Предметно-пространственная среда в 1 младшей группе по ФГОС
статья (младшая группа) на тему

Цыпкина Тамара Валентиновна

Предметно-пространственная развивающая среда группы для детей младшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

С целью создания предметно-пространственной образовательной среды в группе, которая отвечала бы требованиям федерального дошкольного образования, нами было создано пространство группы, обеспечивающее эффективную реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В результате того, что была создана предметно-пространственная образовательная среда в группе младшего дошкольного возраста, нам удалось собрать материал по этой теме, который представлен в этих методических рекомендациях.

У детей младшего дошкольного возраста существует три основных потребности: общение, движение и познание.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям ребят и содержанию примерной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая реализуется дошкольными образовательными учреждениями.

В образовательном пространстве обязательно должны быть:

а.                 Средства обучения. Для того чтобы был создан соответствующий эмоциональный фон,  звуковая среда, происходило обогащение познавательного мира детей в процессе игровой совместной и самостоятельной деятельности, в группе должны присутствовать магнитофон, телевизор, DVD-проигрыватель и интерактивная доска.

б.                Игровой, спортивный, оздоровительный инвентарь и оборудование.

в.                 Разнообразный материал, оборудование и инвентарь, которые помогут обеспечить:

¾              игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность ребят, экспериментирование с доступными (по возрасту) материалами;

¾              двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и конкурсах;

¾              эмоциональное благополучие ребят при взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

¾              самовыражение ребят. Для этого существуют разнообразные атрибуты для театрализованной игры, драматизации, ролевых игр (маски, театры, наряды и т.д.).

Для обеспечения полифункциональности пространство целесообразно условно разделить на три части:

а.                 «Спокойная», где дети смогут спокойно проводить свое время: играть в настольные игры, знакомиться с книгами, картинками, творить и уединяться.  

б.                «Активная», где дети активно двигаются, возводят крупные игровые постройки, организуют сюжетно-ролевые, подвижные и другие групповые игры.

в.                 «Рабочая», предусмотренная для организации  партнерских форм занятий ребят.

Разделение группового пространства зависит от  образовательной ситуации,  вида детской деятельности, применяемых для игровой или продуктивной и исследовательской деятельности материалов.

У всех частей пространства должна быть приспособленность к изменениям, иначе говоря, должны быть предусмотрены подвижные, трансформируемые границы. Данное пространство должно быть «живым» и «пульсирующим», оно должно меняться согласно образовательной ситуации, в том числе и от изменения интересов и возможностей детей. С этой целью применяются мягкие модули, маркеры игрового пространства, столы-трансформеры,  всевозможные ширмы и раздвижные столы.

Важно отметить тот факт, что существуют такие составляющие предметной среды, которые не обладают жёстко закреплённым способом употребления и могут быть использованы  в разных видах деятельности малышей:

·                   природные материалы;

·                   предметы-заместители, предметы мебели, маты, мягкие модули и ширмы.

Все элементы предметно-пространственной среды группы должны соответствовать требованиям по обеспечению комфортности, надёжности и безопасности при их использовании.

Для того чтобы дети чувствовали себя как дома, у интерьера группы должно быть сходство с домашней обстановкой.   С этой целью можно использовать ковровые покрытия, мягкую мебель и всевозможный текстиль. Оборудование должно обладать эстетической привлекательностью и развивающими свойствами. Благоприятно воздействует на малышей наличие игрушек из натуральных и экологически чистых материалов.  

В группе детей младшего дошкольного возраста должно быть разнообразие материалов, игр, игрушек и оборудования, которые обеспечивают свободный выбор ребят. Маленькому ребенку свойственно постоянное изменение, развитие и вместе с ним должно изменяться пространство группы, т.е. оно должно быть вариативным. Игровой, дидактический, наглядный материал тоже должен меняться, для стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности малышей.

Доступ дошколят к играм, игрушкам, материалам, пособиям, которые обеспечивают все основные виды детской активности, должен быть свободным и функциональным, а не витринным. Всё должно находиться на уровне роста детей, чтобы они смогли спокойно это взять и перенести с места на место. Материалы для детских игр целесообразней хранить в удобных и практичных емкостях с яркими метками-значками, которые помогут облегчить выбор.

Важное назначение предметно-развивающей среды – способствование раскрытию индивидуальных возможностей малыша, которые были даны ему от природы. Предметно-развивающая среда группы должна быть оснащена общим и специфичным материалом для девочек и мальчиков (поло-ролевое воспитание): куколки, машинки, костюмы, дидактические игры, печатные материалы, материалы для творчества и т.д.  

