Конспект НОД по ОО "Познавательное развитие" на тему "Животные тундры"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Конспект НОД составлен в соответствии  с требованиями  ФГОС ДО. Форма проведения - путешествие помогает реализовать образовательные, развивающие, коррекционные и воспитательные задачи. Непосредственно образовательная деятельность обобщает представления детей о животных тундры. Поставленная проблема создаёт мотивационную готовность детей к организованному взаимодействию с педагогом, а грамотное сочетание разнообразных видов детской деятельности (познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная) и применение мультимедийных средств обучения   позволяют сохранить у детей познавательную активность на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Апатиты Мурманской области

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 59

 (МБДОУ детский сад № 59)

Конспект  непосредственно образовательной деятельности  

по ОО «Познавательное развитие» (ФЭЭП)

Тема: «Животные тундры»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Программные образовательные задачи:

Обучающие:

  1. Закреплять представления  детей о жизни животных тундры,  об особенностях приспособления животных к суровым условиям жизни на севере; уточнять представления о пищевой зависимости обитателей тундры.
  2. Формировать умение при создании образа животных тундры, сочетать способы и приёмы с разными изобразительными материалами; развивать логическое мышление, память.

Развивающие:

  1. Продолжать обогащать, уточнять и закреплять  словарь детей по теме; корригировать связную речь через ответы на вопросы педагога развернутой фразой, употреблением сложноподчиненных предложений с союзом «потому что»;

Коррекционные:

  1. Продолжать обогащать, уточнять и закреплять  словарь детей по теме.
  2. Корригировать связную речь через ответы на вопросы педагога развернутой фразой, употреблением сложноподчиненных предложений с союзом «потому что».

Воспитательные:

  1. Воспитывать эстетические чувства, связанные с красотой природы тундры, бережное отношение к  природе родного края.

Интеграция  направлений  развития:  приоритетная образовательная область «Познавательное развитие»  (ФЭЭП)

  1. «Речевое развитие».
  2.  «Социально- коммуникативное  развитие»
  3. «Художественно-эстетическое развитие»
  4. «Физическое развитие»

Предварительная работа беседа о животных тундры, изучение животных и особенностей климатических зон, чтение рассказов о природе Севера, рассматривание иллюстраций с растениями и животными,  работа с картой, глобусом.

Наглядный материал, оборудование:

Демонстрационный материал: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация «Животные тундры», глобус.

Раздаточный материал: альбомные листы,  восковые мелки, кисти, краски, пластилин, доски для лепки.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная деятельность, продуктивная, игровая.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы: беседа, вопросы поискового характера, игровые упражнения, динамическая пауза, ИКТ.

Ход НОД:

  1. Вводная часть

Методы и приемы:  словесные -  художественное слово, беседа; игровой прием, похвала.

  1. Создание мотивационного поля (организационный момент).

Воспитатель и дети собираются в круг:

Эй! Ребята, подходите,

Друг на друга посмотрите,

Поздоровайтесь ладошками,

Улыбнитесь все немножко.

Воспитатель: Какое у вас настроение?

Дети: Веселое (грустное)

  1. Сюрпризный момент. (Электронное письмо).

Слайд №2

Воспитатель: Ребята, я сегодня получила электронное письмо от Лосяши и хочу его вам причитать. Готовы? Тогда предлагаю Вам сесть на стульчики и посмотреть, что он нам написал.

  1. Введение в игровую ситуацию.

Слайд №3

Воспитатель: Ребята, учёный Лосяш пишет, что он отправился в тундру, чтобы написать новую книгу «Животные тундры». Но, к сожалению, ничего не знает об этой климатической зоне и о животных, населяющих её. И просит нашей помощи. Давайте мы с вами совершим путешествие в Тундру и поможем Лосяшу собрать информацию для книги об этой климатической зоне и о зверях, которые там обитают.                                                              

    Но прежде чем отправиться в путь, нам с вами нужно узнать, где находится тундра.  А поможет нам в этом предмет, который стоит на столе. Ребята, что это?

