Проект по патриотическому воспитанию "Я, ты, он, она - вместе дружная семья"
проект (старшая группа) на тему

Бочкарева Мария Викторовна

Проект по приобщению старших дошкольников к национальной культуре народов, населяющих Республику Мордовия, в  рамках инновационной деятельности по патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_ty_on_ona.docx32.41 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

Приобщение старших дошкольников к национальной культуре народов, населяющих Республику Мордовия, в  рамках инновационной деятельности по патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций, Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №78 комбинированного вида».

         
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К.Суслова.
         
Россия всегда являлась многонациональным государством, а Республика Мордовия, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
        
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога. В нашей республике, да и в нашем городе живет много представителей разных народностей. Это – мордва (мокша, эрьзя), татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы и т.д.

          Каждый ребенок  должен иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное его возрасту. На занятиях мы рассказываем детям о народах, населяющих РМ, их быте, культуре, читаем стихи, сказки, играем в различные национальные игры. Также проводим развлечения, спортивные мероприятия с использованием народного творчества.
        Используя возможности образования, через создание открытого образовательного пространства можно вести пропаганду активной жизненной позиции, ценностей исторического, культурного и духовного наследия.

Цель проекта - воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через изучение  культуры народов РМ на основе духовно-нравственных традиций.                

Задачи проекта:

  • создание культурно-образовательной среды в группе;
  • знакомство детей с традициями и обычаями, промыслами, художественным  творчеством, особенностями национальных костюмов народов Поволжья;
  • вовлечение детей в художественно-творческую деятельность, развитие детского творчества, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, побуждение создавать изображения по мотивам народного декоративного орнамента;
  • обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков и умений;
  • воспитание нравственно-патриотических чувств: воспитание у ребенка любви и привязанности к своим близким, дому,  детскому саду, городу, родному краю; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному  наследию народов РМ; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей;
  • взаимодействие с родителями по вопросам воспитания нравственно-патриотических чувств у детей, привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

          Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физ.культуре, сотрудники музеев.
         
Вид проекта: творческий, долгосрочный
         Ожидаемые результаты:

1. Воспитание у ребенка любви к своему дому, детскому саду, городу, родному краю; толерантного отношения к представителям других национальностей.
           2. Расширение  знаний  детей о народах РМ.

           3. Углубление жизненного опыта.
           4. Знание правил народных игр, умение в них играть.
           5. Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.

Схема реализации проекта
                       Игровая деятельность 
           Театрализация народных сказок – совместное творчество детей, воспитателей и родителей воспитанников. Изучение народных игр.
                     Социально – нравственное воспитание 
           Изучение традиций народов республики Мордовия.
                     
Речевое развитие 
           Знакомство с фольклором народов Мордовии (потешки, сказки, пословицы, поговорки)
                   
Ознакомление с окружающим 
           Формирование представление о малой Родине, о народах, проживающих на территории Мордовии, чем они похожи и чем они отличаются.
                   
Художественная литература 
            Изучение стихов о детском саде, семье, Родине. Знакомство с поэзией народов республики Мордовия. Чтение сказок разных народов.
                   
Изобразительная деятельность 
            Изучение народного декоративно-прикладного искусства, традиционных народных промыслов, способов и приемов их изготовления.
                   
Музыка 
           Народные праздники. Изучение народных песен. Песен патриотического содержания.

 Этапы работы над проектом

Содержание

Сроки

Ответственный

Подготовительный этап

1

Совместное планирование деятельности

сентябрь

Воспитатель – Бочкарева М.В.,

муз.руковод.,

физ.инструктор

2

Подбор методической литературы

сентябрь

Воспитатель – Бочкарева М.В.

3

Составление планов работы 

сентябрь

Воспитатель – Бочкарева М.В.

Практический этап

1

Обеспечение условий для реализации проекта

В течение года

Воспитатель – Бочкарева М.В.

2

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методик формирования культуры межнациональных отношений

В течение года

Воспитатель – Бочкарева М.В.

3

Внедрение в практику работы с детьми серий занятий «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

сентябрь,    январь

Воспитатель – Бочкарева М.В.

