Сценарий экскурсии в музее детского сада «Горница»
учебно-методический материал

Татьяна Александровна Ульянова

Вот волшебный наш музей,

Заходи сюда скорей

И бери с собой друзей.

Двери открываются,

Чудеса начинаются!

 

Музей - это то место, где находятся старинные вещи, поэтому

Здесь мы с вами увидим, как жили русские люди много лет назад, увидим предметы, которыми пользовались в старину, что людям нужно было для жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_slova_ekskursovoda.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Слова экскурсовода в музее

Вот волшебный наш музей,

Заходи сюда скорей

И бери с собой друзей.

Двери открываются,

Чудеса начинаются!

Музей - это то место, где находятся старинные вещи, поэтому

Здесь мы с вами увидим, как жили русские люди много лет назад, увидим предметы, которыми пользовались в старину, что людям нужно было для жизни.

 

 Слава нашей стороне,

  Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу.

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли!

- Посмотрите, вот мы с вами оказались горнице! Как здесь хорошо и уютно.

- Посмотрите, сколько много здесь незнакомых нам вещей!

Воспитатель: Мы находимся в музее нашего детского сада, который называется «Комната русского быта «Горница». Предметы, которые находятся в музее, называются экспонатами. Правило музея - экспонаты нельзя трогать руками, можно только рассматривать, так как это старинные вещи, которые могут быть очень хрупкими и легко сломаться. В музее  вести себя нужно тихо, внимательно слушать и не перебивать экскурсовода. Сегодня мы вам расскажем, как наши предки жили на Руси в старину и какие у них были предметы быта. 

В  старину люди делали себе жилища из бревен, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня, отдохнуть и набраться сил.

Такие дома называли избами. Перед вами макет русской избы: обычно в избе была всего одна комната и называлась она горницей. Посмотрите, как в ней расположились мебель и предметы быта: все находится на своем месте, в строго заведенном порядке.

Самое главное место в русской избе – это красный угол. В красном углу самом светлом и чистом, размещалась божница- полочка с иконами. Иконы украшали нарядным полотенцем «рушником». Входящий в избу обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился и низко кланялся. Рушники были разные: крестильные, свадебные, праздничные.

Обеденный стол всегда ставился в красном углу. За столом вся семья - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.

Самая распространенная русская традиция – это русское гостеприимство, тоже неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостям всегда были рады. Встречали гостей хлебом, солью со словами: «Добро пожаловать!» Гость отламывал кусочек хлеба, обмакивал его в соль и съедал. За стол, в красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара. За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами.

Самовар, всегда стоял на столе. Утром хозяйка вставала, топила печь, затапливала самовар.

потому, что самовар тоже топили, как и печку, только топили его щепками от дров.

А воду носили при помощи вот такого коромысла в вёдрах.

Около стола  было много полок, в старину их называли не полки, а «наблюдники», на них вдоль стен стояла посуда: миски, блюда, солонки.

В избе печь всегда считалась важным, главным местом.

Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Место, где люди спали на печи, называлось полати. 

Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник.

 В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. посмотрите в нашей печке есть посуда, в которой готовили- это чугунок. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, который может выдержать любой огонь и никогда не бьется. Чтобы достать из печи горячий чугунок, нужно было взять ухват.

Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий куток» — это угол, который отделяли от остальной избы  занавеской и получалась маленькая комнатка.

Здесь находилась разная посуда для готовки пищи, предметы рукоделия. (прялка, веретено, ткацкий станок, иголки, ножницы, спицы, клубки, утюг).

Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила гладила.

Поглядите, это макет ткацкого станка, на самом деле он довольно большого размера, станок занимал в избе значительное место, назывался кросно, на нем женщины ткали. Его отдельные детали нередко украшались круглыми розетками – знаками солнца.

Женщины ткали не только ткань на одежду, рушники, но ковры и дорожки, половики. По полу в избе тянулись радужные домотканые дорожки. Они и впрямь своей формой напоминали дорогу.

А вот прялку и веретено (показывает) использовали для того, чтобы из шерсти животного (овцы) изготовить нить (спрясти). (Показ прялки и веретена)

Прядение занимала большую часть в году, длилось весь год, кроме летней страды, прерываясь лишь на рождественские праздники.

А вот какие утюги использовали в хозяйстве. Электричества раньше не было, внутрь утюга  клали раскаленный уголь. Горячий и тяжелый утюг отлично разглаживал одежду и скатерти. 

По вечерам молодые девушки занимались вышиванием, собираясь  у кого-нибудь из подруг дома. Девушки готовили себе приданое для замужества, вышивкой они украшали одежду (рубашку показать), полотенца рушники (показать). Спальные принадлежности украшали вышивкой или плели кружево. (подзорник показать)

Рядом с печкой находилась люлька (колыбелька) для самого маленького в семье.