Дети: Это глобус.

Воспитатель: Что такое глобус?

Дети: Глобус – это уменьшенная модель Земли. Он позволяет представить форму нашей планеты.

Воспитатель: Правильно. Кто хочет показать на глобусе  тундру? Дети находят на глобусе тундру.

Воспитатель: Каким цветом на глобусе обозначена  природная зона тундра?

Дети: На глобусе тундра обозначена светло- зеленым цветом.

Воспитатель: Ребята, а на чём мы с вами отправимся в путешествие?

Ответы детей

Воспитатель: Я предлагаю Вам полететь  на самолёте, чтобы быстрее добраться до места. Готовы? Тогда, берите с собой свои знания и вперед! Отправляемся! Занимайте свои посадочные места (дети встают в круг), заводите моторы, полетели! (Дети идут по кругу друг за другом, имитируя самолёт).

На севере снега, мороз,

Суровая природа.

На небе хороводы звёзд,

А солнца нет полгода.

                               Н. Забила.

Воспитатель: Ребята, прилетели,  посадка! (Дети садятся на стульчики).

Ребята, куда мы прибыли?

Дети: Мы прибыли в тундру.

  1.  Основная часть

Методы:

  1. Словесные -  чтение стихов, вопросы поискового характера, беседа.
  2. Наглядные - образец действия взрослого, презентация.
  3. Практические – выполнение движений в соответствии с текстом.

Приемы:  игровой, похвала, поощрение.

  1. Актуализация знаний 

Слайд № 4

Воспитатель: Правильно. Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи  километров с запада на восток – холодная безлесная равнина.

Слайд №5

В тундре дуют сильные ветры. Лето здесь короткое и прохладное, а зима в тундре долгая и очень суровая. На территории тундры много озёр и болот, деревьев нет. В Тундре полярный день и полярная  ночь.

Слайд № 6

На небе в полярную ночь можно увидеть северное сияние - красивое свечение на небе, полосы зеленого, белого, голубого, желтого и даже розового цвета.

Слайд № 7

Крупнейшими городами тундры являются Мурманск, Норильск. Мурманск незамерзающий порт, крупный центр рыболовства. Норильск-город металлургов и горняков.

Слайд № 8

Воспитатель: Ребята, каких животных мы можем встретить в тундре?

Дети: волк, заяц, песец, лемминг, олень.

Слайды № 9, 10

Воспитатель: Правильно. И первое животное, о котором в книге напишет Лосяш- это песец. 

В тундре есть отважный лис.

Он гроза для птиц и крыс.
Лис умеет строить город:
Лабиринт из многих норок,
А в пургу живёт в сугробах,
Но поймать его попробуй:
Он зимой белее снега,
Чтоб удобней было бегать
 

У песца  шуба белая, пушистая, которая согревает его в холодные полярные зимы. Он роет норы в  снегу, что  помогает ему спастись от непогоды. У песца чуткий слух, прекрасное  обоняние и  зрение.

Слайд № 11

Воспитатель: Какого цвета песец становится летом? Ребята, как выдумаете, почему песец меняет свою окраску? В какое время года шуба у песца теплее? (Ответы детей)

Слайд № 12

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, на кого охотится песец?

Дети: Песец охотится на зайцев, грызунов, птиц.

Воспитатель: Летом песцу корма хватает, он охотится на леммингов, куропаток, зайцев, может полакомиться выброшенной на берег рыбой, разоряет птичьи гнезда. Зимой песец охотится на леммингов. Бродит он по тундре, прислушивается,  где  пищит лемминг. Если услышит шорох, он  прыгает вверх, приземляется, быстро – быстро начинает  раскапывать снег и хватает добычу.

Ребята, как вы думаете, песец это животное травоядное или хищное?

Дети: Песец – хищное животное.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Потому, что он не питается травой, а охотится на других животных,

Слайд № 13

Воспитатель: Ребята, на какое лесное животное похож песец?

