Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя Югра" в подготовительной группе
проект (подготовительная группа) на тему

Михель Юлия Анатольевна

В процессе реализации проектной деятельности дети знакомятся с культурой, бытом, историей родного края и населяющих его народов, имеют возможность прикоснуться к национальным истокам, попробовать свои силы в изготовлении предметов традиционных народных промыслов, расширить свои познания о жизни народов ханты и манси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_yugra.docx35.25 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Югра».

Актуальность проекта:

Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно,

чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников. Чтобы любить

Родину, писал Д.С. Лихачев, надо знать, за что ее любить, надо знать ее

историю, знать героев и их великие подвиги. Только дав ребенку эти знания, мы

можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи

поколений, воспитания в каждом ребенке патриота, гражданина.

 Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.

Одним из приоритетных направлений патриотического воспитания является краеведение. Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложный процесс, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирование педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов является наиболее  эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.

В процессе реализации проектной деятельности дети знакомятся с культурой, бытом, историей родного края и населяющих его народов, имеют возможность прикоснуться к национальным истокам, попробовать свои силы в изготовлении предметов традиционных народных промыслов, расширить свои познания о жизни народов ханты и манси.

Тип проекта: Информационно-творческий

Цель проекта: Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю; формирование интереса к истории, культуре родного края и бережного отношения к природе.

Задачи проекта:

  1. Расширять представления детей об истории, культуре, профессиях, людях  родного города и края. 
  2. Воспитывать любовь к своей малой Родине.
  3. Формировать бережное отношение к природе родного края.
  4. Приобщать детей к уникальной культуре народов ханты и манси, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.

Задачи, ориентированные на родителей воспитанников:

  1. Формировать у родителей установку к сотрудничеству, активной позиции как участника воспитательно – образовательного процесса;
  2. Расширить сферу участия родителей в организации жизни ребенка в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только детей, но и родителей;
  3. Подготовить совместно с родителями познавательный материал о родном крае.

Срок реализации проекта: 2015 – 2016 учебный год

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Прогнозируемые результаты:

К концу реализации проекта дети должны:

  • знать историю Ханты – Мансийского края (Югры); происхождение своего города;
  • знать о своеобразии жизни коренных народов Севера (о культуре, о жилище, об одежде, о труде и о традициях);
  • знать о природных условиях, о растительном и животном мире Югры;
  • знать  особенности хантыйского костюма, его орнамент;

Средства реализации проекта:

  1. Экскурсия в краеведческий  музей «Эхо Югры»;
  2. Рассказы с целью сообщения знаний;
  3. Беседы с детьми;
  4. Чтение художественной литературы;
  5. Создание коллекций (фотографий, альбомов);
  6. Изобразительная деятельность;
  7. Игровая деятельность: дидактические игры, настольно-печатные игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования, хороводные игры;
  8. Просмотр мультимедийных презентаций.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный (организационный) – сентябрь-октябрь 2015-2016 уч.год.

  • обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта;
  • подбор литературы, пособий, атрибутов;
  • сбор информации из различных источников по теме;
  • создание предметно-развивающей среды в группе;
  • разработка методического материала по теме.

II этап – основной – ноябрь – апрель 2015-2016 уч.год.

  • организация и проведение циклов занятий;
  • проведение совместных экскурсий и мероприятий;
  • создание Югорского уголка  в группе;
  • разработка и изготовление практического и наглядного материала;

III этап – итоговый (обобщающий) – апрель – май 2015 – 2016 уч.год.

  • обобщение результатов работы по проекту;
  • анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми;
  • презентация  опыта работы по проекту.

Перспективный план работы с детьми

Тема занятия

Цель занятия

Сентябрь

1.

Наш проект «Моя Югра»

Знакомство детей с групповым проектом, определение уровня знаний детей о родном крае.

2.

«Путешествие в осенний лес»

Расширять представления детей об осенних приметах и явлениях природы нашего края, растительном  мире, взаимосвязи природы и человека, воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь её.

3.

«Щедрые дары природы Югры»

Расширять и закреплять представления дошкольников об особенностях строения, пользе деревьев и растений нашего края. Воспитание наблюдательности, умения видеть прекрасное, учить беречь природу.

4.

«Родной свой край люби и знай»

Формирование системы знаний о родном крае, знакомство с городами округа и их достопримечательностями.

Октябрь

1.

 «Природные богатства нашего края»

Расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания.

2.

«Быт и традиции народов севера»

Развивать познавательный интерес.

