Обобщающий опыт работы на тему: «Использование метода экспериментирования для развития познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа)

Харсекина Наталья Юрьевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

 

 

 

 

 

 

 

Харсекина Наталья Юрьевна


 


 


 

Обобщающий опыт работы на тему:

«Использование метода экспериментирования для развития познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

 


 

 

 

Содержание:

 

 

  1. Введение     …………………………………………………………………...стр.3
  2. Актуальность метода экспериментирования   …………………………...стр.4-6
  3. Место детского экспериментирования в дошкольном

образовании………………………………………………………………....стр.7-8

  1. Методы и формы проведения опытов и экспериментов.

Особенности дошкольного экспериментирования ……………………..стр.9-13

  1. Познавательно – исследовательская деятельность   ……………………..стр. 14
  2. Опытно – экспериментальная деятельность с детьми 6-7 лет …….…стр.15-16
  3. Заключение  ……………………………………………………………...стр.17-18
  4. Список используемой литературы  ……………………..............................стр.19
  5. Приложения:

Приложения  № 1. Диагностика

Приложения  № 2. Перспективный план работы на год

Приложения  № 3. Работа с родителями

Приложения  № 4. Работа с воспитателями

Приложения  № 5. Конспекты по  экспериментальной  деятельности.

Приложения  № 6. Фотоматериалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

                               

«Расскажи – и я забуду,

покажи - и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

Китайская пословица

 

          Слово «эксперимент» произошло от греческого слова experimentym, которое переводится как «проба», «опыт». В широком смысле эксперимент - это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого.

Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.

Экспериментирование - особый вид деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется их активность, инициативность; деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально-познавательной активности.

Эксперименты составляют основу знаний, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.

Детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому  дети очень любят экспериментировать; этот метод соответствует возрастным особенностям и является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. К.Е.Тимирязев.

Проблема детского экспериментирования имеет свои физиологические аспекты. В лаборатории известного физиолога И.П.Павлова осуществился один незапланированный эксперимент. Изучая условные рефлексы ребёнка, экспериментаторы зажигали перед ним лампочку и давали засахаренную клюкву. Выяснилось, что у детей условные рефлексы вырабатывались значительно медленнее, чем у животных. Это озадачило исследователей, изменив методику, они вместо клюквы стали давать какой-нибудь новый предмет, который ребёнок мог обследовать. Тут человеческий детёныш показал всю силу своего интеллекта, рефлексы образовывались практически мгновенно. Из таких неожиданных наблюдений был сделан вывод, что у детей реакция на новизну, на новый предмет сильнее, чем на пищу.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА.

Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стим улирует развитие речи.

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее. Современные исследователи (А.И. Иванова И. Э. Куликовская, О. В. Дыбина и другие) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста.

Как узнать, что происходит с каждым из окружающих ребёнка предметов? Всё надо обследовать по всем анализаторам, а все полученные при этом данные вносятся в память. К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что – то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную. Однако, как доказал Н.Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи – это широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования – дома и в детском саду.

      Несмотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.

 

       С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.

ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.

Важность рассматриваемой проблемы стало основанием для определения темы моего опыта работы «Использование метода экспериментирования для развития познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».

Цель: развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению детей дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования по экологическому воспитанию в повседневной и в непосредственно-образовательной деятельности.

Объект изучения: развитие интереса к экспериментированию детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: возможности использования опытно-экспериментальной деятельности детей как средства развития познавательного интереса.

Гипотезаесли систематически использовать опытно-экспериментальную деятельность детей, то это будет способствовать развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

         Задачи:

1. Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук (химия, физика, математика, геология)

2. Подобрать познавательный, игровой материал экологического содержания, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

3. Способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.

4. Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.

5. Способствовать развитию познавательной активности, наблюдательности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.

6. Развивать элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

Практическая значимость работы состоит в том, что методические материалы могут применяться в работе воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Место детского экспериментирования в дошкольном возрасте.
           Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов различными действиями, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам проделать опыт, то  запомнит его надолго. А сколько эмоций! Опыты проводить можно со всеми детьми сразу.

          Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера (прорастание семян) воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем поставлен опыт.
          Заключительным моментом опыта, эксперимента, является формулирование и фиксация  выводов на основе полученных результатов.

Ученые и педагоги считают, что лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые могут сохраниться на всю жизнь, негативно сказаться на развитии и саморазвитии ребенка.

       В настоящее время метод экспериментирования прочно занимает свое место в дошкольном образовании.


        Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности, когда ребенок начинает осознавать свое место в природе, то, что он является неотъемлемой частью природы.

Важно вовлекать ребенка в экспериментальную работу – проведение простейших опытов под руководством взрослого. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они не обычны, а главное – дети проделывают их сами.

