Конспект занятия по экологии "Осень в тундре"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Муратшина Танзиля Тимергазиевна

Познакомить детей с разнообразием грибов и ягод, растущих в тундре. Сформировать представление об основных мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать при сборе ягод и грибов.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_ekologii_osen_v_tundre.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Осень в тундре

Цель:  Закрепить знания детей: на Севере холодно, долгая зима, тундра покрыта снегом, дать понятие, что снег собирает пыль из воздуха. Закрепить знания детей о правильном поведении в лесу. Закрепить названия растений. Познакомить детей с разнообразием грибов и ягод, растущих в тундре. Сформировать представление об основных мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать при сборе ягод и грибов.   Познакомить  с «Красной книгой». Учить определять названия ягод по вкусу; различать съедобные и несъедобные грибы.

Активизация словаря: 

«Красная книга», снегопад, метель, суровая, холодная.

Предварительная работа:

        Экскурсии в лес, наблюдение за снегопадом на прогулке, чтение художественной литературы: Б. Заходер «Лесная мозаика», Дидактические игры: «Правильно не правильно», «Угадай правило».

Материал:     

Музыка П.И. Чайковского «Времена года», картина «Зимний пейзаж», голоса птиц /музыка/, костюм тундровичка: шапочка, жилет, борода. Картинки «Правила поведения в лесу»,  макет поляны /грибы, ягоды/, искусственные деревья. Индивидуальные коврики. Ширма, корзиночки, блюдца, ложечки для всех детей, варенье из ягод /брусника, голубика, морошка, клюква/.  Красная книга,  игрушка кукла.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит музыка П.И. Чайковского.

Воспитатель читает:                        

                                                Стоят деревья в инее

                                                То белые, то синие.

 Столбами синеватыми

     Стоят дымки над хатами.

И все на свете в инее

                            То белое, то синее.

- О каком времени года говорится в стихотворении? (о зиме).

- А какое сейчас время года?  (зима)

- Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)

- А по каким признакам вы узнаете, что пришла зима?  (мороз, идет снег)

- Как называется явление в природе, когда идет снег? (снегопад, метель)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

- А вы знаете, почему, когда пройдет снег, на улице чище воздух? – Потому что  снежинки, падая, собирают пыль из воздуха и увлекают ее на землю.

- Посмотрите на картину.

- Зима всю тундру укрыла сугробами, многие животные там найдут свой дом, а для растений послужит надежной защитой от морозов.

- Ребята, мы с вами живем на севере.  Скажите, какая у нас зима? Долгая или нет? (суровая, долгая, холодная). Мы очень устаем от нее.

- Хотели бы вы сейчас выйти на улицу, а там не оказалось снега, светит солнце, все зелено?

Сейчас мы с вами отправимся в осеннюю сказку. Я знаю волшебные слова, слушайте.                                Я зонтик раскрою

Вам сон подарю

И в сказку любую

Попасть помогу.

Дети закрывают глаза. 1,2,3,4,5 можно глазки открывать. Звучит музыка, птичьи голоса. В это время воспитатель успевает переодеться в тундровичка.

- Повернитесь и в сказке окажитесь!

- Ребята, где мы оказались? (в тундре)

- А я превратилась в тундровичка. Я слежу за порядком в лесу, не люблю, когда приходят в лес недруги.

- А вы ребята любите природу? Не обижаете лесных жителей?

-  Я хочу проверить, знаете ли вы правила поведения в  лесу?

- Вот первое правило (показываю картинку). О чем оно гласит?

- Почему? (дети объясняют, почему так нельзя поступать).

Так разбираем еще четыре правила. Тундровичок хвалит ребят за знания.

- Проходите на поляну, усаживайтесь вокруг нее.

- Посмотрите, как красива поляна. Тундра осенью выглядит нарядно и празднично, как будто вся укутана золотым покрывалом. Люди ходят в лес погулять, полюбоваться ее красотой, подышать воздухом – это очень полезно для здоровья.

        Осенью люди приходят в тундру за ее дарами, а еще их любят лесные звери и птицы.

