Проект "Мини - музей "Камни. Полезные ископаемые"
проект (старшая группа) на тему

Проект "Мини - музей "Камни. Полезные ископаемые"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_mini_muzey_kamni_poleznye_iskopaemye.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

          Проект по музейной педагогике: «Камни, полезные ископаемые»

Населённый пункт: г. Воркута, Республика Коми.

Период выполнения: октябрь – апрель.

Цель проекта: Воспитание у детей дошкольного возраста ценностного отношения к национальным и природным богатствам коми народа, посредством пробуждения интереса к музеям.

Задачи:

- Расширить представление детей о полезных ископаемых Коми края.

- Закрепить знания, полученные в краеведческом музее ДОУ и города.

- Обогатить представления детей о полезных ископаемых.

- Развивать наглядно – действенное отношение, способствовать восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объекта.

- Развивать речь ребёнка, как связующую нить в общении со сверстниками и взрослыми.

Исполнители проекта:  воспитатели, воспитанники и родители группы «Матрёшка».

Социальная проблема: Недостаточные представления детей о полезных ископаемых Коми края, приобщение детей к культурным ценностям своего края.

                 Краткое описание проекта «Камни, полезные ископаемые»

        

Этап

Содержание

Результат

Подготовительный

Цель: Выделение проблемы, разработка маршрута.

Беседа о полезных ископаемых, в которой дети задают интересующие их вопросы о полезных ископаемых. Предварительное выстраивание этапов реализации проекта вместе с детьми. Выбор эмблемы.

Намечен маршрут проекта. Оформлены первые листы с содержанием беседы. Эмблема проекта.

Исследовательский

  Остановка № 1: «Кладовые Земли» Цель: Формирование у детей первоначального представления о внутреннем содержании Земли.

Занятие. Дети познакомились с полезными ископаемыми, которые встречаются на территории Коми республики, их происхождении, способах их добычи.

Дети с родителями подготовили сообщения о полезных ископаемых. Оформление страницы проекта.

  Остановка № 2: «Уголь»

Цель: Формирование у детей представления о полезном ископаемом – угле.

Занятие. Дети проводили исследование: свойства угля,   его происхождение и использование человеком.

Изготовление макета «Шахта». Оформление страницы проекта.

  Остановка № 3: «Промышленные полезные ископаемые»

Цель: Обобщение представлений детей о промышленных полезных ископаемых.

Экспериментальная деятельность. Дети опытническим путём исследуют песок, глину. Знакомство с использованием промышленных полезных ископаемых.

Фиксация опытов и выводов. Оформление альбома «Полезные ископаемые». Оформление страницы проекта.

  Остановка № 4: «Полудрагоценные камни»

Цель: Ознакомление детей с полудрагоценными камнями, встречающимися в Коми крае.

Работа по наглядно – иллюстративному материалу. Знакомство с трудом геологов.

Изготовление украшений. Оформление страницы проекта.

  Остановка № 5:

«Камни вокруг нас»

Цель: Ознакомление детей с разнообразием камней в природе.

 Работа с природным материалом, собранным детьми летом. Работа по наглядно – иллюстративному материалу.

Дети привлекли родителей к сбору камней, изготовлению игр. Оформление страницы проекта.

  Остановка № 6:

«Детское творчество»

Цель: Развитие художественного замысла детей, умение видеть красоту в окружающем.

Выполнение творческих работ из камней, песка. Закрепление знаний о свойствах природных материалов.

Дети с родителями и воспитателями сделали работы для выставки. Оформление страницы проекта.

 Защита проекта

Дети с родителями готовят защиту проекта.

Мини – музей на тему: «Камни, полезные ископаемые», изготовление макета «Шахта».

Положительные моменты работы над проектом:

В ходе проекта удалось:

- привлечь детей к изучению полезных ископаемых Коми края;

- привлечь родителей к работе над проектом.

Итог работы:

Дети познакомились с полезными ископаемыми Коми республики, их свойствами, способами добычи. Привлекли к работе над проектом родителей, подготавливали совместные сообщения о полезных ископаемых. Изготовили макет «Шахта».

Маршрут

Остановка 1 «Кладовые земли»

  • Занятие «Кладовая Земли»

Цель: Формирование у детей первоначального представления о внутреннем содержании Земли; развитие у детей любознательности, интереса к разнообразным природным ресурсам; воспитание у детей бережного отношения к Земле, её богатствам.