Люлька была столь же необходима, как, например, стол или печь. Качать такую люльку можно было при помощи специального ремешка рукой, люльку украшали резьбой или росписью. Обязательным атрибутом становился полог: он и от назойливых комаров уберегал, да и от нечистого глаза прятал. Для полога выбиралась самая красивая ткань, его украшали кружевами и лентами, качать пустую люльку строго-настрого возбранялось, иначе не видать малышу спокойных снов.

Вся мебель в избе была деревянной. Старики и дети спали на печке, взрослые на лавках, на кровати, символом достатка считалась кровать с висевшим над ней ковром.

В старину одежду хранили в  сундуках. Сундук — это  хранитель семейного быта. Он стоял практически в каждом русском доме. Ну, а если их было несколько, семья считалась зажиточной. Были сундуки маленькие, близкие к шкатулкам. Были в домах и огромные сундуки — для одежды или продуктов. Для прочности сундук оковывали железными полосами. На большие сундуки навешивали большие замки. Часто стенки покрывали  росписью, украшая сундук. В сундуке хранили вещи, на сундуке спали, используя его вместо кровати.

Позже появились шкафы для хранения вещей и посуды (буфеты).

Кроме женской половины в избе, была и мужская часть, где мужчины занимались хозяйственными делами: чинили конную упряжь, обувь (показать предметы для починки сапог и валенок). Молодые парни и старики вырезали из дерева разные предметы быта: ложки, игрушки, украшения для дома. (показать ложку)

Также мужчины плели  лапти, это один из самых древних видов обуви, их плели  из липового лыка. В старину лапти носили и мужчины, и женщины, и дети все лето. Обувь эта была очень удобной, легкой, просторной, ноги ее не чувствовали. (показать лапти).

В продолжение темы рукоделия  вашему вниманию представляем   мини-музей «Швейная мастерская».

Ткань для шитья женщины ткали дома, а еще ее можно было купить на ярмарке, например, ткань для красивого сарафана, юбки, детской одежды и т.д. Женщины кроили ткань по меркам , шили вручную иголкой вещи. Позже появились швейные машины, которые покупались на многие года и передавались по наследству, но их могли купить  не все  хозяйки, тогда вещи отдавали в швейные мастерские – ателье. Для  работы швее  нужны помощники: сантиметровая лента помогает снимать с человека мерку, чтобы сшитая одежда пришлась точно впору. Лекало нужно, чтобы приложив его к ткани,  нарисовать на ней будущие детали одежды. Ножницами вырезают  эти детали. Раскроенные детали одежды наметывают легким стежком и примеряют на будущего владельца или манекен. Потом с помощью иголки, нитки и швейной машинки шьют из отдельных деталей целую вещь. Для того, чтобы вещи украсить, в дело тоже идут помощники: кружева, замки, шнурки, ленты, пуговицы. После пошива вещь разглаживают утюгом и вещь готова для использования! Такие вещи носили бережно и аккуратно, нередко передавая по наследству от старших младшим. Сейчас мы покупаем одежду в магазине, очень редко пользуемся услугами швеи, и не задумываемся о том, какой путь должен пройти лоскут ткани, чтобы стать красивым сарафаном или платьем.

Дорожим мы стариною,

 Стала нам она родною,

Вечно прадедов работа

Будет радовать кого-то!

Сегодня  в нашем музее мы рассмотрели старинные предметы быта русского народа, утварь и узнали, как ими пользовались в давние времена на Руси.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект экскурсии в мини-музей детского сада

Посредством экскурсии у детей формируются такие нравственные ценности, как любовь, уважение к родине и родному краю....

Экскурсия с детьми в музее детского сада.

В мире много интересных и позвательных музеев: исторические, художественные, палионтологические, музеи - усадьбы и многие другие. Вот и в нашем садике есть музей "Русской избы" и "Дымковской игрушки"....

Конспект НОД по теме "Экскурсия в музей детского сада"

Конпект интегрированного занятия по окружающему миру и ручному труду с элементами экспериментирования....

Конспект экскурсии в музей детского сада "Русская изба"

Конспект экскурсии по ознакомлению старших дошкольников с русской избой, с одеждой русского народа, домашней утварью, игрушками....

Экскурсия в музей детского сада "Мы Патриоты"

Приоритетным направлением нашей группы является патриотическое воспитание. Возраст наших детей 4 года, младшая группа....

«Экскурсия в музей детского сада»

Расширить представления детей о музее, профессиях людей, работающих в музее, об экспонентах музея....

игра-экскурсия в музей детского сада «Славься, казачество!».

Я показала открытый просмотр образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Мало казаком родиться, казаком надо стать» в форме игры-экскурсии в музей детского сада...