Главные вкладки

    Мастер класс "Дразнилки как элемент детского фольклора Карелии"
    план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

    Подгайская Марина Андреевна

    Что делать, если ребенка дразнят в детском саду или на улице? Как помочь ему избежать слез и организовать правильное отношение к себе?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon master_klass.doc48 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАСТЕР КЛАСС «ДРАЗНИЛКИ КАК ЭЛЕМЕНТ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА КАРЕЛИИ»

    Афанасьева Марина Андреевна

    Воспитатель

    МДОУ «Детский сад №112 «Лесная сказка»

    Тема.

    «Дразнилки как элемент детского фольклора Карелии»

    Постановка проблемы

    Что делать, если ребенка дразнят в детском саду или на улице? Как помочь ему избежать слез и организовать правильное отношение к себе?

    Разминка

    (Активизировать мыслительную деятельность, войти в образ)

    Составить дразнилку из предложенных слов, связав их по смыслу.

    Теоретическая часть

     Детский фольклор —  органическая часть всей самобытной народной культуры и вместе с тем, совершенно особая, самостоятельная область устного поэтического творчества (С.М. Лойтер). Этим понятием принято обозначать две группы произведений: 1. создаваемые взрослыми и адресованные детям (так называемая «поэзия пестования» - колыбельные песни, потешки, прибаутки, пестушки); 2. создаваемые самими детьми и бытующие в их среде – считалки, жеребьевки, заклички, поддевки, дразнилки и другие игровые формы. Специфика,    отличительные    особенности    детского   фольклора определяются многими обстоятельствами. Прежде всего — особенностями детской психологии, детского мировосприятия, взаимоотношений ребенка с окружающей его действительностью.

    Детский фольклор - явление вечное, ибо вечно детство, которое дано человеку,  «чтобы играть», и, играя, творить жизнь.  Это уникальное средоточие: развивающейся духовной жизни ребенка с его неуемной фантазией, изначально присущей внутренней свободой, потребностью изменять мир силой своего воображения.  Детский фольклор — это неповторимый, оригинальный континент детства, многоязычный и многонациональный.

    К числу детских забав, основанных  на  умении  найти  уязвимое место или «поддеть» многие авторы относят «лирику осмеяния», или,   как    еще ее определяют,  «детскую сатирическую лирику». Это и есть дразнилки

    Дразнилки тесно связаны с прозвищами, употребление которых уходит корнями в древнюю Русь. В крестьянской среде фамилий не было, их заменяли прозвища, которые давались человеку окружавшими его людьми. В каждом из прозвищ отражалась какая-нибудь внешняя примета его носителя, чаще всего – иронически преувеличенная. От таких прозвищ и произошли дразнилки.

    Дразнилки — небольшие (от одной до шести сток) стихотворные произведения, построенные либо как рифмованные прозвища, либо как гиперболически, заостренно изображенное качество, признак, состояние, действительное или приписываемое осмеиваемому лицу. Изучив детские дразнилки, можно более полно понять ребёнка: какие пороки ему более неприятны. Важно понимать, что дразнилка не издевательство, хотя грань между ними очень тонкая. Она учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении.

    Без дразнилки игра в жизнь ребенка утрачивает вкус, справедливость. Дразнилки - некая форма словесной агрессии, и определенный способ осмеяния отклонений от правил и норм поведения, способ утверждения неписаного морального кодекса детской жизни.

    Почти каждый ребенок может связать имя с рифмующимся словом и превратить его в выразительное прозвище. Среди публикуемых текстов замечательные примеры то изобретательнейших каламбуров, то неожиданных звуковых  вариаций  первого слова   (их больше всего), то выразительных        повторов       и   все   они   по-разному   передают   эмоциональное состояние детей,   которые их произносят.