Иногда случается так, что взрослый просто показывает тот или иной опыт, а дети следят. Конечно так проще, но ребенку необходимо проделать все самому. Это очень важный воспитательный момент.

Исследовательская работа помогает ребенку логически мыслить, обобщать, делать выводы.

 

       Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт увиденному, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

           В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные понятия, термины, методы и формы работы с детьми, используемые в проведении и описании педагогического опыта.

 

       Дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

       Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.

      Термин «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Но помимо использования в работе с детьми непосредственно метода экспериментирования, который является разновидностью класса практических методов, в процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми я использовала следующие методы при проведении опытов и экспериментов:

МЕТОД  НАБЛЮДЕНИЯ – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы использовали наблюдения разного вида:

– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

– за изменением и преобразованием объектов.

ИГРОВОЙ МЕТОД - предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

СЛОВЕСНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ:

Рассказы воспитателя - создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

Рассказы детей - совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.

Беседы - уточнения, коррекция знаний, их обобщения и систематизации.

 

Также в работе с детьми я использовала различные ФОРМЫ работы с детьми:

– фронтальные;

– групповые;

– индивидуальные.

 

Принципы составления опыта:

  • Принцип научности:

предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

  • Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и

непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

  • Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

  • Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,

обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

  • Принцип доступности:

- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных

возрасту формах работы с детьми;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

  • Принцип активного обучения:

- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

  • Принцип креативности:

- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

  • Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

 

Структура проведения эксперимента:

1. постановка проблемы;

2. поиск путей решения проблемы;

3. проведение наблюдения;

4. обсуждение увиденных результатов;

5. формулировка выводов.

 

По характеру мыслительных операций

эксперименты могут быть различными:

 

  • констатирующие - позволяющие увидеть какое – то одно состояние объекта или одно явление
  • сравнительные - позволяющие увидеть динамику процесса
  • обобщающие - позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам

 

По способу применения эксперименты могут быть:

 

Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).

Фронтальные эксперименты проводятся в остальных случаях, так как они более соответствуют возрастным особенностям детей.

 

Опыты, эксперименты различают как:

  • Случайные эксперименты. Проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на данный момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы, в группе или на участке. И для этого нам, взрослым, необходимо быть грамотными, самим обладать не малыми биологическими познаниями. В противном случае интереснейшие события пройдут мимо детей непонятыми, незамеченными. Подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, земледелия.
  • Плановые эксперименты. Воспитатель заранее определяет задачи эксперимента, выбирает объект, продумывает приемы и методы руководства экспериментом.
  • Эксперименты как ответы на детские вопросы. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а предлагает ребенку самому найти ответ, проведя несложное наблюдение, опыт или эксперимент. Если работа не сложная, то она проводится как случайный эксперимент, если требуется подготовка, воспитатель ее планирует.
  • Сравнительные. Позволяют увидеть сходства и различия предметов и явлений.
  • Обобщающие наблюдения. Эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности предметов и явлений, изученных ранее по отдельным этапам.

 

Экспериментирование дошкольников имеет свои особенности.

1. Нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта.

2. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения.

3. Учитывать индивидуальные различия.

4. Учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе).

5. Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.

6.В работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.

 

Ожидаемые результаты

- ребенок усваивает достаточно сложные экологические знания;

- у ребенка формируется интерес к экологическим знаниям.

- ребенок учится самостоятельно пользоваться материалом.

- развивается мускулатура пальцев.

- развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность.

- ребенок умеет высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи.

- ребенок умеет сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.

- ребенок испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.

Главное достоинство применения метода экспериментирования заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
  • идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
  • развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
  • происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

 

 

 Познавательно-исследовательская деятельность .

        Познавательно-исследовательская деятельность направлена на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

       Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

       В период дошкольного детства познавательно-исследовательская деятельность сопровождает игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

       К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

      Проектная деятельность подразумевает взаимодействие всех участников образовательного процесса: ребенок, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме исследовательского проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах работы.

      Таким образом,  познавательно – исследовательская деятельность помогают мне учить детей анализировать, правильно задавать вопросы,  доказывать свою точку зрения, расширять и углублять знания об отдельных явлениях и объектах окружающей среды,  т.е. исследовательская деятельность способствует развитию,  как познавательной активности, так и творческой деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, а также облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми 6–7 лет.

 

        В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

В старшем дошкольном возрасте именно через экспериментирование ребенок самостоятельно может вывести причинно – следственные связи рассматриваемого явления.

 

       Этот возраст - самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.

Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности, позволяет ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе, позволяет развить интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

 

         В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

 

При экспериментировании в старшей группе воспитатель совместно с детьми:

  • становят проблему;
  • ищут пути решения проблемы;
  • проводят наблюдения;
  • обсуждают увиденные результаты;
  • формулируют выводы.