Центры, созданные для мальчиков, способствуют воспитанию мужских начал: выносливость, сила, воля, уважение, самостоятельность, справедливость, взаимопомощь.

Для девочек – женских начал: аккуратность, бережливость, этика общения, эстетические качества, нравственность, любовь к ближнему, женственность, умение выглядеть красиво и опрятно.

Важно отметить, что центр для мальчиков (социально – коммуникативное  развитие) расположен в групповой комнате, а центр для девочек в спальной комнате.

В младшей группе дошколят должен быть создан  центр для детей, где они смогли бы получить первые представления о родном поселке, районе, крае. Познакомиться с природой родного края, бытом, одеждой, игрушками, предметами обихода, народами, проживающими на территории района (национально-культурные условия).

Развитие малыша зависит от предметной среды в той же степени, как и от его родителей или опекунов, которые знают предпочтения и привычки малыша, поступающего в детский сад. И которые просто помогают воспитателям, но и активно участвуют в оформлении предметно-развивающей среды вместе с конструкторами и дизайнерами группы.   

 Правильно организованная развивающая среда помогает каждому ребенку найти занятие по душе, узнать свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, что и лежит в основе развития малыша. 

Создавая предметно-развивающую среду группы, нами были учтены все  требования  ФГОС ДО, они отображены во всех центрах (см. Приложение). Мы постарались сделать среду разнообразной, яркой, комфортной, информативно богатой, для того, чтобы в группе создалась эмоционально положительная атмосфера и было обеспечено гармоничное развитие каждого малыша.

Приложение

Перечень оборудования, пособия, игр развивающих центров в группе детского сада с учетом требований ФГОС ДО

Физическое развитие

Двигательный центр «Юные спортсмены»

·                     Балансир (доска на полукруглом основании);

·                     Метательные мешочки;

·                     Полоса препятствий;

·                     Кольцеброс;

·                     Разноцветные кегли;

·                     Детские скакалки;

·                     Комплект резиновых мячиков;

·                     Маленький пластмассовый обруч;

·                     Гимнастическая палка. 

Центр здоровья

·                     Ширма «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»

·                     Схема «Чистим зубы правильно»

·                     Альбом «Помоги себе сам» (основы помощи при царапинах, ушибах и т. п.);

·                     Дидактические игры: «Составь портрет», «Какая польза?», «Какое настроение?», «Собери фигуру человека»,«Что полезнее?»;

·                     Навесное пособие  для   развития   дыхания.

Познавательное развитие

Математический центр «Мы учимся считать»

·                     Раздаточный материал по ФЭМП каждому малышу (карточки с отображением количества, цифр и т. п.);

·                     Разнообразные мозаики, доски-вкладыши, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и иные настольно-печатные игры;

·                     Геометрические фигуры, предметы разный геометрических форм, счетный материал на «липучках», разноцветные палочки с оттенками, наборы для сериации по величине;

·                     Блоки Дьенеша;

·                     Головоломки;

·                     Часы с круглым циферблатом и стрелками. 

Центр конструктивной деятельности «Маленькие строители»

·                     Крупный и средний строительный конструктор;

·                     «Лего»;

·                     Игровые наборы;

·                     Мозаика с образцами;    

·                     Рисунки и простые схемы, алгоритмы выполнения построек;

·                     «Автосалон»;

·                     Машины грузовые, легковые, пожарная, «скорой помощи», подъемный кран, железная дорога, кораблики, лодки, самолеты и ракета-робот.

Центр науки и экспериментирования «Начинающий исследователь»

·                     Пластмассовый набор юного экспериментатора (микроскоп, лупа, весы, компас, термометры, зеркальце, ёмкости разной вместимости и т.п.).

Центр экологии и труда «Экология и природа».

·                     Наборы  для  улицы:  ведерко,  формочки,  совочек, лопатка, грабельки;

·                     Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартучки;

·                     Картина сезонов, модели года и суток;

·                     Календарь природы со значками ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т. п. и указывающей на них передвигающейся стрелкой;

·                     Дидактические игры: «Кто что ест?», «Чей малыш?», «Животные» и т. п.;

·                     Наборы объемных и плоских игрушек;

·                     Природный и бросовый материал: желуди, шишки; камешки, пробки и т.д.

