картотека игр
картотека (младшая группа) на тему

Шаманская Светлана Анатольевна

картотеки различных игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение №3


ИГРЫ   НА

РАЗВИТИЕ

ПАМЯТИ

Игра «Запомни — положи»

Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность картинок (игрушек).

Оборудование: 4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 4 игрушки.

Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. После этого картинки (игрушки) смешиваются, а ребенок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку.

Игра «Что пропало?»

Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов.

Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.

Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну из картинок (игрушек) и выравнивает нарушенный ряд предметов. Ребенок должен вспомнить, какую картинку (или предмет) убрали, и показать, где он находился.

К пяти годам ребенок должен научиться не только показывать местонахождение убранного предмета, но и рассказать об этом, употребляя соответствующий предлог.  Например:   «Не стало картинки с куклой».

Игра «Что изменилось?»

Задача: развить зрительную память и внимание детей, научить их запоминать последовательность картинок или детали сюжетной картинки.

Оборудование. I вариант: ряд из 3-4 знакомых ребенку картинок или игрушек.

II вариант: одна сюжетная картинка с небольшим. количеством героев и характеризующих их деталей, другая - похожая на нее, но с небольшими отличиями.

Описание. I вариант. Взрослый показывает ребенку картинки или игрушки, называет их, затем выставляет (выкладывает) на столе и просит его запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, картинки (игрушки) смешиваются, после чего ему нужно разложить их в заданной последовательности и назвать по порядку.

II вариант. Ребенок внимательно рассматривает первую сюжетную картинку, стараясь запомнить в деталях предметы на ней. Затем эта картинка убирается, а ребенку предъявляется вторая. Рассмотрев Ее, ребенок должен ответить на вопрос «Что изменилось?» по сравнению с первой и рассказать об этих отличиях подробно.

Например: «На первой картинке у зайчика на  бант, а на второй - галстук. Сначала ежик был в красной кофточке и нес на спине яблоко, а затем кофта стала синей, а на спине оказался гриб».

Игра «Что добавилось?»

Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов.

Оборудование: 3 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3 игрушки.

Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить их последовательность. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый незаметно добавляет какую-либо, не привлекающую особого внимания картинку (или игрушку). Ребенок должен назвать исходные картинки (игрушки) и определить лишнюю. К 5 годам следует добиваться от ребенка полного ответа на вопрос. Например: «Слева от куклы прибавилась машинка (книжка, кубик и т. д.)».

Игра «Что стало по-другому?»

Задача: развить произвольное зрительное внимание, научить запоминать заданную последовательность предметов.

Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.

Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет местами любые картинки (игрушки). Ребенок должен восстановить исходную последовательность картинок (игрушек). К 5 годам ребенок должен сопровождать свои действия предложениями о местонахождении картинок (или игрушек). Например: «Картинка с мячиком лежала первой, за ней шла кукла, пирамидка» и т. д. или «Поменяли местами машинку и книжку».

Игра «Чем отличаются?»

Задача: развить зрительную память и внимание детей, научить их внимательному рассматриванию похожих предметов и сравнению их по деталям, называть по памяти сходства и различия между

ними.

Оборудование: пары похожих сюжетных картинок, которые отличаются друг от друга заметными отличиями в деталях (цвет, форма, количество, местоположение).

Описание. Ребенку показывается сначала одна картинка, затем после ее рассмотрения - другая, после чего он должен назвать по памяти отличия между ними. При необходимости взрослый может помочь ребенку наводящими вопросами.

Игра «Запомни и запиши цифры»

Задача: развить зрительную и двигательную память, мелкую моторику детей.

Оборудование: карточка с 2-3 написанными на ней цифрами.

Описание. Взрослый показывает ребенку карточку с цифрами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд, стараясь запомнить, как они идут по порядку. Затем карточка убирается, а ребенок должен назвать или написать увиденные цифры в заданном порядке.

Игра «Повтори за мной действия»

Задача: развить у детей зрительную и двигательную память, координацию движений, научить их последовательному повторению действий за взрослым.

Описание: Взрослый и ребенок стоят напротив друг друга. Взрослый показывает ребенку 5-6 движений, следующих сразу друг за другом, а ребенок должен запомнить их последовательность и самостоятельно повторить.

Например: руки вверх - вперед - в стороны - на пояс - присесть; руки вперед, присесть - руки вверх, встать - руки на поясе, прыжок.  

Игра «Посмотри — запомни — нарисуй»

Задача: развить у детей зрительную и двигательную память, мелкую моторику.

Оборудование: карточка с 2-3 нарисованными на ней геометрическими фигурами, знакомыми ребенку в этом возрасте.

Описание. Взрослый показывает ребенку карточку с фигурами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд и запомнить. Затем карточка убирается, а ребенок должен нарисовать увиденные фигуры в том же порядке, как на образце.

Игра «Запомни пары»

Задача: развить зрительную память и ассоциативное мышление детей, тренировать их в умении соотносить подходящие по смыслу предметы.

Оборудование: знакомые ребенку предметные картинки, из которых можно составить пары, подходящие друг другу по смыслу.

Описание. Картинки перемешиваются и раскладываются на столе. Взрослый произносит слова к каждому из которых ребенок подбирает соответствующую картинку и подходящую ей по смыслу парную картинку.

Например: ваза - цветы, собака - ошейник, ключ -замок, тарелка - ложка и т. д. По мере тренировки взрослый может проводить игру на слух (без картинок), называя одно слово из пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе.

Игра «Запомни — назови»

Задача: развить зрительную память детей, научить их запоминать количество заданных предметов или картинок.

Оборудование. I вариант: детям 3-4 лет предъявляются 4-5 картинок или хорошо знакомых предметов; для детей 5 лет количество картинок или предметов увеличивается до 6-7 штук.