- Что растет на поляне? (грибы)

- А, что видишь ты? (ягоды)

А сейчас я расскажу вам удивительную историю про эти растения:

У тропинки, у тропы

За ночь выросли грибы.

Подосиновик с осинкой,

Подберезовик с березкой

А опенок, как бочонок,

А маслята, как ребята.

- Ребята, вы все любите грибы?

- Что можно приготовить из грибов?

- Кто  из вас собирал грибы?

- Как нужно правильно собирать грибы? (срезать под корешок).

        Жизнь гриба всего  2-3 дня, а грибница живет долго, более 10-15 лет, нужно, чтобы они радовали не только нас с вами, но и других людей.

- Ребята, а где вообще нельзя собирать грибы? (около дорог) Почему?

- Какие съедобные грибы растут у нас на полянке? Назовите их.

- Показать все грибы, рассказать их признаки, цвет, форму.

- Сыроежки, разноцветные грибы.

- Какие грибы называют именами тех деревьев, под которыми они растут? (подберезовик, подосиновик)

- Какой гриб самый главный? (белый гриб)

Вот и гриб боровик

И красив он и велик

Большая шляпа набекрень

Ножка толстая, как пень.

- Ребята, а кто из животных делает запасы на зиму? (белка)

- Назовите, какие вы знаете  несъедобные грибы? (мухомор, бледная поганка)

- Очень часто люди сбивают их ногами, растаптывают? Правильно ли они поступают? (они служат лекарством для многих лесных обитателей)

- Внимательно посмотрите на эти грибы. Поганка зеленого цвета, на ноге бахрома, а растет из горшочка. У мухомора красная шапочка с белыми горошинами, воротничок, из горшочка растет. Они ядовитые.

Проводится дидактическая игра: «Что  в корзину мы берем?»

Цель: Научить отличать съедобные грибы от ядовитых.

        - Я одну загадку знаю, вам ее я загадаю.

Разноцветные матрешки

Собираются в лукошки

Черные, синие, голубые, красные

                             Вкусные и сладкие.                (ягоды)

- Ребята у нас на поляне растут ягоды, а какие ягоды знаешь ты? (активизация детей)

- Ребята, сейчас я вам расскажу историю. Приключилась она с мальчиком, которого звали Дима.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА.

        Осенью папа, мама и Дима отправились в тундру за грибами и ягодами. Дима был маленький и многого не знал, тундры не видел. Но хвастал, что он больше всех наберет ягод.

        А когда увидел тундру и вокруг видимо- невидимо ягод, да все разные. Дима расстроился, он не знал какие собирать. А спросить у мамы было стыдно. И тут Дима услышал тоненький голосок.

- Разве ты меня не видишь?

        Посмотрел  Дима под ноги, а на бугорках россыпи ягод.

Листья с глянцем

Ягодки с румянцем

А сами кусточки

Не больше кочки. (показать ягоды на макете)

- Кто скажет, как называется эта ягода? (брусника)

- Может тебя и есть нельзя? Спрашивает Дима. Можно, я полезная ягода. Если вдруг зимой ты простудишься, будешь пить мой морс и есть варенье. И простуды как не бывало.

        Когда Дима собирал ягоды брусники, то рядом увидел кустики, как –будто,          Под кусточки,  на листочки

Кто-то бусы бросил

Все поляны в черных точках

У зеленых сосен

Мы чернику собирали

В кузовок в лукошко

Только рты с чего-то стали

Черными немножко.

- Какую ягодку увидел Дима? (чернику)

- Что за ягода такая, спрашивает Дима? Я – Черника, очень вкусная и полезная ягода. Возьми меня к себе в лукошко. А еще я лечу ангину, если вдруг кто-то заболеет. Но это еще не все, меня и мою подругу брусничку очень любят лесные жители.  Насобирал Дима и этой ягоды.

- Побежал Дима родителей догонять, как слышит опять чей-то голосок. «Возьми меня в свой кузовок». Кто ты? «Я чудо-ягода, Клюква. Попробуй меня». Дима съел ягоду.

