Презентация "Народные игры как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
презентация по окружающему миру на тему

Богданова Елена Сергеевна

Презентация

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народные игры как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре

Слайд 2

Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. А.П.Усова , П.Ф.Лесгафт , К.Д.Ушинский : Народные игры направлены на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками; это ценнейшее средство всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества .

Слайд 3

Особенности русских народных игр: 1. Яркое отражение образа жизни людей, их труда, быта, национальных устоев 2. Содержание в играх юмора, шуток, задора 3. Доступность и выразительность 4. Расширение представлений об окружающем мире 5. Развитие у детей психических процессов 6. Фольклорный текст, музыка, динамичность действий, азарт 7. Наличие определенных правил 8. Возможность отличиться, показать себя

Слайд 4

Задачи: * Развивать у детей эмоционально-активное отношение, действенный интерес к русским народным играм. Создавать условия для проявления детской игровой культуры; * Обогащать интеллектуально-информационную сферу ребенка знанием правил многих народных игр, основ истории и культуры России; * Способствовать действенному приобщению детей к национальной культуре с помощью народных игр, используя в качестве основы идеи народной педагогики, создавая условия для использования разных видов народных игр в самостоятельной, свободной игровой деятельности.

Слайд 5

Планируемые результаты: 1. Дети знают разные виды русских народных игр: хороводные, подвижные, словесные. 2. Знакомы с правилами данных игр 3. Осведомлены о значении игр в жизни людей 4. Понимают юмор, оптимизм ,заложенный в играх 5. Знают народные считалки для выбора ведущего в подвижных играх 6. Знают некоторые народные игры, которые предки использовали в определенное время года в связи с народными праздниками 7. Знают об игрушках, которые использовали дети в далеком прошлом 8. осознают, что знание народных игр, умение в них играть делает жизнь детей более интересной.

Слайд 6

Рекомендации по проведению народных подвижных игр Подбор игр 1.Содержание игры должно соответствовать возрасту, уровню развития и подготовленности играющих. 2. Игровые образы должны быть понятны и интересны детям. 3. Знание текста. 4. Учёт общего состояния группы 5. Учёт времени года, погоды, температуры (в зале, на улице). 6. Учёт времени дня.

Слайд 7

Время проведения игр 1. Подвижные игры проводятся с детьми ежедневно. 2. Народная подвижная игра, организованная со всей группой детей, может заменить утреннюю гимнастику. 3. Перед занятиями уместны игры средней подвижности. 4. Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки.

Слайд 8

Подготовка к проведению игр 1. Предварительное ознакомление воспитателя с содержанием народных подвижных игр 2. Подготовка к проведению уже конкретной игры: выбор места( на улице, в зале, в группе), количество детей, познакомить детей с неизвестным персонажем( сказка, картинка, игрушка) 3. Гигиеническое состояние места, безопасность 4. Одежда и обувь играющих 5. Подготовка атрибутов и пособий для игры

Слайд 9

Особенность народных подвижных игр - их соревновательный, творческий, коллективный характер . Каждая игра имеет свою игровую задачу: «догони», «поймай», «найди» и др. Постарайтесь именно ею увлечь ребят, заинтересовать их. Нарисуйте перед детьми яркую картину настоящего действия. Помните, что лучше, если вы будете в них таким же участником, как и ребята. Каждая игра имеет свои правила. Четко объясните их. Если во время игры правила не выполняются, приостановите игру и покажите, в чем ошибка. С чего начинается игра? Обычно выбирают ведущего или водящего, в некоторых случаях делятся на команды. А помогают в этом считалки . В структуре выделяется единая цель и одноплановость действия, что создает классическую простоту народной игры.

Слайд 10

Считалки Как у нас на сеновале Две лягушки ночевали. Утром встали, щей поели, А тебе водить велели! Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети. Кукушата просят пить. Выходи – тебе водить Пчелы в поле полетели, Зажужжали, загудели. Сели пчелы на цветы. Мы играем – водишь ты! Шла коза по мостику И виляла хвостиком. Зацепила за перила, Прямо в речку угодила. Кто не верит-это он. Выходи скорее вон! 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 Выплывает белый месяц! Кто до месяца дойдёт, Тот и прятаться пойдёт! Тара-бара, Домой пора Коров доить – Тебе водить!

Слайд 11

«Карусель» Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо ( концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой ( или левой) рукой, ходят по кругу со словами: Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели, а потом кругом, А потом кругом-кругом, Всё бегом-бегом-бегом. Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот !» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону. Тише , тише, не спишите! Карусель остановите. Раз и два, раз и два, Вот и кончилась игра! Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается . Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке .

Слайд 12

Играющие выбирают пастуха и волка, все остальные — овцы. Дом волка в середине площадки, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха: Пастушок, пастушок, Заиграй во рожок! Травка мягкая, Роса сладкая. Гони стадо в поле. Погулять на воле! Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха «Волк!» овцы бегут в дом — на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры. Правила 1. Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. 2. Волк овец не ловит, а салит рукой. 3. Пастух только заслоняет овец от волка, но не должен задерживать его рукой. «Стадо»

Слайд 13

«Ручеёк» Правило: играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.

Слайд 14

« Солнышко-вёдрышко» Солнце стоит в центре круга. Гори, солнце ярче – Лето будет жарче, А зима теплее, А весна милее! Дети идут по кругу, произнося слова под музыку . С окончанием потешки Солнце кричит: «Горячо!» - и бежит ловить детей. Дети разбегаются, садятся на стульчики.

Слайд 15

«Гуси-гуси» Количество играющих может быть неограниченным, но не должно быть меньше 5 участников. Один домик необходим для гусей, а другой для их хозяина. Между домами (линиями) живет волк. Его выбирают дети самостоятельно или при помощи воспитателя, используя считалочку. Волк – это водящий.... Игра начинается с того, что хозяин (которого также выбирают, используя считалочку) и гуси должны вести между собой всем известный диалог в стихах: Гуси-гуси! Га-га-га-га. Есть хотите? Да-да-да-да. - Так летите, скорее! А нам никак нельзя: страшный волчище ждет под большой горой и не пускает нас домой! Закончив диалог, гуси изо всех сил пытаются перебежать из своего домика в дом к хозяину. А в это время волк выбегает и старается поймать гусей. Игра длится до того момента, пока волк не сможет поймать первого гуся, который впоследствии становится волком....

Слайд 16

«Арина» По считалке выбирается Арина. Дети становятся в круг. В центре Арина, ей завязывают глаза. Дети идут по кругу, поют хором: Долгая Арина, Встань выше овина, Рученьки сложи, чьё имя - укажи. Арина ходит напевает: Хожу, гуляю вдоль караваю, Вдоль по караваю, кого найду, узнаю! Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чьё имя отгадает, тот будет Ариной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре »

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре  в рамках реализации проекта будет проводится через все виды деятельности, с использованием различных форм, что  будет ...

Семинар – практикум для педагогов "Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Введение            Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторически...

Устное народное творчество, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре

Устное народное творчество, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре...

“Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре”

Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создано специально для детей и было продиктовано заботой о подрастающем поколении. Воспитание гражданина и патриота, знающего...

Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре

Проект направлен на воспитание у детей патриотических чувств и духовности....

Деловая игра для городского методического объединения «Малые фольклорные формы, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре».

Деловая игра для педагогов "Малые фольклорные формы, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"...