Методическая разработка программы творческих занятий по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры "Солнышко во дворе, детки в ласке и тепле"
методическая разработка на тему

материалы для работы с дошкольниками для создания  условий для  формирования исторического сознания через взаимодействие с историческим предметом, умения «смотреть и видеть»,  творчески осмыслять окружающую действительность. Акцентировать внимание на истории семьи, семейных традициях и предметах быта, через которые происходит постижение существенных особенностей истории и культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_simanovskoy_1.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

………

………

………

« …» …………2013 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

       «СОЛНЫШКО НА ДВОРЕ, ДЕТКИ В ЛАСКЕ И ТЕПЛЕ»

Автор:  Симановская Е.И.

Санкт-Петербург

2013 г.

Адресная аудитория: дети старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет (занятие проводится в группе  до 20 человек).

Средняя продолжительность занятия: 

 Занятия проводятся 1 раз в неделю, 4 раза в месяц.

Продолжительность занятия 60 минут:

  • Разминка, активизация внимания – 10 минут
  • Информационная часть – 20 минут
  • Традиционные подвижные игры – 15 минут
  • Мастерская по мотивам народных промыслов – 15 минут

Время и место проведения

Сентябрь  – апрель. Музейная комната ДОУ

Целевые установки:

Главное в реализации программы -  создать условия для  формирования исторического сознания через взаимодействие с историческим предметом, умения «смотреть и видеть»,  творчески осмыслять окружающую действительность. Акцентировать внимание на истории семьи, семейных традициях и предметах быта, через которые происходит постижение существенных особенностей истории и культуры.

Цель: 

воспитать уважительное отношение к культурному наследию прошлого, способствуя гармонизации внутрисемейных связей (ребенок – родители – старшие родственники)

Задачи:

Образовательные:

Научить традиционным формам русского устного народного творчества;

Закрепить представление о смене времен года и сезонных изменениях природы на примере Санкт-Петербурга;

Дать представление о истории и культуре народов Северо-Запада России.

Развивающие:

Стимулировать развитие речи, предлагая новые для детей формы речевой активности;

Развивать чувство ритма, умение слушать,  умение соотносить звуковой и зрительный образы;

Развивать мелкую моторику детей, способствовать формированию стремления к самостоятельному творчеству.

Воспитательные:

Формировать уважительное отношение к прошлому своей семьи, своей страны;

Способствовать освоению детьми морально-этических норм традиционного поведения;

Формировать стремление к личному участию в коллективном труде, ответственности за свои поступки.

Основные принципы, используемые в занятиях:

  • Диалог – использование данного принципа обусловлено необходимостью стимулирования самостоятельной познавательной активности ребенка.
  • Принцип индивидуально-личностной ориентации – специфика цикла занятий, включающего творческую составляющую, требует точного учёта индивидуальных и психологических особенностей ребенка, а также его творческих способностей.
  • Принцип преемственности – обеспечивается в данном цикле занятий за счет постепенного погружения в прошлое через знакомство с отдельными предметами семейного быта с опорой на знания и личный опыт ребенка.
  • Принцип комплексности – реализуется через интеграцию познавательной и творческой составляющих.
  • Принцип интерактивности – применение принципа осуществляется на нескольких уровнях: взаимодействие с историческим предметом, взаимодействие с педагогом и партнерами по группе.

Тематический план  занятий

№ п/п

Дата

Тема

предметы

Проблематика занятия в тезисах

Речевая деятельность

творческая часть

Сентябрь – «Осень, осень на порог – осенинщикам пирог!»

1.

«Когда начинается осень?»

Бочонок с медом,

Корзина с яблоками,

Именинный сноп

Приветствие и знакомство.

Разминка: исполнение песенки о встрече осени.  

 Информационная часть: лето и осень в народных приметах и загадках. Понятие «Осенины»: три встречи осени в народной культуре.

Традиционные игры: «Пчелки», «Яблонька», «Последний сноп»

«Рисуем руками» или словесное дирижирование

Составление букета «Именинный сноп»

2.

«Воспоминания о лете»

Засушенные цветы

Разминка: разучивание и исполнение песенок летних, прощание с летом.