II вариант: парные карточки, на одной из которых изображено определенное (в зависимости от возраста ребенка) количество предметов (см. I вариант), на другой - к количеству предметов с первой карточки добавляется несколько новых.

Описание.

I        вариант. Ребенок рассматривает ряд предметов или картинок, считает их, а затем по памяти называет те из них, которые он запомнил.

II        вариант. Сначала ребенку предъявляется первая карточка, ребенок  рассматривает и называет изображенные на ней предметы, считает их. Затем
эта карточка меняется на вторую, а ребенок должен помнить и назвать те предметы, которые были на первой карточке.

Игра «Ответь на вопросы»

Задача: развить у детей зрительную память, умение внимательно рассматривать картинку и запоминать ее детали.

Оборудование: сюжетные картинки для рассматривания.

Описание. После рассматривания ребенком картинки взрослый ее убирает и задает вопросы по ее содержанию.

Инструкция взрослого при этом может быть следующей. Сначала: «Посмотри внимательно, какие подарки принесли зайке на день рождения его друзья»; затем: «Помоги зайчику вспомнить, кто что подарил».

Или сначала: «Постарайся запомнить, кто в каком домике живет», затем: «Вспомни, кто в каком домике живет».

Игра «Запомни слова»

Задача: развить слуховую память и внимание детей, расширить их словарный запас.

Описание. Взрослый медленно и четко называет слова, знакомые ребенку в этом возрасте и доступные ему для повторения: детям 3-4 лет - 4-5 слов; 5 лет - 6-7 слов. Играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слов или их перестановка не допускаются.

На начальном этапе для облегчения процесса запоминания подбираются слова, связанные по смыслу (например, лето, прогулка, купание, игра, мячик), затем абсолютно разные.

Игра «Постучи, как я»

Задача: развить слуховое внимание и память детей, тренировать их в отстукивании заданного ритма по образцу взрослого.

Описание. Взрослый предлагает ребенку прослушать несложный ритм, который он отстучит, и попробовать повторить его за ним, сохраняя количество, частоту и силу ударов.



Предварительный просмотр:

Приложение №1


Упражнение «Мой любимый фрукт»

 Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.

 Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.

Упражнение «Наблюдательность»

 Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

 Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.

Упражнение «Летает – не летает»

 Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

 Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

Упражнение «Ладошки»

 Упражнение на развитие устойчивости внимания.

 Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.

Упражнение «Съедобное – несъедобное»

 Упражнение на развитие переключения внимания.

 Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.

Упражнение «Муха»

 Упражнение на развитие концентрации, переключения внимания.

 Упражнение проводится точно так же как и предыдущий вариант, только в усложненном варианте: увеличено количество мух (их две). Команды "мухам" подаются отдельно.

Упражнение «Самый внимательный - 1»

 Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.

 Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.

                                                     

Упражнение "Сравнение понятий"

 Требуется сравнить пары понятий и найти в них общие признаки. Для этого следует проанализировать каждое понятие в паре, выделить существенные признаки этого понятия и сравнить существенные признаки понятий анализируемой пары.

1. Солнце - огонь

 2. Стебель — лист.

 3. Лед —  пар.

4. Река — озеро.

5. Варенье - сахар

6. Сказка - буква

7. Облако - вата

8. Лес - сад

9. Апельсин – мяч и т.д.

Упражнение "Самый внимательный - 2"

 Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по звуку гонга отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется. Проигравшие должны спеть им хором песню.

 

                                                                           

Упражнение "Родо-видовые отношения"

 Предлагается определить, правильно ли произведено ограничение, т.е. относится ли в каждой данной паре второе из понятий к первому как вид к роду.

1.Писатель - Чуковский.

 2.Россия – Усолье-Сибирское.

3.Цветок - ландыш.

4. Растение — корень.

5.Электроприбор - плита.

 6. Овощ - помидор

 7.Мебель - стул.

8. Инструмент - пила

9. Кукла - матрёшка

10. Слово — буква.

11. Фрукт – лимон

12. Река – Ангара

Упражнение "Разведчик"

 Выбирают одного из участников — «разведчика». Ведущий произносит: «Замерли!» — и вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, «разведчик» закрывает глаза (или выходит из комнаты). В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке или в чем-то другом. После того как изменения сделаны, «разведчик» открывает глаза (или возвращается). Его задача — обнаружить все перемены.

Упражнение "Прилагательные ассоциации"

 Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное педагогом, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные. К примеру: стол — круглый; пруд — большой.

1. Снег —

2. Звезда —

3. Камень —

4. Пар —

5. Дом –

6. Трава –

7. Слово –

8. Бабушка –

9. Вода –

Упражнение "Понятия по порядку"

 Нужно расположить приведенные ниже понятия по порядку, т.е. от более частных к более общим таким образом, чтобы в образовавшейся цепочке каждое последующее звено относилось к предыдущему как род к виду. К примеру, если даны следующие понятия: «пудель», «животное», «собака», «домашнее животное», то их следует расположить так: «пудель — собака — домашнее животное — животное».

Упражнение "Подбор синонимов"

 Из данных слов составьте синонимические группы, включив в них близкие по смыслу слова.

Упражнение "Подбор антонимов"  

 Развитие вербальной беглости.

Упражнение "Подбор омонимов"

 Омонимы - слова, одинаковые по написанию, но разные по смыслу.

 Объясните смысл следующих омонимов, выберите из них не менее десяти слов и составьте связной рассказ: барашек, атлас, бокс, вал, валка, гусеница, ерш, зарядка, зуб, ворот, каток, ключ, косяк, лопатка, лук, коса, месяц, наряд, очки, проводник, собачка, узел, шашка, язык.

Упражнение "Перевоплощения"

 Участники удобно располагаются в креслах. Один их них получает от ведущего или от своего соседа задание превратиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Закончив рассказ, участник дает задание следующему по кругу и т.д.

