Педагогический проект"Малая моя Родина-Савинский"
проект (подготовительная группа) на тему

Москалева Наталья Юрьевна

В процессе работы с детьми по расширению представлений о родном крае, родном посёлке, я  сталкнулись с тем, что дети  испытывают дефицит знаний о родных местах.

Не знают истории своего посёлка.О днях минувших, о природе, о жизни своего посёлка в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

                 общеразвивающего вида детский сад "Солнышко"

                                                           п.Савинский

          Педагогический проект

"Малая моя Родина-Савинский"

                                   Авторы проекта:

                                                                     воспитатели:

                                                                 Москалёва Н.Ю

                                                                 

                                         

Номинация: Связь времён.

Название проекта: "Моя малая Родина-Савинский".

                                                Актуальность

В процессе работы с детьми по расширению представлений о родном крае, родном поселке, мы столкнулись с тем, что дети испытывали дефицит знаний о родных местах.У воспитателей также вызывает трудность работа по ознакомлению дошкольников с историей посёлка, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

Эта проблема еще более становиться актуальной, когда выясняется, что и родители не всегда владеют знаниями об истории своего поселка.

Таким образом, целесообразно патриотическое воспитание детей организовывать во взаимодействии дошкольного учреждения  и семьи, одновременно с детьми и родителями исходя из того, что преобладающая часть родителей не имеют достаточных знаний об истории родного посёлка, его традициях и культурных ценностях, испытывают трудности в  их передаче детям. Необходимо создание такой системы работы педагогов и родителей, которая   позволит планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно повышать уровень педагогических знаний и умений родителей.

После рассказов педагога о родном поселке, о людях, проживающих в нем, фотографий и т.д., дети стали проявлять интерес: задавать вопросы, предлагали сходить на экскурсию, использовали в играх полученные знания. У детей появилась потребность узнать больше о родном поселке. Необходимо было продумать работу в этом направлении.

Между тем, опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы с родителями воспитанников. Но анкетирование родителей показало, что:

•20% родителей имеют знания о родном поселке (могут рассказать историю, символику, назвать достопримечательности и т.д.).

•80 % родителей владеют недостаточной информацией. Из бесед с ними выяснилось, что мало знаний о поселке не потому, что они не хотят, не могут знать, а просто потому, что никогда не задумывались об этом. Отсюда вывод: недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно — патриотического воспитания.

На основании вышеизложенного, у нас появилась возможность систематизировать, составить план работы с детьми и родителями по данному направлению. Возникла идея написания проекта "Наш поселок".

            Постановка проблемы:

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном посёлке, стране, особенностях русских традиций.

Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье, которая охватывала бы ознакомление с родным краем, воспитание любви к своей малой Родине.

                                Цель проекта:


Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

                                 

                           Задачи проекта:

  • Дать знания детям о родном посёлке: история, символика, достопримечательности, предприятия.
  • Познакомить с именами тех, кто основал и прославил посёлок.
  • Расширить знания детей о природе родной земли.
  • Воспитывать любовь к родному посёлку, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Познакомить с культурой и традициями посёлка.

  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

                             Основное направление:

формирование глубинных чувств к родному краю, поселку на основе культурного окружения детей.

                         

                              Прогнозируемые результаты:

  • сформировать патриотические чувства, любовь к родному краю, поселку, чувство гордости за "малую Родину";
  • углубить знания детей и родителей об истории родного поселка;
  • усвоить название улиц, памятников, достопримечательностей поселка.
  • Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
  • Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
    Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
    Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

                                 Тип проекта:

По доминирующей деятельности: творческий, познавательно — игровой.

По времени проведения: краткосрочный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ; работа в социуме.

                                   Участники проекта:

дети, родители, педагоги.

                                  Формы и методы работы:

                                С детьми:

познавательно-игровые занятия, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, беседы, составление творческих рассказов о своей семье, ознакомление с художественной литературой, поэзией, концерт ко дню защитника отечества.

                            С родителями:

  • Беседы о важности данной проблемы.
  • Оформление стенгазет.
  • Анкетирование.
  • Изготовление поделок из природного материала.          

                           
Сроки реализации: 2 месяца
Основной раздел программы: познавательное развитие
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.


                Этапы проведения и реализации проекта:
1. Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей для определения целей проекта.
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
- Обращение к специалистам.
2. Организационно-практический
Проведение цикла познавательных занятий, на темы: "Мой посёлок – прошлое и настоящее".
Оформление альбомов  " Достопримечательности моего посёлка","Животный и растительный мир нашего посёлка".

Выставка рисунков "Звери и птицы нашего леса".

Разучивание стихов и песен о Родине."Мой прадед"(сбор фотоматериалов).

Рассматривание старых газет.

Экскурсия в музей боевой славы"(рассказ о военном посёлке).

Экскурсия в библиотеку(рассказ об истории посёлка).

Экскурсия в музей камня(приложение№1).

Непосредственная образовательная деятельность по теме "Мой любимый посёлок"(знакомство с историческим прошлым, символикой и памятными местами);

фотоальбом"Моя малая родина"(приложение№2).

выставка детских рисунков:"Нарисуй  родные  улицы посёлка".(приложение№2)

стенгазета"Я живу в посёлке Савинский".(приложение№4)

рисунки на тему "Никто не забыт, ничто не забыто".(приложение№5)

анкетирование родителей "Что вы знаете о родном поселке".

пополнение наглядного материала в группе по тематике проекта.

концерт для пап и дедушек ко Дню защитника Отечества

составление рассказов на тему "Моя семья"(приложение№6)

рисунки на тему "Дом в котором я живу"(приложение№7)

презентация на тему"Моя малая Родина-Савинский"

поделки из  природного материала вместе с родителями.

                     

                    Результат проекта:

1.Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

2.Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

3.Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.

4.Приобритение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

5.Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

                                    Гипотеза:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному посёлку, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории посёлка, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил посёлок, начнут проявлять интерес к событиям жизни нашего посёлка и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель ми задачи проекта выполнены.

  • рост познавательной активности детей повысился на 24%, анализ результатов усвоения знаний по программе "От рождения до школы" показал: среднее развитие у 73% детей, выше среднего у 20% детей.
  • Высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками различных конкурсов, спортивных соревнований с воспитанниками других ДОУ района.
  • Сформированы патриотические чувства, любовь к родному краю, посёлку, чувство гордости за "малую Родину".
  • Углублены знания детей и родителей об истории родного посёлка;
  • Усвоены названия улиц, памятников, достопримечательностей посёлка.
  • Критерии эффективности: созданы условия для расширения кругозора детей и родителей о родном посёлке через совместную деятельность педагогического коллектива и семьи.

                                 

                                 Литература

1.М.Ю.Новицкая"Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду","Линка-Пресс",2003

2.Л.Н.Коротовских"Методическое сопровождение краеведения в ДОУ"2006 №8.

3.Н.В.Алёшина"Патриотическое воспитание дошкольников",ЦГЛ, Москва, 2005.

4.М.Д.Маханева"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников", Управление ДОУ2005 № 1.

5.Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова"Моя малая Родина".Управление ДОУ 2005 № 1.

6.Н.Г.Зеленова, Л. Е Осипова"Мы живём в России",ООО Издательство Скрипторий"2003,2007.

7.А.Н.Зимина"Государственные праздники для дошкольников"Центр педагогического образования Москва 2007.

8.М.Б.Зацепина"Дни воинской славы" патриотическое воспитание дошкольников.

9.Материалы Интернет.