Развивающий проект «Югра - это ты и я»
проект (средняя группа) на тему

Хоромняк Галина Васильевна

Возродить национальные традиции и обычаи народов Севера, потому что малочисленному народу традиции и обычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря им, он может сохранить себя как народ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchiy_proekt.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающий проект «Югра - это ты и я»

(для детей среднего дошкольного возраста)

Продолжительность проекта: краткосрочный

Возраст детей: 4-5лет.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Формы работы: групповая, фронтальная.

Актуальность:

Культура народов Севера – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.

Наша задача состоит в том, чтобы возродить национальные традиции и обычаи народов Севера, потому что малочисленному народу традиции и обычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря им, он может сохранить себя как народ. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

Цель: организация образовательно-развивающей среды с целью создания условий для расширения кругозора детей посредством ознакомления с образом жизни, традициями коренных народов севера.

Задачи:

  • дать первичные представления о жизни, быте северных народов нашего региона ханты и манси;
  • познакомить с фольклором народов ханты-манси: загадки, пословицы, приметы;
  • формировать основы экологической культуры: правильное и заботливое отношение к природе родного края, его обитателям (птицы, рыба, животные), посредством художественной литературы, творческой деятельности и т. д.;
  • создание развивающей среды.

Предварительная работа:

1. Подбор литературы, иллюстраций.

2. Рассматривание альбома «Орнаменты на одежде и обуви народов Севера».

3. Рассматривание картинок на тему: «Средства передвижения народов ханты-манси».

4. Показ изготовления куклы акань.

5. Беседа с родителями о содействии в пополнении уголка «Край Югорский».

6. Загадывание загадок, прочтение стихов о животных и растениях нашего края.

7. Подбор подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических игр.

8. Подбор материалов для родителей.

9. Сбор и оформление наглядного материала.

Ожидаемый результат:

  • дети получат первичные представления о коренных народов Севера, а именно Ханты и Манси;
  • научатся играть в подвижные игры: «Важенка и оленята», «Охота на волка», «Птицелов» и т. д.
  • во время прочтения художественной литературы узнают некоторые особенности животных (почему у медведя нос черный, почему гуси шипят, почему у зайца хвост маленький и т.д.);
  • расширять словарный запас: орнамент, чум, малица, морда, лук, лабаз, люлька и т.д.

Этапы работы:

1 этап: подготовительный. Формулируем проблему, цель проекта. Ставим перед детьми в игровой форме задачи.

2 этап: практический. (Или этап реализации проекта.) Проводим запланированные мероприятия для реализации проекта.

3 этап: итоговый. Итоговое мероприятие - изготовление книжек-малышек, тематических папок на темы: «Животные крайнего Севера», «Фольклор народов ханты-манси», «Растения: стихи, загадки, описание».

 

План проекта «Югра-это ты и я»

 

Области интеграции

Формы работы с детьми

Тема, содержание

Социально –коммуникативное  развитие

Трудовое поручение (домашнее задание).

Изготовление совместно с детьми книжек-малышек, буклетов, тематических папок на тему: «Животные нашего края», «Растения: стихи, загадки (описание)», «Фольклор народов ханты-манси».

Художественно - эстетическое развитие

Слушание

Хантыйские мотивы

Физическое развитие

Знакомство с подвижными играми.

«Важенкка и оленята», «Ловля оленей», «Льдина, ветер и мороз», «Охота на волка» и т.д.

Познавательное развитие

Беседа.

«Дети и детство» (народы ханты-манси).

Художественно - эстетическое развитие

Аппликация

познание (с элементами рисования).

«Узор на варежке».

«Ханты и манси - жители Севера».

 

Социально –коммуникативное  развитие

НОД, презентация

«Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси».

 

Социально –коммуникативное  развитие

Сюжетно-ролевая игра

«Поездка в тундру».

Познавательное развитие

Экскурсия в музей

«Игрушки детей хантов».

Художественно - эстетическое развитие

Чтение сказок

Лиса и гуси (хантыйская сказка).

Зайчишка (хантыйская сказка).

 

Мероприятия по реализации проекта

1. Беседы на темы: «Кто такие ханты и где они живут?», «Традиции и обычаи народов Севера».