Упражнение "Глагольные ассоциации"

 Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное педагогом, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только глаголы. К примеру: стол — стоит; пруд — блестит.

  1. Человек –
  2. Огурец –
  3. Волк –
  4. Самолёт –
  5. Кузнечик –
  6. Трава –
  7. Облака –
  8. Телевизор –
  9. Вода –
  10. Огонь –

Исключение лишнего слова

Задание учит классификации по свойствам.

Берутся любые три слова, например «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно искать нестандартные, но в то же время, меткие решения.

Упражнение "Сходство и различие"

Упражнение направленное на развитие способности мышления сравнивать между собой разные объекты.

Детям предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия. Например: молоко и вода, корова и лошадь, самолет и поезд, — при этом можно использовать и их изображение. Для более старших детей понятия могут быть сложнее: картина и фотография, утро и вечер, упрямство и настойчивость. Отметьте общее число правильных ответов, количество ошибок (сравнение по разным основаниям), соотношение отмеченных признаков сходства и различия, преобладающие признаки (внешние, функциональные, классо-родовые отношения и проч.). Выигрывает тот, кто предложил больше оснований для сравнения или тот, кто назвал признак последним.

Упражнение "Формулирование определений"

Задание учит четкости и стройности мышления, самостоятельности формулировок.

 Называется знакомый всем предмет или явление, например «дырка». Надо дать ему наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления и не касалось несущественных. Побеждает тот, чье определение однозначно характеризует данный предмет, т.е. любая его разновидность обязательно охватывается этим определением, но никакой другой предмет под него не подходит.

Упражнение группового тренинга "Что было бы, если..."

  Упражнение группового психологического тренинга для дошкольников, развивающее интеллектуальную раскрепощенность.

Кто-нибудь из ребят придумывает самые фантастические ситуации, а другие должны найти наиболее возможные решения. К примеру:

  — «Если каждый человек с рождения приобретет свойство читать мысли другого, как изменится жизнь на Земле?»

  — «Если бы вдруг исчезла сила притяжения на Земле, т.е. все предметы и существа полностью потеряли свой вес, то ...»

  — «Если бы все люди вдруг потеряли дар речи, то...»

Загадки – шутки

– На столе лежало 4 яблока, одно разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (четыре)

– На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (три)

– Шла бабушка на базар, несла корзину яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось в корзине? (не одного)

– Сидело на дорожке три птички, кот подкрался и съел одну птичку, сколько птичек осталось? (ни одной)

Упражнение «Муха 1»

 Упражнение на развитие концентрации внимания

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

 После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности.

Игра “Ванька – Встань-ка”

Возле края ковра лежат конверты с геометрическими фигурами.

Кто первый выложит любой предмет из тех фигур, которые у него в конверте, тот должен встать во весь рост. Дети выкладывают предметы, воспитатель отмечает ребят фишками.

Логическая задачи

Мальчик пошел гулять в разных ботинках: один черный, а другой - желтый. Ребята стали смеяться над ним, и он говорит: «Что же мне делать? У меня дома остались два разных ботинка. Не пойму, куда девались одинаковые». Помогите мальчику.

У стола 4 угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется? (5)

Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее, груша или персик? (Груша).

Дети в лесу собирали грибы. У мальчиков были большие красные вёдра без дна. У девочек – маленькие зеленые. Кто больше соберёт грибов? (Девочки)

Какая одежда?

Летом, в жаркие часы,

Только майка да трусы.

А зимою нам нужны

Свитер, теплые штаны,

Шарф, пальто, сандалии,

Шапка и так далее.

Шапка свитер

Впрочем, я

Я запутался, друзья! (Сандалии - летняя обувь).

ПОВАР – НЕУМЕХА.

Повар сварил из картошки компот,

От него у детей разболелся живот.

Повар сварил очень сладкие щи,

В щах апельсины и сливы ищи.

На блюдо сложил мясные конфеты,

Детей угостил шоколадной котлетой.

Хитрые вопросы.

Что может быть как горячим, так и холодным?

(Кастрюля, сковорода, чайник, чай, суп).

Что никогда не поместится в кастрюлю?

(Ее собственная крышка).

Из какой посуды нельзя ничего съесть?

(Из пустой).

На какое дерево садится ворона после дождя? (На мокрое).

ПУТАНИЦА.

Это стул - на нем лежат,

Это стол - на нем сидят.

Вот кровать - на ней едят.

В шифоньере – гости спят.

В холодильнике – платья висят,

А на диване - продукты лежат.

Словесная игра «Концовки».

Дети должны закончить предложение:

Есть стол выше стула, значит стул

(ниже стола).

Если магнитофон меньше телевизора, значит (телевизор больше магнитофона).

Если диван мягче кресла, значит кресло (жёстче дивана) и т. д.

                         

Небылица

Взлетела сорока высоко,

И вот тараторит сорока,

Что сахар ужасно соленый,

Что сокол не сладит с вороной,

Что раки живут на дубе,

Что рыбы гуляют в шубе,

Что яблоки синего цвета,

Что ночь наступает с рассветом,

Что в море сухо-пресухо,

Что лев слабее, чем муха,

Всех лучше летают коровы,

Поют же всех лучше совы,

Что лед горячий-горячий,

Что в печке холод собачий,

И что никакая птица

В правдивости с ней не сравнится!

Словесная игра – «Чересчур»

  1. Если съесть одну конфету – вкусно, приятно. А если много? (Заболят зубы, живот).
  2. Одна таблетка помогает, а если съесть много таблеток? (Можно отравиться и даже умереть).
  3. Хорошо, когда в лесу много сугробов. Почему? (Зимой снег оберегает деревья от мороза, а весной растает – будет много воды. Деревья смогут впитывать влагу и быстро расти).
  4. А что будет, если лес окажется по самую макушку в снегу? (Лес весной может захлебнуться. Когда снег начнёт таять, воды будет очень много, поэтому деревья могут погибнуть).
  5. А если снега будет слишком мало? (Деревьям будет холодно, они могут замёрзнуть и погибнуть).

