Мастер-класс для педагогов детского сада на тему: "Развитие и воспитание детей по средствам русского народного творчества - фольклор"
консультация (младшая группа)

Сорокина Елена Альбертовна

мастер-класс фольклор

Скачать:


Предварительный просмотр:

На протяжении нескольких лет , в своей работе с детьми , я использую различные формы фольклора . И сегодня хочу провести с вами мастер класс по теме: «Развитие речи  и воспитание детей по средствам русского народного творчества - фольклора".

Что же такое фольклор?

Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка.

Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.

Устное – из уст в уста.

Народное – автор – народ.

Творчество – создано в результате труда.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка.

Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволяет быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это в свою очередь, приводит к формированию уверенности в себе.

        К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью.         Родители задаются вопросом - ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ПЛОХО ГОВОРЯТ?

Но ОБЩАЯСЬ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ, РОДИТЕЛИ РЕДКО ИСПОЛЬЗУЮТ ПОГОВОРКИ И ПОСЛОВИЦЫ, А ВЕДЬ В НИХ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СУТЬ РАЗРЕШЕНИЕ ЛЮБОГО КОНФЛИКТА.

Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

      А фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношения к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

        Ценность детского фольклора заключается в том, что с помощью его взрослые легко устанавливают с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.         Интересное содержание, богатство фантазий, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость, и в тоже время оказывают на ребенка воспитательное, развивающее воздействие.

        Незатейливые по содержанию и простые по форме народные произведения таят в себе не малое богатство – смысловое, звуковое и речевое.

        - Проведём небольшую викторину.

1. Какие малые формы фольклора используемые в детском саду вы знаете? Перечислите.

2.Как называются короткие рифмованные стихи, которые применяются для  определения ведущего или распределения ролей в игре? (считалки)

3. Назовите форму фольклора?

У Ивашки – рубашка,

У рубашки – кормашки,

Кармашки – у рубашки,

Рубашка – у Ивашки.(скороговорка)

4.Как называются песни, которыми убаюкивают малышей? (колыбельные)

5.Когда используется пестушка: « С гуся вода, с лебедя вода, с  Пети вся худоба» (при купании)

6. Как называют следующие выражения: «Витя-титя-карапуз съел у бабушки арбуз», «Ябеда – беда, козья борода» (дразнилки)

7. Назовите жанр фольклора, в котором надо найти правильный ответ, (загадка)

Молодцы, справились с заданием.  

       Мы с Натальей Олеговной используем  такие фольклорные формы как :

-потешки, прибаутки

-сказки

-считалки

-пальчиковые игры

-хор.игры

-загадки

-песенки

-повторялки

-пословицы и поговорки

-кукольный театр...

       

        Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты. Когда укладывали деток спать, во время умывания, причёсывания, еды, бодрствования:

Водичка – водичка

Умой моё личико

Чтобы глазоньки блестели

Чтобы щёчки краснели

Чтоб смеялся роток

Чтоб кусался зубок.

Дети повторяют слова и выполняют правильные действия.

Расти, коса, до пояса,
Не вырони не волоса.
Расти, косынька, до пят —
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся —
Маму, дочка, слушайся

   Во время причёсывания после сна.

        А малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребёнка, т.е. привлекают его внимание к предметам, животным, людям:

Киска, киска, киска, брысь

На дорожку не садись,

Наша деточка пойдёт

Через киску упадёт.

        Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует разговорной речи.

Наши уточки с утра

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора

Бал-бал-бал! Бал-бал-бал!

Наши гуленьки вверху-

Грру-грру-грру-у!

Наши курочки в окно

Ко-ко-ко!Ко-ко-ко!

А как Петя- петушок

Ранним-рано по утру

Нам споёт ку-ка-ре-ку!

        В таких народных произведениях имеются звукоподражания голосам птиц и животных, что вызывает желание повторить, а значит развивает речь.

         В  потешках малыши улавливают доброе, гуманное ко всему живому. Помогают привыкнуть к малознакомым людям. Благодаря фольклору  речь детей заметно улучшается.

