"Удивительное рядом"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
парциальная программа по поисково-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. В программе представлен тематический план на учебный год, приведен пример конспекта занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnoe_ryadom.docx | 79.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРИНЯТО» на Педагогическом совете Оренбургского санаторного Дома детства Протокол № _______________________ «_____» __________ 2014 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор Оренбургского санаторного Дома детства _________________Л.П.Янченко «_____» ____________________2014 г. | |||
| ||||
ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ»
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. ДЕТСКИЙ ДОМ-ШКОЛА (ОРЕНБУРГСКИЙ САНАТОРНЫЙ ДОМ ДЕТСТВА)
(ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)
Автор: | Дорофеева Галина Александровна воспитатель дошкольного отделения Оренбургского санаторного Дома детства |
Оренбург
2014
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Целевой раздел------------------------------------------------------------ 4 | |
Пояснительная записка--------------------------------------------------- 4 | ||
1.1. | Актуальность парциальной образовательной программы------- 4 | |
1.2. | Цель и задачи парциальной образовательной программы------ 6 | |
1.3 | Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы------------------------------------------------------------------ 6 | |
1.4 | Возрастные характеристики развития детей------------------------ 9 | |
1.5 | Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы------------------------- 10 | |
1.6 | Обоснование выбора содержания парциальной программы -- 11 | |
1.7 | Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы------------------------------------------ 12 | |
II. | Содержательный раздел | |
2.1 | Тематическое планирование образовательной деятельности-- 13 | |
2.2 | Содержание парциальной образовательной программы-------- 16 | |
2.3. | Конспект образовательной деятельности--------------------------- 17 | |
III. | Организационный раздел | |
3.1 | Кадровое обеспечение программы----------------------------------- 19 | |
3.2 | Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы------------------------------------------- 19 | |
3.3 | Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания-------------------------------------------------- 19 | |
3.4 | Время и сроки реализации парциальной образовательной программы ---------------------------------------------------------------- 19 | |
3.5 | Организация развивающей предметно-пространственной среды----------------------------------------------------------------------- 20 | |
IV. | Дополнительный раздел---------------------------------------------- 22 | |
4.1 | Презентация парциальной образовательной программы | |
V. | Литература | |
Приложение-------------------------------------------------------------- 24 |
I. Целевой раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Актуальность парциальной образовательной программы
Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
Главная особенность исследовательского обучения — активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать обучающимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. «Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего.
Главная цель исследовательского поведения - формирование у ребёнка готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Исследовательская деятельность свободна, практически не регламентирована какими-либо внешними установками, её не должны ограничивать даже рамки самых смелых гипотез, в ней больше места для импровизации. Исследовательское поведение призвано выполнять важнейшую функцию – функцию развития.
Целенаправленное развитие исследовательского поведения ребёнка путём построения образовательного процесса на основе использования методов самостоятельного исследовательского поиска имеет давнюю историю.
Программа реализуется в рамках образовательной области «познавательное развитие» и учитывает потребности и интересы детей и возможности педагогического коллектива.
1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы
Цель: Формировать представления детей старшего дошкольного возраста о свойствах объектов окружающего мира средствами познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- сформировать представления о видах живой и неживой природы
-сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи
- вызвать интерес к процессу наблюдения и экспериментирования
-развивать умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы
- сформировать мотивы бережного отношения к природе
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
В основу программы положены следующие принципы:
1. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится субъектом образования.
3. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития.
4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
5. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.
Системно-деятельностный подход к организации образовательной деятельности - удовлетворение потребности ребенка в конструировании своего будущего. «Сознание есть деятельность» (А.Н. Леонтьев). В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» одно из ключевых понятий, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Деятельность предполагает активное взаимодействие ребенка с окружающей его действительностью, направленное на ее познание и преобразование в целях удовлетворения своих потребностей. Преобразуя действительность на доступном для него уровне, ребёнок проявляется как субъект не только определённой деятельности, но и собственного развития. Любая человеческая деятельность включает в себя ряд структурных компонентов: мотив, цель, действия, продукт, результат. Выпадение хотя бы одного из них размывает понятие деятельности. Поэтому образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы каждый ребёнок не просто осуществлял видимую сторону деятельности, но был при этом активно – положительно мотивирован на достижение цели, добивался ожидаемого результата. Только в этом случае можно вести речь о реализации системно-деятельностного подхода. Любая ценная, с точки зрения взрослого человека, деятельность не будет иметь развивающий эффект, если она не имеет для ребёнка личностного смысла. Становление системно-деятельностного подхода базируется на исследованиях А.Г. Асмолова (нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности); П.К. Анохина и Н.А. Бернштея (достижение результата при наличии обратной связи). В системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы. Поэтому содержание парциальной образовательной программы может реализовываться в различных видах детской деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской и т.д.) как сквозных механизмах развития ребенка (ФГОС дошкольного образования п. 2.7.).