 Информационная часть: Цветы в песнях, сказках и народных узорах.

Игры по мотивам детских песенок-закличек про жуков, бабочек, «божьих коровок»

Соотнесение речи и движения

Изготовление цветочной композиции под стеклом Смешанная техника.

3.

«Не ленись, выйдет прок будет к осени пирог!»

Серп,

Рубашка,

Пояс, колоски, полотенце

Разминка: разучивание и исполнение танца «Колосок»

 Информационная часть: жатва в культуре народов Северо-Запада России. Традиционные обряды уборки урожая и участие в них детей.

Игры: «Жнеи», «Последний сноп». Традиционная игра «Просо»

Выразительное декламирование

Изготовление куклы-стригушка из соломы

4.

«Цыплят по осени считают»

Копия старинного деревянного календаря.

Косоворотка, пояс, горшок, игрушка – лошадка, ленты для косы.

Разминка: разучивание и исполнение танца «Молодые петушки»

 Информационная часть: Осень как время «новолетия», начала старинного счета времени, начала календаря. Введение понятия «календарь», загадки про календари, календарь, как свидетель смены дней, недель, месяцев, сезонов. «Новолетие» в жизни детей: сажание на коня, первая стрижка, первое заплетание косы.

Игры: «лошадки», «Коршун и цыплята».

Ритмичное проговаривание считалок

Оригами: плетение кос.

Октябрь «Кушать подано. Семейная трапеза»

5.

«Матушка-печка».

Макет русской печи, кухонная утварь

Разминка: игра «Уголки».

Информационная часть: знакомство с русской печью, загадки и пословицы о печи, загадки о кухонной утвари.

Игры с предметами.

Речевой тренинг на произнесение гласных звуков.

Изготовление изразца с использованием штампов (без обжига)

6.

«Путь хлеба»

Цепы, лопата, квашня, сито, блюдо

 Разминка: пластическая композиция «Путь хлеба».

Информационная часть: знакомство с традиционной культурой хлебопечения, пословицы о хлебе, уважительное отношение к хлебу у разных народов. Национальные виды хлеба.

Традиционная игра «Каравай», игры с предметами.

Выразительное декламирование традиционных текстов

«Колобок» - работа с соленым тестом.

7.

«Каша из топора»

Горшок, ложки, крупа.

Разминка: игра «Сорока-воровка».

Информационная часть: знакомство с главным блюдом традиционной кухни народов Северо-Запада России, загадки и пословицы о каше. Полезные свойства каши. Народные представление о питании и воспитании детей. Каша в семейных обрядах.

Игра-театрализация по мотивам сказки «Каша из топора».

Театрализация

Изготовление куклы_крупянички.

8.

«Капустки»

Овощи: морковка, лук, свекла, капуста.  Корыто, сечка.

Разминка: игра «Репка».

Информационная часть: овощи в русском фольклоре – сказки, песенки, загадки. Традиционные осенние праздненства, связанные с рубкой капусты.

Традиционные игры: «Капустка», «Хрен».

Исполнение традиционных текстов «нараспев»

Печать на полотне штампами из фруктов и овощей.

9.

«Пир на весь мир!»

Куклы в костюмах жениха и невесты, фотографии.

Ковши, полотенца.

Разминка: игра «Скоморохи».

Информационная часть: свадьба в традиционной культуре. Чествование жениха и невесты, свадебный пир и особая праздничная посуда. Праздничный стол и угощения народов Северо-Запада.

Традиционные игры: «Гули-гули», «Девка с парнем гуляла».

Речевая импровизация: похвала мальчиков и девочек.

Изготовление свадебных кукол на палочке-рогаточке.

Ноябрь «Домашнее рукоделие»

10.

«Девочка в колыбельку, приданое к коробейку»

Кукольное приданое, фотографии, сундук, полотенца.

Разминка: пластическая пантомима «Приданое».

Информационная часть: смотр приданого, его подготовка и состав. Трудолюбие и мастерство невест в прошлом.

Традиционные игры: «Я за ниточку взялась», «Полотно».

Игра в речевую путаницу.

Изготовление тряпичной куклы для приданого

11.

«Повесть о льне»

Стебли льна,

Льняная кудель, трепало, льняная ткань.