  • Горные породы и минералы
  • Полезные ископаемые. (Консультация для родителей)

 

Остановка 2 «Уголь»

  • Конспект занятия по познавательному развитию «Уголь»
  • Беседа «Каменный уголь»
  • Занятие - «Труд шахтеров»

Цель: Познакомить с трудом шахтеров, с прохождением угля от добычи до потребителей; обогащать словарный запас (сигналист, проходчик, лава, клеть, копр, на-гора, кокс); воспитывать уважение к труду взрослых,

  • Рассказ – беседа – «Люди, которые добывают уголь»

Цель: Знакомство с трудом шахтеров, разными способами добычи угля (подземный и открытый), с машинами, которые помогают людям,

  • Чтение рассказов из книги «Уголёк» (С. Гарин).

- Подземные кладовые.

- Какого цвета уголь.

  • Изготовление макета «Шахта».

                                                                                                                                                                                                     

Остановка 3 «Промышленные полезные ископаемые»

  • Полезные ископаемые — строительные материалы

Остановка 4 «Полудрагоценные камни»

  • Агаты
  • Яшма
  • Нефрит
  • Горный хрусталь          
  • Кварц

             

Остановка 5 «Камни вокруг нас»

  • Наблюдение за камнями на прогулке.

Цель: формирование представления о камнях, как части неживой природы.

  • Исследовательская деятельность:

Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)

  • Трудовая деятельность:

Цель: воспитание умения трудиться сообща, развитие творческого воображения.

  • Экспериментирование

- «Как вода камень разрушает»

 - «Почему камни бывают разноцветными»

- «Сыпучий песок»

- «Песок может двигаться»

 - «Свойства рассеянного песка»

- «Своды и тоннели»

 - «Свойства мокрого песка»

- «Песочные часы»

- «Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду»

- «Как разрушаются горы»

-  «Сыпучесть песка и глины»

 - «Сравнение глины и песка»

 - «Движение песка и глины»

- «Плотность песка и глины»

-  «Лепим из мокрого песка и глины»

  • Разгадывание кроссворда
  • Дидактические игры

- «Образование родственных слов»

Цель: Учить детей подбирать однокоренные слова, развивать речь детей.

- «Верно – неверно»

Цель: закреплять знания детей о свойствах и использовании полезных ископаемых.

- «Четвёртый – лишний»

Цель: развивать логическое мышление, внимание, умение обосновывать свой ответ.

- «Камешки в ряд»

Цель: учить детей последовательному расположению камешков разной величины.

  • Подвижные игры и упражнения

- «В какой руке камешек?»

-  «Спрячь и найди»

- «Кто дальше»

- «Найди камешек»

- «Меткий стрелок»

- «Моя находка»

- «Найди камешки»

- «Успей поймать»

- «Следы на песке»

- «Послушный камешек»

- «Кто дальше метнёт?»

- «Геологи»  

Остановка 6 «Детское творчество»

  • Выполнение детских творческих работ
  • Сказка про уголёк.

Используемая литература

  1. Программа «Детство»
  2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие»
  3. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет»
  4. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. «Прогулки в детском саду»
  5. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. «Прогулки в природу»
  6. Энциклопедия «Почемучка»
  7. Энциклопедия Коми края
  8. Энциклопедия «Наука»
  9. Энциклопедия «География»
  10.  «Занимательная геология»
  11.  «Радуга»
  12.  Материалы из Интернета

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Самое полезное ископаемое"

Презентация к НОД "Формирование целостной картины мира"...

Соль полезное ископаемое

Занятие по ознакомлению с окружающим миром...

Детям о полезных ископаемых.Базальт.

Краткое описание,распространение и применение человеком....

Мел - полезное ископаемое Брянской области.

Краткое описание, распространение и применение....

"Малахитовая шкатулка или полезные ископаемые"

-Сбор информации и иллюстративного маетриала о камнях и их использовании;-Сбор камней для создания коллекции;-Чтение уральских сказов Павла Бажова;-Научные опыты(из чего сделана Земля,исчезающий мел, ...

Картотека - "Полезные ископаемые Кемеровской области"

Картотека - " Полезные ископаемые Кемеровской области"...