Конспект НОД по теме "Экскурсия в музей детского сада"
план-конспект урока (старшая группа) на тему

Исламова Елена Алексеевна

Конпект интегрированного занятия по окружающему миру и ручному труду с элементами экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya_v_muzey_detskogo_sada.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром (с элементами экспериментирования) и

 ручному труду.

Тема: «Экскурсия в музей детского сада»

Цель: познакомить детей с историей возникновения  города Советский.

Задачи:

Образовательные: познакомить с историей образования города, закрепить и расширить знания о родном городе, народах, проживающих на территории Ханты – Мансийского округа;

Продолжать учить детей экспериментированию в виде обследующих действий (потрогать, смять, оторвать, намочить, отжать, отрезать).

Развивающие:

Развивать представление о разных материалах (ткань, бумага);

Развивать мелкую моторику рук (вырезание из ткани).

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к родному городу, культуре и быту народов Севера;

Воспитывать аккуратность при работе с ножницами.

 Методы и приёмы:

- беседа;

- сюрпризный момент – хранительница музея;

- рассказ об истории города с показом слайдов;

- дидактическая игра «Наш город»;

- знакомство с гербом города;

- проблемная ситуация;

- выдвижение гипотез детьми;

- самостоятельная экспериментальная деятельность;

- вывод по  результатам экспериментирования;

- продуктивная деятельность детей.

Материалы и оборудование:

- имитация музея; (ширма, мини – экспонаты);

- встреча с хранительницей музея;

- мультимедиа со старыми фотографиями города;

- дидактическая игра «Наш город» (осколочно – разрезные картинки);

- герб города;

- кукла в хантыйском костюме, но без орнамента по подолу платья;

Для экспериментирования:

- тазы с водой; разные виды ткани, бумага; салфетки;

Для ручного труда:

- ножницы;

- ткань с нарисованными орнаментами, которые вырезают дети.

 Словарная работа:  активизация  словаря детей словами: кисы, малица, сах, орнамент, чум;  знакомство  с новым понятием «первопроходцы».

 Предварительная работа: беседы о природных богатствах нашего края, беседы о городе, его достопримечательностях, культуре и быте народов ханты и манси; исследование разных видов ткани в экспериментальной деятельности, знакомство с орнаментами «Заячий след», «Медвежья лапа», «Оленьи рога».

 

Ход занятия:  

Воспитатель:

- Дети, пожелайте друг другу «Доброго утра» и улыбнитесь. (Дети здороваются друг с другом).

- На каком языке мы говорим? (На русском).

- Почему? (Потому, что мы русские, россияне).

- В какой стране мы живем? (В России).

- Как называется наш город? (Советский).

- Как называют нас, тех кто живет в Советском? (Советчане).

                                        Мы город свой любим

                                        Мы здесь родились

                                       По праву советчанами

                                        Мы назвались.

- Ребята, вы хорошо знаете свой город?

- Знаете ли вы, что в нашем детском саду есть музей?

- И сейчас я хочу пригласить вас в наш музей. (Имитация «Музея»).

Детей встречает кукла хранительница музея.

Хранительница музея:

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть в нашем музее. И хочу пригласить в прошлое нашего города.

- Как вы думаете, с чего начинался наш город?

(Хранительница музея начинает рассказ  с  показом слайдов).

- В город Советский первые люди поселились давно, это было более 40 лет назад.

- Зарождался Советский с палаток, времянок, в которых жили в основном мужчины – строители железной дороги Ивдель – Обь, лесорубы, трактористы, бульдозеристы, плотники. Семьи они привозили позже, когда появилась возможность детям и женам разместиться в более – менее приличных условиях. Постепенно (1968 год) Советский становиться центром лесопромышленного района. Появляются библиотека, музыкальная школа, пекарня, районная больница, спортивная школа, Дом Пионеров и конечно, детские сады.  Но не только лес был неисчерпаемым богатством.