Разминка: исполнение песенки о льне.

Информационная часть: рассказ о культуре льна, о его способах обработки. «Повесть о льне».

Традиционная игра «Лен, мой лен, белый лен»

Ритмичное проговаривание пословиц и поговорок о льне.

Изготовление куклы из нитей.

12.

«Молодая пряха»

Прялка, веретено, кудель, клубочек, льняная ткань.

Разминка: игра «Лен, мой лен, белый лен».

Информационная часть: введение понятий «прядение», прялка», пряха». Культура прядения и участие девочек в работе. Посвящение в пряхи.

Традиционные игры: «Прялица-кокорица», «Я за ниточку взялась».

Выразительное декламирование.

Изготовление витого пояса.

13.

«Чисто бело полотеничко»

Полотенце, нити, бердо.

Разминка: игра «Ткацкий станок»

Информационная часть: роль полотенца в традиционных семейных обрядах народов Северо-Запада и образ предмета в песнях и сказках.

Традиционные игры: «Челнок бежит», «Лен, мой лен, белый лен»

Речевой тренинг на произношение твердых согласных звуков.

Коллективная работа: ткачество с природным материалом

Декабрь  «Зимние гуляния»

14.

«Зимушка-зима и Мороз Красный нос»

Валенки, шерстяные варежки, платок ажурный.

Разминка: разучивание и исполнение детской песенки «Приходи к нам Зимушка-зима!»

Информационная часть: традиционное представление о зиме, обычаи ее приглашения и встречи. Пословицы и народные приметы зимнего времени.

Традиционные игры: «Два Мороза», «Олень».

Выразительное декламирование

Мокрое валяние из шерсти.

15.

«Коляда-маледа»

Рождественская звезда, маски

Разминка: разучивание и исполнение детских песенок- колядок.

Информационная часть: рождественские обычаи и обряды (колядование, ряжение гадания). Введение понятия «колядки», «колядовщики», Рождество, рождественская звезда. Театрализованное представление.

Традиционные игры: «Дударь», «Коза»

Театрализация

Аппликация «Рождественская звезда»

16.

«Гномы и Санта-Клаус»

Фотографии, красные колпачки гномов, носочки для подарков.

Разминка: пластическая композиция «Гномы».

Информационная часть: европейские (немецкие и финские) новогодние персонажи и традиции празднования Рождества и Нового года в Санкт-Петербурге.

Игры по мотивам финских песен: «Рати-рити-ралла», «Тип-топ»

Тренинг по скороговоркам

Изготовление елочных игрушек из грецких орехов.

17.

«Рождественская елка»

Фотографии, новогодние старинные игрушки.

Разминка: исполнение песенок «Приходи к нам Зимушка –зима», «Рати-рити-ралла».

Информационная часть: история рождественской елки в Санкт-Петербурге.

Исполнение новогодних и рождественских песен.

Разучивание и исполнение песен.

Изготовление фигурки ангела.

Январь «Маленькие ножки бежали по дорожке». Детские игры и игрушки

18.

«Колыбельная мышонка»

Колыбелька, детское одеяльце, рубашечки, чепчики. Игрушки: мышонок, мышка, курочка, лошадка, кошка.

Разминка: разучивание и исполнение песенки «Котик, кот, серенький живот».

Информационная часть: традиции укладывания детей спать, убаюкивание, колыбельные, пестушки.

Театрализованная игра по мотивам стихом С.Маршака «Сказка о глупом мышонке»

Обучение дыханию при вокальном исполнении.

Изготовление традиционной куклы «Пеленашка».

19.

«Я куколка, ты куколка»

Копии традиционных игрушек

 Разминка: исполнение традиционной игры «Большие ноги шли по дороге, маленькие ножки бежали по дорожке».

Информационная часть: Игры и игрушки для мальчиков и девочек. Особенности изготовления игрушек самоделок из природных материалов. Роль игрушки в воспитании детей и подготовки их к взрослой жизни.

Традиционные игры: «Лошадки», «Заря-заряница»

Озвучивание манипуляции с традиционными игрушками.

Изготовление игрушек из платочков: «Ворона», «Зайчик», «Человечек».

20.

