Рушники в петухах
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Мищенко Елена Александровна

- познакомить детей с народно-прикладным искусством Кубани - вышивкой;

- дать представление о традициях кубанского быта;

- воспитывать интерес к произведениям народного искусства Кубани. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rushniki_v_petuhah.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Рушники в петухах

Цель:

- познакомить детей с народно-прикладным искусством Кубани - вышивкой;

- дать представление о традициях кубанского быта;

- воспитывать интерес к произведениям народного искусства Кубани.

Предварительная работа:

- знакомство детей с народно-прикладным искусством Кубани - вышивкой, вязанием крючком.

- ознакомление с кубанскими обрядами, праздниками.

- прослушивание аудио и просмотр видео записей Кубанского казачьего хора.

- разучивание кубанских песен, хороводов, пословиц и поговорок.

Материал: Презентация "Сказка о Марье-искуснице", в которую включены слайды кубанских пейзажей, птиц, рисунки будущих вышивок, элементы кубанской одежды, вышитые гладью, крестом, строчевой. Уголок спальни, украшеннный в кубанском стиле: стол, покрытый настольником, икона, украшена рушником, кровать, покрытая лоскутным одеялом, стол у иконы, покрытый салфеткой, пяльцы, с натянутой тканью, сундук, лавки, коврики на полу. Бумага, кисти, краски. Запись кубанских песен.

Ход занятия:

Воспитатель включает презентацию "Сказка о Марье-искуснице". Играет музыка, это привлекает внимание детей. Дети собираются в кружок и слушают сказку.

Воспитатель:

        В старые времена, также как и сейчас светило солнце, росли деревья и травы, цвели цветы, а в лесах жили птицы и звери. Жила была на свете в то время Марья — искусница. Любила она гулять по полям да по лесам. Собирать букеты цветов, слушать пение птиц, журчание ручьев. Что не увидит, то нарисует, а потом вышьет. Нитки специально для вышивания выкрасит сама, а помогут ей в этом листья да коренья растений. Из них она сделает краску. Умелая да ловкая была Марья - искусница. Вот и сложили о ней сказку. Всех девушек она научила своему умению. Стали и они украшать занавески, скатерти, а к свадьбе своей девушки - казачки должны были обязательно вышить полотенца, которые назывались - рушники, не менее двенадцати штук. Полотенцами украшали в доме окна, зеркала, красные утлы, стены во время свадьбы. И красовались на этих рушниках диковинные птицы, травы, расцветали чудесные цветы. Люди верили, что такой вышитый рушник обладает волшебной силой охранять благополучие и счастье семьи. Украшали вышивкой не только рушники и скатерти, но и одежду.

                На хуторе нашем вишнёвом

                У чистой криничной воды

                Девчата справляют обновы,

                К заре поднимают цветы.

                И те степовые цветочки,

                Как щедрого лета молва,

                Шитьём украшают сорочки,

                Подолы, рубах рукава.

Воспитатель: 

        В каждой кубанской семье женщины должны были уметь ткать и вышивать. В домах  зажиточных казаков Кубани имелись вышивальные и ткацкие мастерские, где проводили свой досуг все женщины дома. Как правило, творческим процессом руководила хозяйка дома: зимними холодными днями и вечерами женщины, девушки и девочки с шести-девяти лет собирались вместе на сходницу и занимались рукоделием - вязали, ткали, пряли, вышивали, мастерили игрушки. Не зря есть пословица: "Собирай всю родницу на веселую сходницу". Задушевная песня помогала им в работе. Вот я и приглашаю вас в хату на веселую сходницу, милости прошу! (воспитатель надевает фартук, украшенный народным кубанским орнаментом, все проходят в спальню, которая украшена в кубанском стиле: стол, покрытый настольником, икона, украшена рушником, кровать, покрытая лоскутным одеялом, стол у иконы, покрытый салфеткой, сундук, лавки, коврики на полу) Проходите, гости дорогие, ко мне в хату. Посмотрите, сколько красивых вещей у меня. Посмотрите, какая красивая вышитая скатерть, а каково её старинное название? (ответы детей) Правильно, настольник, его клали на стол. А как на Кубани называли полотенце? (Показываю рушник, даю полюбоваться вышивкой). (ответы детей) Рушник. Какие узоры вышивали на рушниках рукодельницы? (ответы детей). Они вышивали птиц, цветы, животных. Они вышивали то, что видели в природе рядом с собой. Какие цвета использовали? (ответы детей). Чаще всего красный и черный. Вышитыми рушниками украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, туда, где висела икона. (Во время рассказа дети передвигаются по "хате", рассматривают вещи, трогают руками. затем воспитатель подходит к сундуку). Маленькая девочка-казачка, едва научившись вязать крючком, уже начинала готовить для себя приданое: кружева на платья, кофты, кружевные скатерти для стола, рушники и многое другое. Всё это складывали вот в такой сундук. Отец, уезжая на ярмарку, спрашивал у дочерей, что им привезти в подарок. Среди девичьих просьб была и такая:

- Папаша, прошу Вас, купите мне сундук для приданого.

- Да уж пора, доченька иметь невестин сундук!

И не стоило сомневаться, что на базаре отец будет придирчиво рассматривать каждый сундук со всех сторон. Найдёт самый красивый, прочный, с диковинкой: то ли с музыкальным замком, то ли окованный фигурными медными полосами, то ли разрисованный сказочными цветами. Хотите посмотреть, что в моём сундуке? (Открывают сундук, достают элементы одежды: рубахи женские и мужские, фартуки, рушники, скатерти, пяльцы. Рассматривают все предметы, уточняют орнамент, цвет) Женские рубахи украшали вышивкой по рукавам, подолу, подплечью, мужские - по вороту. Вышивали гладью, крестом, строчевой, изображая геометрический, растительный, животный и предметный орнаменты. Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. Существовал старинный обряд: весной девушки выходили на улицу с рушниками и встречали весну. (Предлагаю детям украсить бумажные рушники элементами кубанской вышивки, используя краски и кисти. Для образца дети могут взять элементы одежды или рассматривать вышитые изделия на слайдах презентации. Включить кубанские песни).

        В конце занятия воспитатель задаёт детям вопросы: как назывались полотенца, для чего они вышивались, какие орнаменты использовали в работе, нитки каких оттенков чаще всего встречаются на вышитых изделиях.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность на тему "Рисование рушника с чувашской вышивкой"

Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям «Познание (ФКЦМ и РК),  «Музыка»  (интеграция)  с детьми средней группы на тему: "Рисование рушника с чув...

Интегрированное занятие "Рушник-символ семьи казаков

Цикл занятий по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста...

"Полотенце - рушник." "Маленькое дело лучше большого безделия."

Тема: "Полотенце - рушник"."Маленькое дело лучше большого безделия". Программное содержание.1. Закрепить знания детей о таком виде народного искусства, как вышивка.2. Продолжать знакомить де...

Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «В гостях у сказки «Петух и Краски» (по мотивам сказки В. Г. Сутеева «Петух и Краски»)

Цель: способствовать развитию художественных способностей дошкольников через интеграцию изобразительной и театральной деятельности. Задачи:·        развив...

«По стране Старине. Рушники и вышивка Курского края».

Совместная деятельность педагога и детей 5-6 лет группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи «По стране Старине.  Рушники и вышивка Курского края»....

Рушники кубанских мастериц. Буклет.

Буклет.  Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от соци...