4

«Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам воспитания национального самосознания и чувства толерантности у детей с дошкольного детства.)

В течение года

Воспитатель – Бочкарева М.В.

5

Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме

сентябрь

Воспитатель – Бочкарева М.В.

6

Организация работы по следующим направлениям:
         
- Организованные мероприятия
         
- Досуговые мероприятия
         
- «Справочное бюро» (консультирование)
         
- Открытые просмотры
         
- Творческо - оформительская деятельность и др.

В течение года

Воспитатель – Бочкарева М.В., муз.руковод., физ.инструктор

Заключительный этап

1

Презентация проекта на заседании педагогического совета МДОУ

июнь

Воспитатель – Бочкарева М.В.

2

Обработка результатов по реализации проекта

май

Воспитатель – Бочкарева М.В.

3

Внесение дополнений, поправок в случае нерешенных или побочных проблем

июнь

Воспитатель – Бочкарева М.В.


         


Ожидаемый результат: данный проект позволит воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами. 

Дорожная карта  проекта «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

          График проектных мероприятий

№ 

Содержание 

Сроки 

Ответственный

Подготовительный этап

Работа с детьми

1

Диагностика (выявление у детей знаний о национальной культуре народов РМ)

2-13 сентября

Воспитатель - Бочкарева М.В.

Работа с участниками проекта

1

Разработка занятий по ознакомлению дошкольников 5-6 лет по приобщению к национальной культуре

26-30 августа

Воспитатель - Бочкарева М.В. муз.руковод.,

физ.инструтор

2

Разработка спортивного праздника «Зимние забавы»;

Народных праздников «Масленица», «Пасха»

16-27 сентября

Воспитатель - Бочкарева М.В.

муз.руковод.,

физ.инструтор

3

Разработка экскурсии в мини-музей МДОУ

2-6 сентября

Воспитатель - Бочкарева М.В.

4

Разработка итогового развлечения

9-13 сентября

Воспитатель - Бочкарева М.В. муз.руковод.,

физ.инструтор

5

Организация предметно-развивающей среды в группах по изучению народов РМ

Сентябрь

Воспитатель - Бочкарева М.В.

Работа с родителями

1

Анкета «Патриотическое воспитание»

5-6 сентября

Воспитатель - Бочкарева М.В.

2

Оформление национального уголка в группе

9-20 сентября

Воспитатель - Бочкарева М.В.

Практический этап

Работа с детьми

1

Занятие «Край родной – Мордовия моя!»

2 сентября

Воспитатель - Бочкарева М.В.  муз.руковод., физ.инструктор

2

Экскурсия в мини-музей МДОУ

3 октября

Воспитатель - Бочкарева М.В.

3

Конкурс детского творчества «Мы рисуем сказку»

4- 8 ноября

Воспитатель - Бочкарева М.В.

4

Спортивно-фольклорный праздник «Зимние забавы»

11 декабря

Воспитатель - Бочкарева М.В. муз.руковод.,

физ.инструтор

5

Занятие «Путешествие по родному краю»

23 января

Воспитатель - Бочкарева М.В. физ.инструктор

6

Конкурс детского творчества «Мир национальных узоров»

3-7 февраля

Воспитатель - Бочкарева М.В.

7

 Народный праздник «Масленица»

3 марта

Воспитатель - Бочкарева М.В.  муз.руковод.,

физ.инструтор

8

Экскурсия в музей национальной культуры

17 апреля

Воспитатель - Бочкарева М.В.

9

Народный праздник «Пасха»

21 апреля

Воспитатель - Бочкарева М.В. муз.ркуоводит.

10

Экскурсия в музей ветеранов ВОВ

12 мая

Воспитатель - Бочкарева М.В.

11

Итоговое развлечение «Мордовия моя – народов дружная семья!»

10 июня

Воспитатель - Бочкарева М.В. муз.руковод., физ.инструктор

12

Неделя народных игр 

В течение года

Воспитатель - Бочкарева М.В.

Работа с участниками проекта

1

Консультация для воспитателей  «Ознакомление детей с народным искусством Мордовии»

4 октября

Воспитатель - Бочкарева М.В.

2

Презентация  «Народные игры в организации двигательной активности детей на прогулке»

28 февраля

Воспитатель - Бочкарева М.В.

