Магические камни
проект (старшая группа) на тему

Воропаева Надежда Михайловна

Познавательно- исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kamni.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 73 – Центр развития ребёнка»

город Бийск

Проект

«Магические камни Алтая»

                                                                       разработчик

                                                    Надежда Михайловна Воропаева

                                                           воспитатель

                                                 МБДОУ «Детский сад № 73 – ЦРР»

                                                             

                             

                   

       

2015 год


                           

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Вид проекта: групповой, в проекте участвуют дети подготовительной группы.

Сроки реализации: проект средней продолжительности, рассчитан на два месяца.  

                                         Актуальность

  Радикальные социально-экономические изменения в стране предъявили новые требования к дошкольному образованию. Процесс познания проходил через процесс обучения, который всегда играл исключительно важную роль. Вся живая природа врывается в теорию познания.

  Н.Н. Поддъяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний. Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности, т. е. такой деятельности, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир. Познавательный интерес проявляется в стремлении ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения.

  Конечно, ребёнок познаёт мир в любой своей деятельности. Но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность.

 Используемые в дошкольном обучении элементарные опыты и эксперименты, направлены на то, чтобы помочь ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. А также получить ответы на поставленные им вопросы «как?», «откуда?», «где?».

   Таким образом, систематическая и последовательная организация поисково-исследовательской деятельности обладает большим потенциалом в развитии ребёнка.

  Цель: создание условий для развития познавательной активности дошкольников посредством организации исследовательской деятельности.

  Задачи

1. Содействовать формированию представления детей о разнообразии магических камней Алтая.

2. Способствовать умению в исследовательской деятельности выделять и называть свойства камней: шершавость, полированность, шероховатость и т.д.

3. Расширить кругозор детей о народных промыслах Алтая; о народном искусстве колыванских мастеров.

4. Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природе.

      Принципы работы

1.  Систематичности и последовательности – материал подобран в определённом порядке, системе.

2.  Доступности – характер и объём заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей.

3. Наглядности – большинство заданий предполагают опору на опыт, его

непосредственное наблюдение.

                                        Методы и приёмы

1.  Словесный – беседа, чтение рассказов, отгадывание загадок.

2.  Наглядный – рассматривание картин, фотографий, иллюстраций.

3.  Практический – изготовление макета «Вулкан», сбор камней для коллекции

Предполагаемый результат.

 В процессе реализации проекта дети научатся:

1. Узнавать и называть разновидности камней Алтайского края.

2. Выделять свойства минералов, группировать их по признакам.

3. Объединяться в микрогруппы для исследования.

4. Научатся выявлять проблему, выдвигать гипотезу.

5. Планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами.

   

План реализации проекта

Этапы проекта

          Деятельность педагога

     Деятельность детей

1.Подготовительный

1. Формирует проблему:

Как помочь гному раскрыть секрет камня?

2.  Вводит в игровую ситуацию

Зачитывает телеграмму от гномов-хранителей камней, о секрете камней Алтая.

3. Формирует задачи:

1) создать в группе мини-музей камней «Удивительные камни Алтая»,

2) оформить альбом с изделиями Колыванских мастеров-камнерезов.

Входят в проблему.

Рассматривают камни, принесённые в группу.

2. Вживаются в игровую ситуацию. Ведут дискуссию о том, как будут помогать гному.

3. Принятие задачи –создать в группе музей камней

 

2. Разработка

     проекта.

1. Помогает в решении задачи.

2. Помогает спланировать деятельность (направляет на познавательную деятельность и экспериментирование)

3. Беседа:

Цель: выявление у детей знаний о камнях.

4.Организует деятельность.

5.Разрабатывает картотеку опытов.

1. Систематизируют

    информацию.

2.Распределяются по группам.

3. Распределяют амплуа

 (кто за что отвечает)

.

3. Выполнение  

      Проекта.

Организует работу над проектом

 1.Беседа.

Тема: От горы до песчинки.

Цель: формирование у детей знаний о происхождении камня в природных условиях (влияние ветра, времени, воды).

Тема: Нам камни строить помогают.

Цель: формирование у детей знаний о применении природного камня в строительстве.

Тема: Каменный век в жизни наших предков.

Цель: формирование у детей знаний  о применении камня предками в изготовлении разных орудий труда.