 - Как вы думаете, чем богат наш край? (Нефть, газ). Немного позже начинается исследование и добыча этих бесценных богатств.

- Вы любите свой город? Какой город сейчас? (Молодой, любимый, чистый, красивый, родной, таёжный, сибирский).

- Я вам предлагаю поиграть в игру «Наш город» (Правила игры: из нескольких частей разрезанных картинок нужно собрать целую картинку. Картинки разрезаются на 6 частей. На картинках изображены достопримечательности города Советский).

- Многие города, районы, области, округи и страны имеют свой герб. Герб – это отличительный знак данной местности. Наш город тоже имеет свой герб. (Хранительница музея показывает герб г. Советский).

- Какие цвета вы видите на гербе? Как вы думаете, что обозначает зеленый цвет? (Цвет нашего бескрайнего леса, тайги).

- Что обозначает синий цвет? (Цвет многочисленных рек, озер нашей местности).

- Посмотрите, какое дерево изображено на гербе? (Ель). Как вы думаете, что она обозначает? (Дерево символизирует развитие лесной промышленности).

- Какая птица изображена на гербе? (Глухарь, его ещё называют лесным петухом). Глухарь символизирует богатство животного мира района.

- Что ещё изображено на гербе? (Факел – символизирует богатство района

природным газом)

Физминутка:

 Я шагаю по родному краю, (дети шагают на месте или по кругу) 

 Я где край у него не знаю! (дети пожимают плечами)

 Полнедели березы белели, (дети кружатся)

Полнедели чернели ели, (дети приседают)

 Дальше кедры закрыли свет, (дети встают, закрывают ладошкой глаза)

 Выше кедров сибирских нет. (дети поднимаются на носки, руки тянут вверх)

- Скажите мне, вы знаете в каком округе находиться наш город? (В Ханты – Мансийском округе).

- Почему округ носит такое интересное название? (Потому, что здесь живут народы ханты и манси).

- Как называется их жилище? (Чумы).

- На чем они передвигаются? (На санях – нартах).

- Чем занимаются ханты и манси? (Ловят рыбу, охотятся).

- Какую обувь они носят зимой ? (Кисы, унты).

- Как называется верхняя одежда? (Малица).

- Какую вы знаете  народную женскую одежду? (Сах).

Хранительница музея подводит детей к кукле.

Воспитатель:

- Какой наряд у этой куклы? (Хантыйское платье).

- Посмотрите, чего не хватает на платье куклы? (Орнаментов по подолу платья).

- Из чего можно сделать орнамент? (Выдвижение гипотез детьми).

- На столе ткань и бумага. Как вы думаете, что лучше подойдет для орнамента.

Эксперимент с бумагой и тканью.

- Возьмите, пожалуйста, себе по кусочку бумаги и по лоскутку ткани. Рассмотрите их. Какие они? (Гладкие).

- Исследуем сначала бумагу. Какая бумага? (Толстая, тонкая, цветная, белая, красивая, гладкая).

- Попробуем смять бумагу. Что вы слышите? (Бумага шуршит).

- А что вы еще заметили? (Мнется).

- Бумага вся мнется: и толстая, и тонкая, и цветная, и белая.

- Попробуем распрямить смятую бумагу. Стала она такой же гладкой, красивой как была? (Нет, бумага не распрямилась, не разглаживается).

- А сейчас оторвите по полоске от кусочка бумаги. Что вы заметили? (Легко рвется).

- Как ещё можно сказать? (Бумага не прочная).

- Перед вами таз с водой. Возьмите бумагу и погрузите -  опустите её в воду. Пусть бумага полежит, а мы исследуем таким же образом ткань.

- Какую ткань вы выбрали? (Гладкую, шороховатую, толстую, тонкую, меховую).

- Попробуйте смять ткань. Что вы скажите? (ткань мнется).

-Теперь распрямите ткань. Что вы видите? (Некоторая ткань распрямляется, другая – измята).

- Что необходимо сделать, чтобы ткань стала вновь красивой, гладкой? (Отутюжить).

