Главные вкладки

    Обобщающий опыт работы по экологическим играм в системе использования ИКТ при ознакомлении дошкольников с флорой северного края (Архангельской области). Воспитатель МБДОУ № 27 «Сказка» корп.2 - Старицына И.В.
    методическая разработка (средняя группа) на тему

    Старицына Ирина Владимировна

    ИКТ несут в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка. В результате ребёнок запоминает и усваивает пройденный материал с помощью мультимедийных игр мы организуем учебно-игровую деятельность, в процессе которой, у ребенка повышается заинтересованность в самостоятельном решении проблемы. Развивается познавательная способность, определяющая готовность ребенка к усвоению и использованию знаний (готовность к обучению в школе). Для участия в этих играх, как и во всякой творческой деятельности потребуется сообразительность, находчивость, умение рассуждать - все эти качества ребенок приобретает в процессе игр.

     Цель. Повышение качества образования при ознакомлении дошкольников с флорой северного края (Архангельской области) через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Обобщающий опыт работы по экологическим играм в системе использования ИКТ при ознакомлении дошкольников с флорой северного края (Архангельской области). Воспитатель МБДОУ № 27 «Сказка» корп.2 -  Старицына И.В.

    Начальный этап формирования личности – это дошкольное образование, ценностная ориентация ребёнка в окружающем мире. Именно в этом возрасте закладывается положительное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и к окружающим людям. Основой экологического воспитания у ребёнка является осознанно-правильное отношение к природным явлениям, которые окружают его с дошкольного детства. Правильное отношение детей к природе строится на её восприятии, знаний, роста, жизни отдельных существ.

    Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.  Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

    Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.

     Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

    «Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».

    Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательных, образовательных и коррекционного процессов.

    В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные и творческие способности.

    По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

    1. Дают возможность расширения использования электронных средств обучения, т.к. они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
    2. Позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
    3. Использование мультимедийных технологий обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно образное мышление детей дошкольного возраста;
    4. С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать в образовательной ситуации, либо увидеть в повседневной жизни;
    5. Образовательный процесс с помощью ИКТ побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности;
    6. Высокая динамика образовательной ситуации способствует эффективному усвоению материла, развитию памяти, воображения, творчества детей;
    7. Активизируются зрительные функции, глазомерные возможности ребенка.
    8. ИКТ позволяют сделать НОД эмоционально окрашенной, привлекательной, вызывает у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности.

    Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Наряду с традиционными игровыми технологиями в настоящее время появилось большое количество мультимедийных электронных игр. Потребность современного ребёнка к мультимедийным играм достаточно велика, поэтому мотивы данного вида деятельности высоки. Важнейшей особенностью мультимедиа технологии является интерактивность - способность пользователя влиять на работу информационного средства. Представлена в методическом пособии «Презентация на компьютере» Ю.Солоницын. В педагогических трудах Л.В.Купцова и Т.А.Прищепа «Информационные технологии в работе с дошкольниками и младшими школьниками», особое внимание авторы уделяют содержанию обучения, тематическому и поурочному планированию и дидактическому оснащению в педагогическом процессе.

    Изучение специальной литературы убедило, что использование мультимедийных игровых технологий при ознакомлении детей с животными, растениями, экосистемами, недоступными для их восприятия, игровые ИКТ повысят у детей познавательную активность на обучающих занятиях, так как аудиовизуальная информация, является наиболее эффективной для восприятия и запоминания.

    В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности, и игровая мотивация постепенно смещается на учебную.  Использование обучающих мультимедийных игр позволяет формировать у детей умение самостоятельно осваивать материал, так как художественное оформление экологических игр с использованием мультимедиа технологий имеет для ребёнка особую привлекательность и значительно повышает познавательный интерес, облегчают понимание и запоминание информации, так как компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память.

    Компьютерное обучение - новый способ обучения современного ребенка дошкольного и школьного возраста. Одним из его разновидностей можно считать использование обучающих игровых программ. Ребенок развивается, включаясь в разные виды деятельности: игра, общение, учение, труд.

    Ведущей формой познавательной деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр.

    Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника мультимедиа-игр, как игрового средства.

    В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

    У детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности начинает формироваться интерес к учебной деятельности, и игровая мотивация постепенно смещается к учебной деятельности.

    Использование игровых мультимедийных презентаций позволяет формировать у ребенка умение самостоятельно осваивать материал, так как художественное оформление игр с использованием мультимедиа технологий имеет особую привлекательность и значительно повышает интерес детей к ним. Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к познавательной деятельности.

    Как известно ребенок-дошкольник не всегда способен сконцентрировать свое внимание в течение всего обучающего занятия на его содержании. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, переключаемость, устойчивость. Мультимедийные игры позволяют ребенку тренировать в игровой форме указанные свойства внимания, что позволит в дальнейшем быть ему более усидчивым, сосредоточенным, что немаловажно для обучения в школе.