2. Занятия.

Тема: Наш каменный край -Алтай

Цель: формирование у детей представлений о многоцветии Алтайских минералов.

Тема: Солнечный камень.

Проблема: Может ли, из дерева камень вырасти?

Цель: формирование у детей представления о камне рожденным деревом.

Тема: Камнерезы Колывани.

Цель: формирование представления о народных промыслах Алтая.

3. Исследовательская деятельность ( работа в дневниках для наблюдения).

Цель: способствовать формированию у детей познавательного интереса к камням, развитие наблюдательности и мыслительной деятельности.

  • Рассмотреть камни через лупу и определить, какого они цвета.
  • Потрогать камни рукой и определить, какие они на ощупь - гладкие или шершавые.
  • Что обнаружили на камне?
  • Чем можно поцарапать камень?
  • Изменится ли поверхность камня, если на него капнуть сок лимона?

4. Опытно-эксперементальная деятельность.

   Опыт 1. «Из чего сделана

                   Земля?»

Цель: формирование у детей знаний о составе почвы; умение определять почвенный состав.

  Опыт 2. «Как вода камень

                   разрушает»

Цель: формирование у детей представления о том, как в природе камень при воздействии природных условий, превращается в песок.

  Опыт 3. «Почему камни бывают разноцветными?»

Цель: формирование у детей преставления о разнообразии цветовой гамы минералов в природе.

  Опыт 4. «Выращивание кристаллов»

Цель: формирования у детей представлений о превращении вещества из одного агрегатного состояния в другое; умение вести длительное наблюдение.

5.Рисование на камне «Цветущая полянка»

Цель: развитие творческих способностей, через работу по образцу.

6. Изготовление макета «Вулкан»

Цель: совершенствование умения работать с различными материалами, проявлять стремление к преобразованию.

7. Чтение рассказа А. Ферсмана «Как растут камни»

Цель: формирование у детей знаний о образовании камней.

Приобретают определённые знания.

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами.

Самостоятельно готовят материал для экспериментирования, исходя из их качества и свойства. Проявляют настойчивость в достижении результатов, помнят о цели работы.

Высказывают предположения, выстраивают гипотезу с небольшой помощью взрослого.

Проявляют инициативу и творчество в решении задач.

Заключительный

8. Презентация коллекции «Удивительные камни Алтая»

Цель: обобщение опыта работы детей в микрогруппах.

Цветные камни Алтая: яшма, кварцит, агат, пирит, кремень, мрамор, аметист.

Узнают и называют камни, играют в игры, отгадывают загадки.

                                                                                             

                                                                                                         Приложение 1.

Игровая ситуация: «Поможем гному раскрыть секрет камня»

Цель: создание у дошкольников мотивации: «Познакомимся с минералами Алтая, и создадим коллекцию «Удивительный мир камня».

Ход:

- Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел сказочный герой. Кто его узнал?

Да он принес нам письмо от своих братьев-гномов.

-Хотите узнать, что они нам пишут?

«Здравствуйте, дорогие друзья! Пишут вам братья-гномы из маленькой горной деревушки. Рядом с нами, без устали перебирая камешки, течет прозрачная горная речка. В горах все так необычно: облака и птицы оказываются под вами, а не над вашей головой. Но самое дорогое для нас находится под землёй. Мы, гномы, постоянно ищем камни-самоцветы и делаем украшения. Камни бывают такими разными! Любому человеку, а тем более гному, камень может рассказать очень многое. Нужно лишь уметь раскрыть его тайны. В горах мы часто встречам людей, которые ищут камни, - геологов. Они считают, что любые камни интересны. Может, они и правы. Подумайте сами, что важнее: алюминиевая кастрюля на каждый день или драгоценный камушек на один праздничный вечер?

Чтобы суп был солёный, нужна соль, а это тоже соль, а это тоже камень. У каждого камешка своя история, свои интересные свойства. Мы, гномы, приглашаем вас в горы, где спрятаны много разных камней. Пусть каждый из вас найдет свой камень и узнает его секрет. Удачи вам!

                                                     Гномы-хранители камней.»

  Тема: «Наш каменный край Алтай»

Цель: создание условий для формирования у детей представление о многообразии Алтайских минералов.

