Мини-музей как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольников
консультация (подготовительная группа) по теме

Воробьева Фарида Зиннуровна

Поликультурное воспитание дошкольников, развитие нравственных качеств личности ребенка.

«Человеком ты родился,

но Человеком должен стать»

В.А.Сухомлинский

Что характеризует человека, прежде всего?  Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утончённость и творческую активность. Негативные проявления глобализации в виде стирания языковых, идеологических, политических барьеров являются разрушительными для самобытных национальных культур. Поэтому поликультурное образование в современных условиях становится одним из мощных факторов сохранения и развития культурного наследия человечества и укрепления межнационального взаимодействия.

Поликультурное воспитание – это воспитание ребёнка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности. Поликультурное воспитание дошкольников невозможно без духовно-нравственного воспитания. В формировании нового человека исключительно велико значение духовно-нравственного воспитания.

Цель воспитания – развитие нравственных качеств личности ребенка.

Основные задачи воспитания – формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям).

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», – писал известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский.

Изучение традиционной отечественной культуры и культуры коренных жителей республики Хакасия в ДОУ позволяет естественно сочетать обучение и воспитание без резких границ между ними. В основе нашей работы лежит принцип возрождения исторических корней, знакомство с духовным богатством, традициями и обычаями культуры в Республике Хакасия и городе Саяногорск. В работе с детьми старшего дошкольного возраста мы опираемся на программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и авторскую интегрированную программу «Из поколения в поколение» по приобщению детей дошкольного, начального школьного возраста к общечеловеческим ценностям на основе духовно-нравственного и патриотического воспитания (Лалетина С.И., Ломкина С.П., Ильина Л.А., Ботандаева Н.Н.). В работе с детьми по этому направлению придерживаемся следующих принципов: наглядности, доступности, систематичности и последовательности, культур сообразности, прочности в овладении знаниями.

Для создания поликультурного образовательного пространства был открыт мини – музей «Мой родной Саяногорск».

Н.А. Рыжова считает, что мини – музей в ДОУ является «интерактивным  образовательным пространством, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, обращаться со взрослыми, сверстниками».

Музей органично вписывается в интерьер группы, его экспонаты находятся в свободном доступе для детей. В соответствии с календарно – тематическим планирование в образовательном учреждении мини – музей пополняется раз в квартал, и в течении учебного года помогает доступнее донести информацию дошкольникам:

о Российской Федерации и Республике Хакасия.

о карте Республики Хакасии;

о столицах России и Хакасии;

о государственной структуре и символике;

о законодательной и исполнительной власти;

о людях разных национальностей, их обычаях,

о традициях, фольклоре, труде и т.д.;

о государственных и народных праздниках;

о Российской армии, её символах и традициях.

Пополнение мини – музея работа сложная и постоянная. Экспонаты создаются в совместной деятельности детей и родителей (в домашних условиях) или детей в процессе непосредственной образовательной деятельности в дошкольном учреждении. Например, в художественном творчестве мы знакомили детей с хакасским орнаментом – украшали рукавицу, платье, пого. Экспонаты расположились в мини – музее.

Основная форма работы нашего мини-музея – это выставки, которые позволяют: расширять представления детей о разных материалах, о рукотворном мире, знакомить с образцами изделий; знакомить детей с историческими событиями, приобщать к музейной культуре, воспитывать любовь к родине; познакомить с жанрами изобразительного искусства, декоративно-прикладными ремёслами; вовлечение в совместную деятельность детей, родителей и педагогов, укрепление семьи; персональные выставки работ одарённых детей (лепка, рисунок, поделки из разных материалов, аппликация).

Наши воспитанники  испытывают гордость за свою Родину и её героев, знают и приводят примеры достопримечательностей России и Хакасии, показывают на карте и глобусе Россию; эмоционально откликаются, сопереживают событиям, происходящим в стране и родном крае (праздники, выборы, спортивные мероприятия).

В игровой форме знакомим детей с различными бытовыми ситуациями в традиционной русской, хакаской семье. Так, вместе с детьми играем в сюжетные игры: «Дочки – матери», «Хозяюшки» и т.д. В играх продолжается работа по закреплению знаний, полученных детьми ранее. Большое внимание уделяем дидактическим играм, планируем их ежедневно, такие как: «Хорошо  – плохо», «Вершки – корешки», «Бывает – не бывает»,  «Кто, где живёт», «А у нас в Хакасии» и многие другие.

