«Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации первоклассников».
проект по теме

Вознесенская Юлия Геннадьевна

Практико-значимый проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovyy_proekt-programma.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования

(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)

Кафедра общей и педагогической психологии

                                                                                                                

                   Практико-значимый проект на тему

«Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения

социально-психологической адаптации первоклассников»

выполнил слушатель

                              кафедрального инвариантного модуля  

                                 «Актуальные проблемы развития профессиональных компетенций педагога-психолога (в контексте введения ФГОС)»

                педагог-психолог

МБДОУ № 18  г. Климовска

Филиппова Ю.Г.

Руководитель: к. психол. н., доцент

  Кирсанова В.Г.

                                        

                        

Москва 2013

Введение:

  

Важнейшей причиной школьных затруднений - учебных и поведенческих - является нарушение социально-психологической адаптации ребенка к условиям школьного обучения.

Дезадаптация, в свою очередь, может привести к формированию девиантного, поведения в более старшем возрасте. Именно этим обусловлена необходимость организации и проведения программы психолого-педагогогических мероприятий, направленных на помощь в скорейшей адаптации первоклассников и профилактики школьной дезадаптации.

Адаптированность - уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.

В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных, включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся. Существенное значение в их достижении имеет психолого-педагогическое сопровождение обучаемых.

Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь, и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.

Согласно М.М.Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

 Первый этап - ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.

  Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижаются, бурная реакция начинает затихать.

  Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, адаптацию средней тяжести и тяжелую.

При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника.

Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М.Безруких предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.

  Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации.

  Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма адаптации средней тяжести.

  Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении - ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Так или иначе, плохое поведение - сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе.

В силу остроты и социальной значимости проблемы данная программа предполагается, именно, как психологическая программа развития личности ребенка, с целью подготовки детей к дальнейшему развитию и обучению. Базируется на подходах гуманистической психологии, главная цель которой - способствовать раскрытию и развитию сущности человека, его позитивного потенциала.

 Основные принципы построения программы:

-уважение личности ребенка;
-развивающий характер обучения;
- непрерывность и преемственность педагогического процесса, в котором программный материал располагается последовательно, с учетом возрастающей детской компетенции;
- использование ресурсов игры как универсального средства, обеспечивающего широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания.

Целесообразность проведения с дошкольниками игровых занятий, специально направленных на развитие личностно-эмоциональных и регуляторно-когнитивных компонентов структуры учебной деятельности, обусловлена уникальностью этого возрастного периода, характеризующегося его повышенной сензитивностью.
Программа поможет органично войти в новую социальную ситуацию, естественно и с малыми «затратами» приобрести новый статус ученика, постепенно овладевать умениями и навыками новой деятельности - учения, сохранив и приумножив при этом достижения дошкольного периода развития.

 Ожидаемые результаты:

- чувство доверия к взрослому, желание с ним сотрудничать;
- уверенность в своих силах;
- стремление к расширению границ своих возможностей;
- осознание своих эмоций, распознавание эмоциональных реакций других людей и умение адекватно выражать змоции, управлять своим эмоциональным состоянием;
- умение удерживать цель, играть по правилам, осознанное произвольное поведение;
- пробуждение мотива учебной деятельности, стремление к новой позиции - ученик;
- овладение навыками совместной деятельности, поведенческой рефлексии;
- легкая степень адаптации детей в группе временного пребывания и при поступлении в 1 класс;
- повышенный уровень развития познавательных процессов, предпосылок учебных действий и компонентов комплекса психологической готовности к обучению в школе.

В логике системно-ориентационного подхода сопровождение - это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого наиболее эффективным методом. Таким методом в современной практике образования можно назвать новый компонент - психолого-педагогическую поддержку в процессе сопровождения. Ее основные принципы: согласие ребенка на помощь и поддержку, опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать трудности; сотрудничество, содействие; доброжелательность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату. Целью психолого-педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих самостоятельному продвижению ребенка в образовании.