Создать условий  для формирования у детей  интереса к национальной культуре народов севера.

3.

«Игры народов севера»

Познакомить  с играми народов севера.

4.

«Одежда народов севера»

Знакомство с национальным костюмом народов севера.

Ноябрь

1.

«Музыкальные инструменты народов севера»

Познакомить детей с особенностями народных музыкальных инструментов ханты и манси.

2.

«Птицы нашего края»

Систематизировать представления детей о характерных признаках, особенностях птиц.

3.

«Книга зимы – следы на снегу»

Познакомить детей с жизнью животных нашего края зимой. Учить различать следы зверей. Воспитывать любовь к природе, ко всему живому.

Декабрь

1.

«Традиционная кукла ханты и манси»

Расширять представления детей  о культуре народов ханты и манси.

2.

 Хантыйская кукла «Акань»

Приобщать детей к традиционной культуре коренного населения; учить изготавливать куклу Акань.

3.

Куклы-деревья

Научить детей изготовлять хантыйскую куклу – березу; показать последовательность ее изготовления и приемы; объяснить, как подбирают цвета ткани.

4.

Куклы-ягоды

Пробудить у детей интерес к хантыйской старинной игрушке.

Январь

1.

« Детские писатели Югры»

Приобщать детей к уникальной культуре народов ханты и манси, их традициям и обычаям, нравственно - эстетическим ценностям.

2.

«Мой город: вчера и сегодня»

Сформировать представления об истории города.

3.

«Символика родного города»

Познакомить с гербом и флагом, с историей их создания.

Февраль

1.

«Достопримечательности нашего города»

Закрепить знания детей о достопримечательностях Города Пыть-Ях.

2.

«Улицы нашего города»

Дать детям знания об улицах нашего города; воспитывать любовь к родному городу.

3.

«Знаменитые земляки»

Познакомить детей с земляками, прославившими наш город; воспитывать уважение к их труду, желание быть на них похожими.

4.

«Есть такая профессия  Родину защищать»

Воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину.

Март

1.

«Мужчины и женщины в семье»

Закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье.

2.

«Женские образы»

Закреплять у детей женские образы, которые несут доброту, аккуратность, трудолюбие, заботливость, преданность у всех народов.

3.

«Хантыйские сказки»

Продолжать знакомить с хантыйским народным творчеством.

4.

«Сказки народов севера»

Продолжать знакомить с творчеством народов севера.

Апрель

1.

Викторина «Наша Родина –Югра"

Закреплять знания детей о родном крае.

2.

«Праздник  Вороний день «Вуранга  хатл»»

Расширять  знания   детей о традиционном празднике, о традициях народов севера.

3.

Викторина «Природа родного края»

Отгадывание загадок о растениях, животных, насекомых Югры.

4.

«Многонациональная Родина»

Формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей;  понимание того,  что все люди одинаковы и равны; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей.

Май

1.

« Этих дней не смолкает слава!»

Обогащение знаний детей о героях нашего края.

2.

« Их помнит Россия, их помнит  Пыть-Ях».

Расширять представления детей о ветеранах Отечественной войны. Воспитывать чувство уважения, почтения памяти в нашем городе.

3.

«За что мы любим свой край»

Уточнить представления детей о родном края; выявить знания о достопримечательностях.

Литература:

  1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2004г.
  2. Интернет ресурсы.
  3. Красная книга ХМАО. Животные, растения, грибы. Екатеринбург, 2003 г.
  4. Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», 2009
  5. Природа Югры. Азбука первоклассника, 2008
  6. Сказки народов Севера, составитель Самойлова Е.Н. 1995
  7. Сказки народов Севера. //Составитель В.В.Винокурова, Ю.А.Сем. – Л.,
  8. Просвещение, 1991.
  9. Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе. Тема проекта: «Малая Родина»

Тип проекта: информационный. Участники проекта:Подготовительная к школе группа. Возраст детей 6 - 7 лет.Воспитатели, родители. Пояснительная записка....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы на тему «День Победы»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.  Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно ...

Проект "Нравственно-патриотическое воспитание детей в подготовительной группе через ознакомление си окружающим"

Это долгосрочный проект, основанный на работе с детьми по данной теме в течение всего учебного года....

Проект: «С чего начинается Родина?» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в подготовительной группе

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе...

Краткосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Воспитаем патриотов»

Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью вели...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы на тему: "Мы помним, мы гордимся..."

Проект призван способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей Родины, учит ценить мир....