Задачи. Познакомить детей с разными видами камней.

Совершенствовать уровень накопленных практически навыков: экспериментировать с объектами неживой природы.

Воспитывать интерес к удивительному миру камней.

Материал: коллекция камней, лупы, имитируемая «гора».

Предварительная работа: рассматривание альбома «Чудесный край – Алтай», работа с камнями в лаборатории, Чтение стихотворения И. Мукачева «Самоцветы».

Части

занятия

          Деятельность педагога

Деятельность детей

1-я часть.

Эмоциональный

настрой

2-я часть

Мотивация

3-я часть

Сбор информации

4-я часть

Формирование новых знаний

5-я часть

Исследовательская деятельность

6-я часть

Подведение итогов

7-я часть

Игра «Мы туристы»

Солнце светит высоко

И светлеют лица

Нам с тобою хорошо

Дома не сидится

В горы мы с тобой пойдем

И камней там наберём

Будем мы их изучать,

Чтобы умниками стать.

- Ребята, к нам пришел сказочный герой.

Вы его узнали? Он принес нам письмо приглашение от своих друзей гномиков.

- Послушайте, что они пишут.

«Здравствуйте, дорогие друзья! Пишут вам братья-гномы из маленькой горной деревушки. Рядом с нами, без устали перебирая камешки, течет прозрачная горная речка. В горах все так необычно: облака и птицы оказываются под вами, а не над вашей головой. Но самое дорогое для нас находится под землёй. Мы, гномы, постоянно ищем камни-самоцветы и делаем украшения. Камни бывают такими разными!  Мы, гномы, приглашаем вас в горы, где спрятаны много разных камней. Пусть каждый из вас найдет свой камень и узнает его секрет. Удачи вам!

      Гномы-хранители камней.»

Ну что, ребята, поможем гномикам раскрыть секрет камней?

- В путь дорогу собираемся.

Подходим к иммитированой «горе»

- Куда мы с вами пришли?

- Ребята, а в эту пещеру даже можно зайти. Я уверена, что гномы приготовили там что-то.

Что вы нашли в этой пещере? Что вы знаете о камнях?

- Назовите, кто какие камни нашел в пещере?

- Коля, расскажи о камне который ты нашел.

- Как называют людей, которые находят месторасположения камней?

Какие все камни необычные, все они таят в себе магическую силу, поверий.

- Сейчас я расскажу вам историю о хранителях подземных богатств других стран:

- У каждого народа есть свой мир сказочных героев – хранителей недр. У жителей Японии это огромный паук, живущий глубоко под землей. В Монголии верят, что глубоко в недрах Земли хозяйничают дикие свиньи. В Индии подземными сокровищами распоряжался крот – великан. Но самая красивая хранительница подземного царства живет в русских преданиях. Сказочник Павел Бажов рассказал нам, о Хозяйке Медной горы, живущей в Уральских горах – самом сердце России. Не каждому доводилось повстречать зеленоглазую красавицу, одетую в роскошное малахитовое платье, украшенным малахитом и другими драгоценными камнями. Подземный дворец хозяйки украшен самоцветами. Зеленый цвет малахита в особом почете у Хозяйки Медной горы. Говорят, тот, кому удалось найти малахит, пришелся Хозяйке по нравам. Значит, он добр, честен, и чист душой. А злых, жадных, нечестных Хозяйка жестоко наказывала. Могла в горы заманить, а назад дорогу не указать.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Стоит гора-старушка,

До небес макушка.

ЕЕ ветер обдувает,

Ее дождик поливает,

Стоит гора страдает,

И камушки теряет,

И каждый день,

И каждую ночь

Катятся, катятся камешки прочь.

Исследовательская деятельность. Работа в дневниках для наблюдений.

Цель: способствовать формированию у детей познавательного интереса к камням, развитие наблюдательности и мыслительной деятельности.

1. Рассмотреть камни через лупу и определить, какого они цвета.

2. Потрогать камни рукой и определить, какие они на ощупь – гладкие или шершавые.

3 Что обнаружили на камне (скалы, трещины)

4. Чем можно поцарапать камень.

5. Изменится ли поверхность камня, если на него капнуть сок лимона?

 

Ребята, как вы думаете, раскрыли мы секрет камней, которые залегают в недрах Земли?