Дети: Он похож на лису.

Воспитатель: Почему вы так решили?  

Дети: У них длинный пушистый хвост, они оба хищники, охотятся на мышей, зайцев, роют норы.

Слайд № 14

Воспитатель: Следующее животное, которое появится в книге Лосяша - это  заяц- беляк. Заяц  плохо различает предметы, находящиеся прямо перед ним (за что и получил прозвище «косой»), но зато во время бега  заяц всё время видит врага, не поворачивая головы. Задние ноги длиннее передних. Зимой окраска снежно  белая, только кончики ушей чёрные. Летом заяц меняет окраску и становится серым.

Слайд № 15

Воспитатель: Ребята, чем питается заяц?

Дети: Летом он питается различными растениями и побегами кустарников, ягодами и даже грибами, а зимой - ветками и корой кустарников.

Слайд № 16

Воспитатель: Что помогает зайцу спасаться от хищников?

Дети: Длинные уши помогают зайцу услышать приближение хищника. Летом и зимой меняет цвет шубы, чтобы спрятаться от врагов. Длинные задние лапы позволяют быстро бегать. 

Воспитатель: А ещё, для того, чтобы спрятаться от врага  заяц запутывает следы, сначала он идёт по своей тропе, затем делает большой скачок в сторону, петляет, идёт кругами, вновь идёт рядом со свои следом, но в обратном направлении; сделав ещё несколько прыжков.

Ребята, кто охотится на зайца  в тундре?

Дети: На зайца охотятся волк и песец.

Воспитатель: Сейчас, я предлагаю вам сделать заячью зарядку.

Раз - присядка,

приседают

Два - прыжок

Это заячья зарядка.

лёгкий прыжок

И зайчата как проснуться

кулачками потереть глаза

Любят долго потянуться

потянуться

Обязательно зевнуть

зевнуть, прикрывая рот ладошкой

Ну и хвостиком вильнуть

движение бедрами в стороны

А теперь мы спинку выгнем

прогнуться в спине вперед

И легонечко подпрыгнем

легкий прыжок вверх

А кому зарядки мало -
           Начинает все сначала!

развести руки в стороны на уровне                                

пояса ладонями вверх

Воспитатель:  Молодцы какие, хорошую зарядку сделали! Предлагаю вам сесть на стульчики,  и продолжим наше путешествие по тундре.

Слайд № 17

Воспитатель: Ребята, о ком теперь мы расскажем Лосяшу?

Дети: О лемминге.

Воспитатель: 

Лемминг - маленький зверек,
Не мышонок, не хорек.
Хоть и рыженький бочок,
Все же он не хомячок.

Самое маленькое животное тундры– лемминг. Лемминги — мелкие грызуны. У лемминга во рту прячутся острые, будто хорошо заточенные ножи, два верхних и два нижних зуба-резца. Они растут всю жизнь и обладают способностью самозатачиваться. У него очень короткие, едва различимые уши, середина спины рыжеватая, бока буровато- серые, низ немного светлее, а на спине  красивая темная полоса.

Слайд № 18

Воспитатель: Ребята, чем питается лемминг?

Дети: Он питается зимой  лишайниками, которые находит под снегом,  а летом   ягодами, побегами кустарника.

Слайд № 19

 Воспитатель: Как лемминг спасается от хищников?

Дети: Лемминг  роет  норки  с длинными  ходами, в них   прячется от хищников.

Воспитатель: Ещё леммингу помогает его пестрая окраска прятаться от хищников.  Скажите пожалуйста, кто из хищников на него охотиться?  

Дети: На лемминга охотятся песец, волк.

Игра с мячом  «Да - нет» Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем. Вставайте в круг, я буду рассказывать вам о лемминге, если вы будете согласны со мной, то говорите «да», если не согласны то говорите «нет».