    ИКТ несут в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка. В результате ребёнок запоминает и усваивает пройденный материал с помощью мультимедийных игр мы организуем учебно-игровую деятельность, в процессе которой, у ребенка повышается заинтересованность в самостоятельном решении проблемы. Развивается познавательная способность, определяющая готовность ребенка к усвоению и использованию знаний (готовность к обучению в школе). Для участия в этих играх, как и во всякой творческой деятельности потребуется сообразительность, находчивость, умение рассуждать - все эти качества ребенок приобретает в процессе игр.

     Цель. Повышение качества образования при ознакомлении дошкольников с флорой северного края (Архангельской области) через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий. 

    Поэтому, в процессе формирования экологической культуры дошкольников

    средствами игровой деятельности через ИКТ были поставлены и решались следующие задачи:

    • Разработать новые методические пособия по ознакомлению с флорой северного края, способствующие формированию у дошкольников гуманного, эмоционально – положительного, бережного отношение к миру природы, умение видеть его красоту и неповторимость.
    • Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
    • Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями
    • Формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятие ребенком себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, понимание самоценности природы)
    • Расширять и закреплять знания о регионе, в котором мы живем, его растительном и животном мире.
    • Разработать и апробировать технологии мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса
    • Использовать современные средства обучения для повышения качества образовательных услуг дошкольников Образования.
    • Сформировать представления детей о растительном мире (деревья, кустарники, цветы, ягоды, грибы - их название, строение, месте произрастания).

    Ожидаемые результаты:

    • Динамика изменения в позитивную сторону качества знаний и представлений воспитанников о растениях родного края
    • Информатизация воспитательно-образовательного процесса
    • Повышение качества образования за счет эффективного использования современных информационных технологий
    • Повышение эффективности работы по социально-личностному направлению за счет роста профессионального мастерства педагога, обновления форм и методов работы с детьми
    • Накопление творческого инновационного материала по ознакомлению дошкольников с флорой северного края
    • Увеличения количества родителей, удовлетворенных качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
    • Повышение имиджа ДОУ

    Актуальность внедрения ИКТ в ДОУ определяется изменениями современной системы дошкольного образования, ориентированного на реализацию ФГОС к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования и внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Компьютер как универсальное информационное устройство является эффективным средством для решения задач развивающего обучения дошкольников, формирования таких качеств ребенка, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость.

    Использование мультимедийных технологий, интернет ресурсов позволяет повысить наглядность и эргономику восприятия дошкольниками материала, интенсифицировать процесс обучения за счет повышения мотивации к познанию. И поэтому еще одним ключевым вопросом в достижении высокого уровня развития и воспитания детей дошкольного возраста. Возраста является подготовка качественных дидактических материалов в рамках создания современной информационной развивающей среды.

    Новизна. В связи с актуальностью сохранения культурного наследия, обогащения знаний о природе родного края в образовательный процесс ДОУ введен региональный компонент. Внедрение регионального компонента в дошкольное образование помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к «малой родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения. Эффективность реализации данного направления напрямую зависит от наличия сопутствующей системы научно-методического обеспечения. В соответствии с требованиями времени, каждый педагог вправе внести свой вклад в разработку проблемы внедрения актуальных и перспективных программ, технологий методик в практику работы.

    Практическая значимость. Ограниченность методического обеспечения, наглядного материала по ознакомлению дошкольников с флорой северного края, способствовала поиску новых форм организации воспитательно-образовательного процесса. Т.Обр., встала необходимость разработки программы для детей «Флора архангельской области «Северное лукошко».», конспектов, презентаций, дидактических игр на основе программы POWER POINT, которые могут быть использованы не только в рамках реализации парциальной программы, но и при организации НОД детей дошкольного возраста. Возраста в различных направлениях развития: социально-коммуниткаивном, познавательном, речевом. 

    Преемственность в работе с родителями.

    Провожу соответствующую работу с родителями. Организую консультации и беседы экологического содержания, например, «Прогулки с ребёнком», «Азбука поведения в природе», «Домашняя экология», «Экологические игры», «Зелёная аптечка» и так далее, которые направлены на повышение экологического сознания и воспитание трепетного отношения к природе у детей в условиях семьи. Подбираю соответствующий материал для родительского уголка, стендов и экологических плакатов. Мои родители проявляют большой интерес к информации в родительских уголках. В помощь родителям оформляю «Экологический стенд», где помещаю статьи, стихи, загадки по теме, приметы, экологические игры для разучивания и игровых занятий с детьми дома.

    Рекомендую родителям домашние задания в виде ребусов, викторин, развивающих экологических игр. Привлекаю родителей к изготовлению практического материала, провожу анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания. Центром внимания остаются странички о прохождении в ДОУ экологических акций, рекомендации по здоровому образу жизни.

    Богатая информация в родительском уголке, позволяет не только привлекать внимание родителей, но и вызывать их на общение. Родители активно участвуют в экологических мероприятиях (озеленение участка, акция «Берегиня», акция «Птичья столовая», акция «Ода воде» и так далее). Организовываю выставки поделок, методической и художественной литературы.

    Провожу конкурсы рисунков по теме с участием родителей. Мои родители активно участвуют в областных конкурсах, например, «Зелёная планета», «Моё любимое животное», «Осенняя палитра». Рекомендую родителям телевизионные передачи, которые необходимо посмотреть, что почитать ребёнку, куда можно сходить с ребёнком (цирк, зоопарк, на выставку в выставочный зал или краеведческий музей, какие можно организовать игры в домашних условиях).

