Проект "Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"
проект на тему

Пономаренко Любовь Александровна

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах»

 «Развитие нравственно-патриотических чувств

у старших дошкольников через ознакомление

с  родным краем, городом».

Авторский коллектив

Воспитатели МБДОУ ДСКВ № 46:

Пономаренко Л.А, Курарару Л.А., Чернявская Н.Н.

г. Нижневартовск

Содержание

Введение. Актуальность.                                                                                               3        

Теоретическая часть.

1. Психолого-педагогический анализ нравственно - патриотического

воспитания дошкольников.                                                                             5

1.1. Основные задачи и содержание нравственно-патриотического воспитания.        5

1.2. Содержание и технология ознакомления детей с родным краем.                      9

        

Практическая часть                                                                                                       14        

Заключение                                                                                                                    19

Литература                                                                                                                     20

Введение. Актуальность.

         Моя малая Родина…  У каждого человека она своя, но для всех остается той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – все.

        С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Ведь известно, что именно дошкольный возраст -  это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

        В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

         Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

         И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

        В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении.

       С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Исходя из всего сказанного, вытекает цель работы:

Воспитание чувства любви к Родине у старших дошкольников через приобщение к культуре и традициям родного края, города.

Для достижения цели, были намечены задачи:

  1. Выявить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о культуре и традициях родного края, города.
  2. Повысить уровень  знаний детей о родном городе, округе через разработку и внедрение  технологии  ознакомления детей с родным краем.
  3. Повысить компетентность родителей в воспитании у детей  любви к малой Родине через разработку перспективного плана работы и оказание помощи в создании «мини музея».
  4. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей через участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Теоретическая часть.

Глава 1.

Психолого-педагогический анализ нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

1.1. Основные задачи и содержание нравственно-патриотического воспитания.

Социальный заказ государства на воспитание человека современного, образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны нашел свое отражение в важнейших документах:

1. Закон РФ «Об образовании»;

2. Закон «О днях воинской славы России»;

3. Закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;

4. Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»;

5. Закон «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».

6. Программа Министерства образования Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2011 годы», ориентированная на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального).

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить … воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.

Исходя из этого, воспитание нравственно – патриотических чувств включает целый комплекс задач:

- воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- развитие уважения и интереса к культурным традициям других народов;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так воспитывается в детях не только патриотические чувства, но и формируются его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание детей – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Патриота может воспитать только тот человек, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий все это для того, чтобы Родиной можно было гордиться. В связи с этим неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную кропотливую работу.

Для реализации задач нравственно-патриотического воспитания необходимы:

- создание благоприятных материально-технических и социальных  условий;

- отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;

- последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;

- тесный контакт с семьей, опора на ее опыт и традиции.

В основе этого сложного педагогического процесса лежит формирование и развитие чувств.

«Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя», - писал К. Д. Ушинский.

Особую группу составляют нравственные чувства.

«Те высокие нравственные… чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания», - писал А. В. Запорожец.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает; переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

Чувство Родины … Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери,  отцу,  бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно дети знакомятся с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Любой край, город, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, свой быт. Тщательный отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край, родной город. Надо показать детям, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура, каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д.

1.2. Содержание и технология ознакомления детей с родным краем.

Изучение социокультурных основ проблемы потребовало определение методологии, на базе которой можно разработать содержание и технологию ознакомления детей с родным краем. Эта методология базируется на конкретных научных подходах.

  1. Системный подход – важнейшее условие разработки и реализации содержания и технологии – представлен на разных уровнях:

- окружающий мир – как система взаимодействия человека с миром природы, с социальным миром и предметным миром;

- усвоение существенных взаимосвязей между явлениями;

- усвоение детьми системных знаний о природе, социальных явлениях, служащих предпосылкой для формирования понятий.