Мотивация к следующему занятию

Поднимают руки

Улыбаются друг другу

Руки в стороны

Ходьба на месте

Ходьба друг за другом

Наклоны вперед

Смотрят по сторонам

Наклоны головы.

В горы

Разные камни

Яшма, гранит, мрамор

Геологи

Поднимают руки

Тянутся на цыпочках

Встряхивают кисти рук

Прикладывают ладоши к щекам

Разбегаются

 

 

Тема: Солнечный камень.

Проблема: Можно ли из дерева камень получить?

Цель: формирование у детей представления о камне рожденным деревом.

Задачи: Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: экспериментирование с объектами неживой природы.

Учить детей анализировать, самостоятельно делать выводы. Аргументировать свои ответы.

Воспитывать интерес к удивительным созданиям природы – камню.

Материал: янтарные бусы, изделия из малахита и лазурита, веточка сосны и ели, ёмкость для опытов с водой, лупа

Обогащение словаря: смола, янтарь.

Предварительная работа: рассматривание изделий из разных минералов.

Части

занятия

          Деятельность педагога

Деятельность детей

1-я часть.

Эмоциональный

настрой

2-я часть

Мотивация

3-я часть

Сбор информации

4-я часть

Формирование новых знаний

5-я часть

Исследовательская деятельность

6-я часть

Подведение итогов

7-я часть

 Игра «Веселые лица»

 В группу вносится сундучок, послание мореплавателей.

- Как вы думаете, что в нем находится?

- Как украшения попали в сундучок?

-Из чего сделаны все эти украшения?

-А как по- другому можно назвать камни?

Есть такая наука, которая занимается изучением камней и называется она –минералогия.

- Что вы знаете о камнях?

Камни – это не только польза, это – красота. Самые красивы камни называют драгоценными камнями  или самоцветами.

                Игра: «Камень, воздух, вода».

- Украшения, из какого камня вам знакомы?

- Как, вы определили, что эта шкатулка из камня – малахит?

- А эти бусы, из какого камня?

- Знаете ли вы камень вот этого украшения?

- Чем это украшение отличается от других украшений?

Посмотрите на сосновую веточку, что вы обнаружили на её кончике?

- Чем пахнет смола?

Вот такая смола появляется  на сосне и ели. Сломанные ветром деревья, ветки оказываются на земле. Проходят годы, ветки вместе со смолой оказываются под толстым слоем вновь нападавших веток, листьев. И так накапливается толстый слой почвы.

Со временем смола окаменела и превратилась в  янтарный камень.

Эти камни хранят тепло древних сосен. Но самое удивительное то, что эти камни рождены деревом. Цвет янтаря разнообразный. Есть янтарь красный, бурый и даже черный.

Янтарь обладает замечательным лечебным свойством. Говорят, если грустный человек примерит янтарное украшение, то в его глазах сразу поселится радость. А когда глаза весело блестят, болезни и несчастья отступают.

                         

                      ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

 Работа в лаборатории.

- Что произойдет с камнем, если его бросить в воду?

Янтарь – камень не простой, он по-разному чувствует себя в воде.

- Налейте в стакан воду и опустите в неё янтарную бусинку

Сделайте солевой раствор. Опустите камушек гранита или камушек пирита, или железной руды. Что с ними произошло?

Опустите в солевой раствор янтарную бусинку. Утонула ли она?

Опыт 2.

Возьмем янтарную бусинку и подержим над огнем.

- Что вы чувствуете?

-Что заметили?

Значит камень янтарь, как и дерево, горит и имеет запах сосны.

 

Доказали мы себе, что солнечный камень – янтарь рожденный деревом.

Вот эти янтарные бусы, подаренные нам сундучком. Дополнят нашу коллекцию в группе из камней.

 Мотивация к следующему занятию.

Из камней

Минералы

твердые, разные по цвету, тяжелые

камень малахит. похож на окраску листьев

лазурит, т.к. они имеют голубой цвет

прозрачное, блестящее

Смола

Утонула

Опустились на дно

Запах елки стала мягкой и горит

Тема: Солнечный камень.

Проблема: Можно ли из дерева камень получить?

Цель: формирование у детей представления о камне рожденным деревом.