Гуманитарный подход предполагает гуманитаризацию образовательного процесса: постановку в центр внимания уникальной, целостной личности ребенка; признание его права на развитие и проявление способностей; равенство, человечность, справедливость, человечность как нормы отношений в образовательной организации (Слободчиков В.И.).
Гуманитарный подход подчеркивает важность эмоционально-аффективной стороны в образовании, формировании интереса к знаниям, развитии творческих способностей. В его основе лежат категории общения, самоутверждения, самоактуализации (Борытко Н.М.).
Современные гуманитарные подходы к определению смысла образовательных процессов связаны с идеей обретения человечеством своего образа: неповторимой индивидуальности, творческого начала, желанием с помощью образования «высветить образ человека, сделать отчетливо зримым его уникальную непохожесть и отличенность от всех иных и всего иного» (Тищенко М.). Понятие «гуманитарный подход» имеет культурологическую основу, т.к. «образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству» (Бондаревская Е.В.). Следовательно, содержание парциальной образовательной программы, формы организации работы с детьми в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей. Способы взаимодействия с ребенком осуществляются с учетом проявления уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержки его чувства собственного достоинства.
1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа
Программа рассчитана на старший дошкольный возраст. В этом возрасте ребенок способен не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений: представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно – логического мышления. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы наглядного опыта.
С пяти лет дети начинают овладевать рядовыми обобщениями, учатся вычленять существенные признаки родового обобщения в предметах, объединять их на основе этих признаков, доказывать правильность обобщения. У старших дошкольников увеличивается произвольность познавательного процесса, складываются основные умственные умения. Происходит формирование начал абстрактного мышления и основ понимания причинно-следственных связей.
1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы
Реализация парциальной образовательной программы будет способствовать достижению следующих результатов:
-формированию умения устанавливать причинно-следственные связи
- развитию интереса к процессу наблюдения и экспериментирования
-сформированию умения самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы
-проявлению любознательности, умению задавать вопросы взрослым и сверстникам
- проявлению склонности наблюдать, экспериментировать.
-формированию начальных знаний о природном мире.
- формированию мотивов бережного отношения к природе
1.6. Обоснование выбора содержания парциальной программы
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
Современная образовательная практика по-прежнему недооценивает значимость самостоятельной, исследовательской, познавательной деятельности ребёнка. Мы торопимся научить ребёнка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое считаем наиболее важным. В итоге учебная деятельность автономизируется от познавательной и нередко превращается в скучную повинность. Стремясь сделать благое дело – научить, мы, часто не обращаем внимания на природную исследовательскую потребность ребёнка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности.
Данная программа направлена на разработку специфических особенностей содержания, организации и методики применения исследовательского обучения в детском саду. Основная образовательная программа дошкольного образования решает задачи ознакомления дошкольников с природой, но не достаточно представлена работа по ознакомлению с природой родного края и работа по экспериментальной деятельности.