Игра «Посади дерево».

Играют двое. У каждого игрока по 10 деревьев (У одного елочки, у другого – березки). Игровое поле – доска 16х16 клеток.

Игроки по очереди «высаживают» на поле по одному дереву. Задача – образовать цепочку из 3 деревьев, опираясь при этом на сенсорные качества.

За каждую вновь образованную цепочку у соперника забирается одно дерево. Игрок, у которого остались два дерева, считается проигравшим.

Овощная небылица

Квадратный спелый помидор

Раз забрался на забор.

И увидел, как на грядке,

Овощи играли в прятки.

Длинный красный огурец

Под листочек свой залез.

А зеленая морковка

В борозду скатилась ловко.

Ну а сладкая редиска

Наклонилась низко-низко.

Только Машенька пришла,

Сразу овощи нашла.

«Куда пойдешь, что найдешь»?

У каждого ребенка большая карточка с изображением леса (огорода, сада)

и конверт с набором картинок (овощи, фрукты, грибы, ягоды).

Дети должны рассказать,

что изображено на карточке,

и опираясь на сенсорные эталоны,

подобрать нужные картинки.

Словесная игра «Объяснялки».

Объясни происхождение названий (подосиновик, подберезовик, масленок, лисичка, рыжик, мухомор, земляника, черника, употребляя сенсорные понятия).

         

Игра “Цифры заблудились”

Классификация цифр по числовым домикам,

или заблудившиеся цифры, являются ответами примеров, написанных на домиках

Игра “Посчитай на ощупь”

Счёт предметов на ощупь

Игра – «Верно», «Неверно»

На каждый вопрос дети поднимают карточки:

–красная – неверно, зелёная – верно.

  1. После четверга идет суббота
  2. В году 13 месяцев
  3. Январь – последний месяц года
  4. Август – это летний месяц
  5. 3 меньше 4
  6. Снег тает весной?
  7. Листья облетают с деревьев зимой?
  8. В неделе 5 дней?
  9. Солнце появляется в небе ночью?
  10. Осенью листья зеленеют?
  11. Камень мягкий и лёгкий?
  12. Суп варят из фруктов?
  13. Морковь – это овощ?
  14. Медведи уходят зимой в спячку?
  15. Пух мокрый?



Предварительный просмотр:

Приложение №2


ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ

ВНИМАНИЯ

Зрительное внимание

Игра «Вспомни, как было»

Задача: развить внимательность (произвольное внимание) детей.

Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.

Описание. Можно играть вдвоем с ребенком. Взрослый показывает ему по одной картинки или игрушки, называет их, затем выкладывает их на столе друг за другом и дает ребенку задание их запомнить.

После этого ребенок закрывает глаза, а взрослый быстро и незаметно добавляет одну картинку или игрушку. Ребенок должен назвать исходные картинки или игрушки и определить лишнюю.

Игра «Что с чем поменяли местами?»

Задача: развить произвольное зрительное внимание, научить запоминать заданную последовательность предметов.

Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.

Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет местами любые, желательно далеко лежащие друг от друга, картинки (игрушки). Ребенок должен восстановить исходную последовательность картинок (игрушек).

К 5 годам ребенок должен сопровождать свои действия предложениями о местонахождении картинок (или игрушек).

Например: «Картинка с мячиком лежала первой, за ней шла кукла, пирамидка» и т. д. или «Поменяли местами машинку и книжку».

Игра «Чего не стало?»

Задача: развить произвольное зрительное внимание, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов.

Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.

Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну из картинок (игрушек) и выравнивает нарушенный ряд предметов. Ребенок должен вспомнить, какую картинку (или предмет) убрали, и показать, где он находился.

К 5 годам ребенок должен научиться не только показывать местонахождение убранного предмета, но и рассказать об этом, употребляя соответствующий предлог.

Например: «Не стало картинки с куклой. Она стояла справа от мячика».

Игра «Что прибавилось?»

Задача: развить произвольное зрительное внимание, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов.

Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.

Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить их последовательность. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый незаметно добавляет какую-либо, не привлекающую особого внимания картинку (или игрушку). Ребенок должен назвать исходные картинки (игрушки) и определить лишнюю.

К 5 годам следует добиваться от ребенка полного ответа на вопрос.

Например: «Слева от куклы прибавилась машинка (книжка, кубик и т. д.)».

Игра «Запомни — назови — положи»

Задача: развить произвольное зрительное внимание, умение запоминать последовательность картинок (игрушек).

Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.

Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом.

После этого ребенок закрывает глаза, а картинки (игрушки) смешиваются, и ребенок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку.

Игра «Чего не хватает?»

Задача: научить определять и называть недостающую часть (деталь) предмета по картинке, называть его в родительном падеже, употребляя правильные окончания слов.

Оборудование: серия картинок со знакомыми ребенку предметами, у которых не хватает какой-либо части (машина без колеса, стол без ножки, чайник без ручки, дом без крыши и т. д.).

Описание. Взрослый показывает ребенку картинку и спрашивает: «Чего не хватает у дома?», на что ребенок должен ответить полным ответом: «У дома не хватает крыши (двери, окон и т. д.)»- Нужно следить, чтобы ребенок по возможности правильно произнес окончания в словах.

Игра «Подбери недостающую деталь»

Задача: научить детей находить недостающую деталь предмета среди других.

Оборудование: предметные картинки с недостающей (пустой) частью в форме круга или квадрата, отдельные вырезанные элементы (кружочки или квадратики) для этих картинок.