         Играя, ребёнок переживает огромную радость, а в радости развитие ребёнка идёт более интенсивно и успешно. Наши дети уже знакомы с многими и продолжают  знакомиться с пальчиковыми играми, которые развивают мелкую моторику, способствуя развитию речи. Мы выучили много пальчиковых игр....и даже на прогулке дети между собой начинают в них играть, уже без воспитателей. Давайте поиграем в одну из них:

       "Наша бабушка идёт", "Весёлая мышка"

                                (проиграть)

      Дети очень любят играть в хороводные игры. Слова игр легко запоминаются и в сочетании с движениями .

        Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой тесная связь. Заучивание стихотворных текстов с участием рук, пальцев, ног приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает, развивается воображение.

      Такие хороводные игры как «Паучок», «Пузырь», «Ворон», «Ходит Ваня» и др.

                     (проиграть)

        Во время игр всем детям хочется быть главным героем (петушком, зайчиком, паучком) вот тут-то на помощь приходят считалки, которые служат для справедливого распределения ролей. Считалки помогают вырабатывать в детях такие черты характера, как честность, благородство, чувство товарищества.

                                                  ( мнемотаблица)

Шла лисичка по тропинке

 и несла грибы в корзинке,

5 опят и 5 лисичек

         Для лисят и для лисичек.    

        В народных произведениях есть огромный материал для использования в сюжетно- ролевых играх. Так курочка-рябушка идёт на речку за водичкой – цыплят поить; кисонька - мурысонька идёт на мельницу за мукой, чтоб испечь прянички; сорока - белобока – кашу варит, чтобы деток кормить

        В потешках, песенках оживают явления природы ( «ночь пришла темноту привела», «Солнышко -  вёдрышко» обогрело «телят, да ягнят, да ещё маленьких ребят».

Дети очень любят проговаривать заклички солнцу, дождю, радуге:

(мнемотаблица):

Солнышко – вёдрышко

Выгляни в окошко

Твои детки плачут

По камушкам скачут.

 

Радуга – дуга

Не давай дождя

Давай солнышко – колоколнышко.

        Для развития внимания к звучащей речи стали учить детей совместно договаривать и проговаривать, выделяя голосом некоторые слова в тексте

Ай, качи – качи - качи

Глянь – баранки, калачи

Глянь – баранки, калачи

С пылу, жару из печи

С пылу с жару из печи

Все румяны, горячи

Налетели тут грачи

Похватали калачи

Нам осталися

Ба-ра-ноч-ки.

        Чтобы речь детей стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной используем народные песенки «Сорока-белобока», «Идёт коза…»

Идёт коза рогатая

За малыми ребятами

Кто кашу не ест

Молока не пьёт

Забодаю, забодаю, забодаю!!!

        В своей работе используем инсценирование народных произведений, что помогает добиться предельного понимания содержания и развитие речи:

Курочка – рябушка

Куда пошла?

- На речку

Зачем ты пошла?

- За водичкой.

- Курочка – рябушка

Зачем тебе водичка?

- Цыплят поить

Как цыплятки просят пить?

- Пи-пи-пи, пи-пи-пи!

        Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, многому учит. Сколько много знаний дети получают при ознакомлению с окружающим миром. Так при знакомстве со сказкой «Как коза избушку построила»   мы ее и читали , и смотрели мультик -  дети узнали о деревьях и их особенностях (на дубу растут жёлуди, с яблоньки падают яблочки). Под каким деревом можно построить избушку, а под каким нельзя.

        Давайте расскажем сказку по мнемотаблице "Как коза избушку строила".

(проиграть)

        Как вы уже поняли мы стали использовать мнемотаблицы при рассказывании не только стихов, но и сказок.

        У нас в пятницу было родительское собрание на тему "Развитие речи по средствам худ.литературы и фольклора", где мы каждому родителю было задано задание - нарисовать мнемотаблицу к сказкам, считалкам, закличкам. С мнемотехникой они уже знакомы от нас.  Таким образом, если вам необходима какая-либо мнемотаблица из вышеперечисленного, можете к нам обращаться.

          А из народных песенок дети узнают о быте народа его жизни.