 

         Опытно-экспериментальная деятельность с детьми 6–7 лет носит исследовательский характер. Игры-эксперименты чаще проводятся во время прогулок и тематических досугов, тогда как занятия посвящаются формированию умения планировать последовательность и формы проведения опытов. Воспитателем создаются условия, в которых осуществляется детское экспериментирование.

 

Экспериментирование в подготовительной группе имеет исследовательскую направленность

        На занятиях каждому воспитаннику предоставляется возможность высказывания предположений, озвучивания полученных результатов во время эксперимента. Роль педагога заключается в наблюдении за ходом практической деятельности детей, контролем выполнения правил техники безопасности.

       Интерес к познавательной деятельности от начала до конца занятия поддерживается использованием разнообразных форм исследования:

  • Игры-путешествия.
  • Игры: дидактические, игры-эксперименты.
  • Опыты и эксперименты.
  • Наблюдения и практические исследования на прогулках.
  • Проекты по экспериментальной деятельности.

Выводы по опыту работы

      Подводя итоги, отметила, что дети к концу учебного года стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно - научных представлений.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития дошкольников позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.

 

 

 

 

                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

        Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности. Становится очевидным, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение исследовательской деятельности в практику работы дошкольных образовательных учреждений.

        Экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя ещё мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

       Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов. Опыт работы показывает, что экспериментальная деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

         Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства. Дети учатся в процессе опытов ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

       Уже сейчас видны результаты моей работы. Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить младшим детям некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений.

        Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, мы сталкиваемся с трудностями, связанны ми с недостаточной изученностью данной проблемы, недостатком методической литературы по организации экспериментирования. В имеющихся публикациях, в основном, описаны опыты и игры-экспериментирования с различны ми материалами. Мы испытываем затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элемента ми экспериментирования, организации и оформлении угол ков с соответствующим материалом.

        Таким образом, детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете, явлении, веществе. Получение новых знаний и сведений выступает при этом как основной мотив деятельности с ярко выраженной установкой на получение чего-то нового, неожиданного. И в этом заключается основа чрезвычайной гибкости детского экспериментирования, способности детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов. Таким образом, систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах, являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

  1. Поддьяков Н.Н«Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект».
  2. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА«Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира».
  3. Рыжова П. «Игры с водой и песком».
  4. Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной».
  5. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста».
  6. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».
  7. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
  8. Малашенкова В.Л. «Освоение программы экологических знаний»
  9. Методика диагностирования познавательной активности Юркевича В.С. «Древо желаний» и «Маленький исследователь».

10 Рыжова Н.А. «Волшебница – вода».

11. Интернет ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

 

 

Приложение №1

 

Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации опытно – экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста

Познавательные возможности дошкольников очень велики. Опытно - экспериментальная деятельность позволяет реализовать усвоение знаний через все виды деятельности. Коллектив ДОУ и родители должны стать единомышленниками в развитии детей. Только совместными усилиями педагогов, родителей можно достичь хороших результатов. Результативность внедрения опытно - экспериментальной деятельности определяется с помощью мониторинга. Система мониторинга позволяет оценивать эффективность использования метода экспериментирования в работе с детьми, помогает вскрыть и обнаружить изменения, происходящие в результате опытно – экспериментальной деятельности.

Мониторинг направлен на решение целого ряда взаимосвязанных задач:

1. Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования.

2. Выявить готовность педагогов ДОУ к использованию метода опытно – экспериментальной деятельности в своей практической деятельности с детьми.

3. Оценить развивающую среду для опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ.

4. Выявить готовность родителей воспитанников к реализации опытно – экспериментальной деятельности.

Для решения указанных задач используются разнообразные методы изучения: наблюдения воспитателя, с фиксированием в дневнике наблюдений; самоанализ педагогов; анкетирование и беседы с родителями воспитанников. Диагностический инструментарий: наблюдения воспитателя, фиксирование в дневнике наблюдений. Уровень усвоения определяется по структурно – логической схеме формирования навыков экспериментирования в дошкольном возрасте, разработанной Ивановой А.И. Она позволяет проследить возрастную динамику формирования навыков при переходе детей из одной возрастной группы в другую. Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. На этой основе можно сделать предварительные предположения о причинах недостатков в работе или, наоборот, утвердиться в правильности избранной технологии.


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

 

 

                                                   Приложение №2

 

Перспективный план работы

на учебный год

по опытно - экспериментальной деятельности

 

1.Перспективный план работы на учебный год

по опытно - экспериментальной деятельности

в старшей группе

 

октябрь

«Какая бывает вода?»

Цель.

Уточнить представления о свойствах воды; познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму.

«Вода – растворитель. Очищение воды»

Цель.

Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.