  

Как известно, основными факторами социально-психологической адаптации детей являются:

¬  особенности эмоционального и личностного развития, обусловленные семейным воспитанием, опытом общения со сверстниками и другими взрослыми, в том числе в условиях организации жизни в ДОУ;

¬   психофизиологическими характеристиками личности ребенка;

¬  уровнем интеллектуального развития, в том числе общей осведомленности, навыков письма, счета и рисования, тонкой моторики.

Следовательно, реализация комплексной психолого-педагогической программы сопровождения адаптации первоклассников должна осуществляться в направлении вышеназванных факторов.

Настоящая программа предназначена для реализации психолого-педагогических мероприятий, направленных на облегчение вхождения в ритм и содержание школьной жизни первоклассников.

  В программе предполагаются мероприятия по 2 основным направлениям:

  1. Сотрудничество школы с ДОУ  в рамках обеспечения преемственности «детский сад- школа».

  1. Работа с "домашними" детьми, т.е. детьми, не посещающими детский сад.

Цель - создание условий для успешного освоения образовательных программ и формирование позитивной Я-концепции личности, что предполагает раскрытие творческого потенциала, формирование и развитие познавательных потребностей, социальной ответственности, развития индивидуальности каждого учащегося.

 

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения задач:

  1. создать систему взаимодействия ДОУ и школы в рамках проблемы преемственности "детский сад - школа", включающую в себя проведение совместных психолого-педагогических мероприятий;
  2.  Создать систему психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации первоклассников через активное взаимодействие педагогов ДОУ, учителей начальной школы, психологической службы ДОУ и школы, в том числе:

          ¬  организовать и реализовать программу подготовки будущих первоклассников к успешному освоению образовательных программ начальной школы;

  

¬   организовать и реализовать сопряженную программу психолого-педагогических занятий, направленных на освоение школьного пространства, в том числе норм и правил школьной жизни, умение общаться, взаимодействовать, в т.ч. разрешать конфликты социально-приемлемыми способами, а также развитие познавательных способностей и креативности;

  

   3. Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого ребёнка с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;

  

    4. Организовать регулярные консультации педагогов и психологов школы и ДОУ;

  

  

    5. Организовать регулярные групповые и индивидуальные консультации родителей по вопросам педагогики и психологии развития детей;

  

    6. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы психолого-педагогического развития и коррекции отдельных учащихся, нуждающихся в индивидуальной помощи специалистов.

  

     7. Осуществлять психолого-педагогический мониторинг динамики социально- психологической адаптации и развития учащихся (в групповой и индивидуальной форме)

  

  Принципы психолого-педагогической программы:

  

  - принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка;

  -принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка;

  - принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка; (1)

  - принцип эмоционально-ценностных ориентации учебно - воспитательного процесса.

  Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации первоклассников к школе:

-работа с документами;

-работа с детьми;

-работа с педагогами;

-работа с родителями;

-выпуск из ДОУ; запись в школу;

-групповая и индивидуальная психолого-педагогическая диагностика: определение уровня актуального развития, прогноз школьных трудностей (в т.ч. по  диагностико-адаптационной методикам будущих первоклассников);

-рекомендации психологов учителям по результатам психологической диагностики особенностей личности будущих первоклассников;

-родительское собрание "Скоро в школу";

-индивидуальные консультации психолога по результатам диагностики.

Основная часть:

Начало обучения ребёнка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. В среднем привыкание ребёнка к школе имеет продолжительность от 3-х месяцев до 1,5 лет.

В связи со сложностями процесса адаптации необходимо совершенствовать обучение и воспитание детей в группах школы раннего развития.

Чтоб помочь ребёнку успешно адаптироваться к школе и полноценно включиться в учебно-воспитательный процесс, необходимо укреплять психику ребенка, развивать его мышление и эмоционально- волевую сферу, снимать остроневротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально отрицательные переживания. Необходимо развивать «комплекс произвольности» - умение контролировать себя, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия.

Но для успешного обучения в школе необходима особая психологическая готовность к новым условиям жизнедеятельности. Содержание этого вида готовности определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребенку. Связаны они с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Конкретное содержание психологической готовности не является стабильным - оно изменяется, обогащается.

Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой "социальной позиции" - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе.

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Такие первоклассники ведут себя в школе, как говорится, по-детски, учатся очень неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если его нет и дети должны выполнять учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой первоклассник делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

Создание эмоционального опыта, последовательное углубление эмоционального отношения к учению в процессе деятельности ребенка - необходимое условие формирования его положительного отношения к школе. Поэтому важно, чтобы сообщаемый детям материал о школе был не только понят, но и прочувствован, пережит ими, непременным условием чего является включение детей в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства.

К концу дошкольного возраста происходит оформление основных структурных элементов волевого действия - ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить определенное усилие в процессе преодоления препятствия, оценить результат своего волевого действия. Правда, выделяемые цели еще не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.

Значительно изменяется к 6 годам степень произвольности движений ребенка. Так, если в 3 года ребенок осознает результат и способ действий с предметом, но не способен еще осознать отдельные этапы движения, то в 6-7 лет движения становятся объектом сознательной волевой деятельности.

Совместная целенаправленная, специально организованная деятельность педагогов и родителей школьников способствует процессу адаптации.

Данная программа  психолого-педагогического сопровождения «Школа - мой дом» -одна из возможных вариантов сохранения психологического здоровья младших школьников на этапе первичной адаптации к школе(2).

Цель: профилактика нарушения психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе.

Задачи:

  • создание условий для социально-психологической адаптации детей к школе(создание сплоченного классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.);
  • повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;
  • адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально личностным возможностям и потребностям учеников.

Решение этих задач предполагает взаимную адаптацию ребенка, пришедшего учиться, и социально-педагогической среды, в которой происходит его обучение. С одной стороны, предпринимаются специальные усилия для того, чтобы повысить уровень готовности ребенка обучаться, включаться в систему педагогического взаимодействия. С другой стороны, само взаимодействие, его формы и содержание модифицируются в соответствии с особенностями ребенка и его возможностями.

Поставленные задачи реализуются посредством осуществления следующих направлений работы, обеспечивающих процесс адаптации детей к новым социальным условиям.

  • психологическая диагностика;
  • психологическое просвещение;
  • психологическое консультирование;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • взаимодействия со всеми структурами, влияющими  на процесс адаптации.

Прогнозируемый результат:

  • Уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе.
  • Формирование комфортной образовательной среды.

Критерии оценки эффективности:

  • Снижение уровня тревожности и психической защиты у первоклассников;
  • Эмоциональное благополучие ребенка в классе;
  • Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;
  • Выработка стратегий индивидуального (личностно-ориентированного) подхода к детям.
  • Включение родителей в образовательный процесс.

Начало школьной жизни - серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.

Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям - развивается произвольность. Поддержка мотивации идет через развитие любознательности. Недоразвитие мелкой моторики рук не позволяет некоторым детям достаточно успешно овладевать основами красивого письма. Поэтому важно уделять внимание развитию мелких мышц в разных видах деятельности. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.

Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.

Основной целью программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие саморегуляции детей, предупреждение и снижение тревожности, а также помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников.

Занятия строятся в доступной и интересной форме. Используются методы: техники и приемы саморегуляции, рисуночные методы, метод направленного воображения, игры.

Общие рекомендации по проведению занятий:

Занятия входят в систему сопровождения адаптации первоклассников к школе, поэтому в ходе их проведения проходят консультации с учителем на протяжении всего учебного года, встречи с родителями детей индивидуально и на родительских собраниях.

Часть занятий носит двойственный характер: они содержат не только развивающие, коррекционные упражнения, но и диагностические задания.

Программа рассчитана на работу в группе из 10-14 человек, поэтому детей рекомендуется делить на подгруппы и проводить занятия одновременно с уроком ритмики или обучения письму.

Для занятий каждый ребенок должен иметь тетрадь в клетку, альбом, цветные карандаши. На занятиях необходимо иметь пластилин, цветную бумагу, ножницы, краски, лоскутки, фантики и пр.