 

Использование сказки, легенды, пословицы в работе с детьми всех возрастов способствует воспитанию в детях чувства справедливости, добра, сочувствия, сопереживания, обогащает ребёнка и, так же способствует развитию навыков разговорной речи. При чтении детям обращаем внимание на воспитательные моменты, беседуя об отношении человека к другим людям, природе. И большая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям, и нам – педагогам. Вся воспитательная работа в нашем детском саду строится на основе единства знаний, убеждений и действия, слова и дела.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_sayt.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Человеком ты родился,

но Человеком должен стать»

В.А.Сухомлинский

Что характеризует человека, прежде всего?  Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утончённость и творческую активность. Негативные проявления глобализации в виде стирания языковых, идеологических, политических барьеров являются разрушительными для самобытных национальных культур. Поэтому поликультурное образование в современных условиях становится одним из мощных факторов сохранения и развития культурного наследия человечества и укрепления межнационального взаимодействия.

Поликультурное воспитание – это воспитание ребёнка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности. Поликультурное воспитание дошкольников невозможно без духовно-нравственного воспитания. В формировании нового человека исключительно велико значение духовно-нравственного воспитания.

Цель воспитания – развитие нравственных качеств личности ребенка.

Основные задачи воспитания – формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям).

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», – писал известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский.

Изучение традиционной отечественной культуры и культуры коренных жителей республики Хакасия в ДОУ позволяет естественно сочетать обучение и воспитание без резких границ между ними. В основе нашей работы лежит принцип возрождения исторических корней, знакомство с духовным богатством, традициями и обычаями культуры в Республике Хакасия и городе Саяногорск. В работе с детьми старшего дошкольного возраста мы опираемся на программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и авторскую интегрированную программу «Из поколения в поколение» по приобщению детей дошкольного, начального школьного возраста к общечеловеческим ценностям на основе духовно-нравственного и патриотического воспитания (Лалетина С.И., Ломкина С.П., Ильина Л.А., Ботандаева Н.Н.). В работе с детьми по этому направлению придерживаемся следующих принципов: наглядности, доступности, систематичности и последовательности, культур сообразности, прочности в овладении знаниями.

Для создания поликультурного образовательного пространства был открыт мини – музей «Мой родной Саяногорск».

Н.А. Рыжова считает, что мини – музей в ДОУ является «интерактивным  образовательным пространством, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, обращаться со взрослыми, сверстниками».

Музей органично вписывается в интерьер группы, его экспонаты находятся в свободном доступе для детей. В соответствии с календарно – тематическим планирование в образовательном учреждении мини – музей пополняется раз в квартал, и в течении учебного года помогает доступнее донести информацию дошкольникам:

о Российской Федерации и Республике Хакасия.

о карте Республики Хакасии;

о столицах России и Хакасии;

о государственной структуре и символике;

о законодательной и исполнительной власти;

о людях разных национальностей, их обычаях,

о традициях, фольклоре, труде и т.д.;

о государственных и народных праздниках;

о Российской армии, её символах и традициях.

Пополнение мини – музея работа сложная и постоянная. Экспонаты создаются в совместной деятельности детей и родителей (в домашних условиях) или детей в процессе непосредственной образовательной деятельности в дошкольном учреждении. Например, в художественном творчестве мы знакомили детей с хакасским орнаментом – украшали рукавицу, платье, пого. Экспонаты расположились в мини – музее.

Основная форма работы нашего мини-музея – это выставки, которые позволяют: расширять представления детей о разных материалах, о рукотворном мире, знакомить с образцами изделий; знакомить детей с историческими событиями, приобщать к музейной культуре, воспитывать любовь к родине; познакомить с жанрами изобразительного искусства, декоративно-прикладными ремёслами; вовлечение в совместную деятельность детей, родителей и педагогов, укрепление семьи; персональные выставки работ одарённых детей (лепка, рисунок, поделки из разных материалов, аппликация).

Наши воспитанники  испытывают гордость за свою Родину и её героев, знают и приводят примеры достопримечательностей России и Хакасии, показывают на карте и глобусе Россию; эмоционально откликаются, сопереживают событиям, происходящим в стране и родном крае (праздники, выборы, спортивные мероприятия).

В игровой форме знакомим детей с различными бытовыми ситуациями в традиционной русской, хакаской семье. Так, вместе с детьми играем в сюжетные игры: «Дочки – матери», «Хозяюшки» и т.д. В играх продолжается работа по закреплению знаний, полученных детьми ранее. Большое внимание уделяем дидактическим играм, планируем их ежедневно, такие как: «Хорошо  – плохо», «Вершки – корешки», «Бывает – не бывает»,  «Кто, где живёт», «А у нас в Хакасии» и многие другие.

Использование сказки, легенды, пословицы в работе с детьми всех возрастов способствует воспитанию в детях чувства справедливости, добра, сочувствия, сопереживания, обогащает ребёнка и, так же способствует развитию навыков разговорной речи. При чтении детям обращаем внимание на воспитательные моменты, беседуя об отношении человека к другим людям, природе. И большая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям, и нам – педагогам. Вся воспитательная работа в нашем детском саду строится на основе единства знаний, убеждений и действия, слова и дела.