«Сила тяготения»

Цель.

Дать представление о существовании силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

«Упрямые предметы»

Цель.

Познакомить с физическим свойством предметов – инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдений.

 

ноябрь

«Волшебные стеклышки»

Цель.

Познакомить с микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

«Почему предметы движутся?»

Цель.

Познакомить с физическими понятиями «сила», «трение»; показать пользу трения.

«Хитрости инерции»

 

Цель.

Познакомить с фокусом, основанном на физическом явлении – инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни.

.«Что такое масса?»

Цель.

Выявить свойство предметов – массу; познакомить с чашечными весами.

декабрь

«Воздух»

Цель.

Расширить представления о свойствах воздуха; познакомить с историей изобретения воздушного шара.

«Солнце дарит нам тепло и свет»

Цель.

Дать представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия».

«Почему дует ветер?»

Цель.

Познакомить с причиной возникновения ветра; уточнить представления о свойствах воздуха.

«Почему не тонут корабли?»

Цель.

Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил.

 

январь

 

.«Путешествие Капельки»

Цель.

Познакомить с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды в жизни человека.

«Чем можно измерять длину?»

Цель.

Расширить представления о мерах длины; познакомить с линейкой, сантиметровой лентой.

«Почему не тонут айсберги?»

Цель.

Уточнить представления детей о свойствах льда; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

.

февраль

 

«Откуда взялись острова?»

 

Цель.

Познакомить с понятием «остров», причинами его образования.

«Как происходит извержение вулкана?»

Цель.

Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.

«Как появляются горы?»

Цель.

Познакомить с причиной возникновения гор; научить самостоятельно изготавливать соленое тесто.

«Испытание магнита»

Цель.

Закрепить знания о магните и его свойствах; показать способ изготовления компаса.

март

«Звук»

Цель.

Познакомить с понятием «звук», выявить причину возникновения звука.

«Как сделать звук громче?»

Цель.

Обобщить представления о звуке.

«Почему поет пластинка?»

Цель.

Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источник; научить изготавливать соломинки-флейты.

«Как образуются метеоритные кратеры?»

Цель.

Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представления о Солнечной системе.

.

апрель

 

«Почему в космос летают на ракете?»

Цель.

Уточнить представления о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета.

«Секретные записки»

Цель.

Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления.

«Что такое молния?»

Цель.

Познакомить с понятием «электричество», «электрический ток»; объяснить причину образования молнии.

 

«Почему горит фонарик?»

Цель.

Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой и способом использования лимона в качестве батарейки.

 

май

 

«Электрический театр»

Цель.

Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает.

«Радуга в небе»

Цель.

Познакомить со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей.

«Все обо всем»

Цель.

Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме.

«Забавные фокусы»

Цель.

Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы.

.

 

2. Перспективный план работы на учебный год

по опытно - экспериментальной деятельности

в подготовительной к школе группе

 

сентябрь

 

«Росток»

Цель.

Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.

«Сколько ушей?»

Цель.

Определить значимость ушей по обеим сторонам головы человека; познакомить со строением уха.

«Большой – маленький»

Цель.

Продемонстрировать детям, как зрачок меняет размер в зависимости от освещения

«Заплесневелый хлеб»

Цель.

Установить, что для роста мельчайших организмов нужны определенные условия.

октябрь

«Своды и тоннели»

Цель.

Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

«Что есть в почве?»

Цель.

Установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений)

«Как листья становятся питанием для растений»

Цель.

Установить зависимость факторов неживой природы от живой (польза для почвы от гниения растений).

«Водяная мельница»

Цель.

Познакомить силой воды.

 

ноябрь

 

«Испарение»

Цель.

Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.

«Агрегатные состояния воды»

Цель.

Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.

«Как не обжечься?»

Цель.

Показать детям на опыте, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному.

«Почему лампочка светит?»

Цель.

Объяснить принцип работы электрической лампочки.

декабрь

«Воздух расширяется»

Цель.

Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).

«Свечка в банке»

Цель.

Показать, что при горении изменяется состав воздуха.

«Замерзание жидкостей»

Цель.

Познакомить с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания

«Почему, кажется, что звезды движутся по кругу»

Цель.

Установить, почему звезды движутся по кругу

 

январь

«Как работает термометр»

Цель.

Посмотреть, как работает термометр

«Может ли растение дышать?»

Цель.

Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

«Режущие и колющие предметы»

Цель.

Познакомить с разными формами лезвия, объяснить их назначение; рассказать, как правильно хранить и использовать эти предметы, как соблюдать технику безопасности.

 

февраль

«Нужен ли корешкам воздух?»

Цель.

Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями

«Что выделяет растение?»

Цель.

Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений

«Много - мало»

Цель.

Показать зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев.

«На свету и в темноте»

Цель.