Продолжительность занятия 30  минут.

Оптимальная периодичность встреч - 1-2 раза в неделю.

Важно создать доброжелательную обстановку в классе, чтобы каждый чувствовал себя уверенно и не боялся сделать ошибку.

Занятия нацелены на коррекцию и развитие определенных психических функций. Однако, коррекция только одной функции нецелесообразна и невозможна. Поэтому, работа на всех занятиях предполагает опору на все познавательные процессы. Это позволяет быстрее и качественнее достичь успеха. Поэтому на занятиях по развитию мышления, например, присутствуют задания на развитие воображения, памяти и т.д.

Так как программа предполагает работу с маленькими детьми, преподаватель должен постоянно следить за тем, чтобы участники занятия были включены в работу, не уставали, не отвлекались. Поэтому каждое занятие обязательно включает в себя упражнения, способствующие саморегуляции детей, а именно:

  1. релаксационные, снимающие мышечное и эмоциональное напряжения;
  2. двигательные, развивающие координацию, мелкую моторику;
  3. коммуникативные, способствующие формированию навыков общения;
  4. развивающие, направленные на развитие отдельных психических процессов: памяти, мышления, речи, внимания, воображения;
  5. дыхательные, действующие успокаивающе на нервную систему;
  6. мимические, направленные на снятие общего напряжения.



Занятие 1: «Волшебная дверца»

  

Цель занятия: развитие совместной деятельности, воображения, творчества, навыков лепки и рисования (развитие тонкой моторики).

Создаем своими руками волшебный мир, один на всех.

  

Занятие 2: «Прогулка по школе»

Цель занятия : познакомить с пространственно-предметным устройством школы.Рисуем то, что больше запомнилось (понравилось).

Занятие 3 «Планета мечты»

Цель занятия: развитие совместной деятельности, воображения, творчества, навыков лепки и рисования (тонкая моторика)

Занятие 4: «Дорога, которая ведет...»

Цель занятия: развитие совместной деятельности, воображения, творчества, навыков лепки и рисования (развитие тонкой моторики)

Занятие 5: «Азбука настроения»

Цель занятия: развитие коммуникативных навыков и произвольности

¬   «Кричалка».

¬   Угадай настроение нарисованного героя.

¬   Изобрази настроение.

¬   Упражнения на внимание: «Повторяй за мной».

Занятие 6: «Знакомимся с инопланетянами»

Цель занятия: Развитие коммуникативных навыков

¬   Здороваемся по-инопланетному

¬   Ладушки

¬   Угадай настроение: «Азбука настроения».

Занятие 7: «Подводное царство».

Цель занятия : комплексное - развитие коммуникативных навыков, внимания, произвольности, воображения и тонкой моторики

¬   Корректурная проба (ищем морской жемчуг на дне)

¬   Переводилки и раскраски

¬   Игра: "Море волнуется - раз"

Занятие 8 : «Животные»

Цель занятия: развитие речевого мышления

¬   Пиктограммы

¬   Рисуем двумя руками

¬   «Найти все зеленое, круглое, деревянное»

Физкультминутка "Зайка"

 ¬   "Назови одним словом"

 ¬   "Кто больше назовет"

Занятие 9: «Съедобное – несъедобное»

  

Цель занятия: развитие произвольности и речевого мышления

¬   "Отгадайте, что это?"

¬   Штриховка

¬   Игра с мячом "Съедобное - несъедобное"

¬   Кроссворд "У самовара"

¬   Настроение

  

 Занятие 10:  «Карта»

  

 Цель занятия: развитие пространственного мышления

¬   Рисуем комнату - вид сверху

¬   Находим предмет по карте

  

 

Занятие 11: «Осенний сюрприз»

  

  Цель занятия: ориентация в пространстве школы, тренировка умения работать в команде

¬   Ищем клад по карте.

