Педагогический проект в старшей группе "Моя малая Родина"
проект (старшая группа) по теме

НУРИЕВА РАИСА РАИСОВНА

Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь  к близким людям, детскому саду, родному селу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. Одним из источников обогащения знаний дошкольников о родном крае, формирования у них нравственных качеств является краеведение, которое помогает раскрыть связь родного села с Родиной  в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

                      в  старшей группе

               

               « МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

 

                                        Что мы Родиной зовём?

                                   Дом, где мы с тобой живём,

                                  И березки, вдоль которых

                                  Рядом с мамой мы идём.

.

           Информационная карта проекта

   Полное название проекта: « Моя малая родина ».   

   Тип проекта:  информационный.

   Цель, направление деятельности проекта: 

   Систематизация знаний об истории, культуре, природы  родного края.

    Краткое содержание проекта:

    - История развития села- от создания до настоящего: труд людей (занятия

женщин и мужчин, орудия труда); быт людей (жилище, одежда, предметы быта,  

   традиционные блюда); развлечения людей (игры, песни, хороводы).

    - Природа Липовой горы,  лесостепной зоны: растительный и  животный мир, водоемы.

   - Знаменитые земляки: участники  войн,  писатели, народные умельцы.

    -Дружная семья народов: традиции представителей разных национальностей        

  (национальная одежда, игры, блюда национальной кухни)

  Сроки проведения: 2012-2013г.

  Участники проекта:   воспитанники старшей группы,  воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

  Возраст детей: 5-6 лет.

  Форма проведения: детско-родительский проект.

  Ожидаемые результаты:

  - Сформированная система представлений об истории, культуре, традициях,      

  природе родного края и чувство гордости, любви к малой родине.

  - Осознанно уважительное отношение к культуре, труду, традициям тружеников села.

-  Развит опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Актуальность проекта.

 Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Лю-    

  бовь  к близким людям, детскому саду, родному селу и стране играет огром-    

  ную роль в становлении личности ребенка. Одним из источников обогащения  

 знаний дошкольников о родном крае, формирования у них нравственных ка-  

 честв является краеведение, которое помогает раскрыть связь родного села с Ро-

 диной  в целом.

     Для того чтобы организовать процесс краеведческого образования, педагогу                              

  необходимо реализовать ряд задач, готовность к решению которых

определяет его профессиональную компетентность. Успешность работы возможна в том случае, если он понимает, каким должен быть результат данного процесса.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влечениям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольника. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Обоснование:

В ходе экскурсий по селу и за его пределы, рассматривания фотографий, бесед о жизни односельчан у детей возникли самые разнообразные вопросы:

- Как и когда появилось наше село?

- Как жили люди в прошлом, чем они занимались?

- Чем  знаменит наш край?

- Каковы особенности природы нашего края?

- Какие народности проживают на территории района?

Решили совместно с воспитанниками и их родителями искать ответы на возникшие вопросы. Поэтому и был разработан проект «Моя малая родина ».

Проектная идея: Создать на базе группы центр краеведения ДОУ.

Задачи проекта:                                                                                                           1.Формировать систему представлений об истории развития села, о природе и населении родного края.                                                                                                                                                   2.Развивать любознательность, наблюдательность, коммуникативную компетентность.                                                                                                                                          3.Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.                  4.Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, чувство уважения к культуре, труду, традициям тружеников села.

Гипотеза: В процессе приобщения к истории, культуре, природе ближайшего окружения, у воспитанников будет развиваться чувство любви к родному краю, к Родине.

Критерии отслеживания результативности:

  1. Сформированные представления у детей об истории, культуре, природе родного края.  
  2. Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.
  3. Любовь к Родине, уважение к труженикам села.

Способы оценки: наблюдения, беседы, анализ продуктов творчества детей.

Материалы и оборудование:

- Справочная и художественная литература.

- Наглядный, иллюстрированный материал (фотографии уголков природы, учреждений и организаций с.Ст.Ермаково ,  альбомы).

- Предметы быта крестьянской семьи.

- Таблички-указатели с названиями предметов.

                       

                                  «Паутинка» по проекту «Моя малая родина ».

                                          План реализации проекта

№ п/п

Мероприятия

Ответственный

Сроки

                                         Подготовительный этап

1

Экскурсии по селу, в музей, на природу        

педагоги

август-сентябрь

2

Рассматривание семейных фотографий                              

педагоги

сентябрь

3

Работа с фотоальбомом «с.Старое Ермаково».

педагоги

октябрь

4

Беседы о жизни односельчан

педагоги

октябрь- ноябрь

5

Родительское собрание «Участвуем в проекте «Моя малая родина »

педагоги

август

Этап формулирования проблемы

1

Осознание и личностное восприятие проблемы:  недостаточные, обрывочные представления об истории, культуре, природе родного края.

Педагоги,             воспитанники, родители

август-октябрь

2

Постановка цели:  Пополнить и систематизировать знаний об истории, культуре, природе родного края. Создать центр краеведения.

Педагоги,              воспитанники, родители

в течении учебного года

3

Формулирование задач:                                                   - Узнать о возникновении с.Старое Ермаково                      - Узнать о труде людей в прошлом, сравнить с трудом в настоящее время                                                - Больше узнать о знаменитых людях села                    - Расширить  представления о природе и населении        

Педагоги,               воспитанники, родители

в течении учебного года

Этап практической деятельности

1

Формирование групп  детей по интересам, распределение тем для исследования.