       Особое значение имеет принципиально новый подход рассматривающий систему знаний, которая включает в себя две подсистемы, находящиеся в противоречивых отношениях. С одной стороны, идет непрерывный процесс развития неопределенных знаний в знания определенные, ясные и точные, чему уделяется основное внимание на занятиях. С другой – постоянно идет и противоположный процесс превращения ясных и точных знаний в знания неопределенные, неясные, которые проявляются в форме догадок, предположений и вопросов. Эта неопределенность представляется как своеобразная проблемность, служащая мощным стимулом познавательной активности ребенка в процессе усвоения общественного опыта.

  1. Диалектический подход – обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, измерении и развитии в их взаимосвязях и взаимопереходах (Н.Н.Поддъякова, Н.Е.Веракса). У дошкольников развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно. Когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи.
  2. Культурологический подход – подчеркивается ценность пути развития каждого региона (своего родного края). В связи с этим были определены функции образовательного учреждения: с одной стороны, своеобразного «педагогического фильтра», способствующего отбору, коррекции передаваемой информации, с другой – хранителя культуры, способного транслировать «правильные» культурные образцы подрастающему поколению. Это нашло отражение как в создании предметно-развивающей среды, так и в содержании работы с детьми.

В соответствии с этими подходами содержание знаний о родном крае условно было разделено на три основных блока:

- мир природы

- деятельность человека

- культурный облик родного края (города).                   

В основу систематизации знаний детей о родном крае положена взаимосвязь между тремя этими блоками, осуществляемая через взаимодействие человека с миром природы и культуры.

    Как видно из схемы, именно деятельность человека является тем связующим звеном, которое обеспечивает «преобразование» мира природы в «культурный облик» любого города (края).

1.3 Основные принципы и методы содержания технологии ознакомления детей с родным краем.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей старшего дошкольного возраста с ОНР были положены основные принципы:

  1. Принцип энциклопедичности, что  обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности (природа, социальный мир, культура и т.д.).
  2. Краеведческий (региональный) принцип. Территория региона рассматривается как универсальная ценность для людей, которые считают ее своей Родиной. Изучение природной, культурной, социально-экономической уникальности края, связи с предшествующими поколениями (народные традиции, творчество) является важным условием формирования культуры личности. Этот принцип предполагает изучение специфики природного и культурного наследия, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития региона.
  3. Принцип интеграции.
  4. Единство содержания и методов – работа с детьми, которая нашла свое отражение в структурном построении занятий.
  5. Динамика преемственности связей – на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение.
  6. Комплексность – содержание концентрируется в темах – комплексах «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город», «Моя малая Родина», «Будем Родине служить», «Культура и традиции», «Правила, по которым мы живем».

Такое тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о родной семье, родной природе, родном городе и крае, родной стране. Причем темы повторяются в каждой группе, но изменяется их содержание, объем познавательного материала, его сложность и длительность изучения темы.

        Для ознакомления детей старшего дошкольного возраста  с родным краем используются разнообразные методы.

Методы, повышающие познавательную активность:

- установление причинно-следственных связей,

- сравнение,

- моделирование, конструирование,

-экспериментирование и опыты

  Методы, стимулирующие эмоциональную активность:

- игровые: воображаемая ситуация, придумывание сказок, игры-драматизации,

- сюрпризные моменты,

- элементы новизны.

Методы, способствующие установлению связи между различными видами деятельности:

- перспективное планирование,

- развитие потребности через другую деятельность обогатить настоящую (интеграция образовательных областей).

Методы обучения развития творчества:

- игровые приемы,

- проблемные ситуации,

- вопросы, задаваемые детьми.

Практическая часть.

Наше дошкольное учреждение компенсирующего вида, которое посещают дети с нарушениями речи,  работает по «Программе  воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Василиевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, с внесенными в нее изменениями в соответствии с действующим ФГТ, приказ № 655 от 23.11.2009 г (инновационная примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Василиевой, Т.С.Комаровой.

Данная программа разделена на образовательные области, одной из которых является «Социализация». Содержание данной образовательной области направлено на достижение  целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,

- формирование патриотических чувств,

 - чувства принадлежности к мировому сообществу.