Речевое развитие

Речевой центр «Говори красиво»

·                     Дидактический материал на уточнение качеств предметов и явлений;

·                     Дидактическое лото «Что для чего»;

·                     Картинки, изображающие эмоции (Катя грустная, веселая, печальная);

·                     Наборы парных картинок;

·                     Карточки на произнесение согласных звуков;

·                     Серии картинок «Времена года»;

·                     Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата и т.д.

Центр книги «Библиотека юного читателя»

·                   Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья» и т.п.;

·                   Детские книги;

·                   Портреты детских писателей;

Художественно – эстетическое развитие

Центр изобразительной  деятельности «Талантливые пальчики»

·                   Стенд с детскими рисунками и поделками;

·                   Раздаточный материал для художественного творчества.

Центр музыки «Веселые нотки».

·                   Игрушечные  музыкальные инструменты;

·                   Альбомы  с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов;

·                   Аудиосредства  (проигрыватель с пластинками, магнитофон, центр, дискеты с записями музыкальных произведений).

Центр театра «В гостях у Сказки»

·                   Различные  виды театров;

·                   Аудио и видео средства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов;

·                   Оснащение  для разыгрывания сценок и спектаклей.

Социально – коммуникативное  развитие

 Центр игры: «Мы играем»

·                   Игрушки и наборы для сюжетно – ролевых игр;

·                   Игровой модуль «Кухня» с плитой, посудой и аксессуарами;

·                   Комплект для ролевой игры «Парикмахерская»;

·                   Комплект для ролевой игры «Магазин»;

·                   Штурвал для ролевой игры «Моряки».

Центр безопасности

·                   Уголок безопасности с дидактическими играми по данной тематике;

·                   Коврик со схематичным изображением населенного пункта, включая улицы с дорожными знаками и разметкой, строения, ландшафт;

·                   Игрушки с изображениями (сюжетно-ролевые игры), «Страна Безопасности», уголок уединения «Волшебный балдахин», «Мы дежурим».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sreda_unikalnaya.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно-пространственная развивающая среда группы для детей младшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

С целью создания предметно-пространственной образовательной среды в группе, которая отвечала бы требованиям федерального дошкольного образования, нами было создано пространство группы, обеспечивающее эффективную реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В результате того, что была создана предметно-пространственная образовательная среда в группе младшего дошкольного возраста, нам удалось собрать материал по этой теме, который представлен в этих методических рекомендациях.

У детей младшего дошкольного возраста существует три основных потребности: общение, движение и познание.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям ребят и содержанию примерной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая реализуется дошкольными образовательными учреждениями.

В образовательном пространстве обязательно должны быть:

  1. Средства обучения. Для того чтобы был создан соответствующий эмоциональный фон,  звуковая среда, происходило обогащение познавательного мира детей в процессе игровой совместной и самостоятельной деятельности, в группе должны присутствовать магнитофон, телевизор, DVD-проигрыватель и интерактивная доска.
  2. Игровой, спортивный, оздоровительный инвентарь и оборудование.
  3. Разнообразный материал, оборудование и инвентарь, которые помогут обеспечить:
  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность ребят, экспериментирование с доступными (по возрасту) материалами;
  • двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и конкурсах;
  • эмоциональное благополучие ребят при взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • самовыражение ребят. Для этого существуют разнообразные атрибуты для театрализованной игры, драматизации, ролевых игр (маски, театры, наряды и т.д.).

Для обеспечения полифункциональности пространство целесообразно условно разделить на три части:

  1. «Спокойная», где дети смогут спокойно проводить свое время: играть в настольные игры, знакомиться с книгами, картинками, творить и уединяться.  
  2. «Активная», где дети активно двигаются, возводят крупные игровые постройки, организуют сюжетно-ролевые, подвижные и другие групповые игры.
  3. «Рабочая», предусмотренная для организации  партнерских форм занятий ребят.

Разделение группового пространства зависит от  образовательной ситуации,  вида детской деятельности, применяемых для игровой или продуктивной и исследовательской деятельности материалов.

У всех частей пространства должна быть приспособленность к изменениям, иначе говоря, должны быть предусмотрены подвижные, трансформируемые границы. Данное пространство должно быть «живым» и «пульсирующим», оно должно меняться согласно образовательной ситуации, в том числе и от изменения интересов и возможностей детей. С этой целью применяются мягкие модули, маркеры игрового пространства, столы-трансформеры,  всевозможные ширмы и раздвижные столы.

Важно отметить тот факт, что существуют такие составляющие предметной среды, которые не обладают жёстко закреплённым способом употребления и могут быть использованы  в разных видах деятельности малышей:

  • природные материалы;
  • предметы-заместители, предметы мебели, маты, мягкие модули и ширмы.