  

Методики по адаптации детей к школе:


1. Методика «Градусник»
2. Методика «Краски»
3. Методика «Что мне нравится в школе?» (по Н.Г.Лускановой )
4. Методика «Солнце, тучка, дождик»
5. Методика «Что мне нравится в школе» (рисунок)
6. Игровая методика «Здравствуй, я рад познакомиться»
7. Игровая методика «Выработка правил поведения на занятиях»
8. Методика «Какой Я?»
9. Методика «Отношение ребенка к обучению в школе»
10. Методика «Школьной зрелости» (А.Керн)

В ходе исследования  проводятся методики по диагностике изучения мотивационной сферы учащихся, одна из них - методика «Градусник».

Перед процедурой диагностирования с  детьми проводится беседа, в ходе которой предъявляется предмет, который есть в каждом доме. Это - градусник. Педагог-психолог  объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо и тревожно. Такая температура бывает 38°, 39°, 40°, 41°. Нормальная температура человека - 36, 6°. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура бывает 35°. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интересов и желания что-либо делать. После объяснения педагог-психолог  предлагает детям поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая них условно появляется при назывании этого предмета. Пример:
русский язык — 39°
математика - 36,6° и т.д.
Это позволяет определить степень тревожности первоклассников, которая связана с учебной деятельностью. Данная диагностика показывает, что наибольшую степень тревожности у первоклассников вызывают такие предметы, как окружающий мир, рисование, чтение. Это связано с психологическими и физическими особенностями детей.

                                                                                              Приложение 2.

При определении средств и методов педагогической и психологической коррекции дезадаптации вследствие социальной и педагогической запущенности уместно воспользоваться  методическими рекомендациями Р.В.Овчаровой.

Подструктуры личности

Предмет коррекции

Педагогические приёмы

Психологические методы

Индивидуально-типологические особенности личности

Дисгармония развития. Нестабильность и ригидность нервной системы.
Неразвитость произвольности психических процессов в сравнении со сверстниками

Понимание.
Сочувствие.
Снятие напряжения.
Рационализация учебно-воспитательного процесса.
Индивидуальный подход.
Выравнивание культурно-образователь-ных возможностей детей.
Система поручений.
Личностная перспектива

Развитие произвольности

в двигательной сфере.
Развитие произвольности

 в познавательной сфере.
Развитие произвольности

в эмоциональной сфере.
Развитие произвольности

 в общении и поведении.
Когнитивная тренировка

Систематическая десенсибилизация.
Терапия средствами искусства

Свойства субъекта общения

Высокая тревожность.
Слабая социальная рефлексия.
Трудности общения.
Неадекватное поведение.
Низкий социальный статус

Доверие к личности ребёнка.
Формирование реально осознаваемых мотивов поведения.
Формирование реально действующих мотивов поведения.
Анализ конфликтов.
Пример и авторитет педагога в отношении к детям.
Позитивная иррадиация авторитета педагога на отношения ребёнка со сверстниками.
Коллективная творческая деятельность детей

Игровая коррекция

поведения в группе.
Развитие позитивного

отношения к «другому».
Коммуникативные игры и

упражнения.
Расшатывание традиционных

позиционных ролей.
Статусное перемещение детей.

Свойства субъекта деятельности

Дисгармония мотивов учения.
Низкая учебно-познавательная активность.
Школьная тревожность.
Несформированность предпосылок учебных действий и начальных учебных умений.
Слабая обучаемость

Позитивное стимулирование.
Авансирование успеха.
Акцентуация достижений ребёнка в деятельности.
Парциальная оценка результатов.
Наглядные опоры в обучении.
Комментируемое управление.
Создание учебных ситуаций с элементами новизны, занимательности, опоры на жизненный опыт.
Поэтапное формирование умственных действий.
Щадящая учебная нагрузка.
Опережающее консультирование по трудным темам

Формирование адекватной

самооценки школьных успехов.
Релаксация и эмоциональная

коррекция школьных страхов.