 Задачи: Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: экспериментирование с объектами неживой природы.

Содействовать умению детей анализировать, самостоятельно делать выводы. Аргументировать свои ответы.

Воспитывать интерес к удивительным созданиям природы – камню.

Материал: янтарные бусы, изделия из малахита и лазурита, веточка сосны и ели, ёмкость для опытов с водой, лупа

Обогащение словаря: смола, янтарь.

Предварительная работа: рассматривание изделий из разных минералов,

1 часть. Игра на эмоциональный настрой.

2 часть. Мотивация. В группу вносится сундучок, послание мореплавателей.

- Как вы думаете, что в нем находится?

- Как украшения попали в сундучок?

3 часть. Сбор информации.

-Из чего сделаны все эти украшения?

 - Из камней

-А как по- другому можно назвать камни?

- Минералы

Есть такая наука, которая занимается изучением камней и называется она –минералогия.

- Что вы знаете о камнях?

- Твердые, разные по цвету, тяжелые.

Камни – это не только польза, это – красота. Самые красивы камни, называют драгоценными камнями  или самоцветами.

                Игра: «Камень, воздух, вода».

- Украшения, из какого камня вам знакомы?

- Как, вы определили, что эта шкатулка из камня – малахит?

- Камень малахит. похож на окраску листьев.

- А эти бусы, из какого камня?

- Лазурит, т.к. они имеют голубой цвет.

4 часть. Формирование новых знаний.

- Знаете ли вы камень вот этого украшения?(показывает янтарные бусы)

- Чем это украшение отличается от других украшений? (прозрачное, блестящее)

Посмотрите на сосновую веточку, что вы обнаружили на её кончике? (смола)

- Чем пахнет смола?

Вот такая смола появляется  на сосне и ели. Сломанные ветром деревья, ветки оказываются на земле. Проходили годы, ветки вместе со смолой оказываются под толстым слоем вновь нападавших веток, листьев. И так накапливался толстый слой почвы.

Со временем смола окаменела и превратилась в  янтарный камень.

Эти камни хранят тепло древних сосен. Но самое удивительное то, что эти камни рождены деревом. Цвет янтаря разнообразный. Есть янтарь красный, бурый и даже черный.

Янтарь обладает замечательным лечебным свойством. Говорят, если грустный человек примерит янтарное украшение, то в его глазах сразу поселится радость. А когда глаза весело блестят, болезни и несчастья отступают.

                         

 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5 часть. Работа в лаборатории.

- Что произойдет с камнем, если его бросить в воду?

Янтарь – камень не простой, он по-разному чувствует себя в воде.

- Налейте в стакан воду и опустите в неё янтарную бусинку. ( утонула)

Сделайте солевой раствор. Опустите камушек гранита или камушек перта, или железной руды. Что с ними произошло?(опустились на дно)

Опустите в солевой раствор янтарную бусинку. Утонула ли она?

Опыт 2.

Возьмем янтарную бусинку и подержим над огнем.

- Что вы чувствуете? (запах елки)

-Что заметили? (стала мягкой и горит)

Значит камень янтарь, как и дерево, горит и имеет запах сосны.

 

6 часть. Подведение итога.

Доказали мы себе, что солнечный камень – янтарь рожденный деревом.

Вот эти янтарные бусы, подаренные нам сундучком. дополнят нашу коллекцию в группе из камней.

7 часть. Мотивация к следующему занятию.

                                                         

                                           КВН ЗНАТОКОВ.

Цель: Систематизировать знания детей о разновидностях камней нашего Алтайского края.

  1. Приветствие команд

Команда «Гранит»: Мы пришли на КВН

                                  Чтобы не ленится

                                  На вопросы отвечать

                                  Играть и веселится

Команда «Мрамор»: Мы соперникам своим

                                    Очень честно говорим

                                    С вами мы сразимся

                                    И без боя не сдадимся

2. Разминка

Вопросы к командам:

1.  Камень – это объект природы или нет? Почему вы так считаете?