- Ой, какая ты кислая!

- Зато очень полезная. И если вдруг у тебя зимой будет температура, поешь меня и я тебе помогу (показать на макете).

- Идет Дима дальше, и увидел поляну всю светящуюся маленькими фонариками.  Нагнулся и видит, что  это тоже ягода.

- Ребята, какая это ягода? (морошка)

Ах, морошка загляденье

Тундры нашей украшенье

У нее цвет не простой

Белый, красный, золотой.

- Говорит: «Меня в тундре все знают и любят». Дима попробовал ох, какая вкусная.

- А ты полезная?

- Если ты вдруг будешь кашлять, я тебе помогу с ним справиться.

        Дима старался набрать побольше ягод, и не заметил, как родители ушли довольно далеко. Побежал их догонять, как вдруг увидел тундру сизо-голубую. Посмотрел внимательно, а это тоже ягода.

Как созреет голубика,

Чудо – чудное гляди-ка!

Тундра сизо – голубая

                                К горизонту убегает.            /показать ягоду/

        Сорви меня, уговаривает ягода голубика. Я очень вкусная. Из меня варят варенье, кисель. И если у тебя заболит живот, поешь меня, и все пройдет. Начал Дима собирать ягоду голубику. А рядом видит: красивые оранжевые, красные листочки, а рядом ягоды похожие на клюкву. Хотел Дима попробовать ее, но тут заговорили кустики голубики, брусники: «Не ешь ее, она ядовитая. Эту ягоду могут, есть только лесные животные и птицы».

А называется она Арктоус. (в народе называют ее «волчья ягода»). Но тут Диму позвала мама.  Выходя из тундры, Дима сказал: «До свидания. Еще увидимся».

- С кем ты прощаешься?  Спросила мама.

- С друзьями.

- Ребята, какие ягоды собирал Дима? (бруснику, чернику, голубику, клюкву, морошку).

        Видите, сколько радости и пользы от этих душистых и сладких «детей» леса. В наших с вами силах умножить их урожай, сберечь для других людей.

        - Ребята,  есть на Ямале вот такая «Красная книга». Ее цвет оповещает об опасности. Сюда занесены растения, животные и птицы, которые нуждаются в охране.

- Вот ребята погостили мы в сказочном осеннем лесу, пора прощаться. Давайте скажем: «До свидания, лес!».

Нам пора возвращаться в группу. Дети закрывают глаза

Воспитатель.                                        Я зонтик раскрою

Вам сон подарю

И в группу назад

Попасть помогу

1,2,3,4,5   можно глазки открывать.

- Дети открывают глаза,  перед ними воспитатель, накрыт стол на нем разное угощение.                                   Приглашала тундра в гости

Угощала нас: щедро, вкусно

Всем дала припас

И чернику с голубикой

И бруснику с княженикою.

А теперь угощайтесь ребята.

Скажите, как называется ягода, которую вы пробуете?

Из какой ягоды это варенье?

Молодцы!      До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."

Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...

Конспект занятия по окружающему миру (природа) тема: «Путешествие в Тундру»

Цели: дать детям представление о природных условиях тундры (холодно, полярная ночь, короткое прохладное лето, полярный день), о животном и растительном мире...

План-конспект занятия по теме: "Путешествие в тундру"

План заняти к пособию "Здравствуй, мир!", часть 3....

Конспект занятия "Жизнь на крайнем севере и в тундре"

Данное занятие способствует в расширению представлений о жизни на Крайнем Севере и в тундре (погода, природа, животный мир – белый медведь, песец, полярная сова, северный олень и др.), о приспособлени...

Конспект занятия "Увлекательное путешествие по тундре"

Пояснительная  записка НОД по познавательному развитию  на тему: «Увлекательное путешествие по тундре» с элементами экспериментирования.Возраст детей: подготовительная к шко...

Конспект занятия по рисованию "Весенняя тундра"

Разработан конспект занятия по рисованию для детей старшего дошкольного возраста....