Снижение силы потребностей,

связанных с внутрен. позицией школьника.
Развитие познавательных процессов

Свойства субъекта самосознания

Неразвитый и нарушенный образ Я.
Неадекватная самооценка.
Неудовлетворенное притязание на признание.
Комплекс неполноценности

Безусловное принятие ребёнка.
Выборочное игнорирование негативных поступков.
Эмоциональное поглаживание ребёнка.
Позитивное побуждение к деятельности.
Ожидание завтрашней радости.
Регулярно организуемое самопознание детей и рефлексивная деятельность (в доступных формах)


Идентификация.
Зеркальное отражение.
Подтверждение уникальности

ребёнка.
Развитие позитивн. восприят. других.
Самовнушение «я хочу»,

«я могу», «я буду»

Заключение:

Результаты исследований позволяют сделать вывод о значимости данного проекта.

Проводимые занятия получали эмоциональный отклик у ребят, они с нетерпением ждали очередного занятия. Необходимо заметить, что с каждым занятием высказывания ребят становились более емкими, продуманными, глубокими. Но самое главное, ребята открыли в себе качества, о которых раньше не знали, или боялись их проявить. Особенно интересно было наблюдать, как на первых занятиях ребята стеснялись сказать друг другу комплимент, отметить хорошие качества. Затем этот момент стал одним из самых любимых. Ребятам понравилось «дарить подарки».

В настоящее время в связи с гуманизацией и гуманитаризацией образования педагоги получили большие возможности для воплощения своих творческих замыслов.

Поступление детей в школу важный - этап взросления, стремление к которому, как справедливо отмечает Ш.А.Амонашвили, изначально заложено в ребенке на ряду со стремлением к движению и познанию. Если начало этого этапа не будет видимо отличаться от дошкольного детства, у ребенка неизбежно появится чувство разочарования. Но в то же время, удовлетворение стремления ребенка к взрослению должно обязательно произойти успешно, породить уверенность в свои силы. Поэтому особое внимание уделяется тому, чтобы разумно сочетать новизну отношений и видов деятельности с прежним дошкольным опытом ребенка.

Результаты педагогической деятельности по проблеме успешной адаптации первоклассников к школе позволили сделать следующие  выводы:

  1. Составленная концепция успешной адаптации первоклассников к
    школе помогла  выработать систему занятий и внеклассных мероприятий, помогающих детям  адаптироваться к школе.
  2. Занятия помогают детям овладевать школьными правилами и новым статусом школьника, что положительно влияет на уровень школьной мотивации.
  3. Создание педагогом и родителями условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь помогает им  почувствовать ситуацию успеха.

Период адаптации первоклассника к школе может длиться от 2-3-х недель до полугода. Длительность его зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, характера взаимоотношений с окружающими, типа учебного заведения и степени подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям. Каковы же признаки успешной адаптации?                                                                                                                      Увлеченность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов, насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка – внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе могут начаться проблемы со здоровьем. Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию, так как бороться с апатией очень сложно.

Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому. Часто родители слишком усердно «помогают» ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.
Удовлетворенность ребенка межличностными отношениями с одноклассниками и учителем. Нередко родители ругают ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья «не по делу». Однако в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, учится сотрудничать с другими детьми. Необходимо помочь ему в этом. От того, какую нишу займет ребенок при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе.

Период адаптации ребенка к школе является очень важным для его развития как личности. На этом этапе требуется максимальное внимание как к ребенку самому, его внутреннему миру, так и отношению к нему. При этом необходимо помнить, что ребенок начинает сталкиваться с новыми жизненными ситуациями и его реакция на них является доминирующей в формирование характера и последующему качеству обучения. Способность ребенка, так или иначе, реагировать на новый внешний мир зависит от темперамента, уровня воспитания в семье, а также от приобретенного опыта поведения в предыдущей социальной группе (детский сад).

Рекомендации для родителей по подготовке детей к школе:    

                                                                                                            Приложение 1.

1. Диагностирование детей на психологическую готовность к школе.

2. Занятия по подготовке к школе должны включать игровые моменты, ведь для ребенка в шесть лет главным видом деятельности является игра. Длительность занятия не должна превышать 30 мин, иначе дошкольник будет утомляться и не усвоит учебный материал. Нервная система дошкольников в силу недостаточной физиологической зрелости отличается быстрой истощаемостью и имеет низкий предел работоспособности. В середине занятия необходимо провести физкультминутку: разминку для глаз, рук, походить по комнате.