  1. Камень – это живая природа или неживая?
  2. Где можно обнаружить камень?
  3. Для чего камни нужны в природе?
  4. Какие бывают по качеству камни? (твердые, мягкие) Как проверить? (сделать на камне царапину)

3. Музыкальная пауза: Песня «Мы геологи – туристы»

4. Конкурс 1. Узнай камень по описанию

                    2. Найди камень тяжелый – легкий

                    3. Расскажи историю о камне

                    4. Выложи слова из букв «МРАМОР», «ГРАНИТ»

                    5. Кто быстрее перенесет камни в рюкзаке

  1. Подведение итогов.

                                                                           

                                                                                 

                                                                                                  Приложение 2.

 

                        Опытно-экспериментальная  деятельность.

 Опыт №1.

Тема. Как вода камень разрушает.

Цель: формирование у детей представления о том, как в природе камень превращается в песок.

Материал: стеклянная ёмкость (бутылка), камень, вода.

Ход:

- Ребята, назовите, какие объекты неживой природы нас окружают?

- Вода, глина, дождь, камни.

- Посмотрите, у вас на подносах лежат камни. Что вы можете о них сказать?

-Все они разные по величине.

-Как, вы думаете, почему одни камни большие, а другие маленькие?

- Может ли вода как-то повлиять на размер камней?

-Как вы думаете, какую роль играет вода в разрушении камней?

- Хотите узнать? Давайте пройдём в нашу лабораторию и на опыте убедимся, как это всё происходит.

Сейчас мы с вами проследим, как происходит разрушение камней водой.

Нальём в бутылку воды, поставим её в пластмассовое ведёрко.  Ёмкость с водой я отнесу на кухню в морозильную камеру и оставлю на несколько часов.

- Посмотрите, что произошло с водой?

- Замёрзла.

- Что произошло со  стеклянной ёмкостью?

- Бутылка треснула.

- Как вы думаете, почему стеклянная ёмкость дала трещину?

Вода при замерзании расширяется, и поэтому произошел разрыв бутылки, то же самое, дети, и происходит с камнем. Вода, попадающая в трещинки скалы, зимой замерзает и расширяет их. С каждым годом трещины становятся всё больше и больше, пока, наконец, от большого пещерного камня не отколется  кусок камня.

Вывод: в разрушении камней вода имеет большое значение, она разрушают камни на мелкие частицы.

Опыт №2.

Тема. Почему камни бывают разноцветными?

Цель: формирование у детей представления о разнообразии цветовой гаммы камней в природе.

Материал: цветной пластилин.

Ход:

- Ребята, посмотрите вот на эти камни. Чем они отличаются друг от друга?

- Камни имеют разную окраску.

-Как в природе камни получают окраску?

Хотите узнать?

-Слепите из разного цветного пластилина небольшие шарики. Поставьте их пирамидкой, т.е. друг на друга. Надавите ладошкой на верхний шарик.

-Что произошло с пластилином?

-«Проходило время.. миллионы лет.. каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один…»

-Возьмите стеку, разрежьте пластилин, рассмотрите полосатые срезы.

Вывод: образование цветных камней в природе происходит при помощи сдавливание разных по цвету камней.

Опыт №3.

Тема. Из чего сделана Земля?

Цель: формирование у детей знаний о составе почвы, умение определять почвенный состав.

Материал: бумажный пакет, лопатка, банка с водой.

Ход:

-Ребята, представьте, что мы с вами  идем по лесной тропинке или брегу какого-либо водоёма. Что вы ощущаете под ногами?

-Почву.

-Как вы думаете, из чего состоит почва? При помощи чего можно рассмотреть состав почвы?

-Положите щепотку почвы на белый лист бумаги и рассмотрите её с помощью лупы.

-Что вы увидели?

- Корешки, песчинки, мелкие камешки, комочки глины.

-В банку с водой бросьте немного почвы. Перемешайте палочкой.

-Какая стала вода в банке? Что вы видите на поверхности воды?

-Что вы видите на дне банки? Почему вода стала мутной? Что произошло с глиной?

-Мусор с поверхности воды удалим.  Подождите, когда глина осядет и вода станет светлой. Слейте воду.

-Что находится во второй банке? (песок и камешки) Рассмотрите через лупу песок и глину.

Вывод: земля состоит из камней, песка и глины. Песок и глина – крошечные обломки минералов.

Опыт №4

Тема. Исчезающий мел.

Цель: формирование у детей представлений о камне-известняк и его свойствах.

