Базовый компонент деятельности педагога - психолога
материал на тему

Чайка Елена Анатольевна

Базовый компонент деятельности педагога - психолога  Ростовская область

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bazovyy_komponent.docx38.9 КБ

Предварительный просмотр:

Общие положения деятельности педагога-психолога для различных типов   образовательных организаций

Психологическая служба образовательной организации в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы,  постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 22.10.99 г. № 636),  приказом МО РФ от 09.07.1998 №1880 «О целевой комплексной программе «Психолого-педагогические основы проектирования образовательной политики»; решением коллегии МО РФ от 27.05.1997 №6/1 «О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования»), Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155), Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 373от 06.11.2009 г.), Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования  (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1897от 17 декабря 2010 г.);

Положением о службе практической психологии в системе образования  Ростовской области (приложение к приказу Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 04.02.11 №57), Уставом  образовательной организации.

Деятельность психологической службы образовательной организации направлена на психолого-педагогическое сопровождение развития современных тенденций модернизации образовательного процесса, оказание психологической помощи обучающимся,  воспитанникам; сохранение и укрепление психологического здоровья, оказание поддержки талантливым и одаренным детям и уязвимым категориям детей (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, испытывающие трудности в социальной адаптации, в том числе правонарушители).

Введение новых образовательных стандартов существенно отражается на содержании профессиональной деятельности педагога-психолога. Достижение современных образовательных результатов требует участия психолога в проектировании и реализации мероприятий по внедрению ФГОС. В связи с этим необходим переход на системную работу в составе команды специалистов образовательной организации.

Основной целью работы педагога-психолога становится создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы. К ним относятся:

- преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к дошкольному образованию;

- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;

- вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса:

-сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;

-формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;

-дифференциация и индивидуализация обучения;

-мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;

-  поддержка детских объединений, ученического самоуправления.

Особое место в деятельности педагога-психолога занимает психологическое сопровождение инклюзивного образования. Помимо систематического наблюдения индивидуальных программ обучения и коррекции оно включает такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. В частности, усилия специалистов сопровождения  направляются на формирование у педагогов и обучающихся толерантности к детям с особенностями в развитии, преодоление отрицательных установок.

Значительная роль принадлежит педагогу-психологу  в  разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке предметных, метапредметных и личностных результатов.

Выделение обязательного содержания психолого-педагогического сопровождения ребенка на уровне образовательной организации является предпосылкой для построения профессиональных связей как внутри конкретной организации, так и между организациями образования и специалистами здравоохранения, дополнительного образования, специалистами  психологических центров области (областного и муниципальных). Это является основой для создания в рамках области систем комплексной помощи ребенку и семье.

Психологизация образовательного пространства играет важную роль в русле сопровождения развития ребенка и в его социализации. Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, но требует организации работы с администрацией, педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса.

Формами психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса выступают: профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, администрации образовательных организаций, педагогов, родителей), экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных организаций), социально-диспетчерская деятельность.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса осуществляется на нескольких  уровнях: индивидуальном, групповом, уровнях класса, организации.

Задачи и структура базового компонента деятельности педагога-психолога

 на уровне общего и начального (среднего) профессионального образования

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях образования различны:

  1. Дошкольное образование – ранняя  диагностика и коррекция нарушений в развитии, адаптация ребенка к жизни в детском саду, обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования.
  2. Начальное образование – определение готовности к обучению в школе, помощь в адаптации к школе; выбор образовательного маршрута; психолого-педагогическое сопровождение обновления содержания основной образовательной программы начального общего образования; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; профилактика отклонений  в личностном развитии; формирование коммуникативных навыков; участие в предупреждении и разрешении конфликтов между семьей и школой.
  3. Среднее образование – сопровождение перехода в основную школу; адаптация к новым условиям обучения; формирование социально-психологических компетенций; помощь в построении конструктивных отношений со взрослыми и сверстниками; профилактика девиантного поведения, наркозависимости; сохранение психологического здоровья; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; психолого-педагогическое сопровождение организации самостоятельной работы обучающихся; помощь в профессиональной ориентации.
  4.  Начальное (среднее) профессиональное образование — обеспечение психологической поддержки и сопровождения процесса адаптации к новой образовательной организации; содействие профессиональному становлению, формирование учебной мотивации,  профессионально-значимых качеств личности,  развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

 Общим в деятельности педагога-психолога для всех ступеней образования выступает формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности.

Результативность деятельности педагога-психолога определяется по следующим критериям:

  • достижение обучающимися планируемых показателей освоения основной образовательной программы;
  • психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса;
  • обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития обучающихся при реализации образовательной программы;
  • достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
  • сформированность у обучающихся ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни;
  • обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения инклюзивного образования;
  • функционирование системы мониторингов возможностей и способностей обучающихся, выявления и поддержки одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • сформированность коммуникативных навыков обучающихся;
  • обеспеченность психолого-педагогической поддержкой деятельности детских объединений, ученического самоуправления;
  • вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

                              Рекомендации по организации рабочего времени.

Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательной организации с учетом:

выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;

подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательной организации, так и за ее пределами. (Приказ Министерства и науки Российской Федерации от 24.12.11 г. № 2075, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. N 69)

Рабочее время педагога-психолога организуется с учетом норм практической психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых.

Ниже приведено ориентировочное распределение рабочего времени педагога-психолога для определения количественных показателей его деятельности по некоторым видам работ (расширенный перечень видов работ см. приложение к письму Минобрнауки РФ от 24.09.2009 № 06-1216 «О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социальной-правовой помощи обучающимся, воспитанникам»).

Виды работ

I  - практическая часть

II – организационно-методическая часть

Время, затраченное на один прием/ мероприятие

Время, затраченное на подготовку/ разработку/ анализ одного приема/мероприятия

Индивидуальное психологическое обследование

1 -1,5 часа

4,5 - 6 часов

Групповое психологическое  обследование

1 - 1,5 часа

18,5 - 19 часов

Индивидуальная консультация

1- 1,5 часа

0,3 - 1 часа

Групповая консультация

2 часа

1,25 часа

Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие

0,5 - 1,5 часа

0,5 – 1,5 часа/ до 12 часов на 1 программу с разработкой и анализом

Групповое развивающее и коррекционное занятие

1 - 1,5 час

2 - 3 часа/ 40 часов на разработку  1  программы/ 12 часов на комплектование и организацию/ 1-2 часа на анализ и корректировку 1 занятия

Просветительская работа

В зависимости от формы и длительности  мероприятия 1 - 4 часов

До 40 часов (в случае необходимости разработки мероприятия)

Экспертная работа (Экспертиза уроков, образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды

6 часов на 1 учебную программу

25 часов на учебный план ОО

 

Если на некоторые из приведенных видов работ не существует запроса в образовательной организации, то время, отведенное на их выполнение, распределяется по усмотрению педагога-психолога и согласованию администрации на другие, более необходимые виды работ.

В условиях модернизации образовательного процесса значительно увеличивается организационно-методическая и экспертная составляющая содержания работы педагога-психолога. Выбор приоритетных направлений работы, соотношение различных видов работ определяются содержанием основной образовательной программы с учетом ее типа и вида, а также образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.

Деятельность педагога-психолога осуществляется в тесном контакте с родителями (законными представителями) детей, обучающихся и воспитывающихся в соответствующей образовательной организации.

Проведение любых видов работы без согласия родителей несовершеннолетних не допускается. Необходимо заручиться согласием родителей на проведение психологической работы с несовершеннолетними. Администрация при участии педагога-психолога включает необходимый пункт в Устав ОО, в бланк договора, заполняемый родителями при приеме ребенка в ОО, ДОО.

В условиях ОО родители могут заполнить бланк заявления о согласии на проведение психологической работы с ребенком в ОО в текущем учебном году.

Для работы педагога-психолога в образовательной организации выделяется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы.

Оформление и содержание кабинета оплачивается педагогу-психологу в соответствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников.

Педагог-психолог, работающий в образовательной организации, ведет учет проводимой работы и представляет отчетность по административной и профессиональной линиям.

   Формы учета деятельности и отчетности  педагогов-психологов.

  1. План работы (на учебный год).
  2. График работы.
  3. Циклограмма работы.
  4. Журнал учета видов работы.
  5. Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год).

Рекомендуемые формы по перспективному (годовому) плану работы

Планирование всего объема работы педагогом-психологом определяется целями, задачами, видом и запросами данной образовательной организации.

Годовой план работы должен быть согласован и утвержден администрацией образовательной организации. В нем необходимо отразить как ежегодно планируемые мероприятия по сопровождению развития и обучения ребёнка согласно возрасту (базовый блок), так и мероприятия, связанные со спецификой образовательной организацией, ее имиджем, инновационными проектами и программами развития, отражающие решение актуальных проблем конкретной образовательной среды и ее участников (вариативный блок).

Структура оформления годового плана с учетом изменений содержания работы педагога-психолога в связи с внедрением ФГОС может быть представлена следующим образом:

Таблица 1

Базовый блок

Содержание/мероприятие/проект/программа

Категория

Сопровождение адаптации

Диагностика

Д

Коррекция и развитие

КР

Консультирование

К

Просвещение

П

Профилактика

ПФ

Экспертиза

Э

Организационно-методическая работа           ОМ

Обучающиеся/воспитанники

Цель –

Сроки –

Ответственный -

Родители

Цель –

Сроки –

Ответственный -

Педагоги

Цель –

Сроки –

Ответственный -

Вариативный блок

Содержание/мероприятие/проект/программа

Категория

Проект «Медиа безопасность»

Диагностика

Коррекция и развитие

Консультирование

Просвещение

Профилактика

Экспертиза

Организационно-методическая работа

Обучающиеся/воспитанники

Цель –

Сроки –

Ответственный -

Родители

Цель –

Сроки –

Ответственный -

Педагоги

Цель –

Сроки –

Ответственный -

Администрация

Цель –

Сроки –

Ответственный -

  1. ГРАФИК
  2. работы педагога-психолога (образец)
  3. (примерный)
  4. Понедельник:  с 8.00 до 16.00
  5. Вторник: с 9.00 до 16.00
  6. Среда: с 13.00 до 19.00
  7. Четверг: с 9.00 до 16.00
  8. Пятница: с 8 до 15.00

Циклограмма (расписание) на учебный год

Таблица 2

Дни недели

Планируемый вид деятельности с указанием времени и места

Примечание

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Циклограмму рекомендуется составлять в начале учебного года.