Описание. Ребенку предъявляется карточка с 6 предметами или ряд из 5-6 предметных картинок и соответствующее количество вырезанных элементов, недостающих этим предметам. Ребенок должен разложить элементы по своим местам так, чтобы получилась целая картинка.

Слуховое внимание

Игра «Отгадай предмет по звуку»

Задача: научить детей отличать друг от друга звуки, издаваемые обиходными, окружающими их предметами, развить их связную речь.

Оборудование: стакан с водой, пустой стеклянный стакан, мяч, молоток, железная ложка, погремушка, колокольчик, лист бумаги.

Описание. Дети вместе со взрослым рассматривают предметы на столе, прослушивают издаваемые ими звуки. Затем играющие садятся спиной к ведущему.

Ведущий издает звуки с помощью различных предметов со стола (переливает воду, звенит колокольчиком, стучит по стеклянному стакану и т. д.), а дети отгадывают эти предметы и рассказывают о звуках полным ответом.

Например: «Это звенит колокольчик, гремит погремушка, шуршит бумага» и т. д. Шумы должны быть знакомы ребенку в этом возрасте.

Игра «Тихо громко»

Задача: развить силу голоса, способность изменять ее в нужный момент, совершенствовать координацию движений детей.

Оборудование: бубен (барабан) или стол.

Описание. Взрослый стучит в бубен или по столу тихо, потом громче и очень громко, Дети соответственно силе стука произносят гласный звук (А, О, У, Ь1, И) и выполняют движения: под тихий стук идут на цыпочках, под громкий - шагают, под очень громкий - топают или бегут.

После нескольких повторов игры можно менять последовательность звуков: тихо - громко - средне; громко - средне - тихо и т. д., или договориться о выполнении других движений.

Игра «Отгадай, кто это?»

Задача: закрепить в словаре детей названия распространенных домашних животных и птиц, отличать их голоса друг от друга.

Оборудование: картинки с изображением домашних животных.

Описание. I вариант. Взрослый держит в руках несколько картинок с изображением домашних животных и птиц.

Водящий выбирает одну из картинок, не показывая ее остальным детям. Затем он изображает голос животного и его движения, а дети должны угадать, кто это.

II вариант. Водящий сам выбирает домашнее животное или птицу и подражает его голосу и движениям, а остальные дети должны отгадать, кого изобразил водящий.

Игра «Холодно — горячо»

Задача: развить у детей ориентацию в пространстве, совершенствовать координацию их движений.

Оборудование: яркая игрушка среднего размера.

Описание. Игра проводится с группой детей. Играющие стоят полукругом. Взрослый показывает всем игрушку, которую они будут прятать. Водящий отворачивается, а в это время взрослый прячет игрушку у кого-либо из детей. Когда водящий поворачивается к детям, они начинают тихо хлопать. Если он приближается к ребенку, у которого находится игрушка, хлопки становятся громче, если отдаляется - тише. По громкости хлопков водящий должен догадаться, у кого игрушка, и найти ее. Если ему это удается, назначается другой водящий. 

Игра «Кто позвал?»

Задача: научить детей определять человека по голосу.

Оборудование: повязка.

Описание. Игра проводится с группой детей. Играющие стоят в кругу, в центре - водящий с завязанными глазами.

Взрослый, не называя имени, показывает на кого-либо из детей. Этот ребенок должен позвать водящего, который в свою очередь должен угадать, кто его позвал по голосу. Если водящий отгадал, он меняется местами с тем, кто его позвал; если не угадал, попытка повторяется другим ребенком.



Предварительный просмотр:

Приложение №7

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА» (старшая группа)

МЕСЯЦ

РАЗДЕЛ

ЗАДАЧИ

ИСТОЧНИК

сентябрь

Слуховая память

Зрительная память

Внимание

  • Развивать слуховую и зрительную память;
  • Упражнять в запоминании и воспроизведении;
  • Развивать внимание, наблюдательность;
  • Упражнять в нахождении отдельных фрагментов от целых картин

Игра «Четыре времени года» (Стародубцева с. 12)

Игра «Выполни движения» (Стародубцева с. 20)

Игра «Слушай и показывай» (Стародубцева с. 29)

Игра на зрительную память

Упражнения: «Наблюдательность», «Самый внимательный – 1», «Разведчик» (картотека)

Игры на внимание «Найди такой же», «Чем похожи?», «Сравни картинки», «Найди пару» (Ю.Соколова с.24 – 33)

Игра на внимательность «Запрещенное движение» (Стародубцева с. 16)

Занятие №16 рабочая тетрадь

Занятие №19 рабочая тетрадь

октябрь

Классификация

Сравнение

Ограничение

  • Упражнять детей в последовательном анализе каждой группе предметов;
  • выделении и обобщении признаков, свойственных предметам и каждой из групп, сопоставлении их, обоснование

найденного решения;

  • учить методом ограничения находить нужный предмет;
  • учить сравнивать между собой предметы, находить отличия и сходства

Игра – презентация «Геометрические фигуры»

Игра «Назови сначала, назови потом» (Ю.Соколова с.12-14)

Игра «Чем отличается?» (Ю.Соколова с.16-17)

Игра «Дорисуй нужный предмет» (Солнечные ступеньки с.1)

Игра «Дорисуй домик»

(Солнечные ступеньки с.3 )

Игра «Найди в ряду предмет», «Найди две одинаковые фигуры» (Солнечные ступеньки с.4)

Игра «Что лишнее?» (Шевелёв, с.3,)

Игра «Покупки сказочных героев» (Шевелёв, с.5)

Игра «Раздели и обведи»

(Шевелёв, с.6)

Игра «Красная шапочка»

(Шевелёв, с.7)

Игра «Ленточки» (Шевелёв, с.16)

Игра «Раздели по свойствам предметы» (Шевелёв, с.20)

Игра «Куда пойдёшь, что найдёшь?» (картотека)

