\Моделирование непрерывного образовательного пространства при изучении якутского разговорного языка в системе «Детский сад-школа».
проект (подготовительная группа) на тему

Сидорова Мария Прокопьевна

Особую актуальность в наше время приобрела проблема общих принципов преемственности между ступенями образованиями. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Сегодня понятие преемственности практикуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне.

Преемственность с точки зрения ДОУ – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyotpo_1_etapu_eksperimenta.docx165.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждениеЦентр развития ребенка – Детский сад №5 «Аленка»678100 г.Олекминск, ул.Калинина, 5

Инновационная деятельность по теме

«Моделирование непрерывного образовательного пространства при изучении якутского разговорного языка в системе «Детский сад-школа». 

1.                       Актуальность

Особую актуальность в наше время приобрела проблема общих принципов преемственности между ступенями образованиями. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Сегодня понятие преемственности практикуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне.

Преемственность с точки зрения ДОУ – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

На протяжении многих лет сотрудничают администрация, педагоги начальной школы МОУ СОШ № 2 и администрация, воспитатели МБДОУ ЦРР «Алёнка» по вопросу преемственности между детским садом и школой.

Поступили учиться в первый класс МОУ СОШ №2:

2009 –  6 из 12 выпускников МБДОУ ЦРР «Алёнка» (  50  % )

2010 – 7 из 10 выпускников МБДОУ ЦРР «Алёнка» ( 63  % )

2011 -  15 из 26 выпускников МБДОУ ЦРР «Алёнка» ( 57 %)

Основными содержательными линиями непрерывного образования детей от 5 до 7 лет в рамках преемственности:

1. Психологическое развитие.

2. Социальное развитие.

3. Деятельностное развитие.

4. Готовность к дальнейшему образованию, изучению учебных предметов: развитие речи как предпосылка изучения предмета «Родной язык», математическое развитие - предмета «Математика», художественно - эстетическое развитие как предпосылка изучения предметов данного цикла  и т. д.

Несмотря на осуществления преемственности между ДОУ и школой по основным направлениям образовательных программ на сегодняшний день, остается недостаточно решенная проблема:

 - преемственность по обучению детей разговорному якутскому языку между начальным  звеном и дошкольным учреждением.

Обучение разговорному якутскому языку по «Программе обучение разговорному якутскому языку в русскоязычных детских садах» на базе МБДОУ ЦРР «Алёнка» преподаётся с 1995г. для детей старшего дошкольного возраста.

МОУ СОШ №2 обучение детей якутскому языку с 2 класса. Получается, что первый класс выпадает из этого процесса, тем самым нарушается принцип преемственности в обучении. Преемственность – один из общедидактических принципов системы непрерывного образования вообще и методики преподавания якутского языка в частности. Она предполагает такую последовательность образовательно-воспитательной работы, когда в каждом последующем звене продолжается закрепление, расширение и углубление тех знаний, умений и навыков, которые составляли содержание учебной деятельности на предшествующем этапе. Между ними должна быть прямая связь – ребёнок продолжает изучение якутского языка, а не начинает учить его заново.      Таким образом,  данный эксперимент является актуальным и носит инновационный характер – направленность на будущее.

Структура управления экспериментом:

- Координаторы эксперимента Сидорова М.П. методист МБДОУ ЦРР «Алёнка»; Павлова А.Г. учитель МБОУ «СОШ»

 - Совет экспериментальной площадки.

Участники эксперимента.

- педагоги МБДОУ ЦРР «Алёнка» и МБОУ «СОШ № 2», старше - подготовительная группа (дети 5-7 лет), ученики 1 класса.

Цель экспериментальной площадки.Повышение  положительной мотивации у детей старшего дошкольного возраста к дальнейшему обучении разговорному якутскому языку в школе

Гипотеза исследования, связанная с целью и задачами эксперимента, заключается в следующем предположении:

Если обеспечить реализацию преемственности при обучении якутскому языку в детском саду и в 1 классе школы - то это позволит повысить положительную мотивацию к дальнейшему обучении разговорному якутскому языку в школе

Основные  задачи:

1.        Установить связь со школой МОУ СОШ №2

в вопросах преемственности при обучении якутскому языку  

2.        Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях образовательного процесса.

