Проект «ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ НАЧИНАЕТСЯ С УВАЖЕНИЯ К МАЛОЙ РОДИНЕ» (ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАСШИРЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ ПОСЁЛКЕ)
проект (подготовительная группа) по теме

Гречишкина Галина Александровна

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество, -  разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Активно противостоять этим негативным тенденциям, призваны детский сад и школа, которым обществом поручена высокая и ответственная миссия – формирование личности юного человека, гражданина.  В данном проекте речь пойдёт о значении формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников через расширение представлений о родном посёлке. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным посёлком возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд,  другие виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал №2 МБДОУ детского сада комбинированного вида  № 23 г. Пензы

ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ НАЧИНАЕТСЯ С УВАЖЕНИЯ К МАЛОЙ РОДИНЕ

(ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАСШИРЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ ПОСЁЛКЕ)

Подготовили:

Воспитатели Филиала №2 МБДОУ №23 г. Пензы

Гречишкина Галина  Александровна

Симдянова Марина Ивановна

Пенза 2013

Среди берёз и сосен стройных

В чудесном Пензенском краю

Живёт, цветёт Монтажный милый –

Отрада сердцу моему

Растёт посёлок наш прекрасный.

Домов высотных здесь не счесть,

Ряд предприятий очень важных,

Дом ветеранов, школа есть.

И новый храм в тенистой роще

На радость людям возведён.

Сверкает купол в позолоте,

Овеян тёплым ветерком.

Гордимся нашим детским садом,

Где так не хочется взрослеть.

Здесь юность с детством ходят рядом.

Вовек посёлку не стареть!

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество, -  разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Активно противостоять этим негативным тенденциям, призваны детский сад и школа, которым обществом поручена высокая и ответственная миссия – формирование личности юного человека, гражданина.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём ближайшем окружении, микрорайоне, поселке, городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

 В данном проекте речь пойдёт о значении формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников через расширение представлений о родном посёлке. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным посёлком возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд,  другие виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

    Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

     Продолжительность: долгосрочный (октябрь 2012 года - январь 2013 года).

    Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, социальные партнеры.

Проблема: Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, микрорайоном, посёлком, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с людьми, которые строили и развивают в настоящее время микрорайон.

Родители имеют недостаточный объем знаний о своем городе, микрорайоне, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной,  поэтому и дети не владеют достаточной информацией. Не имея необходимого количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

С  целью ее решения был разработан данный проект по формированию нравственно-патриотических чувств через  расширение представлений о родном поселке.

Цель проекта: совместный поиск решения задач воспитания в духе патриотизма практическим путём, развитие специальных способов ориентации – моделирования и экспериментирования.

Задачи: 

  1. Собрать  и проанализировать информацию об эффективности процесса нравственно-патриотического воспитания в условиях ДОУ и семьи;
  2. Формировать интерес к    истории, культуре страны, Пензенского края, в частности к истории возникновения посёлка Монтажный,  его объектам культуры, быта, предприятиям через творческую и познавательно-исследовательскую деятельность;
  3. Формировать чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к красотам родной природы;
  4. Совершенствовать формы и методы взаимодействия с родителями с целью вовлечь их в работу над проектом, вызвать желание создавать радостную атмосферу творчества с ребёнком.

Ожидаемые результаты:

  1. Приобретение участниками образовательного процесса совокупности культурных ценностей, что будет способствовать развитию их духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляется на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотической позиции;
  2. Сформированность на высоком уровне у дошкольников интегративного качества «Имеющий представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире»;
  3. Сформированность на высоком уровне у дошкольников знаний о родном крае, о своей малой родине;
  4. Повышение компетентности родителей в области гражданско-патриотического воспитания.
  5. Совершенствование в ДОУ предметно-развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию, в частности центров краеведения.

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который уточнялся на протяжении всего периода, проходила в  несколько этапов:

На подготовительном этапе был проведен и  оценен результат мониторинга освоения детьми программного материала по нравственно-патриотическому воспитанию на основе адекватно-подобранных диагностических методик.

По итогам мониторинга  было выявлено, что из 21 ребенка, участвовавшего в диагностировании, интегративное качество «Имеющий представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» на высоком уровне сформировано лишь у 29% детей, высокий уровень знаний по программному материалу регионального компонента сформирован у 10% детей.

С целью сбора  и анализа информации об эффективности процесса нравственно-патриотического воспитания в условиях семьи было проведено анкетирование родителей

Анализ анкет показал, что  большинство родителей считают себя патриотами нашей родины, признают важность воспитания патриотизма и гражданственности у детей совместными усилиями семьи и детского сада, необходимость знакомства с символикой государства и области. Но, тем не менее, некоторые родители указали, что знакомство с родословной, посещение музеев, выставок должно происходить в школьном возрасте. Об истории поселка Монтажный, истории названий его улиц, о предприятиях, учреждениях культуры и быта рассказывает детям небольшой процент родителей, ссылаясь на то, что сами не имеют достаточно знаний по данной тематике. Экскурсии на природу устраиваются почти во всех семьях, но знакомства с природными особенностями на таких экскурсиях не происходит.  По вопросу наличия в семье традиций были получены разнообразные ответы, в большинстве своем родители называют  в числе традиций празднование дней рождения, нового года и небольшого количества православных праздников.

        Данные аргументы подвели нас к выбору темы проекта «Любовь к Отечеству начинается с уважения к малой родине» и цели проекта - совместный поиск решения задач воспитания в духе патриотизма практическим путём.