2. Чтение художественной литературы: Г.Слинкина «Сказка про Мозым Ики-Пох», «Лиса и гуси» (хантыйская сказка), «Не бойся пурги» стихи поэтов малых народов крайнего севера, Конькова А. «Сказки бабушки Анне», «Отчего у зайца длинные уши» (хантыйская сказка), сказки народов Ханты, «Буровичок Югорка» - сказка для детей.

3. Художественно-творческая деятельность:

  • НОД (аппликация) «Узор на варежке».
  • Выставка рисунков на тему: «Национальный костюм народов севера».
  • Изготовление тематических папок, буклетов, книжек-малышек по следующим темам: «Животные нашего края», «Фольклор народов ханты-манси», «Растения: стихи, загадки (описание)» (родители совместно с детьми).
  • Рассматривание альбома «Орнаменты на одежде и обуви народов Севера».
  • Рассматривание картинок на тему: «Средства передвижения народов ханты-манси».
  • Изготовление куклы в уголок «Мой край-Югра».

4. Игровая деятельность:

  • Подвижные игры: «Важенка и оленята», «Льдинки, ветер и мороз», «Ловля оленей».
  • Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в хантыйское селение».
  • Дидактические игры: «Обитатели природы», «Национальная одежда».

5. Экскурсии: Экскурсия в городской краеведческий музей, тема «Игрушки детей хантов».

6. Методическое обеспечение:

Подбор методической и художественной литературы.

7. Изготовление тематических папок:

  • «Наш округ».
  •  «Покачи - мой город».
  • «Сказки и рассказы народов ханты-манси».
  • «Подвижные игры народов крайнего севера».

Формы работы с родителями:

Консультации:

  • «Обычаи и праздники ханты и манси».
  • «Есть у долган такой обычай…».
  • «Традиционное мировоззрение о почитаемых народами ханты и манси животных».
  • «История земли югорской».

Папка-передвижка на тему:

  • «Ханты-мансийский автономный округ-Югра».
  • Пополнения уголка «Мой край-Югра» (пошив куклы, одетой в национальный костюм).

Изготовление буклетов, книжек-малышек по следующим темам: «Животные крайнего Севера», «Фольклор народов ханты-манси», «Растения: стихи, загадки, описание».

Экскурсия в городской краеведческий . («Жизнь народов Ханты»).

Рефлексия:

Таким образом, проведя последовательную, плановую работу, дети получили первичные представления о жителях коренных народов Севера, об их национальных традициях и обычаях. Ребята нашей группы научились играть в подвижные игры «Охота на волка», «Птицелов», особенно полюбилась игра «Важенка и оленята». Так же познакомились с некоторыми сказками и рассказами народов ханты-манси, узнали некоторые особенности животных (у медведя нос черный, у зайца длинные уши, гуси шипят и т.д.) У детей расширился словарный запас, точно знают, что такое чум, лук, люлька, орнамент.

Цель и задачи проекта реализованы. Итоговое мероприятие- изготовление книжек-малышек, тематических папок на темы: «Животные крайнего Севера», «Фольклор народов ханты-манси», «Календарь народов Ханты»,«Растения: стихи, загадки, описание», выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Югра - наш дом" (достопримечательности)

Проект позволяет познакомить детей с разными городами Югры, их достопримечательностями....

статья "Реализация проекта "Югра- наша малая Родина"

В статье говорится о том, как на основе музея детского сада дети старшего дошкольного возраста знакомятся с жизнью, промыслами коренных народов ханты мансийского автаномного округа хантов и манси....

Проект "Югра - моя малая родина"

Целью данного проекта является формирование  представлений детей о родной крае ....

Проект « Югра – мой край родной»

Проект по ознакомлению старших дошкольников с родным краем « Югра – мой край родной»...

Тема проекта: «Югра – мой край родной»

В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей. ...

Аннотация к проекту "Югра наш край родной"

Проект направлен на формирование у детей представлений о родном крае, культуре и быте народов Севера....

Проект -"Югра -мой край родной"

Усвоение экологических знаний в дошкольном возрасте...