Работа с родителями

1

Конкурс поделок "Осенняя фантазия"

 8 сентября 

Воспитатель - Бочкарева М.В.

2

Конкурс рисунков «Наши бабушки»
"Родословное древо"

4 октября 

Воспитатель - Бочкарева М.В.

3

Праздник посвященный дню Матери

26 ноября 

Воспитатель - Бочкарева М.В. физ.инструктор

4

Старый Новый год – обряды вчера и сегодня

9 декабря 

Воспитатель - Бочкарева М.В.

5

Картотека «Подвижные игры народов Мордовии»

13 января 

Воспитатель - Бочкарева М.В.

6

Консультация  «Обряды и обычаи в праздник Масленицы»

10 февраля 

Воспитатель - Бочкарева М.В.

7

Анкета «Приобщение детей к истокам национальной культуры»

20 марта 

Воспитатель - Бочкарева М.В.

8

Экскурсия "В музей вместе с ребенком"

17 апреля 

Воспитатель - Бочкарева М.В.

9

Тематическая выставка "День Победы - праздник дедов"

5 мая

Воспитатель - Бочкарева М.В. муз.руковод.

Заключительный этап

Работа с детьми

1

Диагностика (выявление знаний детей о народном творчестве, искусстве, быте народов Мордовии)

19-30 мая

Воспитатель - Бочкарева М.В.

Работа с участниками проекта

1

Отчет на педсовете о ходе реализации проекта

30 мая

Воспитатель - Бочкарева М.В.

2

Выявление нерешенных задач, постановка новых проблем на следующий год

Июль-август

Воспитатель - Бочкарева М.В.

Работа с родителями

1

Итоговое развлечение «Мордовия моя – народов дружная семья!»

10 июня

Воспитатель - Бочкарева М.В. муз.руковод., физ.инструктор

Цель диагностики – выявить: уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений о народах Поволжья; уровень сформированности патриотических чувств и освоения моральных норм межнациональных взаимоотношений; уровень сформированности умений применять полученные навыки в различных видах деятельности. Оценка проводилась по 3 уровням: высокий, средний (соответствует возрасту), низкий (отдельные компоненты не развиты).

        Методы диагностики: наблюдение, анализ детских работ, опрос детей.

Критерии:

  1. Называет страну, республику, город, улицу где проживает.
  2. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна РМ.
  3. Называет народы, проживающие на территории РМ.
  4. Имеет представление о народных промыслах (вышивка, резьба по дереву, гончарные изделия).
  5. Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного творчества.
  6. Создает предметы по мотивам народных игрушек.
  7. Имеет представление о народных праздниках, умеет самостоятельно организовывать народные игры.
  8. Называет любимого мордовского писателя, поэта.
  9. Знает и исполняет песни народов РМ, танцевальные движения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Вместе дружная семья"

Проект по патриотическому воспитанию. В этом проекте мы с детьми познакомились с такими понятиями как "семья", "семейные традиции", "генеологическое дерево" и т.д. Каждый ребёнок вместе с родителями с...

ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».

Первые уроки патриотизма дети получают в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизн...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Вместе дружная семья"

Проект по патриотическому воспитанию. В этом проекте мы с детьми познакомились с такими понятиями как "семья", "семейные традиции", "генеалогическое дерево" и т.д. Каждый...

Презентация. Педагогический проект социально-личностного развития родителей и детей «Вместе дружная семья»

Актуальность педагогического проекта «Вместе  дружная семья» заключается  в развитии творческих способностей детей – процесса, который пронизывает все этапы развития личнос...

Проект в средней группе компенсирующей направленности «Колокольчик» «Вместе дружная семья»

Проблема: Адаптационный период  воспитанников в новых условиях группы, речевые и коммуникативные затруднения детей с ТНР, слабость развития игровых умений препятствует поддержанию позитивного кон...

Проект в средней группе компенсирующей направленности «Колокольчик» «Вместе дружная семья»

Проблема: адаптационный период  воспитанников в новых условиях группы, речевые и коммуникативные затруднения детей с ТНР, слабость развития игровых умений препятствует поддержанию позитивного кон...