1.7. Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы
Наблюдение процесса исследовательской деятельности ребенка, заполнение Карты наблюдения (в начале и в конце года)
Проведение итоговых занятий
Викторины
Выступление детей на импровизированных научных конференциях
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Модуль/Тема | Объём ОД (в мин.) | Способы реализации | Виды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активности | |||||
Модуль 1. Чем мы дышим | |||||||||
1.1 | Воздух. Некоторые свойства воздуха | 25*2 | Групповая деятельность: беседа о воздушном океане. Работа в малых подгруппах по подготовке и проведению экспериментов; Игра «Как увидеть воздух». | Познавательно- исследовательская, -ознакомление со свойствами воздуха и способами его обнаружения Продуктивная деятельность - дети оформляют панно «Берегите воздух» | |||||
1.2 | Что такое ветер | 25*2 | Групповая деятельность: Просмотр фильма Образование ветра Эксперимент с вентилятором Игра «Надуй шарик» | Познавательно- исследовательская, Продуктивная- изготовление вертушек Наблюдение на прогулке за ветром. | |||||
1.3 | Летающие животные и растения | 25 .*2 | Групповая деятельность: Просмотр фильма о птицах. Знакомство с семенами растений, которые разносит ветер. Особенности строения таких семян | познавательно-исследовательская, -ознакомление со строением семян клена, одуванчика. Продуктивная деятельность изготовление поделок из семян растений | |||||
1.4 | Живой кусочек | 25*2 | Групповая деятельность: знакомство с органами дыхания человека. Работа в малых подгруппах по проведению эксперимента: можно ли жить без воздуха. | Познавательно – исследовательская деятельность – рассматривание органов дыхания человека. Просмотр слайдов. Продуктивная деятельность: создание схемы «Как мы дышим» | |||||
1.5 | Дышит ли растение? | 25*2 | Групповая деятельность: Работа в малых подгруппах по проведению эксперимента: выявление потребности растения в воздухе | Познавательно – исследовательская деятельность – рассматривание растений, которые в течение недели были лишены доступа воздуха. Продуктивная деятельность Зарисовка результатов эксперимента. | |||||
1.6 | Как дышат рыбы | 25*2 | Групповая деятельность: виртуальная экскурсия на морское дно. Экскурсия к большому аквариуму | Познавательно – исследовательская деятельность - знакомство с обитателями морского дна. | |||||
1.7 | «Зеленые пылесосы» | 25*2 | Групповая деятельность: беседа: Чистый и загрязненный воздух. Роль растений в поддержании чистоты воздуха. Чистый воздух и наше здоровье | Познавательная деятельность – просмотр фильма Продуктивная деятельность Изготовление экологического плаката | |||||
Модуль 2. Солнце | |||||||||
2.1 | Из каких цветов состоит солнечный луч | 25 *2 | Групповая деятельность- знакомство с цветами спектра Эксперименты с зеркалом и граненым стеклом | Познавательно – исследовательская деятельность. Игровая деятельность с «солнечными зайчиками» Продуктивная деятельность – рисование радуги Музыкальная деятельность танец с лентами «Радуга» | |||||
2.2 | Как образуется тень | 25 *2 | Групповая деятельность- наблюдение за тенью Эксперименты с лампой и фонариком. | Познавательно – исследовательская деятельность. Театрализованная деятельность – показ теневого театра. | |||||
2.3 | На свету и в темноте | 2*2 | Работа в малых подгруппах: одна группа сажает лук и ставит его в темное место, другая- оставляет на свету | Познавательно – исследовательская деятельность – определение факторов внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Продуктивная деятельность: зарисовка результатов эксперимента. | |||||
2.4 | Почему листья зеленые | 25*2 | Работа в малых подгруппах. Эксперимент с листом растения бегонии. Просмотр фильма о тенелюбивых и светолюбивых растениях | Познавательно – исследовательская деятельность – определение факторов внешней среды – делают вывод: без доступа света листья становятся бледными. | |||||
2.5 | Солнце – источник тепла | 25*2 | Групповая деятельность: просмотр фильма «Роль солнца в жизни человека» | Познавательная деятельность- формирование представлений о солнце как об источнике тепла. Чтение сказки «У солнышка в гостях» Продуктивная деятельность – рисование по теме «Солнце источник тепла и света» | |||||
2.6 | Смена дня и ночи | 25*2 | Групповая деятельность: просмотр научного фильма о смене дня и ночи. Работа детей с макетом смены дня и ночи. Игра «День – ночь» | Познавательная деятельность – формирование понятия о смене дня и ночи. Продуктивная деятельность – изготовление макета | |||||