Все элементы предметно-пространственной среды группы должны соответствовать требованиям по обеспечению комфортности, надёжности и безопасности при их использовании.

Для того чтобы дети чувствовали себя как дома, у интерьера группы должно быть сходство с домашней обстановкой.   С этой целью можно использовать ковровые покрытия, мягкую мебель и всевозможный текстиль. Оборудование должно обладать эстетической привлекательностью и развивающими свойствами. Благоприятно воздействует на малышей наличие игрушек из натуральных и экологически чистых материалов.  

В группе детей младшего дошкольного возраста должно быть разнообразие материалов, игр, игрушек и оборудования, которые обеспечивают свободный выбор ребят. Маленькому ребенку свойственно постоянное изменение, развитие и вместе с ним должно изменяться пространство группы, т.е. оно должно быть вариативным. Игровой, дидактический, наглядный материал тоже должен меняться, для стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности малышей.

Доступ дошколят к играм, игрушкам, материалам, пособиям, которые обеспечивают все основные виды детской активности, должен быть свободным и функциональным, а не витринным. Всё должно находиться на уровне роста детей, чтобы они смогли спокойно это взять и перенести с места на место. Материалы для детских игр целесообразней хранить в удобных и практичных емкостях с яркими метками-значками, которые помогут облегчить выбор.

Важное назначение предметно-развивающей среды – способствование раскрытию индивидуальных возможностей малыша, которые были даны ему от природы. Предметно-развивающая среда группы должна быть оснащена общим и специфичным материалом для девочек и мальчиков (поло-ролевое воспитание): куколки, машинки, костюмы, дидактические игры, печатные материалы, материалы для творчества и т.д.  

Центры, созданные для мальчиков, способствуют воспитанию мужских начал: выносливость, сила, воля, уважение, самостоятельность, справедливость, взаимопомощь.

Для девочек – женских начал: аккуратность, бережливость, этика общения, эстетические качества, нравственность, любовь к ближнему, женственность, умение выглядеть красиво и опрятно.

Важно отметить, что центр для мальчиков (социально – коммуникативное  развитие) расположен в групповой комнате, а центр для девочек в спальной комнате.

В младшей группе дошколят должен быть создан  центр для детей, где они смогли бы получить первые представления о родном поселке, районе, крае. Познакомиться с природой родного края, бытом, одеждой, игрушками, предметами обихода, народами, проживающими на территории района (национально-культурные условия).

Развитие малыша зависит от предметной среды в той же степени, как и от его родителей или опекунов, которые знают предпочтения и привычки малыша, поступающего в детский сад. И которые просто помогают воспитателям, но и активно участвуют в оформлении предметно-развивающей среды вместе с конструкторами и дизайнерами группы.   

 Правильно организованная развивающая среда помогает каждому ребенку найти занятие по душе, узнать свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, что и лежит в основе развития малыша. 

Создавая предметно-развивающую среду группы, нами были учтены все  требования  ФГОС ДО, они отображены во всех центрах (см. Приложение). Мы постарались сделать среду разнообразной, яркой, комфортной, информативно богатой, для того, чтобы в группе создалась эмоционально положительная атмосфера и было обеспечено гармоничное развитие каждого малыша.


Приложение

Перечень оборудования, пособия, игр развивающих центров в группе детского сада с учетом требований ФГОС ДО

Физическое развитие

Двигательный центр «Юные спортсмены»

  • Балансир (доска на полукруглом основании);
  • Метательные мешочки;
  • Полоса препятствий;
  • Кольцеброс;
  • Разноцветные кегли;
  • Детские скакалки;
  • Комплект резиновых мячиков;
  • Маленький пластмассовый обруч;
  • Гимнастическая палка. 

Центр здоровья

  • Ширма «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»
  • Схема «Чистим зубы правильно»
  • Альбом «Помоги себе сам» (основы помощи при царапинах, ушибах и т. п.);
  • Дидактические игры: «Составь портрет», «Какая польза?», «Какое настроение?», «Собери фигуру человека»,«Что полезнее?»;
  • Навесное пособие  для   развития   дыхания.

Познавательное развитие

Математический центр «Мы учимся считать»

  • Раздаточный материал по ФЭМП каждому малышу (карточки с отображением количества, цифр и т. п.);
  • Разнообразные мозаики, доски-вкладыши, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и иные настольно-печатные игры;
  • Геометрические фигуры, предметы разный геометрических форм, счетный материал на «липучках», разноцветные палочки с оттенками, наборы для сериации по величине;
  • Блоки Дьенеша;
  • Головоломки;
  • Часы с круглым циферблатом и стрелками. 