«Раз, два, три, четыре, пять – Вышли мальчики играть»

Камушки, набор для игры в городки, калечина-малечина, пояс, канат, сеть.

Разминка: игры со словесным рисованием по мотивам детских считалок.

Информационная часть: Детский традиционный фольклор. Жеребьевки, считалки, дразнилки, приговорки, мирилки.

Традиционные подвижные игры: «Рыбаки и рыбки», «Калечина-малечина», «Городки» и др.

Ритмичное проговаривание считалок, выразительное декламирование.

Роспись палочки для Калечины-малечины.

21.

«Барыни расписные…»

Дымковская игрушка, богородская, семеновская матрешка.

Фотографии загорской игрушки.

Разминка: игры со словесным рисование епо мотивам детских песенок.

Информационная часть: знакомство с традицонными игрушечными центрами – Дымково, Богородское, Троице-Сергиевый посад.

История русской матрешки.

Игры с предметами.

Озвучивание игрушечных персонажей.

Роспись по мотивам дымковской игрушки.

Февраль «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

22.

«Царевна Несмеяна»

Сарафан, рубашка, пояс, венец.

Иллюстрации к русским народным волшебным сказкам.

Разминка: пластическая композиция по мотивам докучной сказки «Жила-была ворона».

Информационная часть: знакомство с волшебными сказками. Особенности сюжета и персонажами. Образ сказочной царевны и русский народный костюм.

Театрализация «Расмеши Царевну Несмеяну», исполнение коротких сказочек.

Театрализация.

Аппликация из ткани «Царевна Несмеяна».

23.

«Избушка на курьих ножках»

Иллюстрации с изображением Бабы-Яги, лессового, водяного, кикиморы, русалок. Рубашка, пояс, веревочка.

Разминка: традиционная игра-дразнилка «Баба-Яга».

Информационная часть: Знакомство с сказочными и мифологическими персонажами. Лесовой и водяной как олицетворение сил природы. Правила поведения в лесу, на речке, в незнакомых местах.

Традиционные игры: «У медведя во бору», «Дедушка Водяной».

Тренинг на произношение звуков: твердых и мягких, глухих и звонких, громких и тихих.

Изготовление игрушки из шишек «Лесовик».

24.

«Богатыри земли русской»

Мужская рубах-косоворотка, пояс, шапки.

Разминка: разучивание и проговаривание песенки «Ехал Ваня на коне».

Информационная часть: знакомство с главными героями русских былин. Образ богатыря и мужской костюм.

Традиционные игры: перетягивание каната, борьба, «Воробьи и вороны».

«Рисуем руками».

Аппликация из ткани «Богатырь».

25.

«Домовенок Кузя»

Ухват, кочерга, помело, горшок. Фигурка Домовенка

Разминка: игра «Что в доме любо?»

Информационная часть: участие детей в домашнем хозяйстве. Добрые домашние духи и домашние традиции и обряды.

Игры с предметами.

«Рисуем руками».

Изготовление игрушки из нитей «Домовенок».

Март  «Весна-красна, приди с радостью!»

26.

«Масленица – пышка»

Чучело масленицы, сковорода и сковородник, муляжи блинов, фотографии.

Разминка: разучивание и исполнение заклички «Солнышко».

Информационная часть: празднование масленицы у народов Севрео-Запада. Испечение блинов, катание с гор и на лошадях, кулачные бои, прощание с Масленкой.

Традиционные песни: «Масленица-пышка», «Чучело-чучело»

Исполнение песен.

Изготовление чучела Масленки из лыка.

27.

«Золотые ворота»

Иллюстрации русских художников – весенние пейзажи.

Разминка: проведение игры «В золотые ворота ходит Матушка Весна».

Информационная часть: весенние приметы, песни-заклички и праздники традиционного календаря»

Традиционные игры: «Ручеек», «Вербочка»

Выразительное декламирование.

Круговое плетение «Жук»

28.

«Жаворонки-жаворонки, прилетите!»

Фигурки жаворонков из теста, ткани и лыка. Картинки с изображением перелетных птиц Северо-Запада.

Разминка: разучивание и исполнение песенки «Жаворонки-жаворонки!».