2.7 | Солнце – большая звезда | 25*2 | Групповая деятельность Просмотр фильма. Экспериментирование по подгруппам | Познавательная деятельность Просмотр фильма о солнце. Наблюдение в темное время суток Чтение художественной литературы Игровая деятельность Продуктивная деятельность :рисование дня и ночи | |||||
2.8 | Солнце и планеты | 25*2 | Групповая деятельность Просмотр фильма. Экспериментирование по подгруппам | Познавательная деятельность Просмотр фильма о солнце и солнечной системе Наблюдение в темное время суток Чтение художественной литературы Игровая деятельность С/Р игра Полет на ракете Продуктивная деятельность :рисование солнечной системы | |||||
Модуль 3. Вы слыхали о воде? Говорят она везде! | |||||||||
3.1 | Урал – главный источник Оренбурга | 25 *2 | Групповая деятельность- рассматривание карты Оренбургской области. Просмотр фильма «как спасти Урал» Работа в малых подгруппах: предложения детей по сохранению берегов рек в чистоте. | Познавательно-исследовательская деятельность: обследование карты Оренбургской области Виртуальная экскурсия к берегам Урала Коммуникативная деятельность: выдвижение предложений по сохранению берегов Урала в чистоте | |||||
3.2 | Почему не тонут корабли | 25 *2 . | Групповая деятельность- виртуальное путешествие по морю. Работа малыми группами Эксперименты с металлическими банками | Познавательно – исследовательская деятельность. Продуктивная деятельность: Рисование корабля. | |||||
3.3 | Летом – дождь, а зимой снег | 25 *2 | Групповая деятельность – беседа. Экспериментирование с кипячением воды | Познавательно – исследовательская деятельность – как испаряется вода, почему идет дождь и снег. Продуктивная деятельность: зарисовка результатов эксперимента. Игровая деятельность. «Идет дождь» ТРИЗ «Хорошо – плохо» | |||||
3.4 | «Туман» | 25 *2 | Групповая деятельность Экспериментирование по подгруппам | Познавательная деятельность: беседа, наблюдение Исследовательская деятельность эксперименты Социально коммуникативное развитие :Чтение литературы | |||||
3.5 | «Облака» | 25*2 | Групповая деятельность Экспериментирование по подгруппам | Познавательная деятельность :Наблюдение Исследовательская деятельность :эксперименты Продуктивная деятельность: рисование облаков Чтение художественной литературы | |||||
3.6 | «Роса», «Иней» | 25*2 | Групповая деятельность Экспериментирование по подгруппам | Познавательная деятельность :Наблюдение Исследовательская деятельность :эксперименты Продуктивная деятельность: рисование Ветки в инее Чтение художественной литературы | |||||
3.7 | Как сохранить воду | 25мин/2 | Групповая деятельность – беседа «Вода в жизни человека» Подготовка и проведение эксперимента «Сколько воды накапает за 20 минут» Просмотр фильма «Источники загрязнения воды» | Познавательная деятельность- формирование понятий о бережном отношении к воде Продуктивная деятельность – изготовление плаката «Берегите воду» | |||||
Модуль 4. Что у нас под ногами | |||||||||
4.1 | Песок и глина | 25мин/2 | Групповая деятельность : Исследование песка и глины, сравнительный анализ свойства песка и глины. Подготовка и проведение эксперимента с песком и глиной | Познавательно – исследовательская деятельность – знакомство со свойствами песка (сыпучий, рыхлый, пропускает воду) и глины (пластичность, вязкость, не пропускает воду) | |||||
4.2 | Такой разный песок | 25 мин/2 | Групповая деятельность Эксперименты с разными видами песка | Познавательно –исследовательская деятельность: рассматривание песка под лупой, подсветка песка лампой. | |||||
4.3 | Откуда берется песок | 25мин/2 | Групповая деятельность просмотр фильма «как образуется песок» Экспериментирование с камнями | Виртуальная экскурсия на песчанный карьер Познавательно –исследовательская деятельность: получение песчинок из камней | |||||
4.4 | Песчанные пустыни и их обитатели | 25 мин/2 | Групповая деятельность: просмотр фильма о пустыне и ее обитателях Игры с песком Написание письма верблюду Игра: «Если бы я был…» | Познавательная деятельность – виртуальная экскурсия по пустыне. Продуктивная деятельность рисование животных пустыни Словесное творчество: письмо животным пустыни Социально-коммуникативная деятельность: игра Продуктивная деятельность: изготовление черепахи из природного материала | |||||
4.5 | Для чего человеку песок и глина | 25 мин/2 | Занятие на экологической тропинке Эксперименты с песчаной и глиняной посудой | Познавательно – исследовательская деятельность: исследование глиняной и песчаной посуды Художественная деятельность: изготовление посуды из глины Художественное слово: стихи «Ладошки», «Куличики» | |||||
4.6 | Камни | 25мин/2 | Групповая деятельность Рассматривание коллекции камней. Просмотр фильма «Как человек использует камни», «Как образуются горы» | Познавательная деятельность знакомство с видами камней Продуктивная деятельность – зарисовка результата эксперимента | |||||