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений

март

«Мир тканей»

Цель.

Учить называть ткани, сравнивать ткани по свойствам.

«Звуки в воде»

Цель.

Показать особенности передачи звука на расстоянии.

«Почему комар пищит, а шмель жужжит?»

Цель.

Продемонстрировать причины происхождения низких и высоких звуков.

«Как образуется тень»

Цель.

Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения

 

апрель

«Радуга»

Цель.

Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей света.

«Чем нюхает червяк?»

 

Цель.

Показать, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям.

«Компас»

Цель.

Показать детям, что у магнита есть полюса; рассказать об использовании магнита в компасе, о необходимости компаса людям.

«Магнит рисует»

Цель.

Объяснить детям действия магнитных сил. Использовать полученные знания для создания картин.

май

«Земля - магнит»

Цель.

Продемонстрировать детям действие магнитных сил Земли.

«Как увидеть движение воды через корешки?»

Цель.

Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции

«Как устроены перья у птиц»

Цель.

Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме

. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

 

                                                     Приложение №3

 

Работа с родителями

Анкета для родителей

 

  1. Знаете ли Вы, что в группе углубленно занимаются вопросами опытно- экспериментальной деятельности?
  2. Интересует ли Вас лично данная проблема?
  3. Ощущаете ли Вы, что Ваш ребенок проявляет интерес к экспериментированию?
  4. В чем это проявляется?
  • Ребенок много рассказывает о проведенных опытах.
  • Пытается экспериментировать самостоятельно
  • Просит Вас принять участие в экспериментах.
  1. Чем можете оказать помощь группе в проведении опытов?
  2. Поддерживаете ли Вы проводимую работу по опытно – экспериментальной деятельности?
  3. В чем это проявляется?
  • Беседовали с ребенком об экспериментировании.
  • Создаете ребенку условия для проведения опытов дома.
  • Проводите наблюдение с детьми за природными объектами.
  • Сажаете деревья.
  • Охраняете природу.

8. Знакомите ли Вы своего ребенка с правилами поведения в природе? Нужно ли это делать?

9. В чем Вам требуется помощь детского сада по данной теме?

10. Как оцениваете работу детского сада по данному вопросу?

 

 

Памятка для родителей

«Экспериментирование с водой»

 

 

Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Дети способны познать не только внешнюю сторону физических явлений, но и несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка пропускать через себя воду. Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения.

Опыты строятся на основе имеющихся у детей представлений. В постановке и проведении опытов дети должны быть активными участниками. При обсуждении результатов опытов необходимо подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям.

Предлагаем Вашему вниманию некоторые опыты, которые Вы можете провести со своими детьми дома.

Проводя эти опыты, Вы познакомите детей с некоторыми свойствами воды. Обратите их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания.

Материалы и оборудование:

стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, акварельные краски.

  1. Вода прозрачная.

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?

2.У воды нет вкуса.

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)

 

3.У воды нет запаха.

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн).

Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

4.Лёд–твёрдая вода

Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит?

Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега. Вывод: лёд, снег – это тоже вода.

5. Пар – это тоже вода.

Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, показать их детям.

6.Вода жидкая, может течь.

Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… густой.

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

7.В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются

У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?

На дне аквариума лежит песок. Растворится он или нет? Что было бы. если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать).

Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).

8.Лёд легче воды

Спросить детей: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Выслушать ответы детей, а затем провести опыт: опустить кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет. Оставить лёд в стаканчиках и посмотреть, что с ним произойдёт.

9.Вода бывает теплой, холодной, горячей.

Дать ь детям стаканчики с водой разной температуры. Дети пальчиком или с помощью термометра определяют, в каком стаканчике вода холодная, а в каком горячая. Спросите ребёнка, как получить тёплую воду? Проделайте это вместе с ним.

Можно продолжить предыдущий опыт(№8), сравнив температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?

Подчеркнуть, что в реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали – тёплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных? Сказать, что в холодных морях, реках живёт меньше разных животных. Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.

Важно, чтобы дети поняли, что в водоёмах вола бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

10.Вода не имеет формы

Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода?

Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

 

Удачи Вам и Вашему ребенку!

 

 

 

 

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности6 во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы( песок, вода), карты, схемы и т.п.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

 

Например:

Что быстрее растворится:

- морская соль

- пена для ванны

- хвойный экстракт

- кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ( научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Домашняя лаборатория

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1.Установите цель эксперимента( для чего мы проводим опыт)

2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста

Спрятанная картина

Цель: узнать, как маскируются животные.

Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.

Процесс:

Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге

Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.

Итоги: Желтая птичка исчезла

Почему? Красный цвет - не чистый, он содержит в себе жёлтые, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.

Мыльные пузыри

Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.

Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

Процесс:

Наполовину наполните чашку жидким мылом.

