,  но  я  так  думаю,  еще  и  для  того  что;  

                               Если  хворь  с  кем  приключится

                        Чаем  можно  полечиться.  

                        Чай  всех  снадобий  полезней,  

                        Помогает  от  болезней.  

                        Чай  в  жару  нас  освежает,  

                        А  в  морозы  согревает.  

                        И  сонливость  переборет  

                        И  с  усталостью  поспорит.  

                         Сокрушит  любой  недуг,  

                        Чай  здоровью – лучший  друг!    

В.  Скажите  мне,  пожалуйста,  кто  из  ребят  сегодня  отсутствует?

Д. Аркадия  нет  сегодня  в  детском  саду,  Артема,   Мелани.

В.  Как  вы  думаете,  по  какой  причине?

Д. Их  нет  потому  что  они  заболели.

В. А для  того  чтобы  не  болеть,  что    нужно  делать?  

Д.  зарядку,  заниматься  спортом,  одеваться  тепло…  

В.  Молодцы,  и  мы  свами  проведем  физкультминутку «Тренировка»  

                Чтобы  сильным  стать  и  ловким,   (сгибание  и  разгибание  рук  к  плечам  в  стороны)

                Приступаем  к  тренировке  (шагаем  на  месте)  

                Носом  вдох,  а  выдох  ртом  (руки  на  поясе,  вдох-выдох)

                Дышим  глубже ( руки  вверх-вдох;         руки  вниз - выдох)  

                А  потом  шаг  на  месте,  не  спеша (шагаем  на  месте)

                Как  погода  хороша  (прыжки  на  месте)  

                Не  боимся  мы  пороши (шагаем  на  месте)  

                Ловим  снег – хлопок  в  ладоши ( хлопаем  в  ладоши )  

                Руки  в  стороны  по  швам (руки  в  стороны )  

                Хватит  снега  вам  и  нам (хлопаем  в  ладоши )

                Мы  теперь  метатели (изображаем  метание  левой  рукой )  

                Бьем  по  неприятелю (изображаем  метание  правой  рукой )  

                Размахнись  рукой – бросок (изображаем  метание  правой  и  левой  рукой )  

                Прямо  в  цель  летит  снежок (хлопаем  в  ладоши )  

В. Как  замечательно,  я  вижу,  какие  вы  стали  подтянутыми  и  здоровыми,  Просит ребенка достать из посылки следующий предмет - свиток? а  вы  знаете,  что это,………

Д.  предполагают ….нет  

В. Ребята,  это  свиток,  то  есть  послание.   Может кто-то прочтет?  Присаживайтесь, я  вам  сейчас,  прочитаю легенду о том,  откуда  пришел  к  нам  чай.  Воспитатель  читает  свиток.  Давно  это  было,  один  из  китайских  императоров  отправился  в  поход.  Он,  и  его  войско  были  на  привале,  под  каким-то  деревом,  стоял  котел,  в  котором  кипела  вода  ,  Случайно,   несколько  листиков  сорвались,  ветром  с  дерева  и  упали  в  кипящую   воду.  Императору  вздумалось  выпить  воды,  и  он  был  поражен  ее  необычным  вкусом.  Отныне  император  пил  только  отвар  из  листьев  этого  дерева.  Трудно  найти  уголок  Земли,  где  не  любили  бы  чай.  Этот  напиток  занимает  второе  место  после  воды.  

Ребята, кто знает. Кто завез в Россию чай? Ответы детей…..

В. В Россию впервые из Китая, очень давно, чай привезли два атамана, Петров  и  Ялышев.  (показывает портреты  атаманов  Петрова  и  Ялышева)

Назвали  этот  чай  «Атаман».  Я сейчас прямо чувствую запах бодрящего, душистого, полезного чая!  Сейчас закройте глаза и попробуйте почувствовать запах чая.

В.  На  Дону  всегда  существовала  традиция  встречать  гостей  хлебом – солью,  приглашать  к  самовару,  и  пить  травяные  настои  и  отвары.  Ребята,  какие  вы  знаете  полезные  травы?  

Д.  заваривали  ромашку,   зверобой,  мяту,  листья  малины  и  смородины.

В.  А  я  знаю  еще  траву  Иван-чай  или  по  научному «кипрей»  повторите  ребята.  

Д.  кипрей  

В. Ребята кто  у  вас  дома  заваривает  чай?  

Д.  мама,  папа,  бабушка…  

В.  Какие  чаи  заваривают  дома?  

Д.  в  пакетиках,  черный,  из  травок…  

В.  Мы  с  вами  сейчас,  заварим  чай.  Вы,  мне,  пожалуйста,  напомните  правила  безопасности  пользования.  электроприборами  и  газом

Д. нам  нельзя  пользоваться  газом  и  электроприборами,  потому  что,  может  ударить  током,  можно  обжечься,обвариться…

В.  Молодцы,  что вы  хорошо  запомнили  правила  безопасности,  пока  мы  с вами  беседовали,    чайник  закипел.  Воспитатель   заваривает несколько сортов чая.

                  Просит  детей  накрыть  на  стол,  расставить  кружки,  поставить  сахар,  варенье,  заваренный     чай  ставит  в  середину  стола.  

Звучит фонограмма «застольных»  казачьих песен. Воспитатель предлагает детям выбрать, какой – либо из заваренных сортов.

Дети пробуют, и делятся  впечатлениями.

В.. А Вы часто собираетесь все вместе дома за столом и пьете чай?

Дети высказываются  

В.  ребята,  вспомните,  что  интересного  вы  сегодня  узнали?    

Д.  о  истории  чая,  кто  привез  в  Россию  чай  два  атамана  Петров  и  Ялышев,  чай  назвали  «Атаман»

 

В.  В посылке еще что-то осталось. С детьми рассматривают. Ребята  доктор  Айболит  прислал  вам  по  чайной  медальке,  чтобы  вы  сегодня  вечером  собрались  всей  семьей,  за  одним  столом,  и вспомнили,  что  интересного  вы  сегодня  узнали.  Сейчас  мы  вместе  уберем  со  стола.  Воспитатель  с  детьми  наводят  порядок.

   

                                                         

 

                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в старшей группе "В гостях у Дона Кактуса"

ЗАнятие по ознакомлению с комнатными растениями в старшей группе...

Яблочный спас на Дону

Сценарий  православного праздника праздника  для детей старшей группы ДОУ ,в честь 75-ти летнего юбилея Ростовской области.В празднике принимали участие родители воспитанников, казаки Общест...

Презентация "Азиатское чаепитие" к проекту "Чаепитие народов мира"

На Востоке чаепитие носит ритуальный характер....

Презентация "Японское чаепитие" к проекту "Чаепитие народов мира"

О том как проводят чайные церемонии в Японии...

отчет о работе проекта по казачеству: "На Дону, на Доне."

Мы живем на Донской земле. И нам не безразлично будущее наших детей.  Мы решили взять проект по казачеству: знакомить детей с историей нашего края, традициями донского народа и т.д. К реализации ...

награждения победителей конкурсов "Лучший детский сад Дона" и "Лучший воспитатель Дона" 2017 года в рамках партийного проекта "Детские сады-Детям"

21 ноября 2017 в МАДОУ № 42 состоялась торжественная церемония  награждения победителей конкурсов "Лучший детский сад Дона" и "Лучший воспитатель Дона" 2017 года в рамках парт...