  Прежде чем начать работу в данном направлении мы выявили  уровень знаний детей о родном крае, городе. Знания оказались недостаточные (70% детей оказались на низком уровне и всего лишь 30% - на среднем). Дети затруднялись в названии достопримечательностей города, края, имели нечеткие представления о мире и народах, о культуре и традициях, о народных праздниках. (Приложение 1)

Так как наш детский сад посещают дети с ОНР, образовательный  процесс в ДОУ построен в соответствие с лексическими темами (тематический принцип). Для того чтобы работать в системе со всеми специалистами ДОУ нами разработан перспективный план по ознакомлению с родным краем (Приложение 2) с учетом перспективного плана лексических тем. В основу перспективного плана положено не только специально-организованная деятельность (Приложение 3 – конспекты занятий), но и совместно организованная (Приложение 4 – картотека дидактических игр, Приложение 5 – картотека подвижных игр, Приложение 6 – художественная литература,  Приложение 7 – презентации, Приложение 8 – песни и стихи  о городе, Приложение 9 – культура и традиции народов ханты и манси), а также самостоятельная деятельность.

 Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры – в них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Подбор художественной литературы.

В основу работы с детьми по ознакомлению с родным краем, базирующегося на этнопедагогике, положен идеал личности, как цель воспитания и обучения. Это идеал представлен в сказках, легендах, традициях коренного населения нашего округа. Знакомя детей с фольклором этих народов, дети узнали, что Вселенная у народов ханты состоит из трех сфер: птичьего Верха, звериной Средины и рыбьего Низа. Услышав рассказ Е. Айпина «В тени старого кедра», детям становится понятно: «О чем думает старый кедр? Что рассказал костер охотнику? Почему в тайге надо смотреть и слушать?»

В сказке «Берестяной туесок» дошкольники нашли ответ на вопросы: «Из какого материала ханты делают посуду? Почему цвет у бересты бывает белым или желтым? О чем может рассказать орнамент?» А из небольшого отрывка из этой же сказки получили знания о бережном отношении к природе, об обращении к лесу как к живому: «Прошу тебя, лес-батюшка, корми меня, как отца моего кормил и как деда. Я тоже обещаю лишней веточки не ломать, невинной птахи зря не губить».

Дошкольники любят слушать легенды, из них становиться понятно, почему кедр у сибирских народов является самым почитаемым, священным деревом.  

Для того, чтобы сформировать у детей знания о родном городе и родном крае, о жизни, быте и культуре коренного населения ХМАО были созданы определенные условия:

Мини - музей по ХМАО (Приложение № 10) - в котором собраны экспонаты предметов быта, изделия народного творчества, духовной культуры коренного населения края. В музее дети могут познакомиться не только с культурой и бытом народов ханты и манси, но и увидеть в каких жилищах они живут, каковы основные промыслы этих народов. Небольшой уголок природы знакомит детей с растительным и животным миром нашего края занесенных в Красную книгу. 

В городе работает «Этнографический музейный комплекс» им. Т.Д.Шуваева, который посещают дети совместно с педагогами и родителями.

Фотоальбом «Нижневартовск. Прошлое и настоящее»

Изучение родного города осуществлялось по следующей схеме:

- знакомство с далеким прошлым города Нижневартовска – возрождение Нижневартовска – современный Нижневартовск.

С помощью иллюстраций дети увидели огромный край болт и озер, где изредка можно было встретить затерявшиеся в тайге поселения хантов и манси. Таежный человек слушал природу, впитывал в себя ее живительные соки, извинялся перед лесными духами за каждое срубленное дерево, за пойманную рыбу или дичь, т. е. жил по законам природы. Кто бы ни приходил в эти места, все принимали и неукоснительно исполняли неписанные законы, диктуемые природой.

Своим рождением наш город обязан самому крупному в мире нефтяному месторождению – Самотлору. Мало кто знает, что на языке ханты оно называется «Самлар» - сердце озер. В старину вартовчане сравнивали его с ларцом, который открывается сам.

Фотоколлаж «Я и мой город», «Я и мой детский сад».

 Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. Рассматривая дневники и фотоальбомы, дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, семейным историям,  традициям. Также дети получают краеведческие сведения о родном городе, родном крае, об истории его возникновения, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках. Дети рассказывают о своем отношении к семье, к детскому саду, к городу, проявляют свое творчество. У них воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.

Работу по взаимодействию с родителями построена в процессе личностно-ориентированного общения.

В начале работы по ознакомлению детей с родным краем проведено анкетирование родителей «Знаете ли вы свой город?», «Знаете ли вы свой родной край?».

Цель: определить, как приобщают родители своих детей к культуре, к истории своего города, своего края, поддерживают ли интерес к событиям окружающей жизни.

Результаты анкетирования показали, что родители имеют поверхностные знания об истории города, о достопримечательностях города, об истории  края, в котором проживают, не посещают выставки, музеи.

В работе с родителями используются различные нетрадиционные формы организации работы, которые представлены в перспективном плане работы с родителями (Приложение №11):

Особое внимание в своей работе уделяется укреплению связей с родителями. Работа построена таким образом, чтобы родители  были не просто наблюдателями педагогического процесса, а активными участниками, совместно обсуждали вопросы воспитания. Данная практика взаимодействия с родителями достаточно эффективна.

Заключение

В результате комплексного подхода в воспитании нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста мы пришли к выводу, что работа по воспитанию нравственно-патриотических чувств через формирование у старших дошкольников знаний о родном крае, городе дает положительные результаты:

  • повысился уровень знаний детей о родном городе, округе на 20%;
  • повысился уровень компетентности родителей  в воспитании у детей любви к малой Родине на 35%;
  • полученные знания дети научились использовать в различных видах деятельности.

Таким образом, познание ближайшего окружения превратилось в захватывающий, интереснейший процесс совместного со взрослыми «открытия» мира.

Литература

  1. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. – М.: АРКТИ, 2007.
  2. Айпин Е. Я. Слушаю землю.// Урал, 1983.
  3. Айпин Е. Я. Ханты, или звезда Утренней зари. – М., 1990.
  4. Герчук Ю. А. Что такое орнамент. М.: Галарт, 1998.
  5. Григорян А. Б., Зуева У. Н. Формы организации нравственного воспитания подростков на традициях народной педагогики ханты и манси. Методическое пособие для учителя национальной школы. Ханты-Мансийск, ГУИПП «Полиграфист», 2002.
  6. Детские подвижные игры народов СССР./ Сост. А. В. Кенеман; под ред. Т. И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1989.
  7. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
  8. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  9. Короткова Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2006.
  10. Клемзен В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь – ханты. - Новосибирск, 1992.
  11. Красильников В. П. Этнопедагогические условия использования народных игр и состязаний хантов. Теория и история игры. Вып. 1. – М., 1995.
  12. Конькова А. М. Сказки бабушки Аннэ. – Весна: Ин. Тел. Друг, 1993.


Предварительный просмотр:

E:\123NIKON\DSCN8362.JPG                   E:\124NIKON\DSCN8643.JPG

E:\124NIKON\DSCN8688.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством художественного творчества»

В данном материале обозначены цели и задачи выбранной темы по самообразованию и составлен перспективный план на учебный год...

Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников к Родине, как к многонациональному государству"

проект посвящен актуальной проблеме профилактики конфликтных ситуаций в многонациональном государстве....

статья "Досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"

В данной статье представлен один из подходов к работе  по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста; рассказано об эффективности такой формы работы как досуговая деят...

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание старших дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду.

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной работе российских педагогов. Дошкольное детство - в...

Организация проектной деятельности по нравственно- патриотическому и экологическому воспитанию старших дошкольников

Организация проектной деятельности по нравственно патриотическому и экологическому воспитанию старших дошкольниковВыступление и мультимедиа МО старших воспитателей города...

"Нравственно - патриотическое и культурное воспитание старших дошкольников в музыкальной деятельности через знакомство с историей и культурой страны."

Данная статья раскрывает опыт работы по одному из важных направлений музыкально - образовательной работы с дошкольниками...