4.7 | Что такое горы | 25 мин\2. | Групповая деятельность : знакомство с географической картой Просмотр фильма о горах Наблюдение на альпийской горке | Познавательно – исследовательская деятельность: беседа о горах Виртуальная экскурсия в горы Продуктивная деятельность: изготовление макета Горы Чтение : Р.Сефа «Горы» Словесное творчество: сочинение сказок и рассказов о камнях | |||||
4.8 | Какими бывают камни | 25 мин./2 | Групповая деятельность Экспериментирование по подгруппам | Занятие на экологической тропе,работа с коллекцией камней, Игра :»Ящик ощущений» Экспериментирование | |||||
Модуль 5. Наш дом – планета Земля | |||||||||
5.1 | Глобус – модель Земли | 25мин/2 | Групповая деятельность- Рассматривание и обследование глобуса. Просмотр фильма «Вид земли из космоса» Работа двумя командами по индивидуальным заданиям | Познавательно – исследовательская деятельность – виртуальная экскурсия в космос. Продуктивная деятельность: рисование «Вид Земли из космоса» | |||||
5.2 | Чудесный магнит | 25мин/2 | Групповая деятельность. Рассматривание магнита Работа малыми подгруппами. Эксперименты с магнитом. | Познавательно – исследовательская деятельность.- исследование металлов и других предметов, выводы какие предметы притягивает магнит. Продуктивная деятельность: составление таблицы о свойствах магнита | |||||
5.3 | Магнитный полюс Земли | 25мин/2 | Групповая деятельность – Просмотр слайдов о магнитных полюсах Земли. Эксперименты с компасом. Наблюдение за компасом в природе | Познавательно – исследовательская деятельность. Знакомство с магнитными полюсами Земли. Знакомство с компасом. |
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Модуль 1.Чем мы дышим.
Тема 1.1. Зеленые пылесосы
Содержание темы
Органы дыхания растений. Почему растения называют «зеленым пылесосом». Растения, которые поглощают пыль лучше. «Зеленые пылесосы» Оренбургской области.
Формы, способы, методы
Организация коллективной и индивидуальной деятельности детей.
Просмотр фильма «Как дышит растение», предварительное экспериментирование с накрыванием растения полиэтиленовым пакетом.
Средства образования и развития
Зрительный ряд: видео, наблюдение результата предварительного экспериментирования: почему на стенках пакета появились капельки воды.
Материалы и оборудование: Мультимедиа, набор для обнаружения дыхания (зеркало, воздушные шары)
Взаимодействие участников образовательных отношений
Взаимодействие со взрослыми в процессе изучения хода эксперимента
Взаимодействие детей с другими детьми в процессе выполнения эксперимента
Виды деятельности детей:
- Познавательно-исследовательская
- Продуктивная
- Музыкально-художественная
- Игровая
- Коммуникативная
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
Организационная информация | Примечание | ||||
1. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие | |||
2. | Вид деятельности детей | Познавательно – исследовательская деятельность | |||
Методическая информация | |||||
1. | Тема образовательной деятельности | Чем мы дышим | |||
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия | Чтение стихотворения, обращение к опыту детей, экспериментирование | |||
3. | Интеграция образовательных областей | Социально –коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие | |||
4. | Возрастная группа: | Старшая группа | |||
5. | Цель: | Развивать познавательный интерес детей средствами экспериментальной деятельности | |||
6. | Задачи: | ||||
6.1 | Познакомить детей со строением органов дыхания растений. | ||||
6.2 | Развивать умение делать логические выводы | ||||
6.3 | Развивать интерес к экспериментированию | ||||
Формировать зачатки экологической культуры | |||||
7. | Планируемые результаты: | Познакомились со строением органов дыхания растений | |||
7.1 | Научились делать простейшие логические выводы | ||||
7.2 | Умеют устанавливать причинно-следственные связи | ||||
7.3 | Развит интерес к экспериментированию | ||||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Организация «исследовательской» лаборатории | |||
9 | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Наблюдение в уголке природы: эксперимент на определение как растение дышит, уход за растениями в уголке природы и на участке во время прогулок |
Конспект занятия познавательно – исследовательской деятельности «Чем мы дышим» | |||||
I. | Вводная часть | Чтение стихотворения «Воздух, ветер, человек» | |||
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | Просмотр видео фильма «Как мы дышим» Обращение к опыту детей: Чем мы дышим. | |||