3.        Способствовать преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования в рамках новых федеральных требований.

Создание и подкрепление мотивации родителей детей  на объединение усилий по обучению разговорному якутскому языку. Создать единую стратегию в работе с родителями.

Экспериментальная программа рассчитана на 3 года:  2012 - 2015  уч. годы.

Основная задача на первом этапе:

Подготовка и организация работы по эксперименту.

На первом подготовительном  этапе (с 19.12. 2012 по 30.05. 2013) нами  были:

        Изучены нормативно методические документы по вопросам организации экспериментальной площадки.

        Разработан рабочий комплект нормативных документов на данный этап: приказы, план работы творческой группы:(Приложение №1)

     Положение о творческой группе педагогов, занимающихся опытно экспериментальной деятельностью.(Приложение №2)

      Заключен договор о сотрудничестве  между начальной школой и дошкольным образовательным учреждением. ( Приложение № 3 )

        Проведен анализ существующих программ по  обучению якутскому языку.

        Подобран диагностический инструментарий (анкеты, опросники и т.д.): ( Приложение № 4 )

За период 2 полугодия 2012-2013г. было проведено три заседания членов творческой группы.

Направления работы на 1 этапе эксперимента:

1.Теоретическая и информационная. 

2.Организация предметно-развивающей среды.

3. Работа с родителями.

4. Работа с детьми.

5.Работа с педагогическими кадрами.

1.Теоретическое и информационное   обеспечение       эксперимента

  • Разработаны вариативные учебные планы по обучению якутскому языку по Программе «Обучение разговорному якутскому языку в русскоязычных детских садах»  (сост. В.М. Петрова, Е.М. Сергеева, Ю.И. Трофимова) на 2012-2013 учебный год. (Приложение №3)
  • Расширена картотека дидактических (ситуативные, соревновательные, ритмо - музыкальные, художественные) игр по обучению разговорному якутскому языку.(Приложение №4)
  • Разработана рабочая программа по обучению  якутскому языку  для учащихся 1-го класса экспериментальной группы на основе программ «Обучение разговорному якутскому языку в русскоязычных детских садах»  (сост. В.М. Петрова, Е.М. Сергеева, Ю.И. Трофимова); «Начальное обучение якутскому языку в русскоязычных школах» (Сост.Т.И. Петрова, Л.К. Избекова) – Якутск, 1991. ( Приложение №5)

2.Организация предметно – развивающей среды

Цель:Создание предметно-пространственной среды, соответствующей особенностям экспериментальной деятельности. (создание ориентированной  на  национальную культуру развивающей среды ДОУ)

  •  В ДОУ был проведён анализ предметно-пространственной среды, который указал на необходимость реорганизации среды в соответствии с особенностям экспериментальной деятельности.
  • Педагогами были созданы проекты предметно-пространственной среды группы. Данные проекты обсуждались на мини-педсоветах, заседаниях временной творческой группы. Сейчас предметно-пространственная среда групп в ДОУ носит вариативный характер, предполагает возможность преобразования, с лёгкостью моделируется.

В плане продолжение работы по оснащению развивающей среды в национальном стиле.

3.Работа с педагогическими кадрами.

  • Утверждение программы эксперимента «Моделирование непрерывного образовательного пространства при изучении якутского разговорного языка в системе «Детский сад-школа», творческой группы педагогов на педчасе( Протокол от    Приказ №   )
  • Заседания методическое объединение воспитателей города по национальной культуре.
  • Проведены  заседания рабочей группы по эксперименту  в составе

 Скрынниковой А.В.- директора  МБОУ СОШ№2,   Чемпосовой Н.И. – зам по УВР,   Павловой А.Г.- учителя якутского языка, Филатовой Т.Д.- учителя 1 класса:

  • Сбор дидактического материала по темам.
  • Разработка перспективного плана по обучению разговорному якутскому языку.
  • Разработка рабочей программы по ФГОС.  
  • Разработка технологической карты урока, реализующей  системно-деятельностный   подход  и  формирование УУД.