Информационная часть: обычаи встречи весны и приглашения птиц. Птицы, прилетающие в наши края и обычай голосовому подрожанию пения птиц у детей.

Традиционные игры: «Летела сова», «Ты сорока-белобока», «Тетера», небылица «Журавль на мельницу ездил».

Звуковое подрожание.

Изготовление фигурок птиц из соленого теста.

29.

«Ветер-ветерок, гони мой стружок!»

Кораблики, полотенце, веревочки.

Разминка: исполнение песенки «Ветер-ветерок, гони мой стружок!», игры с бумажными корабликами.

Информационная часть: образ воды в традиционной культуре. Ледоход и начало навигации в Санкт-Петербурге.

Традиционные игра-театрализация «Лодка».

Театрализация.

Оригами: изготовление кораблика.

Апрель – май   «Землю пашет по весне честный земледелец».

30.

«Землю пашут – руками не машут»

Модели сохи и бороны, игрушка-лошадка.

Фотографии.

Разминка: пластическая композиция по мотивам пословиц.

Информационная часть: земледелие – основное занятие народов Северо-Запада России. Этапы и способы обработки земли. Пахота, боронование сев.

Игры с предметами, «словесное рисование» по мотивам рабочих приговоров.

«Рисуем руками».

«Лошадка» - роспись по картонному трафарету.

31.

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

Сеть, деревянные иглы для плетения сетей. Изображение рыб, которые водились в водах Невы и Ладожского озера.

Разминка: проведение игры «Рыбаки и рыбки».

Информационная часть: особенности рыболовства на Неве, виды рыб, рыболовные снасти, участие детей в промысле.

Театрализация по мотивам сказки «Лиса и волк».

Театрализация.

Макраме – плетение «волшебного» узла.

32.

«Дождик-дождик, пуще!»

Иллюстрации – пейзажи с изображением пасмурной погоды, дождя, радуги, солнечной погоды.

Разминка: пластическая композиция «Дождик и солнце».

Информационная часть: предсказание погоды по народным приметам. Детские песенки-заклички и участие маленьких детей в делах взрослых.

Игра-театрализация по мотивам произведения К.Ушинского «Как рубашка в поле выросла»

Театрализация.

Круговое плетение «Солнышко».

33.

«Расти-расти цветочек»

Традиционные предметы с цветочным орнаментом.

Разминка: пластическая композиция «Расти-расти цветочек».

Информационная часть: отношение к цветам в традиционной культуре. Волшебные цветы и травы: одолень-трава, разрыв-трава, гори-цвет.

Традиционные игры: «Завью я веночек», «Яблонька».

Исполнение песен.

Изготовление веночка из лент.

34.

«В хороводе были мы»

Традиционные русские костюмы для мальчиков и девочек.

Разминка: игра «Что мы видели в хороводе?»

Проведение заключительного праздника программы, подведение итогов курса.

Традиционные игры: «Девка с парнем гуляла», «Завью я веночек», «Заинька», «Яблонька»

Литература:

1. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. – СПб, 2001

2. Терещенко А. Быт русского народа. – М., 1999.

3. Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. – СПб, 2006.

4. Поэзия детства: русское народное творчество для детей. – СПб, 2004.

5. Детский поэтический фольклор. – СПб, 1997.

6. Садовников Д.Н. Загадки русского народа. – М., 1996.

7. Покровский Е.А. Детские игры преимущественно русские. – М., 1997.

8. Шангина И. И. Русский народ. Будни и праздники: Энциклопедия. СПб., 2003.

9. Шангина И. И. Русские дети и их игры. СПб., 2000.

10. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XX в. Л., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»

ПРОЕКТ: Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игрыАктуальность темы:      Приобщение дошкольников в современном общест...

Педсовет - деловая игра с педагогами "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры"

Педсовет - деловая игра с педагогами "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры"Цель: Воспитывать любовь к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре.Задачи:1. ...

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего....

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры

Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопрос...

Дополнительная образовательная программа. "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры".

Дополнительная образовательная программа по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры  Необходимость приобщения молодого поколения к нацио...

Методическая разработка "Народная игра как средство приобщения дошкольников к национальной русской культуре"

Русские народные игры для детей носят педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают опреде...