1.2 | Мотивация деятельности детей | Игра «Невидимка воздух» Как увидеть воздух? | |||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Выдвижение гипотезы: как увидеть воздух? | |||
II. | Основная часть: | Экспериментирование. Дети дуют через соломенку в стакан с водой. (делают выводы), затем пробуют дышать на зеркало, делают выводы. | |||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Напоминание о результатах эксперимента «как растение дышит» | |||
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Дети делают вывод, что органы дыхания растений – листья. Растения очищают воздух. | |||
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Дети самостоятельно делают вывод, что если много посадить растений, то воздух станет чище. | |||
III. | Заключительная часть | Обобщение знаний детей. | |||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Что помог понять эксперимент? Зачем он проводился? Удалось ли получить ответ на вопрос? | |||
IV. | Дальнейшая разработка темы (развивающая среда) | ||||
4.1 | Наблюдение и уход за растениями в уголке природы |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Кадровое обеспечение
Материально-техническое обеспечение Программы
Для реализации Программы необходимо оборудовать экспериментальную лабораторию, мультимедиа, дидактический материал, видео-аудио-библиотека и др.
Научно-методическое обеспечение Программы
Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
М. Мозаика синтез 2012г.
Методические пособия
1.Веракса Н.Е. Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников» М. Мозаика – синтез 2012г.
2.Н.А. Рыжова « Наш дом – природа» ООО «Карапуз – дидактика» 2005г
3.Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.
4.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста. Методическое пособие. СПБ детство – пресс 2007г.
5.Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет из опыта работы Волгоград, Учитель 2009г.
Время и сроки реализации Программы
Программа предназначена для работы с детьми старшей и подготовительной группы и, соответственно рассчитана на два года обучения. Занятия с детьми проводятся два раза в неделю во второй половине дня.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Методические рекомендации:
Правила при выборе темы поисково-экспериментальной деятельности:
- Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
- Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки).
- Педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Дети иногда не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
Детское экспериментирование и опыты
- Материалы по разделам: песок и вода, звук, магниты, бумага, стекло, резина.
- Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы.
- Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема.
- Мерные ложки (от детского питания).
- Сита и воронки.
- Резиновые груши разного объема.
- Половинки мыльниц.
- Формы для льда.
- Резиновые перчатки.
- Медицинские материалы (пипетки с закругленными концами, шприцы без игл, колбы, деревянные палочки).
- Гибкие пластиковые или резиновые трубочки, соломки для коктейля.
- Гигиенические безопасные детские шампуни, растворимые, ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки).
- Взбивалка, деревянные лопатки и шпатели для размешивания.
- Разноцветные стаканы из-под йогурта, сметаны или плоские емкости-упаковки (для рассматривания песчинок, глины).
- Лупы.
- Клеенчатые фартуки.
- Нарукавники.
- Щетка, совок, тряпки.
- Технический материал – гайки, скрепки, винтики.
- Разные виды бумаги.
- Прочие материалы: воздушные шары, масло, свечи.
- Природный материал.
- Утилизированный материал (кусочки кожи, дерева, винтики).
- Карточки-схемы проведения экспериментов.
- Индивидуальные дневники для экспериментирования.
- Условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки (по правилам работы в уголке экспериментирования).
- Персонажи, наделенные определенные определенными чертами (в младшей группе – любознательный, в средней – удивляющийся, в старшем возрасте – задающий вопросы почемучка), от имени которых моделируется проблемные ситуации.
Уголок природы
- Комнатные и искусственные растения.
- Аквариум.
- Декоративные птицы, млекопитающие.
- Сезонный растительный материал.
- Место для труда.
- Календарь наблюдений.
- Ящики с посадками.
- Календарь природы.
- Макеты.
- Музейный и коллекционный материал.
- Модель времена года.
IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим.
Дети дошкольного возраста – активные исследователи окружающего мира. Познавательно–исследовательская деятельность стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка. Формирует первоначальные сведения о рациональном использовании ресурсов на примере использования воды.