Воспитанники

сентябрь

Тема: История

2

Экскурсия в школьный  музей и уголок татарской  избы.

Педагоги,               воспитанники, родители

октябрь

Работа со справочником дошкольника «История», книгой «История с. Ст.Ермаково », энциклопедиями.

Педагоги,               воспитанники

октябрь- декабрь

- Сбор предметов быта для центра краеведения.                                                                                             - Сбор иллюстраций, отражающих быт и труд людей прошлого.

Педагоги,               воспитанники, родители

в течении учебного года

Разучивание народных песен, танцев, хороводов, игр.

Педагоги, музыкальный руководитель,             воспитанники, родители

октябрь-ноябрь

Беседы о труде людей в прошлом, необходимых орудиях труда.

Педагоги,               воспитанники, родители

сентябрь

Тема: Природа.

3

Экскурсия на Липовую гору.

Педагоги,               воспитанники, родители

сентябрь

Беседы о природном окружении «Смешанный лес и его обитатели», «Обитатели реки Сок»,

 

октябрь

Работа с атласом Самарской области»

октябрь

Сбор природного материала, создание гербариев.

сентябрь

октябрь

Работа с энциклопедиями животных.

октябрь-декабрь

Тема: Славные земляки

4

Беседы об участниках-земляках                                       ВОВ                                                                    

Педагоги,               воспитанники, родители

апрель- май

  Знакомство с творчеством поэта Шарафутдинова С. З., писателей Зыя Ярмяки, Халика Садри          

       

 февраль- март        

Встречи с интересными людьми:                                                                                                          -  Рафиков Н.А.– мастер по изготовлению сундуков                                                                

Педагоги,               воспитанники

                                                                             

февраль

Мастер-класс по вышиванию татарских национальных орнаментов- Яриахметова Ф.Ш.            

Воспитанники и педагоги

март

Тема: Достопримечательности с. Ст.Ермаково

5

Экскурсии по улицам села:                                             - в Дом культуры, в библиотеку                                                                                                                            - к памятникам героев                                                 -  в исторический музей

Педагоги,               воспитанники, родители

  В течении года

       

Беседа «Моя улица»

Педагоги,               воспитанники

октябрь

Составление рассказов «Село родное»

Воспитанники

октябрь

Тема: Культура, традиции народов

6

Беседы о жизни, традициях народов, проживающих в с.Ст.Ермаково  ( татары, русские)

Педагоги,               воспитанники, родители

ноябрь

 Праздник урожая – «Сумбуля»

«Детский Сабантуй»                                                                                                                                                                                                    

октябрь

май

Сладкие вечера -  рассказы мам о национальной кухне (русской, татарской  и угощение национальными блюдами.

ноябрь

Заключительный этап

1

Оборудование центра краеведения:                   - расстановка предметов быта в «Татарской избе»                                                                         - оформление табличек-указателей                              

Педагоги,               воспитанники, родители

апрель

2

Конкурс «Знатоки  нашего села»

Педагоги          

3

Презентация проекта «Моя малая родина»

Педагоги, родители, дети

    Качественный анализ изменений, происходящих в ходе работы с детьми, показал следующее:

-         удалось уточнить и систематизировать знания детей об объектах и явлени- ях природы, способствовать развитию словесно-логического мышления и развитию эмоциональной сферы детей.

-         видна положительная динамика в изменении отношения дошкольников к окружающему миру, развитии экологической культуры, в формировании чувства малой родины и осознания себя частью большой страны, именуемой Родиной.

-         данная работа позволяет в полной мере реализовать региональный и частично федеральный компоненты государственного образовательного стандарта.

     

Памятник родителям           Гильмутдину и Парваз  которые потеряли на войне

5 сыновей  2 зятьев  

    Средняя школа села Старое Ермаково

Вид села с Липовой горы

                                  Национальное блюдо - бавырсак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Моя семья- моя малая Родина"

Сейчас многие говорят о том, что семья, как форма отношений, изжила себя, и что за внешне благополучной ее формой на самом деле скрывается непонимание, долг, страх, жалость. Стремясь заработать на хле...

Педагогический проект на тему: "Моя малая Родина"

Данный проект расширяет представления детей о городе, в котором они живут, дает представления о том, что такое герб, флаг, гимн, объясняет символику родного города, расширяет кругозор детей о достопри...

Педагогический проект: Моя семья, моя малая родина. Туймазы

Педагогический проект: Моя семья, моя малая родина. Туймазы...

Презентация педагогического проекта "Поселок Сурское - моя малая родина"

Презентация педагогического проекта в старшей группе "Поселок Сурское - моя малая родина"...

Педагогический проект «Верхняя Салда – моя малая Родина» (краткосрочный на январь - февраль)

Цель проекта:Познакомить детей с природой,  родным районом, городом и его культурой, достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и кра...

Педагогический проект "Моя семья - моя малая Родина"

Стремясь зарабртать на хлеб,люди все меньше уделяют времени друг другу, своим детям,их воспитанию.В связи с этим проект "Моя семья - моя малая Родина" считаю актуальным....