Центр конструктивной деятельности «Маленькие строители»

  • Крупный и средний строительный конструктор;
  • «Лего»;
  • Игровые наборы;
  • Мозаика с образцами;    
  • Рисунки и простые схемы, алгоритмы выполнения построек;
  • «Автосалон»;
  • Машины грузовые, легковые, пожарная, «скорой помощи», подъемный кран, железная дорога, кораблики, лодки, самолеты и ракета-робот.

Центр науки и экспериментирования «Начинающий исследователь»

  • Пластмассовый набор юного экспериментатора (микроскоп, лупа, весы, компас, термометры, зеркальце, ёмкости разной вместимости и т.п.).

Центр экологии и труда «Экология и природа».

  • Наборы  для  улицы:  ведерко,  формочки,  совочек, лопатка, грабельки;
  • Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартучки;
  • Картина сезонов, модели года и суток;
  • Календарь природы со значками ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т. п. и указывающей на них передвигающейся стрелкой;
  • Дидактические игры: «Кто что ест?», «Чей малыш?», «Животные» и т. п.;
  • Наборы объемных и плоских игрушек;
  • Природный и бросовый материал: желуди, шишки; камешки, пробки и т.д.

Речевое развитие

Речевой центр «Говори красиво»

  • Дидактический материал на уточнение качеств предметов и явлений;
  • Дидактическое лото «Что для чего»;
  • Картинки, изображающие эмоции (Катя грустная, веселая, печальная);
  • Наборы парных картинок;
  • Карточки на произнесение согласных звуков;
  • Серии картинок «Времена года»;
  • Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата и т.д.

Центр книги «Библиотека юного читателя»

  • Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья» и т.п.;
  • Детские книги;
  • Портреты детских писателей;

Художественно – эстетическое развитие

Центр изобразительной  деятельности «Талантливые пальчики»

  • Стенд с детскими рисунками и поделками;
  • Раздаточный материал для художественного творчества.

Центр музыки «Веселые нотки».

  • Игрушечные  музыкальные инструменты;
  • Альбомы  с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов;
  • Аудиосредства  (проигрыватель с пластинками, магнитофон, центр, дискеты с записями музыкальных произведений).

Центр театра «В гостях у Сказки»

  • Различные  виды театров;
  • Аудио и видео средства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов;
  • Оснащение  для разыгрывания сценок и спектаклей.

Социально – коммуникативное  развитие

 Центр игры: «Мы играем»

  • Игрушки и наборы для сюжетно – ролевых игр;
  • Игровой модуль «Кухня» с плитой, посудой и аксессуарами;
  • Комплект для ролевой игры «Парикмахерская»;
  • Комплект для ролевой игры «Магазин»;
  • Штурвал для ролевой игры «Моряки».

Центр безопасности

  • Уголок безопасности с дидактическими играми по данной тематике;
  • Коврик со схематичным изображением населенного пункта, включая улицы с дорожными знаками и разметкой, строения, ландшафт;
  • Игрушки с изображениями (сюжетно-ролевые игры), «Страна Безопасности», уголок уединения «Волшебный балдахин», «Мы дежурим».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ развивающей предметно-пространственной среды второй младшей группы по ФГОС

Функции развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе:·        Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира...

Предметно пространственная развивающая среда в младшей группе

Организация предметно пространственной среды в соответствии с ФГОС. Цели, задачи и принципы ппр среды освещены в этой работе....

Презентация " Альбом по предметно-пространственной развивающей среде в младших группах"

Презентация " Альбом по предметно-пространственной развивающей среде в младших группах"...

Презентация "Предметно-пространственная развивающая среда в младшей группе в соответствии с ФГОС"

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и ин...

Проектирование предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе (от 3 до 4 лет) по направлению: сенсорное развитие

Проектирование предметно-пространственной развивающей средыв младшей группе (от 3 до 4 лет) по направлению: сенсорное развитие...

Предметно - пространственная развивающая среда в младшей группе "Ладушки"

Письменная характеристика предметно – пространственной  развивающей среды в младшей группе "Ладушки" Воспитатель: Зайнуллина Т.В.    Одним из определяющих факторов ...

Предметно-пространственная развивающая среда второй младшей группы

Презентация, содержащая описание развивающих центров второй младшей группы...