Методическая разработка "Народная игра как средство приобщения дошкольников к национальной русской культуре"
консультация

Смирнова Диана Николаевна

Русские народные игры для детей носят педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой и интерес к народному творчеству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smirnova_d.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Д.Н.  ГБДОУ № 126. Воспитатель.

Народная игра как средство приобщения дошкольников
к национальной русской культуре.

В век глобальной компьютеризации народные игры остаются традиционным средством педагогики. Они ярко отражают образ жизни наших предков, их быт, труд, национальные устои  и способствуют приобщению детей не только к игровой практике народа, но и народной культуре в целом. Прибаутки, присказки, пословицы, поговорки, различные заклички, попевки, диалоги — это богатство родного языка мы стараемся донесено до детей с помощью народных игр.

Для ребенка игра – одна из главных форм его деятельности, через которую осваивается окружающая среда, мир человеческих отношений, собственные физические возможности и одновременно создается неповторимая атмосфера всей детской жизни. Для взрослых людей игра – форма досуга и отдыха, а также средство воспитания детей и внуков, передачи им необходимого жизненного опыта.

 В старину за околицей собирались дети разного возраста, играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. В современном мире дети проводят на улице совсем немного времени. Развивающие центры, кружки, секции – свободного времени у дошкольников почти не осталось и только детский сад продолжает оставаться местом, где ребенок может поиграть. Задача воспитателя - через игру дать серьёзную и сложную, по детским меркам, информацию о национальной русской культуре. В доступной, интересной, яркой и увлекательной форме познакомить детей с Родиной, рассказать о труде и быте народа, его вере.

Русские народные игры для детей носят педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой и интерес к народному творчеству. Воспитателям дошкольных организаций надо помнить, что народные игры являются национальным богатством. Мы должны сохранить их в дошкольном детстве.

Педагоги нашего детского сада широко используют народные игры в совместной образовательной деятельности, в повседневной жизни ребят, на прогулке, в ходе праздников и развлечений. В подборе игр принимают участие не только воспитатели, но и специалисты: музыкальный руководитель отслеживает музыкальный репертуар, инструктор по физической культуре продумывает комплекс разучиваемых движений и подвижных игр.

Игры русских детей были очень разнообразны, классифицировать их довольно сложно. Учёные, занимавшиеся их изучением, обычно выделяют игры пальчиковые, драматические, состязательные, хороводные и орнаментальные.

В пальчиковых играх движения пальцев ребёнка соединяются с короткими ритмичными стихами. Обычно в такие игры играли взрослые с маленькими детьми. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В основе драматических игр лежало действие, развивающееся в диалоге персонажей. Такая игра- синтезе диалога, музыкального припева, движения. В процессе инсценировки ребёнок усваивает всё богатство и многообразие родного языка, его выразительные средства и интонации, которые характеризуют героев, их поступки. Персонажами могут быть люди, животные, птицы, причём все они сохраняют свои природные качества: силу, храбрость, ум, хитрость, трусливость.

Отличительной особенностью состязательных игр является установка на победу, утверждение превосходства. Состязание может быть простым, например в беге, прыжках, в ловкости, и усложнёнными, то есть с применением какого – либо инвентаря: верёвок, мячей, шаров, палок, камешков. В состязательных играх распределение ролей происходит с помощью различных жеребьёвок, считалок.

Орнаментальные и хороводные игры представляют собой коллективное песенно-хореографическое действо. Игроки двигаются шагом по кругу или навстречу друг другу двумя шеренгами под пение песен, способствующих постановке правильного дыхания.

Неоценимым национальным богатством и средством нравственного воспитания являются календарные народные игры. Встречи и проводы времен года, новогодние праздники с елкой, проводы русской зимы, Масленица, Рождества, посиделки на Покров пасхальные игры, чествование урожая помогают нам реализовать социальный заказ общества на обеспечение духовно-нравственного развития воспитанников, формирования творческих качеств личности, развитие эмоциональной сферы детей.

Подвижные игры не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Главной целью при реализации работы по самообразованию «Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к национальной русской культуре» было внедрение народных игр в образовательный процесс для развития духовно-нравственных качеств детей, формирование гражданской позиции и приобщение к истокам национальной культуры.

 Задачи, которые были поставлены: изучение методической литературы по данной теме; привлечение детей к народным играм в разных видах деятельности; знакомство педагогов  с методикой работы по народным играм с детьми дошкольного возраста; привлечение  родителей  к совместной работе  по реализации мероприятий,  направленных на приобщение детей к национальной культуре через использование народных игр; пополнение развивающей предметно пространственной среды группы демонстрационным дидактическим материалом по русским народным играм.

Для формирования духовно-нравственных начал у детей дошкольного возраста посредством народных игр был составлен перспективный план работы по самообразованию, включающий в себя изучение методической литературы, повышение квалификации, работу с педагогами, родителями и детьми. С сентября по май проводились

Проведенная работа показала, что при создании условий для духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, привлечения родителей к творческому взаимодействию с детьми, формирования представлений детей о народной культуре, праздниках и традициях русского народа можно в игре рассказать о нашем историческом прошлом, об устое и жизни наших предков, о величии нашей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.                      ...

Театрализованная деятельность, как средство приобщения дошкольников к русской культуре

Театрализованная деятельность, как средство приобщения дошкольников к русской культуре...

Игровой тренинг для родителей "русские народные игры как средство приобщения ребенка к русским народным традициям"

Русские народные игры…Они имеют многовековую историю, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции....

Презентация на тему "Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики.Актуальность  темы исходит из зн...