3. Критерии психологической готовности:

  • учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учебы; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
  • умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
  • развитие мелкой моторики (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
  • пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять "выше-ниже", "больше-меньше", "вперед-назад", "слева-справа");
  • координация в системе "глаз-рука" (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии, например из книг);
  • развитие логического мышления (способность находить сходства и различия предметов при сравнении, умение правильно объединять их в группы по общим существенным признакам);
  • развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15–20 мин).

4. Дома также необходимо развивать:

  • мелкую моторику: много лепить, рисовать, вырезать и клеить аппликации, штриховать картинки в книжках-раскрасках, не заходя за контур, собирать конструкции из мелких деталей конструктора;
  • развивать познавательные способности (память, внимание, восприятие, мышление);
  • выучить с ребенком ответы на стандартные вопросы: имена родителей, домашний адрес, телефон, признаки времен года, названия месяцев.

Список используемой литературы:

1. Айзенн Х„ Эванс Д. Проверьте способности вашего ребенка / Пер. с англ. Л.К. Клгокина. М.: ООО Издательство «ACT», 1998.

2. Бахурина Е.С. "Комплексная методика диагностики "школьной зрелости" "SCHOOL" - Издано ДСП Минтруда РФ в 1999 г (или интернет-ресурс  http://www.psylist.net/praktikum/school0.htm ).

 3. Бахурина Е.С. Этологический подход в терапии детской адаптационной тревожности - ж-л "Психология и школа", 2006, с. 3-11.

4. Бахурина Е.С. Техника коррекции эмоциональных комплексов через рисование у детей 5-9 лет. - ж-л "Психолог в детском саду"4, 2004.

5. Безруких М.М., Ефимова CJJ., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться. М., 1993.

6. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? - М., 1991. – с.176.

7. Боровик O-S. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000.

8. Битянова М.Р., Беглова Т.В. Учимся решать проблемы: Программа развития проектного мышления у младших подростков. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2007.

 9. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей, Серия «Магия интеллекта*. М., 1995.

10. А.А. Венгер, А.Л. Венгер. Готов ли ваш ребенок к школе. – М., 1994;

11.Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его  неблагоприятных вариантов /Отв. ред. В.И. Слободчиков. Томск, 1992.

12. Данилова Е. Первоклассники // Школьный психолог. 6- 2002. - с.14.

13.Деннисон П., Деннисон Г, Гимнастика для развития умственных способностей «Брейн  джим». М., 1992.

14. Джежелей О.В. Помогайка. - М., 1994. – с.192.

15. Дружинина М. Кроссворды и игры для детей. - М., 1999. - 16 с.

16. Ковалева Е., Синицына Е. Готовим ребенка к школе. - М., 2000. - 336 с.

17. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. - М., 1993. - 64 с.

18. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу! - М., 1998. - 128 с.

19. Справочник педагога-психолога. Школа. № 9. С. 4-9.

20. «Роль слова и образа в решении дошкольных познавательных задач». Под ред.  Л.А. Венгера. М.: «Интор», 1995.

21. Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1996.

_____________________________________________________________________________

1.Безруких М.М., Ефимова CJJ., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться. М., 1993.

_________________________________________________________________

2.Никифорова Г.В. / Крупенина А.В.Справочник педагога-психолога.Школа,№10,2012г.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

В возрасте 2—3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувстви­тельностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному уч...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год

Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав  период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению на 2014-2015учебный год

Адаптация (социальная) — процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также измене­ние, преобразование...

Программа: Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.

Данная программа расчитана на детей раннего возраста(2-3). Целевое назначение программы.  Цель: Способность успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада средствами...

Программа психолого - педагогического сопровождения детей в период адаптации к ДОУ " В детский сад без слёз"

Педагогическая деятельность с малышами в период адаптации к дошкольному учреждению....

Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения детей 6-10 лет с СДВГ

Комплексная программа психолого - педагогического сопровождения детей 6-10 лет с СДВГ...

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....