Материал: кусочек мела, стеклянная баночка, уксус.

Ход:

-Посмотрите в стеклянную розетку. Как выглядит камень, который в ней находится? Где вы с таким камнем встречались?

-Проведите этим камнем по доске. Что оставил камень?

-Опустите мел в банку с водой. Что произошло с мелом? Какая стала вода?

-Как вы думаете, что произойдет с мелом, если его опустить в подкисленную жидкость. Давайте проверим.

И так, наливаю в банку уксус.  Аня, опустить кусочек мела в жидкость.

-Что происходит с мелом?

- Шипит, бурлит, исчез.

-Проверим, как поведут другие камни.

Вывод: камень-мел при попадании на него кислоты исчезает, растворяется.

Опыт №5

Тема. Выращиваем кристаллы.

Цель: формирование у детей представлений о превращении вещества из одного агрегатного состояния в другое; умения вести длительное наблюдение.

Материал: соль, горячая вода, прозрачный стакан.

Ход:

- Ребята, как вы думаете, можно ли камни вырастить нам в группе? А как?

И так,  осторожно нальём в стакан горячей воды. А чтобы вода быстро не остывала, поместим стакан в чашку с горячей водой.

- Насыпьте в стакан несколько ложек соли. А чтобы соль быстрее растворилась,  соль нужно сыпать в горячую воду. Соль нужно сыпать  до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Перенасыщенный солевой раствор готов.

- Поместите  в солевой раствор нитку. Стакан поставим на окно, не будем его тревожить несколько дней.

Вывод: вода постепенно остывает, не может удержать, то количество соли, которое мы в неё поместили. Происходит испарение и нарастание на нитки кристалликов.

                             

                                                                                                         Приложение 3.

                                                       ИГРЫ

 Как произошла эта вещь?

Цель: закрепить знание детей о происхождении предметов.

Материал и оборудование: ветка дерева, ракушка, пластмассовый кубик, простой карандаш, цветной мел, ручка.

 

Ход:

В эту игру можно играть в группе и на прогулке.

Ребёнку показывают различные предметы и спрашивают, откуда она взялась.

Всегда была такой или изменилась, произведения ли это природой или её сделал человек, а может быть, это произведения природы, которые человек обработал, придал им форму, покрасил и так далее.

Искатели сокровищ

Цель: закрепить умение находить камни по описанию.

Материал и оборудование: камни ( яшма, мрамор, гранит, пирит, кварцит).

Ход:

Разложить «сокровища» на столе – разнообразные камни из групповой коллекции, знакомые детям.

Дети встают вокруг стола. Первый подкидывает вверх мячик, быстро хватает камешек со стола, ловит мяч. Затем мяч переходит ко второму игроку. Если кто-нибудь уронит камешек или не сможет поймать мяч, то он кладет все свои сокровища обратно на стол. Когда на столе не останется ни одного камня, все начинают считать свои «сокровища». Кто собрал больше всех, тот и победил.

 

Спрятанный камень.

Цель: развитие тактильных ощущений, закрепление представлений о разнообразии форм камней.

Материал и оборудование: разнообразные камни

Ход:

В эту игру можно играть вдвоём с ребёнком и с целой группой детей.

Для игры нужно взять 10-12 камушков разной формы, шершавых, гладких. Ребёнку завязывают глаза и дают один из камушков. Камушек надо погладить, потрогать, на ощупь определить форму. Когда знакомство с камнем состоится, его кладут вместе с другими камушками. Камушки перемешивают. Ребёнок должен найти на ощупь, с завязанными глазами, свой камень среди других камней.

 Всё наоборот.

Цель: формирование у детей связной, последовательной разговорной речи, развитие воображения и логического мышления.

Ход:

Предложить детям представить себе, что бы было, если бы люди жили не на земле, а под землёй, как полезные ископаемые. Какие бы были у подземных жителей города и деревни? Какие дома? Какие бы они выращивали растения: Каких бы животных разводили? Какой бы мог быть у них транспорт? Как бы освещалась подземная страна?

                                                                                                          Приложение 4.

                ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

                                    КАК РАСТУТ КАМНИ.