Рекомендации по оформлению журналов учета работы

Журнал учета работы позволяет отслеживать ежедневные мероприятия, проводимые педагогом-психологом в течение года.

В качестве регистрационной документации рекомендуется 3 вида журналов:

  • Учет индивидуальной формы работы
  • Учет групповой формы работы
  • Экспертная и организационно-методическая работа

Журнал учета индивидуальной работы

Субъектом регистрации может быть обучающийся, его родитель, педагог, специалист.

Таблица 3

№ п/п

Дата

ФИО

Возраст

Причина обращения

Проблема

Вид работы

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

Виды работ:

Д – диагностика, КР – коррекционно-развивающая работа, К – консультация, П - просвещение

В примечании делаются необходимые пометки, в т.ч. может быть направление к более узкому специалисту. При проведении индивидуальной развивающей и коррекционной работы прикладываются программы, по которым она проводятся, с указанием цели, методов, предполагаемого результата.

Журнал учета групповой работы

Групповая форма работы реализуется в различных видах деятельности педагога-психолога, что необходимо отразить в соответствующей графе. Субъектами регистрации могут являться класс,  группа обучающихся, родительская группа или же группа педагогов и других специалистов образовательной организации.

Таблица 4

№ п/п

ФИО/класс/группа

Дата

Количество участников

Вид работы

Содержание/тема

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

Виды работ:

Д – диагностика, КР – коррекционно-развивающая работа, К – консультация, П – просвещение, ПФ - профилактика.

Развивающая и коррекционная работа может регистрироваться по форме классного журнала, журнала факультативов и пр.

Таблица 5

Фамилия, Имя, класс/группа

Даты занятий с отметками о посещении

Примечание

1

2

3

Организационно-методическая, экспертная работа

Таблица  6

Дата            

Вид работы

Содержание работы

Примечание

1

2

3

Виды работ:

Э – экспертиза, ОМ – организационно-методическая.

К экспертной деятельности относятся экспертизы программ, проектов и образовательной среды.

К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности:

-    анализ и планирование деятельности;

-    подготовка к различным видам работ;

-    разработка методических рекомендаций;

-    курсы повышения квалификации;

-  анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ, профилактических и просветительских мероприятий;

-    участие в научно-практических семинарах, конференциях;

-    супервизорство;

-    посещение совещаний и методических объединений;

-    оформление кабинета.

Рекомендации по оформлению аналитического отчета.

В аналитическом годовом отчете отражаются все виды деятельности в соответствии с планом работы и журналом учета. Отчет должен включать качественно-количественные показатели по направлениям деятельности.

Анализируя выполнение поставленных на год задач, педагог-психолог указывает возникшие затруднения, проблемы, считая их задачами следующего учебного года.

.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Базовый компонент деятельности педагога - психолога

Базовый компонент деятельности педагога - психолога  Ростовская область...

Проект совместной деятельности педагога-психолога ДОУ и родителей с целью создания «Зоны успешности педагога» на тему: «Неделя психологии в ДОУ»

Взаимоотношения детского сада и семьи необходимо строить на основе доверия, взаимопонимания, тактичности, доброты и внимания. Поэтому психологическая работа в нашем детском саду строится с учетом потр...

Методическая разработка. Мини - сборник коллажей "ПЕДАГОГИ - ДЕТИ - РОДИТЕЛИ" (обзор профессиональной деятельности педагога - психолога)

В данном сборнике коллажей отражена работа педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса...

Методическая работа в МБДОУ по направлению "Эффективные формы взаимодействия с педагогами в рамках профессиональной деятельности педагога-психолога"

Цель: поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентир...

Консультация педагогам "Организация деятельности педагога-психолог в ДОУ"

Консультация педагогам "Организация деятельности педагога-психолог в ДОУ"...

Деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы): "Значение использования коммуникативных игр в деятельности педагога-психолога."

08.02.2020г. в ГБОУ Гимназия №586 Василеостровского р-на СПб проводилась Всероссийская научно-практическая конференция "ФГОС: традиции и инновации в ДО".В рамках Секции №1 "Проектирован...

Аналитическая записка по результатам анкетирования педагогов Оценка деятельности педагога-психолога Дороговой Марины Владимировны в рамках аттестации.

Цель – выявить степень удовлетворённости педагогов работой педагога-психолога Дороговой Марины Владимировны.В анкетировании приняли участие 95% педагогов.Педагогам предлагалось ответить на 6 воп...