- Да, и она станет такой же как была. Что мы ещё делали с бумагой? (Отрывали).

- Попробуйте оторвать. Что у вас получилось? (Не рвется).

- А бумага? Значит ткань какая? (Прочная).

- Ребята, опустим лоскутки ткани в воду, что с ними происходит? (Они намокли). Как теперь их высушить? (Отжать воду). А чтобы вновь стали красивыми? (Отутюжить).

- Посмотрите, что стало с бумагой? (Бумага  вся размокла).

-Как теперь её высушить? (Отжать, распрямить).

- Сделайте так, что происходит? (Бумага вся размокла: высушить, распрямить и отжать нельзя).  

- Что вы можете сказать про бумагу? (Бумага мнется, рвется, не разглаживается, не прочная, размокает в воде).

- Что мы можем сказать про ткань? (Ткань намокает, но её можно отжать, отутюжить, ткань прочная).

- Из чего мы сделаем орнамент на платье? (Из ткани).

- Ребята, какие вы знаете орнаменты? («Заячий след», «Оленьи рога», «Медвежья лапа»)

- Выберите орнамент, возьмите ножницы и аккуратно начинайте вырезывать орнамент. (Орнаменты уже нарисованы на ткани).

(Напомнить правила работы с ножницами).

- Олеся, какой ты вырезала орнамент?

- Катя, какой орнамент у тебя?

- Дима, чем понравился тебе этот орнамент? (Индивидуальные ответы детей).

Хранительница музея: - Спасибо, вам ребята за помощь.

Воспитатель: - На следующим занятии мы с помощью этих орнаментов украсим одежду: туески, чулки, кисы.

Итог занятия:-  Ребята, скажите, что нового узнали на занятии? Чему интересному вы научились? 

Литература:

1. Научно – художественное издание «Мой адрес – Советский район», Екатеринбург, «У – Фактория», 2003 год.

2. Справочное учебное пособие «Край заповедной природы», Екатеринбург, «Аква – Пресс», 2006 год.

3. Сборник методических материалов «Человек в родном крае», Советский, 2003 год.

4. Газета //Детский сад – управление// № 8, 2007 год.

5. Журнал //Дошкольное воспитание// № 8, 2007 г

Самоанализ

 При планировании занятия были учтены возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста – дети любознательны, умеют самостоятельно выявлять общие свойства предметов и их качества, основываясь на прошлом своем опыте, дети могут сравнивать предметы, группировать и классифицировать их по тем или иным признакам. У детей формируются представления о родном крае, городе, своей семье.

В ходе занятия  заметила, что дети с неподдельным интересом слушали историю образования города, хорошо отвечали на вопросы о гербе, заметно, что дети знают природные богатства нашего края, дети активно участвовали в дидактической игре, заинтересованы физминуткой.

Экспериментальная деятельность была построена в форме оказания помощи персонажу. В ходе экспериментирования продолжала расширять (закреплять) знания детей о разных видах ткани и свойствах бумаги. Учила применять различные способы выявления качеств бумаги и ткани, формировала навыки исследовательской деятельности: дети сами выдвигали гипотезы, высказывали своё мнение, делали умозаключения и всё это отражали в своей речи.

В исследовательской деятельности дети сами добывают знания: они учатся сравнивать предметы, объекты, выделять их свойства, качества, стараются делать выводы на основываясь на результатах проведенных опытов. Вопросы поискового характера направлены на активизацию знаний, полученных ранее и жизненный опыт детей. На протяжении всего занятия поддерживала интерес детей за счет практических действий с объектами. Предложенный материал провоцирует детей к сравнению. Структура занятия построена с учетом двигательной активности детей. Большое внимание было уделено работе с ножницами. Дети хорошо владеют приемами вырезывания из бумаги, с тканью возникли трудности. На  протяжении всего занятия дети были увлечены, заинтересованы, с желанием выполняли все задания, учились делать выводы и доказывать, отстаивать свою точку зрения.