Занятие №1 рабочая тетрадь

Занятие №2 рабочая тетрадь

Занятие №5 рабочая тетрадь

Занятие №11 рабочая тетрадь

Занятие №12 рабочая тетрадь

Занятие №24 рабочая тетрадь

Занятие №25 рабочая тетрадь

Занятие №33 рабочая тетрадь

ноябрь

Систематизация

Составление рассказа по серии картинок

  • учить выявлять систему последовательностей по разным признакам и продолжать её;
  • упражнять выявлять последовательность отдельных фрагментов сюжетных картинок и составлять по ним рассказ;
  • учить делать выводы и объяснять свой выбор

Игра «Что было сначала, а что потом?» (Ю.Соколова с.42 – 43)

Игра «Составь и расскажи» (Ю.Соколова с.66 – 68)

Игра «Продолжи ряд» (Солнечные ступеньки с.6);

Игра «Продолжи рисунок» (Шевелёв, с.4)

Игра «Заполни таблицу»

(Шевелёв, с.16)

Занятие №4 рабочая тетрадь

Занятие №6 рабочая тетрадь

Занятие №7 рабочая тетрадь

Занятие №8 рабочая тетрадь

Занятие №20 рабочая тетрадь

Занятие №31 рабочая тетрадь

декабрь

Смысловое соотнесение

Отрицание

  • упражнять делать выводы и находить предмет с помощью отрицания;
  • упражнять в смысловом соотнесении разных предметов и понятий;
  • пополнить словарный запас

Игра на отрицание одного предмета и нахождение другого

(Ю.Соколова с.21-23)

Игра «Заполни пустое место» (Ю.Соколова с. 49 – 50)

«Подбери по смыслу»

(Солнечные ступеньки с. 8)

Игра «Найди»

 (Солнечные ступеньки с.10)

Игра «Найди смысловую пару» (Шевелёв, с.12)

Занятие №3 рабочая тетрадь

Занятие №15 рабочая тетрадь

Занятие №18 рабочая тетрадь

Занятие №28 рабочая тетрадь

Занятие №30 рабочая тетрадь

январь

Воображение

Моделирование

  • развивать воображение, фантазию
  • упражнять по схеме или образцу создавать объект
  • учить моделировать сказки и рассказывать по готовой или созданной модели;
  • учить отображать разные группы понятий с помощью одного и того же типа модели

Игра на воображение «Угадай-ка» (Стародубцева с. 33)

Упражнения «Перевоплощение», «Что было бы, если…» (картотека)

Игра «Сложи узор»

(из геометрических фигур)

Моделированная сказка «Красная шапочка», «Колобок»

Игра «Сложи по образцу»

 (кубики, лего)

Игра «Дом в деревне» (моделирование из счётных палочек»

Игра «Найди игрушку по нарисованной схеме» (коляска, расчёска, платье – кукла)

февраль

Анализ

Синтез

Обобщение

  • учить анализировать взаиморасположение частей открытого пространства;
  • упражнять в составлении целого из частей и разбиении целого на части;
  • Учить обобщать предметы и явления по разным признакам и свойствам

Игра-презентация

«Найди лишнее»

Игра «Назови несколько вариантов лишних картинок»

(Ю.Соколова с.17-20)

Игра «Целое из частей»

(Ю.Соколова с.64 – 65)

Игра «Найди фрагменты» (Солнечные ступеньки с.12)

Игра «Угощение для медвежат» (Деньеш, с. 6)

Игра «Соедини в целое»

(Шевелёв, с.21)

Занятие №17 рабочая тетрадь

Занятие №26 рабочая тетрадь

Занятие №29 рабочая тетрадь

март

Пространственное мышление

Аналогия

  • учить пользоваться планом для нахождения определенного места на участке детского сада, группы;        
  • учить рисовать самостоятельно план улицы, отображать на нем «маршрут»;
  • упражняться в ориентации в пространстве (влево, вправо, между и т.д.)
  • учить в выборе предметов  и явлений по аналогии

Игра «Подходит ли фигура?» (Ю.Соколова с. 56)

Игра «Лишний кубик»

(Ю.Соколова с.61)

Игра «Украсим ёлку бусами» (Дьенеш, с. 10)

Игра с геометр.фигурами

 (Шевелёв, с.9)

Игра «Путь цыплёнка»

(Шевелёв, с.10)

Игра «Рыбка и рыбаки»

(Шевелёв, с.15)

Игра «Путь Димы»

(Шевелёв, с.18)

Игра «Найди одинаковые игрушки» (Шевелёв, с.19)

Игра «Путь белочки»

(Шевелёв, с.22,)

Упражнение «Муха» (картотека)

Занятие №22 рабочая тетрадь

апрель

Умозаключение

Закономерности

Логические задачи

  • учить решать логические задачи и разгадывать головоломки:
  • Упражнять находить закономерности и объяснять их происхождение;
  • учить делать элементарные умозаключения, опираясь на свой опыт

Игра «Продолжи закономерность»

(Ю.Соколова с.66 – 68)

Игра «Что было сначала, что потом?» (Ю.Соколова с.73 – 75)

Игра «Что раньше»

 (Ю.Соколова с.76 – 77)

Игра «Если…,значит»

(Ю.Соколова с.78 – 80)

Игра «Чего больше, догадайся?»