    Дразнилки живой,   повседневный,   активно   бытующий  детский   фольклор.    И   трудно   согласиться   с   мнением, что эстетическая ценность этих жанров сомнительна, а рост культуры  скажется   на   их   судьбе.   В   своих   самостоятельных   забавах и играх дети так же инстинктивно отталкиваются от всякой рафинированности,  сусальности,   как   и   от   пошлости. Нет в дразнилках пошлости, а есть потребность в здоровом, раскованном озорстве, смехе, юморе, порой грубоватом, без которого не может обойтись нормальная человеческая жизнь. Наличие дразнилок, их разнообразие и цензурный характер – показатель здоровых отношений в детском коллективе, умеющем постоять за себя без помощи взрослых и кулачной расправы. Чаще дразнилки высмеивают жадных ребят, хвастунов, воображал, достается плаксам, трусам, ябедам. Не только взрослые учат уму-разуму. Но дети и сами все время воспитывают друг друга, исправляют недостатки. С годами приходит понимание, что для нормальных детей - здоровых, активных - дразнилки являются разновидностью игры, служат чем-то вроде разрядки. Но как только нечто подобное начинает происходить в нашем доме, мы беспомощно опускаем руки, сочувствуем «пострадавшим» или необдуманно и резко пытаемся вмешиваться в хрупкий мир детства.

    Вспомните, как вы, будучи ребёнком дразнили соседского мальчишку или плаксивую девчонку? «Жадина-говядина», «рёва-корова», «плакса-вакса». Слагали стишки на каждое имя и высмеивали любой порок – жадность, трусость, нытьё, хвастовство. С помощью дразнилок ребёнок давал выход отрицательным эмоциям. Часто дразнилки сопровождались гримасами и звукоподражанием. Конечно, если маленький человечек дразнит сверстников без повода, назойливо преследуя, то в скором времени он сам становится объектом насмешек – «дразнило, собачье (или поросячье) рыло».

    . Дети учатся не только различать плохое и хорошее, выражать свое негативное отношение к нелицеприятному явлению, но и активизируют своё мышление, умение подбирать слова, рифму. Ведь даже в таком, казалось бы, непристойном занятии, как дразниться, есть развитие творческого потенциала. Дразнилка – это тренировка в остроумии, в умении вести словесный поединок, развитие речи и чувства юмора. Есть мнение, что именно из дразнилок вырастают эпиграммы. Стоит только вспомнить пушкинского князя Дундука в Академии наук.

    Кто знает, тот поймёт. Вот вам классическое высмеивание пороков и недостатков. А начинается такое творчество сочинением
    дразнилки.

    Так что не стоит сильно тревожиться, если ваши дети повторяют дразнилки, сочиняют новые. Контролируйте, но не подавляйте их творчество. И вырастут остроумные Жванецкие или даже великие Пушкины, уникальные в своём литературном слоге и остромётном юморе.

    Практическая часть

    Синквейн – дразнилка:

    - первая строка – название темы (одно существительное);

    - вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

    - третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами(глаголы);

    - четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

    - последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

    Рефлексия

    На «Веснушках-конопушках» написать свои пожелания и приклеить их на солнышко


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фольклор в детском чтении. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. РЕФЕРАТ

    Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоцион...

    мастер - класс «Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста »

    Мастер - класс "Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно - гигиенических навыков  у детей раннего возраста"...

    Опыт работы на тему:"Нетрадиционные инструменты как инновационный элемент при ознакомлении с детским фольклором Карелии"

    Согласно ФГОС ДО система образования должна быть направлена на воспитание личности, способной к творческому решению жизненных задач, предусматривающей воспитание творческого человека, способного к соз...

    Детский календарь Карелии

    фольклорный музыкально-образовательный проект...

    Мастер- класс «Двигательная активность детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов детского фитнеса (разноцветные эспандеры)»

    Мастер- класс «Двигательная активность детей старшего дошкольного возраста с  использованием элементов детского фитнеса (разноцветные эспандеры)»В последнее время отмечается тенденция...

    Организованная образовательная деятельность по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников с элементами детского дизайна "Город мастеров"

    Организованная образовательная деятельность по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников с элементами детского дизайна. Гатаулина Н.И.Емельянова Н.Н.воспитатели «МБДОУ Ровень...