Всюду вокруг нас идет напряженная работа. Всюду старые тела перерабатываются в новые, осадки ложатся на осадки, накопляются минералы; разрушенный минерал сменяется другим, незаметно на свободную поверхность ложатся новые и новые слои. Дно океана, илистые массы болота или каменистые русла рек, песчаные моря пустыни – все должно исчезнуть или в потоках текущей воды, или в порывах ветра, или же сделаться достоянием глубины, покрывшись новым слоем камня. Так, постепенно, продукты разрушения Земли переходят в непривычные условия глубин. А в глубинах породы воскресают в совершенно новом виде. Там они соприкасаются с расплавленным океаном магмы, который проникает в них, то растворяя, то вновь выкристаллизовывая минералы.

        Так осадки поверхности снова соприкасаются с магмой глубин, и частица каждого вещества совершает много раз свой долгий путь в вечном движении.

         Камни живут и изменяются, отживают и снова превращаются в новые камни.

                                                                                      (По А.Ферсману)

                                     

                               КАМЕНЬ В ПЕЩЕРАХ

        Что может быть заманчивее и интереснее пещер? Узкий извилистый вход, темно и сыро; постепенно привыкаешь к свету дрожащей свечи. Ходы тянутся, ветвятся, то неожиданно расширяясь  в целые залы, то круто спускаясь вниз, то обрываясь пропастями, то, превращаясь в узкие щели..  Но что особенно замечательно в пещерах – это их нарядное,  иногда пышное убранство – то из нежных узоров, то из длинных высоких колонн, стройных, как молодой лес, т из длинных свешивающихся сверху сосулек, гирлянд, занавесей. Белые, желтые, красные минералы своими отложениям покрывают стенки пещер; в их причудливых формах чудятся таинственные диковины, напоминающие фигуры каких-то великанов или кости гигантских ящеров. Чаще всего стенки пещер выстилает кальцит, тот прозрачный или просвечивающий минерал, который медленно и постепенно осаждается из просачивающих капель воды. Капля за каплей скользит по потолку и стенкам, и из каждой капельки на стенках пещеры остается ничтожная  частица этого минерала. Постепенно маленький бугорок вырастает в маленькую сосульку, а потом в целую трубочку. Сначала она внутри пустая. Капелька за капелькой, падая вниз, вытягивают трубки в длинные, в несколько метров, топкие стебли. Так постепенно растут сталактиты сверху и сталагмиты снизу, пока они не встретятся и не срастутся вместе в большие занавеси, в массивные колонны или сплошные гирлянды.

                                                                                                    (По А.Ферсману)

Используемая литература:

1. Развитие поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста: методическое пособие / сост. Ю.В.Атемаскина, В.А.Лундовская, Т.А.Шевцова. – Барнаул: БГПУ, 2008год.

2. Посвянская Н.П. «Камни Земли» Занятия а детьми дошкольного возраста.-М.: ООО «Издательство Скрипторий  2000».

3. «Камни и минералы».  Джейн Уокер.

4. Клёнов А. Малышам о минералах. – М.: Педагогика-пресс,1993.

5. Гайнезер Г. География в картинках. – М.: Детская литература, 1971г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Магические "Можно" и "Нельзя"

Рассказывается о том сколько должно быть запретов в жизни ребенка...

Развлечение "Магический сеанс"

Познавательное развлечение "Магический сеанс". Материал содержит различные простые опыты для  дошкольников. Развлечение можно провести перед изучением темы "Свойства воды"...

Магические "можно" и "нельзя"

Сколько запретов должно быть в жизни ребенка...

Мастер-класс "Магические блоки"

Уважаемые коллеги. Эта статья базируется на многолетнем практическом опыте развития логического мышления дошкольников посредством логических блоков Дьенеша. Ведь интеллектуальное развитие личности - ф...

Мастер - класс от родителей "Магический шар"

27 декабря, в воскресенье, прошла встреча с родителями в рамках реализации проекта  «Семейный калейдоскоп». Родитель группы «Чебурашка» Татьяна Николаевна Шадрина вместе со своей дочерью Александ...

Магический круг дружбы

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо ...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Королевство Магического песка» для детей 5-7 лет (срок реализации – 1 год)

Актуальность.Направленность программы: программа «Королевство Магического песка»имеет художественно-эстетическую  направленность, она направлена на всестороннее,  гармоничное развитие личнос...