Доверху налейте чашку водой и размешайте.

Окуните соломинку в мыльный раствор.

Осторожно подуйте в соломинку

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.

Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

 

                                                     Приложение №4

 

 

Работа с воспитателями

 

 

Консультация

Проведение экспериментально – поисковой деятельности

в детском саду”

 

Эксперимент или опыт, - особый вид наблюдения организованный в специально созданных условиях.

Привлечение детей к проведению несложных опытов на занятиях, прогулках или в уголке природы и на участке детского сада имеет очень большое значение для развития наблюдательности и любознательности, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы.

При помощи элементарных опытов можно показать детям такие явления в неживой природе, как замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образование радуга и т. д.

При помощи эксперимента дети узнают о роли воды и удобрений в жизни растений. Однако следует помнить, что нельзя увлекаться опытами, наносящими растениям вред. Так, например, желая разъяснить значение воды для растений, предлагают иногда в жаркий день оставлять без полива одну из клумб с цветами. На другой день растения увядают. Подобную ошибку некоторые воспитатели допускают и в опытах с удобрениями.

Воспитать устойчивый интерес к природе и бережное отношение к растениям можно на примере положительных результатов труда. Детей надо учить таким приемам ухода, которые обеспечивают растениям хороший рост.

Опыт проводится в специально организованных условиях. Познавательная задача должна быть ясно и четко сформулирована. Её решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно – следственных связей.

Опыты должны строиться на основе уже имеющихся у детей представлений, которые они получили в процессе наблюдений и труда.

Важно, чтобы в постановке и проведении опытов дети были активными участниками. При обсуждении результатов опытов воспитатель подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям.

 

 

 

 

Консультация

Научите ребенка любить живую природу”

В мире природы ребенок начинает свое путешествие в познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию.

Много конкретных и доступных знаний приобретает ребенок, наблюдая работу старших на участке и принимая в ней посильное участие. Так в процессе наблюдений, бесед со взрослыми, активного общения с природой ребенку становится понятно, например, что вредители уничтожают растения, что животные нуждаются в тепле и уходе. Это – активно добытые и прочувствованные знания о живой природе. Именно такой путь познания окружающего и является основой умственного развития дошкольника.

Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки.

В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю. Еще одна важная задача: воспитание доброты, человечности. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Мы взрослые, отвечаем за любые слова, произнесенные в присутствии детей, и за все поступки, совершенные при них в отношении живых существ.

Нам надо научить малыша любить и уважать все живое: цветок, птицу, щенка и лягушку, защищать их. Прежде всего, мы должны научиться любить животных. Ребенок должен получить первоначальные знания о живых существах.

Источники этих знаний - художественная литература, рисунки, диафильмы, а самое главное непосредственное общение с живыми существами. Детям рассказывают о животных, беседуют с ними. И умом и сердцем учатся малыши понимать животных, общаясь с ними. С ребенком можно пойти на прогулку. Сначала посетить двор, ближайший сквер или парк, затем побывать на берегу речки, в лесу, в поле. Понаблюдать за паутинкой – блестящей нежной ниточкой, за муравьями, лягушкой, птицей с птенцами, за ежом, бабочками и т.д.

Любовь к природе воспитывается в деятельности – можно завести дома кошку или собаку, чтобы и ребенок участвовал в уходе за животными.

Несомненно, общение с живой природой играет важную роль в становлении личности ребенка.

 

 

Консультация для воспитателей

Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено исходя из трех блоков педагогического процесса, это:

 

  1. специально-организованное обучение в форме занятий;
  2. совместная деятельность взрослого с детьми;
  3. свободная самостоятельная деятельность детей

Рассмотрим следующие формы работы:

  1.  
    1. Занятия;
    2. Плановые эксперименты;
    3. Дидактические игры;
    4. Беседы;
    5. Наблюдение и труд;
    6. Работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).

Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса , проводятся на участке или в “Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.

Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.

В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:

  • Осознание того, что хочешь узнать;
  • Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;
  • Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;
  • фиксирование результатов, анализ полученных данных;
  • словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.

Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать.

С детьми проводится экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.

В блоке организованного обучения проводятся занятия обобщающего характера /итоговое – проводится 1раз в месяц./

Цель: обобщить знания, полученные детьми в ходе проведения опытно-экспериментальной работы со взрослым и индивидуально в свободной деятельности.

Экспериментальные занятия построены на совместном творчестве педагога и детей.

Они стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.

Планирование работы в блоке свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей.

Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника.

Дети проводят опыты в “лаборатории” и в “Уголке природы”, используя пособия и материал для проведения исследования.

Свои знания дети закрепляют в дед. Играх, а результаты опытов – в изо деятельности.

Для работы с детьми отобраны наиболее эффективные методы.