(Ю.Соколова с.81 – 82)

Игра «Дорисуй недостающие предметы»

(Солнечные ступеньки с.13)

Задачи на логику (Солнечные ступеньки с. 16)

Игра «Стёртое лото»

(Шевелёв, с.22)

Словесная игра «Концовка» (картотека)

Игра «Чересчур» (картотека)

Игра «Верно – не верно» (картотека)

Занятие №10 рабочая тетрадь

Занятие №13 рабочая тетрадь

Занятие №23 рабочая тетрадь

Занятие №27 рабочая тетрадь

Занятие №35 рабочая тетрадь

май

Развитие лексико-понятийного словаря

Подбор синонимов и антонимов

  • учить подбирать родовое понятие к видовым;
  • учить детей наполнять содержанием модель отношений между понятиями;
  • упражнять в подборе синонимов и антонимов;
  • пополнить словарный запас

Упражнения

 «Сравнение понятий»,

«Прилагательные ассоциации», «Понятия по порядку», «Подбор омонимов», «Глагольные ассоциации», «Подбор синонимов и антонимов», «Формулировка определений», «Какая одежда?», «Повар-неумеха», «Путаница», «Овощная небылица» «Объяснялки» (картотека)

Занятие №9 рабочая тетрадь

Занятие №14 рабочая тетрадь

Занятие №21 рабочая тетрадь

Занятие №32 рабочая тетрадь

Занятие №34 рабочая тетрадь

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

 (подготовительная группа)

МЕСЯЦ

РАЗДЕЛ

ЦЕЛЬ

ИСТОЧНИК

сентябрь

Слуховая память

Зрительная память

Внимание

  • Развивать слуховую и зрительную память;
  • Упражнять в запоминании и воспроизведении;
  • Развивать внимание, наблюдательность;
  • Упражнять в нахождении отдельных фрагментов от целых картин

Игра «Четыре времени года» (Стародубцева с. 12)

Игра «Выполни движения» (Стародубцева с. 20)

Игра «Слушай и показывай» (Стародубцева с. 29)

Игра на зрительную память «Найди пару» (Дьенеш, с. 4)

Упражнения: «Наблюдательность», «Самый внимательный – 1», «Разведчик» (картотека)

Игры на внимание «Найди такой же», «Чем похожи?», «Сравни картинки», «Найди пару» (Ю.Соколова с.24 – 33)

Игра на внимательность «Запрещенное движение» (Стародубцева с. 16)

Игра «Найди парные узоры» (Шевелёв, с.21)

Занятие №16 рабочая тетрадь

Занятие №19 рабочая тетрадь

октябрь

Классификация

Сравнение

Ограничение

  • Упражнять детей в последовательном анализе каждой группе предметов;
  • выделении и обобщении признаков, свойственных предметам и каждой из групп, сопоставлении их, обоснование

найденного решения;

  • учить методом ограничения находить нужный предмет;
  • учить сравнивать между собой предметы, находить отличия и сходства

Игра – презентация «Геометрические фигуры»

Игра «Четвёртый лишний» (Ю.Соколова с. 7-11)

Игра «Назови сначала, назови потом» (Ю.Соколова с.12-14)

Игра «Чем отличается?» (Ю.Соколова с.16-17)

Игра «Дорисуй нужный предмет» (Солнечные ступеньки с.1)

Игра «Раздели на 3 группы предметы»

(Солнечные ступеньки с.1)

Игра «Цифры и буквы»

(Солнечные ступеньки с.2)

Игра «Сделай одинаковым» (Солнечные ступеньки с.3)

Игра «Найди в ряду предмет», «Найди две одинаковые фигуры»

(Солнечные ступеньки с.4)

Игра «Покупки сказочных героев» (Шевелёв, с.5)

Игра «Красная шапочка»

(Шевелёв, с.7)

Игра «Разложи по конвертам» (Шевелёв, с.19)

Игра «Раздели по свойствам предметы» (Шевелёв, с.20)

Упражнение «Родо-видовые отношения», «Исключение лишнего слова», «Сходство и различие» (картотека)

Игра «Куда пойдёшь, что найдёшь?» (картотека)

Занятие №1 рабочая тетрадь

Занятие №2 рабочая тетрадь

Занятие №5 рабочая тетрадь

Занятие №11 рабочая тетрадь

Занятие №12 рабочая тетрадь

Занятие №24 рабочая тетрадь

Занятие №25 рабочая тетрадь

Занятие №33 рабочая тетрадь

ноябрь

Систематизация

Составление рассказа по серии картинок

  • учить выявлять систему последовательностей по разным признакам и продолжать её;
  • упражнять выявлять последовательность отдельных фрагментов сюжетных картинок и составлять по ним рассказ;
  • учить делать выводы и объяснять свой выбор

Игра «Какая фигура подходит?», «Чего не хватает?» (Ю.Соколова с.34 – 40)

Игра «Что было сначала, а что потом?» (Ю.Соколова с.42 – 43)

Игра «Составь и расскажи» (Ю.Соколова с.66 – 68)

 «Дорисуй гирлянду»

(Солнечные ступеньки с.6)

Игра «Размести по-разному» (Солнечные ступеньки с. 7)

Игра «Продолжи рисунок» (Шевелёв, с.4)

Игра «Раскрась четвёртый предмет» (Шевелёв, с. 6)

Игра «Заполни таблицу»

(Шевелёв, с.14)

Игра «Дорисуй узор»

 (Шевелёв, с.14)

Занятие №4 рабочая тетрадь

Занятие №6 рабочая тетрадь

Занятие №7 рабочая тетрадь

Занятие №8 рабочая тетрадь

Занятие №20 рабочая тетрадь

Занятие №31 рабочая тетрадь

декабрь

Смысловое соотнесение

Отрицание

  • упражнять делать выводы и находить предмет с помощью отрицания;
  • упражнять в смысловом соотнесении разных предметов и понятий;
  • пополнить словарный запас

Игра на отрицание одного предмета и нахождение другого (Ю.Соколова с.21-23)_

Игра «Заполни пустое место» (Ю.Соколова с.47 – 48, 51-52)

Игра «Найди смысловую пару» (Солнечные ступеньки с.9)

Игра «Закрась не…»

(Солнечные ступеньки с.11)

Игра «Найди смысловую пару» (Шевелёв, с.12)