Консультации, круглые столы по проблемам экспериментальной деятельности. (О работе по реализации проекта, о кабинете, о рабочей программе.   Составление  списка   обучающихся 1 экспериментального класс.)

  • Показ открытой непосредственной образовательной деятельности по якутскому языку.

4. Работа с родителями

В целях повышения качества экспериментальной работы в ДОУ разработан план работы с семьёй.

5.Работа с детьми

  • Формирование  представлений о народной культуре через традиционные народные праздники, обряды, театрализованные представления.
  • Непосредственная образовательная деятельность
  • Интегрирование якутского языка в  различные виды деятельности дошкольников.

Распределение выпускников МБДОУ  ЦРР «Алёнка»       по школам г. Олёкминска на 2013 -2014 уч.год

Анализ освоения программы по обучению разговорному якутскому языку в экспериментальной и выпускной ( подготовительной ) группах.

За 2012-2013 уч. год в старшей группе (экспериментальная группа, 1 год обучения) проведено 26 занятий. (5 лексических тем)

В подготовительной группе ( 1 год обучения) 26 занятий. (5 лексических тем)

Уровень владения речевой моделью в экспериментальной и выпускной  

( подготовительной ) группах.

Уровень владения лексическим запасом и речевой моделью детей поступающих в 1 класс МБОУ СОШ №2.

Из 9 детей поступающих в первый класс МБОУ «СОШ» №2 трое детей саха; владеющий родным языком - 1

Выводы: Учитывая полученные результаты можно утверждать:

  • Основная цель 1 этапа эксперимента выполнена

Задачи II этапа–2013–2014гг.

Обеспечить выполнения Программы «Обучение разговорному якутскому языку в русскоязычных детских садах»  (сост. В.М. Петрова, Е.М. Сергеева, Ю.И. Трофимова)

Организация и проведение первого формирующего эксперимента с детьми подготовительной группы, мониторинг усвоения программного материала по якутскому языку.

Предоставить возможность ознакомления родителей и учителей начальных классов с деятельностью детей и педагогов через различные организационные  формы работы (совместные занятия с родителями и детьми, постановка сказок и т.д.).

Разработка  промежуточной рабочей программы по обучению  якутскому языку  на основе программ «Обучение разговорному якутскому языку в русскоязычных детских садах»  (ост. В.М. Петрова, Е.М. Сергеева, Ю.И. Трофимова)

 и «Начальное обучение якутскому языку в русскоязычных школах» (Сост.Т.И. Петрова, Л.К. Избекова) – Якутск, 1991.

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждениеЦентр развития ребенка – Детский сад №5 «Аленка»678100 г.Олекминск, ул.Калинина, 5

Инновационная деятельность по теме

 «Моделирование непрерывного образовательного

пространства при изучении якутского разговорного

языка в системе «Детский сад-школа».

г. Олёкинск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная площадка тема:«Моделирование здоровьесберегающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения».

 Моделирование здоровьесберегающего образовательного пространства – это организация безопасного образовательного развивающего пространства, в котором формируются индивидуально-психологичес...

Презентация «Моделирование здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ» к проекту

ЦЕЛИ ПРОЕКТА:1.      Построение  модели  здоровьесберегающей деятельности   образовательного  процесса2.      Организация   б...

Инновационная деятельность по теме «Моделирование непрерывного образовательного пространства при изучении якутского разговорного языка в системе «Детский сад-школа».

Особую актуальность в наше время приобрела проблема общих принципов преемственности между ступенями образованиями. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Сегодня понятие преемс...

«Моделирование коррекционно-образовательного пространства в ДОУ».

laquo;Моделирование коррекционно-образовательногопространства в  ДОУ»....

«Территория детского сада как образовательное пространство для изучения и поддержки биоразнообразия»

презентация к статье «Территория детского сада как образовательное пространство для изучения и поддержки биоразнообразия»...

«Применение технологии ТИКО моделирования в образовательном пространстве детского сада»

В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общ...