Воспитатель: Лемминг очень большой зверек, это страшный хищник, живущий в тундре, зимой у него пушистая белая шуба и длинный хвост, зубы у него растут всю жизнь и сами затачиваются. Найдите, что правильно в этом описании, а что нет.

Воспитатель бросает мяч по очереди ребёнку, а ребёнок находит правильные или неправильные высказывания в описании животного. После игры дети садятся на стульчики.

Слайд № 20

Воспитатель: Ребята, о ком ещё мы с вами можем рассказать Лосяшу?

Дети: об олене.

Воспитатель: Правильно, о северном олене.

Здесь полгода длится день,
Но и ночь - полгода.
Любит молодой олень
Севера природу!

Олень – это большой, красивый зверь, в тундре он не имеет ни дома, ни норы. Его тело покрывает густая и длинная шерсть, защищающая животное от холода. Волоски шерсти жесткие и грубые на вид, внутри каждый из них заполнен воздухом, который помогает сохранять тепло, выделяемое животным. Под шерстью прячется еще и густейший, пышный, короткий подшерсток. Зимой окраска оленьего полушубка очень красивая - светлая, серебристо-белая.

Слайд № 21

Воспитатель: Чем в тундре питается олень?

Дети: Олень питается ягодами, грибами.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Ходит, бродит он по тундре всё лето, ягоды, травы ест. С холодами к горам уходит, где лишайников много, особенно ягеля, где добывает его, разрывая снег копытом. Самое любимое лакомство у оленя грибы, если увидит их  даже на другом берегу реки, обязательно  переплывёт через реку, и при этом  останется сухим. Широкие копыта помогают оленям не проваливаться в болото.

Слайд № 22

Воспитатель: Ребята, послушайте  стихотворение «Северный олень»

Северный олень
Люди в тундре выжить не смогли бы
Без оленей северных, карибу.
На оленей в тундре вся надежда:
Всё от них – и транспорт, и жильё,
И еда, и обувь, и одежда…
Без оленей в тундре не житьё.

                               Надежда Радченко

Воспитатель: Почему для людей, живущих в тундре, олень стал помощником?  

Дети: В тундре – он для них и средство передвижения и пища, и одежда, и кров.

Воспитатель: Как человек помогает оленю?

Дети: Человек спасает оленей от хищников.

Слайд № 23

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто из хищников  охотится на оленя?  

Дети: На оленей охотится полярный волк.  

Слайд № 24

Воспитатель: Окрас полярного волка очень подходит к среде его обитания: его шкура сливается с белизной снега. Это позволяет волчьей стае неожиданно приближаться к своей добыче. В основном, ею становятся крупные травоядные, такие как лось. Нападет волк и на мелких животных - бобров, кроликов, зайцев и крыс. Преследуя стада оленей, волки иногда проходят более 100 километров в день. Один волк может съесть за день до 10 килограммов мяса.

Слайд № 25

Воспитатель: Ребята, как к жизни в тундре приспособились животные?

Дети: Животные тундры имеют густой мех. Зимой – белая окраска меха. Летом окраска меха пестрая. К зиме животные накапливают слой подкожного жира.

  1. Заключительная часть

Методы:

  1. Словесные -  вопросы поискового характера, беседа.
  2. Наглядные - образец действия взрослого, презентация.
  3. Практические – рисование/лепка.

Приемы:  игровой, похвала, поощрение

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться. Занимаем места в самолёте, заводим мотор, отправляемся в путь.

(дети становятся за воспитателем)

Мы отважные пилоты

Это наши самолёты

Два крыла

мах руками

Одна кабина

качнуть головой

Сзади мощная турбина

повилять

Разбежались и взлетели

завести мотор

Полетели-полетели

летят

Вот мы с вами и вернулись в детский сад.  Где мы с вами сегодня побывали?

Дети: Сегодня мы совершили путешествие в Тундру.

Воспитатель: Ребята, о ком сегодня мы с вами рассказали Лосяшу?

Дети: О животных, которые населяют тундру.