Занятие №3 рабочая тетрадь

Занятие №15 рабочая тетрадь

Занятие №18 рабочая тетрадь

Занятие №28 рабочая тетрадь

Занятие №30 рабочая тетрадь

январь

Воображение

Моделирование

  • развивать воображение, фантазию
  • упражнять по схеме или образцу создавать объект
  • учить моделировать сказки и рассказывать по готовой или созданной модели;
  • учить отображать разные группы понятий с помощью одного и того же типа модели

Игра на воображение «Угадай-ка» (Стародубцева с. 33)

Игра «Логический поезд»

(Дьенеш, с. 9)

Упражнения «Перевоплощение», «Что было бы, если…» (картотека)

Игра «Сложи узор» (из геометрических фигур)

Оригами

Моделированная сказка «Красная шапочка», «Колобок»

Игра «Сложи по образцу» (кубики, лего)

Игра «Дом в деревне» (моделирование из счётных палочек»

Рассказ о предмете по заданной схеме

Игра «Найди игрушку по нарисованной схеме» (коляска, расчёска, платье – кукла)

февраль

Анализ

Синтез

Обобщение

  • учить анализировать взаиморасположение частей открытого пространства;
  • упражнять в составлении целого из частей и разбиении целого на части;
  • Учить обобщать предметы и явления по разным признакам и свойствам

Игра-презентация

«Найди лишнее»

Игра «Назови несколько вариантов лишних картинок»

(Ю.Соколова с.17-20)

Игра «Целое из частей» (Ю.Соколова с.64 – 65)

Игра «Заполнение круга и квадрата»

(Солнечные ступеньки с.3)

Игра «Найди фрагменты» (Солнечные ступеньки с.12)

Игра «Угощение для медвежат» (Деньеш, с. 6)

Игра «Соедини в целое»

(Шевелёв, с.21)

Занятие №17 рабочая тетрадь

Занятие №26 рабочая тетрадь

Занятие №29 рабочая тетрадь

март

Пространственное мышление

Аналогия

  • учить пользоваться планом для нахождения определенного места на участке детского сада, группы;        
  • учить рисовать самостоятельно план улицы, отображать на нем «маршрут»;
  • упражняться в ориентации в пространстве (влево, вправо, между и т.д.)
  • учить в выборе предметов  и явлений по аналогии

Игра «Подходит ли фигура?» (Ю.Соколова с.53 – 55, 57 – 59)

Игра «План комнаты»

(Ю.Соколова с.60)

Игра «Подбери ключик» (Ю.Соколова с.62)

Игра «Найди недостающий предмет»

(Солнечные ступеньки с.5)

Игра «Украсим ёлку бусами» (Дьенеш, с. 10)

Игра с геометр.фигурами

(Шевелёв, с.9)

Игра «Путь цыплёнка»

 (Шевелёв, с.10)

Игра «Пустой квадрат»

(Шевелёв, с.11)

Игра «Рыбка и рыбаки»

 (Шевелёв, с.15)

Игра «Путь Димы»

(Шевелёв, с.18)

Игра «Найди одинаковые игрушки» (Шевелёв, с.19)

Упражнение «Муха» (картотека)

Занятие №22 рабочая тетрадь

апрель

Умозаключение

Закономерности

Логические задачи

  • учить решать логические задачи и разгадывать головоломки:
  • Упражнять находить закономерности и объяснять их происхождение;
  • учить делать элементарные умозаключения, опираясь на свой опыт

Игра «Назови следующее слово» Ю.Соколова с.41)

Игра «Продолжи закономерность»

(Ю.Соколова с.66 – 68)

Игра «Найди ошибку в составлении бус» (Ю.Соколова с.69)

Игра «Что было сначала, что потом?» (Ю.Соколова с.73 – 75)

Игра «Что раньше»

(Ю.Соколова с.76 – 77)

Игра «Если…,значит»

(Ю.Соколова с.78 – 80)

Игра «Чего больше, догадайся?»

(Ю.Соколова с.81 – 82)

Игра «Дорисуй недостающие предметы»

(Солнечные ступеньки с.13)

Задачи на логику (Солнечные ступеньки с.14-15)

Игра «Мозайка цифр»

(Дьенеш, с. 9)

Игра «Дай Имя»

(Шевелёв, с.11)

Игра «Стёртое лото»

(Шевелёв, с.22)

Игра «Заполни пустые квадраты» (Шевелёв, с.23)

Игра «Неправильные весы» (Шевелёв, с.23,)

Игра «Спортивные игры»

 (Шевелёв, с.24)

Загадки-шутки, хитрые вопросы, логические задачи (картотека)

Словесная игра «Концовка» (картотека)

Игра «Посади дерево» (картотека)

Игра «Чересчур» (картотека)

Игра «Верно – не верно» (картотека)

Игра «Цифры заблудились» (картотека)

Занятие №10 рабочая тетрадь

Занятие №13 рабочая тетрадь

Занятие №23 рабочая тетрадь

Занятие №27 рабочая тетрадь

Занятие №35 рабочая тетрадь

май

Развитие лексико-понятийного словаря

Подбор синонимов и антонимов

  • учить подбирать родовое понятие к видовым;
  • учить детей наполнять содержанием модель отношений между понятиями;
  • упражнять в подборе синонимов и антонимов;
  • пополнить словарный запас

Упражнения

 «Сравнение понятий»,

«Прилагательные ассоциации», «Понятия по порядку», «Подбор омонимов», «Глагольные ассоциации», «Подбор синонимов и антонимов», «Формулировка определений», «Какая одежда?», «Повар-неумеха», «Путаница», «Овощная небылица» «Объяснялки» (картотека)

Занятие №9 рабочая тетрадь

Занятие №14 рабочая тетрадь

Занятие №21 рабочая тетрадь

Занятие №32 рабочая тетрадь

Занятие №34 рабочая тетрадь



Предварительный просмотр:

Приложение №6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...