    Именно мы, взрослые, должны всесторонне развивать детей: расширять их кругозор, приоткрывая одно за другим явления природы – показывая их необычность, взаимосвязь, обращать внимание детей на красоту природы, отмечать разнообразие формы и окраски растений, изысканность соцветий, ловкость и грациозность движений животных, на закаты солнца и высокие перистые облака, на красивые пейзажи во все времена года. Вовлекать детей в совместную деятельность по выращиванию тех или иных растений, давая посильные поручения по уходу за кошкой, собакой, птицей. Тем самым, мы развиваем в ребёнке чуткость, умение понимать другую жизнь, её самоценность, побуждает ребёнка к сочувствию, переживанию, воспитывает готовность помогать делом.

    8.Результативность.

    Наблюдается хороший результат моей работы. У детей имеется необходимые экологические знания об окружающем мире. Мои воспитанники с желанием поливают и рыхлят растения, протирают пыльные листья у растений, помогают сажать на грядке (в зимнее время в группе) лук, также цветы, семена моркови и свеклы, помогают удалять сорняки, собирают семена цветов для следующей посадки, принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, подкармливают птиц, помогают содержать в порядке уголки природы и участки. Воспитанники участвуют в праздниках и развлечениях, выставках поделок и рисунков. Принимают активное участие в городских, областных и всероссийских конкурсах, награждены грамотами, дипломами и благодарственными письмами.

    Мультимедийные экологические игры включаем как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры - путешествия, игры - загадки, дидактические игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры.

    Список использованной литературы:

    1. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду [Текст]/ М. М. Марковская: Кн. для воспитателя дет, сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 144с.
    2. Рыжова, Н. А. Наш дом – природа. – Дидактические пособия по экологическому воспитанию дошкольников [Текст]/ Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 1994. - №7.
    3. Токарев А. А. Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ [Текст] / А. А. Токарев, В. В. Иванова, А. В. Сидорова // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 376-377.
    4. http://www.moluch.ru/archive/43/5197/
    5. http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov-opyt-raboty.html
    6. http://dou11nov.ucoz.ru/publ/ispolzovanie_multimedijnykh_tekhnologij_pri_oznakomlenii_doshkolnikov_s_rodnym_kraem/1-1-0-22
    7. http://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/igry/interaktivnyj_krossvord_sedobnye_griby/330-1-0-7313
    8. http://dohcolonoc.ru/cons/5981-igry-sredstvo-ekologicheskogo-vospitaniya.html
    9. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: Просвещение, 2005.
    10. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: Академия развития, 1998.
    11. Алябьева Е. А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего возраста. – М., 2000.
    12. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. как обеспечить безопасность дошкольников. – М.: Просвещение, 1998.
    13. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. – Издательство «Учитель», Воронеж, 2005.
    14. Бочкарёва Н. Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. – Калуга: Полиграфист, 1998.
    15. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л. А. Занятия по экологическому воспитанию дошкольников. – М., «Вако», 2007.
    16. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981.
    17. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. М.:АРКТИ, 2005.
    18. Кондратьева Н.Н. и другие. «Мы» Программа экологического образования детей. - Санкт – Петербург, Детство – Пресс», 2004.
    19. Корзун А. В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей среднего и старшего возраста средствами ТРИЗ – педагогики. – Мозырь, 2006.
    20. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 1996.
    21. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - Минск, 1995.
    22. Прохорова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Просвещение, 2003.
    23. Рыжова Н. А. Волшебница – вода. – М.: Просвещение. 1997.
    24. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1990.
    25. Журнал «Дошкольное воспитание». 1990г. № 6, 1996г. №7, 1998г. № 1, №2, № 5, № 7, 1999г. № 7, №11, № 12,2001г. № 9, 2002 № 5, 2004 № 7.
    26. Журнал «Ребёнок в детском саду», 2006г. № 4 – 7.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы: "Воспитание любви к малой родине,через ознакомление дошкольников с природой родного края."

    Теоритическая часть: зничение работы по ознакомнению детей с природойродного края Практическая часть: прогулки,экскурсии,наблюдения,труд природе, правилаповедения,работа с родителями....

    Обобщающий опыт работы по обученю дошкольников ПДД

    Обобщающий опыт работы по обученю дошкольников правилам дорожного движения с использованием модульного принципа. Работ с детьми. Формы и методы. Диагностика. Формы работы с родителями. работа с педаго...

    Опыт работы " Формирование экологической культуры дошкольников при ознакомлении с природой"

    Опыт работы " Формирование экологической культуры дошкольников при ознакомлении с природой"...

    Экологическая тропа одна из форм ознакомления дошкольников с природой родного края (из опыта работы)

    Экологическая тропа одна из форм ознакомления дошкольников с природой родного края (из опыта работы)...

    Обобщающий опыт работы "Развитие графических навыков у дошкольников"

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан...

    Обобщающий опыт работы на тему: «Использование метода экспериментирования для развития познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район       Харсекина Наталья Юр...