Воспитатель: После того, как мы с вами назовём  животных тундры, о которых сегодня говорили,  в книге у Лосяша появятся их изображение.

 Слайд № 26

  1. Рефлексия

Воспитатель: Встаём в круг и каждый  из вас, передавая диктофон  поделится своими впечатлениями о том, что вам понравилось и запомнилось, что было трудным  в нашем путешествии.

Воспитатель: Я предлагаю вам выбрать изобразительный материал и нарисовать или слепить понравившихся животных тундры для книги Лосяша.

Самостоятельная деятельность детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Управление образования Администрации города Апатиты Мурманской области МБДОУ детский сад № 59 «Животные тундры» Автор – составитель: Краснова О. В.

Слайд 3

Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток – холодная безлесная равнина.

Слайд 4

Назови животных тундры

Слайд 5

ПЕСЕЦ У песца густой серый мех. Зимой появляется подшерсток. Лапы короткие и широкие. Зимой на них появляется утепление. Едят песцы грызунов, (леммингов), птиц (куропаток) и их яйца, выбросы моря, падаль. Песцы совершают дальние миграции. 5 . Осенняя линька— с сентября по декабрь. Весенняя – в марте, апреле и длится 4 месяца

Слайд 6

На кого охотится песец?

Слайд 7

Чем питается заяц?

Слайд 8

Лемминги Грызуны активны круглый год. Питаются летом мхами, корой, лишайниками , ягодами, веточками полярных берез. На зиму они не делают запасов, а откапывают пищу из - под снега ( отрастают длинные когти). Зимой под снегом чувствуют себя комфортно и выводят там потомство .

Слайд 9

Чем питается лемминг?

Слайд 10

Где спрятался лемминг? Кто охотится за леммингом?

Слайд 11

Северный олень Летом у оленей мех мягкий, короткий, бурый с оттенками серого. Питаются травой, листьями, ягодами и грибами. Зимой шерсть светлая густая с подшерстком. 4. Питаются ягелем, выкапывая его копытами из-под снега 5. На шее образуется грива 6. Рога у самцов и самок одинаковые. Олени держатся стадами по 150–200 голов. Осенью они мигрируют на юг. Протяженность пути от 500 до 800 км. В пути они переплывают крупные реки.

Слайд 12

Чем питается олень?

Слайд 13

Полярный волк Окрас полярного волка очень подходит к среде его обитания: его шкура сливается с белизной снега. Это позволяет волчьей стае неожиданно приближаться к своей добыче: в основном ею становится крупные травоядные, такие как овцебык и лось. Нападет волк и на мелких животных - бобров, кроликов, зайцев и крыс. Преследуя стада карибу и оленей, волки иногда проходят более 100 километров в день. Каждая самка рождает 5 - 6 волчат, о которых заботится в течение двух месяцев. Один волк может съесть за день до 10 килограммов мяса.

Слайд 14

Северный олень Заяц- беляк Лемминг Полярный волк песец ЖИВОТНЫЕ ТУНДРЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."

Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...

План-конспект занятия по теме: "Путешествие в тундру"

План заняти к пособию "Здравствуй, мир!", часть 3....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект занятия по экологии "Осень в тундре"

Познакомить детей с разнообразием грибов и ягод, растущих в тундре. Сформировать представление об основных мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать при сборе ягод и грибов....

Конспект познавательно-развлекательного мероприятия "Путешествие по тундре Камчатского края"

Конспект познавательно-развлекательного мероприятия "Путешествие по тундре Камчатского края"...

Конспект ООД по познавательному развитию «Жители Тундры»

laquo;Жители Тундры»Цель: Знакомство детей с особенностями жизни жителей тундры.закрепить знания детей о природной зоне Земли -тундра, воспитывать в детях любовь к природе, стремление её беречь...

конспект занятия "Природа Севера, Растительный мир тундры"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский  сад общеразвивающего вида «Ладушки» города Анадыря»...