Условно их можно разделить на группы:

  • Методы, повышающие познавательную активность.

Эти методы позволяют формировать заинтересованность в принятии информации, желание уточнять и углублять свои знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его.

Наиболее эффективными методами этой группы являются - элементарный и причинно-следственный анализ, сравнение, моделирование и конструирование, метод вопросов, метод повторения, решение логических задач, исследование.

  • Методы повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний. (элементы новизны, проблемно –игровые приемы), сочетание разнообразных средств, например: проведение опыта и зарисовка его результата.
  • Методы коррекции и уточнения представлений, при проведении экспериментирования (повторение упражнения, наблюдение, метод переключения на другую деятельность, метод обобщенного ответа, беседа, проблемно-поисковый метод, т.е все что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний).

Работа по данной теме требует от педагога демократического стиля обобщения.

Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

 

                                                       Приложение №5

 

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе

Экспериментирование с детьми «Загадочная вода».

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие

 Социально – коммуникативное развитие.

Цель: углубление природоведческих знаний через поисково-исследовательскую деятельность, воспитание в детях бережного отношения к живой и неживой природе, к водным ресурсам.

Задачи:

- обучить детей различать состояния воды;

- расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное);

- формировать наблюдательность и любознательность;

развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, помочь осознать причинно - следственные связи;

- воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе, к водным ресурсам.

Обогащение словаря:

Исследователи, лаборатория, прозрачная, жидкая, твердая, пар, круговорот.

Оборудование: прозрачные стаканчики по 2 штуки на ребенка, мерные стаканчики, ложки, трубочки, салфетки, камешки, краска гуашь, кисточки, лед, сок, сахарный песок, соль, лимон, сосуды разной формы, воздушные шарики.

Предварительная работа: наблюдение во время прогулок за физическими явлениями (дождь, снег, лед, туман, иней, сосулька).

Ход работы

В круг широкий вижу я встали все мои друзья,

мы сейчас пойдем направо,

 а теперь пойдем налево.

В центре круга соберемся и на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем и к гостям здороваться пойдем.

 Ребята, давайте поздороваемся с гостями, подойдем к гостям и прикоснемся своими ладошками к их ладошками. Какие ладошки у гостей? (теплые). Наши гости, добрые и они поделились с нами своим теплом.

Ребята, подойдите ко мне. Посмотрите, что это у меня? Правильно – это капелька, она пришла сегодня к нам гости и принесла письмо , а там загадка.

«Если руки ваши в ваксе,

 Если на нос сели кляксы,

 Кто тогда нам первый друг,

 Снимет грязь с лица и рук?

 Без чего не может мама

 Ни готовить. Ни стирать,

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

 Чтоб росли колосья хлеба,

 чтобы плыли корабли,

 чтоб варились кисели,

 чтобы не было беды – жить нельзя нам без воды».

 Молодцы, это вода. Вода необходима всему живому на земле.

- Ребята, посмотрите, что это такое?

Дети:- Это глобус.

-А что такое – глобус?

- Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Именно такой видят нашу Землю космонавты во время полёта.

А какого цвета на глобусе больше всего?

(- Синего, голубого)

- Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?

Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?

(- Животным, растениям, человеку)

-Правильно, без воды нет жизни на земле.

- А как в вашей семье используют воду?

- Как мама использует воду?

(- Готовит, стирает, поливает растения)

- А как вы используете воду?

(-Пьём, умываемся)

- Молодцы.

- Правильно, сегодня мы будем говорить о воде (звучит шум воды).

- Я слышу какие-то звуки. Что это за звуки? (шум воды) Ребенок читает стихотворение «Вы слыхали о воде? ».

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.

 Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.

 На плите у вас кипит, паром чайника шипит,

Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!

 Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!

Игра «Я начну, а вы продолжите» 
Вода, которая бежит из крана называется -водопроводная. 
В море вода… ? (морская).
В реке вода ….? (речная).
В роднике вода …? (родниковая).
В болоте вода ..? (болотная).

В озере вода….? (озерная)

Сегодня … Я приглашаю вас отправиться в институт исследования воды.

Но прежде, чем мы пойдем в лабораторию я вам расскажу о правилах поведения в лаборатории.

 «Правила поведения в лаборатории»

 · Внимательно слушать старшего научного сотрудника

 · Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу

 · Аккуратно пользоваться емкостью для воды

 · Поддерживать порядок на своем рабочем месте

 · После каждого опыта делать вывод

. Давайте займём места лаборантов и проведём исследования.

 Вода обладает различными свойствами.

Опытно-исследовательская деятельность.

Дети подходят к столу, на котором стоят чашки с водой и сок с трубочкой.

Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»

Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха.

Воспитатель: Возьмите стакан с водой и налейте ее в другой стакан. Почему вода льется? Вода жидкая или твердая?