Выбор темы проекта и его цели  тесно связан  и с рядом мероприятий в ДОУ, приуроченных к празднованию  350-летнего юбилея города Пензы. С целью совершенствования воспитательно-образовательного процесса и совместного поиска решения задач воспитания в духе патриотизма практическим путём мы запланировали реализовать проект «Любовь к Отечеству начинается с уважения к малой родине», главным практическим результатом которого стал макет улиц и зданий посёлка Монтажный.

     Создание информационного пространства включало в себя:

  1. Цикл бесед о юбилее родного города «Спешим поздравить город на Суре».
  2. Цикл бесед об истории Пензы, национальных группах, проживающих на её территории, их народном костюме, промыслах, особенностях национальной культуры.
  3. Подбор и выставка фотографий, открыток, иллюстраций, книг с видами города.
  4. Участие детей в конкурсе рисунков «Наш город - юбиляр», выставка данных работ в библиотеке посёлка;
  5. Познавательная беседа и презентация совместно с заведующей библиотекой  №3 Л.Г. Киреевой «Улицы родного города»;
  6. Конкурс семейных работ «Наше генеалогическое древо»; 
  7. Подбор фотографий с видами родного посёлка, учреждений;
  8. Целевая прогулка по посёлку с посещением учреждений культуры и быта;
  9. Экскурсия в воинскую часть, расположенную на территории посёлка;
  10. Конкурс детского рисунка «Дом, в котором я живу» Познавательная беседа с презентацией «Моя малая родина – посёлок Монтажный»;
  11. Посещение музея истории посёлка в МОУ СОШ №45 г. Пензы;
  12. Встречи с родителями, работающими на предприятиях посёлка;
  13. Викторина для детей «Люблю и знаю свою малую родину».
  1. Определение направлений деятельности

Для того, чтобы определить направления дальнейшей деятельности с детьми,  была создана проблемная ситуация «Подарок для детей из другого детского сада»

Цель: вызвать желание детей рассказать о своем поселке, поощрить стремление самостоятельно находить отдельные конструктивные решения

План проведения:

1.Активизация  знаний детей воспитателем;

2.Подведение   дошкольников к противоречию;

3.Изложение детьми своих точек зрения, идей  на решение проблемы;

4.Предложение детьми своих идей в виде результатов продуктивной деятельности;

5.«Выставка идей»;

6.Выбор детьми темы проектирования.

        Затем  была организована «выставка идей». Каждый  ребенок продемонстрировал свою работу, отвечал на вопросы детей и воспитателя.

В заключение  детьми была выбрана идея изготовления макета поселка Монтажный.  

Дошкольники решили поделиться своей идеей с родителями.

Организация проектной деятельности

На данном этапе  стал важным момент организации взаимодействия с родителями.  Поэтому нами были выбраны следующие формы взаимодействия, которые представлены на слайде.

Далее с детьми помимо организации различных видов детской деятельности, сопутствующей реализации проекта, использовались  следующие  формы работы, специально-направленные на создание макета:

 1.  Беседы о выборе текстуры бумаги, материала

2. Составление схем расположения зданий в поселке по памяти и фотографиям

  3.Вырезывание мелких деталей

  4.  Оклеивание коробок

  5. Конструирование объемных фигур

6.   Изготовление ландшафтных компонентов

Данные формы работы способствовали оформлению конечной цели проекта.

Завершающим этапом работы стала презентация проекта для детей, родителей и педагогов ДОУ. Были подвели итоги проделанной работы. Дети и родители рассказали о выбранном объекте, его истории, делились секретами изготовления.

  1. Контрольный этап

На контрольном этапе было проведено обследование детей по тем же критериям, что были обозначены в мониторинге подготовительного  этапа работы над проектом.

Результаты мониторинга показали, что процент детей, у которых интегративное качество сформировано на высоком уровне, вырос на 66%, детей с низким уровнем на данном этапе не выявлено.

Существенно повысился уровень знаний программного материала по региональному компоненту. Высокий уровень знаний показали 57% детей, с низким уровнем детей  на контрольном этапе не выявлено.

Сравнительный анализ итогов мониторинга говорит об эффективности проведенной работы с дошкольниками.

                       

Выводы

  •       Реализация данного проекта  позволила обобщить материал для центра краеведения в группе, позволила обогатить методический кабинет материалами по нравственно-патриотическому воспитанию детей,  подготовила фундамент для реализации следующего проекта  «Фестиваль семейного творчества «Мы из города на Суре!» для детей дошкольных групп и их родителей.
  •      У детей расширились представления о родном поселке, появилось уважение к людям, их деятельности, культуре, сформировались первые азы гражданственности и патриотизма.
  •         Проектная деятельность улучшила качественные показатели в работе с родителями: они активнее стали  взаимодействовать с детским садом, начали проявлять  инициативу, что позволило выйти на новую ступень сотрудничества.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно- патриотическое воспитание у дошкольников через ознакомление с историей родного города

Формировать нравственн - патриотическое воспитание у ребенка дошкольного возраста надо через ознакомление с историей его родного города....

Статья «С Чего начинается Родина? Проблемы и пути решения задач нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников через проектную деятельность»

Актуальность. Родина, это сокровенное слово, в которое каждый вкладывает своё. У каждого человека она разная, но для всех является той отправной точкой, которая на протяжении всей жизни определяет оче...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...

Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников через ознакомление с родным краем»

Педагогический  проект «Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников через ознакомление с родным краем»...

«Формирование патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через расширение представлений о родном крае».

В настоящее время проблемы патриотического воспитания обозначаются на самом высоком государственном уровне. Престиж нашей страны, чувство гордости за все ее успехи, бережное отношение к историческому ...