Тема «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
статья на тему

Россова Оксана Анатольевна

«Детство - каждодневное открытие мира и,
поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshiy_vospitatel_mbdou.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Старший воспитатель МБДОУ № 38

Россова Оксана Анатольевна, 1 категория

Тема «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

«Детство - каждодневное открытие мира и,
поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
В.А. Сухомлинский

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников. А нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна тем, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. Не на должном уровне ведется работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Известно, что именно дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, людей, живущих рядом. Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен знать, в каком городе он живёт, чем он интересен, какова его история и достопримечательности. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, педагоги нашего дошкольного учреждения считают, что приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитании у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, детскому саду.

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Одними призывами любить свой город, Родину ничего не сделать.

Работа должна быть целенаправленной, системной. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе - все это формирует чувство любви и отношения к тому месту, где ребенок живет.

Коллектив нашего детского сада создал собственную систему работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом.

Созданная система работы направлена на:

·        подготовку педагогического коллектива и родителей воспитанников детского сада к работе по воспитанию у детей интереса и любви к родному городу;

·        организацию педагогического процесса по краеведческому образованию детей на основе тематического планирования;

·        воспитание детей с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где они выросли, к Родине;

·        формирование личностного отношения всех участников проекта к фактам, событиям, явлениям в жизни города.

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, мы строим свою работу, учитывая следующие принципы:

  • «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста).
  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса.
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Представление о  малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться со всеми образовательными областями («Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное  развитие», «Художественное – эстетическое развитие», «Речевое развитие»).

Интеграция краеведческого содержания с другими разделами состоит в следующем:

·        участие детей в экскурсиях и целевых прогулках по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;

·        обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе, например, «Как правильно переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улице города»;

·        участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада: посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе;

·        развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины;

·        рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине: высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к памятникам воинам, погибших во время военных действий, украшение города к праздникам;

·        участие в проектной деятельности, продуктом которой является создание карт города, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу;

·        обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей-горожан;

участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях, происходящих в городе: чествование ветеранов, субботники по уборке города и прочее.

Активная позиция детей обеспечивается созданием в детском саду мини-музеев «Русская   изба», «Юрта», а также уголка краеведения в каждой возрастной группе, в котором ребёнку предоставляется возможность действовать с картой города, рисовать. Рассматривать фотографии и иллюстрации, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов.

Творческой группой детского сада разработаны и реализованы проекты «Мой город Кызыл», «Животные нашего края».

Педагог, родитель,  не будучи сам патриотом, не сможет в ребенке пробудить чувство любви к Родине, именно пробудить, а не навязывать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Литература:

И.В.Петрова, Т.Д.Стульник «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва, 2008г.

Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России», подготовительная группа, Москва, 2008г.

М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Сфера, Москва, 2009г.

Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ, 2004г.

Красная книга Республики Тыва

Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скриптори


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

перспективное планирование на тему нравственно-патриотическое воспитание "Формирование нравственно-патриотического воспитания детей посредством любви к семье"

перспективное планирование на тему нравственно-патриотическое воспитание "Формирование нравственно-патриотического воспитания детей посредством любви к семье"...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...

Семинар на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в преддверии 75-летия празднования Дня Победы в ВОВ» Выступление на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Семинар на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в преддверии 75-летия празднования Дня Победы в ВОВ»Выступление на тему: «Нравственно-патриот...