Вывод детей: вода жидкая – течет.

Воспитатель: Попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус?  Положите в один стакан сахарный песок, в другой – немного соли.

Вывод детей: вода изменилась на вкус: в одном стакане – сладкая, в другом – солёная.

Воспитатель: Сравниваем запах в стакане с обычной водой и водой с добавлением кусочек лимона.

Вывод детей: вода не имеет запаха.

Воспитатель: Опустите ложечки в стаканы с водой. Что увидели в стаканах? Опустите трубочки в стаканы с водой. Почему видны трубочки?

Вывод детей: в стакане с водой ложки и трубочки видны – вода прозрачная.

Опыт №2 «Вода меняет цвет»

Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода меняет цвет.

Воспитатель: Возьмите кисточки и подкрасьте воду. Опустите в нее камушек. Какая стала вода? Видите ли вы камушек?

Вывод детей: вода меняет цвет. Камушек в стакане не видно.

Опыт №3 «Вода - хороший растворитель»

Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода растворяет многие вещества.

Воспитатель: Ребята, мы с вами попробовали и заметили, что при добавлении в воду сахара или соли, вода изменила вкус. Почему это произошло? Вода растворила сахар и соль.

А при добавлении краски в воду, вода меняет цвет. Это опять же говорит о том, что краска растворилась в воде.

А теперь давайте добавим песок в стакан с лимоном. Что произошло с песком?

Вывод детей: вода растворяет некоторые вещества.

Воспитатель: Это свойство мы используем с вами при умывании, мытье посуды, стирке и многих других случаях.

Опыт №4 «Вода не имеет формы»

Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы.

Воспитатель: Налейте воду в сосуды разной формы или в воздушные шарики. Видите, вода принимает форму того сосуда, в который налита. Если налить воду в шарик, то можно изменить его форму самостоятельно, движениями рук. Имеет ли вода формы?

Вывод детей: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда в котором находится.

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.
Физкультминутка «Ручеёк».
Жил да был ручеёк,
(волнообразные движения рук.)
Зажурчал и потёк.
(Ходьба по кругу)
В тучку превратился
(Рисуют в воздухе круг)
Капелькой спустился
(Присели.)
Вот и кругооборот
(Покружились вокруг себя)
Наблюдательный поймёт
(Руки в стороны) .
Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.

Опыт №5 «Лед – твердая вода»

Воспитатель: Ребята, помогите разобраться, о чём идёт речь в этом стихотворении:
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода-
Неподвижна и тверда.
Что же случилось с водой,
Дети.
- она превратилась в лёд;
-наверное, это было зимой, и она замёрзла;
-вода превратилась в лёд от мороза.

Воспитатель: Мороз сделала нам подарок (показываю лед). Наблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает? А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?

Ответы детей: Влажными.

Вывод детей: лед – твердая вода.

Воспитатель: А где еще мы с вами можем видеть лед? (Ответы детей: узоры на стекле, лед на водоемах)

Опыт №6 «Газообразная вода - пар»

Цель: Подвести детей к пониманию трех состояний воды.

Беру стакан с горячей водой и накрываю стеклом. Дети наблюдают. Показываю стекло. Что вы видите на стекле?

Ответ: Образовались капли воды.

Вывод: вода может превратиться в пар.

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? (ответы детей)

Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? (ответы детей)

Что показалось вам самым интересным? (ответы детей)

Воспитатель: Я очень рада, что ты будешь дружить с водой.

 

А сейчас я вам хочу показать фокус.

1. «Достань предмет, не замочив руки». В стакан с водой опускаем иголку. Как можно достать иголку не замочив при этом руки? (С помощью магнита.)

 

 У меня для вас есть домашнее задание.

Ребята, дома с родителями поэкспериментируйте: создайте «цветную ледяную мозаику». Для этого вам необходимо выполнить задание, изложенное на этом листе. Детям раздаются листы с инструкциями.

Приложение № 1. Инструкция по изготовлению «Цветной ледяной мозаики».

1. Налить в стакан воды.

2. Красками покрасить воду (выбираем количество по желанию).

3. Залить формочки цветной водой или в воздушные шарики.

4. Поставить в холодильник.

Примечание: Не забудьте, что ваша «Цветная ледяная мозаика» может превратиться в обычную цветную воду.

Воспитатель: Благодарит детей за участие в опытно – экспериментальной деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала в развитии познавательных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста на примере развития элементарных математических представлений»

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться  к обучению сч...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Опыт работы по теме: " Использование блоков Дьенеша для развития познавательного интереса у детей младшего возраста".

Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, который позволяет успешно реализовывать задачи познавательного развития детей....

Опыт работы по теме «Использование метода экспериментирования для развития познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

laquo;Использование метода экспериментирования для развития познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»...