Дошкольный возраст, это время когда ребенок стремится к самостоятельности; ребенок впервые начинает устанавливать отношения с миром взрослых людей, с миром природного окружения. Дети-сироты дошкольного возраста, как правило, попадают в детский дом из семей, где родители лишены родительских прав, либо из домов малютки. Контакты со взрослыми и со сверстниками в детском доме у детей-сирот дошкольного возраста выражены гораздо слабее, чем у детей из семьи, они однообразны, малоэмоциональны и сводятся к простым обращениям и просьбам. В основе отставания лежит отсутствие эмпатии, т.е. сочувствия, сопереживания, умения и потребность разделить свои чувства, переживания с другим человеком.
Основные виды деятельности детей в детском доме должны быть направлены на позитивное развитие ребенка, то есть на развитие его интеллекта, нравственности, в том числе самостоятельности. Особую роль в этом процессе играет познавательная, деятельность по интересам.
Познание имеет особое значение для детей-сирот, имеющих серьезные проблемы в развитии познавательной сферы. Деятельность по интересам представляет возможность самоутверждения, саморазвития во всех познавательных областях.
Организация деятельности по интересам для детей-сирот это путь вхождения в мир, в общественные отношения через полезную деятельность, через социально приемлемые формы самоутверждения.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. И огромную роль в этом направлении играет познавательно – исследовательская деятельность, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.
Программа «Удивительное рядом» предусматривает включение в работу с детьми игр – экспериментов, направленных на развитие познания различных взаимосвязей, зависимостей, существующих в природе.
В группах оборудованы уголки для экспериментирования, но оборудование, с помощью которого организуется опытническая деятельность, это бутылочки, баночки, трубочки для коктейля, вата, ситечки, лупы, различные фильтры и другой подручный материал – позволяет провести небольшое количество опытов, поэтому в будущем думаем организовать научную лабораторию.
Приложение 1
Карта наблюдения за эффективностью реализации программы
№ пп | Целевые ориентиры | Критерии оценки | Качество проявляется | ||
часто | редко | Не проявляется | |||
1 | Умение устанавливать причинно-следственные связи | Построения рассуждений и умозаключений, основанных на выполнении ряда логических операций | |||
2 | Развитие интереса к процессу наблюдения | Может самостоятельно объяснить явление природы | |||
3 | Проявляет интерес к экспериментированию | Может самостоятельно провести эксперимент | |||
4 | Проявляет любознательность | Задает вопросы: почему, отчего и т.д. | |||
5 | Сформированы мотивы бережного отношения к природе | Ухаживает за растениями и животными |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром (экология), рисованию и музыке. Тема: «Удивительное рядом с нами» (Еж обыкновенный).
На занятии уточняются знания детей о жизни ежей в природе, об особенностях внешнего вида и поведения, об особенностях питания, передвижения, защиты. Художественное слово вызывает эмоциональный о...
Перспективный план работы кружка «Удивительное рядом» с детьми подготовительной к школе группе м ДОУ д/с №2 «Солнышко» г. Пласт на 2011-2012 учебный год
Познавательная деятельность захватывает дошкольников тогда, когда они могут не только осмотреть и потрогать предмет, но и преобразовать его, измерить, разобрать с целью познания его свойств, вну...
Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования "Удивительное рядом" для педагогов дошкольного образования
Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования, подготовка руки к письму через нетрадиционные способы рисования. Предсавлены разные техники: монотипия, кляксография, набрызг, пластилинография, рисо...
Экологическая тропа: «Удивительное рядом» Старшая группа
Обогощение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ...
Исследовательско – творческий проект «Удивительное рядом»
У нас на Земле много рек, озер, морей и океанов. В них свой неповторимый подводный мир. Главные обитатели водных просторов – рыбы. В реках и озерах вода не соленая, как в море, а пресная. Здесь живут ...
Проект краткосрочный творческий для детей старшего дошкольного возраста «Удивительное рядом».
МАДОУ детский сад №75 присмотра и оздоровления г.Тюмени КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА«Удивительное рядом» Автор проекта: Файзуллина Н.П. Этапы проектаДействияпедагоговДействиядетейДействия...
Конспект совместной деятельности с детьми первой младшей группы "Удивительное рядом. Опыты и эксперименты для детей"
Эксперементирование с водой (свойства воды)...