   В народе дорожили колыбельным песенном мастерством и передавали из поколения в поколение. Песенки учат детей, что нужно делать если «ребёнок» заплакал. Его нужно погладить по головке,  качать, баюкать:

Люли, люлюшки, люли

Прилетели к нам гули

Гули, гулюшки

Сели в люлюшки

Они стали ворковать

Мою деточку качать

Прибаюкивать…

        Неоценима роль загадок в познании окружающего мира. Ещё в древности загадки служили средством проверки мудрости.

        Народное творчество (фольклор) способствует развитию математических способностей. При знакомстве детей со счётом использую такие потешки, как: "1,2,3,4,5 вышли пальчики гулять  - Палец большой, гусь молодой..."  (проиграть)

        Весь детский фольклор – это целый мир яркий, радостный наполненный силой и красотой.

        Во время прослушивания музыкальных произведений вместо пассивного прослушивания включаем игровые движения, пальчиковые игры, двигательные импровизации. Так при прослушивании песенки «Пирожок» дети руками показывают, как мнут тесто, лепят пирожок.

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку.

А для милой бабушки

Испеку оладушки.

Кушай, кушай бабушка

Вкусные оладушки.

А ребяток позову

Пирожками угощу! (показ)

        Перед пением песенок делаем артикуляционную гимнастику, используя народные песенки: "Пастушок - трруруру" (проиграть с родителями)

Раным-рано поутру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Ты, Буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком.

        Чёткое проговаривание слов в сочетании с движениями делает игру интересной, занимательной и оказывает благоприятное влияние на развитие речи детей.

        Также используются пословицы, поговорки, чистоговорки, скороговорки, потешки. Скороговорки и чистоговорки способствуют улучшению дикции, совершенствованию звуковой культуры:

Ра – ра - ра – месит тесто детвора

Гу-гу-гу - корова на лугу

Са-са-са- на цветке сидит оса .... и т.д.

        Неоценимую роль в развитии художественного вкуса оказывают сказки. На занятие «приходят» герои любимых сказок(петушок, колобок, курочка, бычок), дети показывают как они кричат т.е. произносят звукоподражательные слова, рассматривают их, описывают, просят помочь им, что тоже способствует развитию речи.

        Это использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, формирует процесс звукопроизношения. 

        А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивают все навыки самообслуживания и гигиены. Познают окружающий мир.

       Детский фольклор способствует развитию речи.

        Закончить свой мастер-класс хочу притчей : "Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?”А сам думает: "Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”.

Спасибо за внимание!

Творческих всем успехов!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей в детском саду «Помощь родителей на этапе подготовки детей к школе»

В разработке предлагается сценарий мастер-класса и презентация. На встрече родители узнают, что охватывает готовность ребенка к школе, им дается возможность оценить своего ребенка на предмет готовност...

Методическая разработка: консультация для родителей. Тема: Развитие фантазии и речи детей на основе устного народного творчества.

Аннотация к методической разработке.Консультация для родителей.Тема: «Развитие фантазии и речи детей на основе устного народного творчества».Образовательная область: познавательно-речевое развитие дет...

Мастер-класс для родителей в детском саду на тему «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет»

Мастер-класс для родителей в детском саду на тему «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет» Автор: Андреева Оксана Николаевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №20, Московского района, города Санкт-П...

Мастер-класс для молодых педагогов детского сада по использованию элементов сказкотерапии в развитии речи дошкольников «Театр для малышей»

Если задать вопрос «без чего невозможно детство?» вы сможете с легкостью ответить на него: без любви, без игрушек и игры, и, конечно же, без сказки. Сказки входят в нашу жизнь с самого ран...

Мастер – класс для молодых педагогов детского сада «Камешки – марблс - разноцветное счастье для детей»

Цель: познакомить педагогов с нетрадиционной  технологией использования камешков «Марблс» в обучении детей....

Мастер-класс для молодых педагогов детского сада «Применение игрового самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель мастер-класса состоит в том, чтобы показать аудитории, активно использующей в работе здоровьесберегающие технологии, целесообразность и эффективность выполнения игрового самом...

Консультация для педагогов детского сада на тему «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников 5-6 лет с помощью современных логоматематических игр».

Консультация для педагогов детского сада на тему «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников 5-6 лет с помощью современных логоматематических игр»....