Проект по патриотическому воспитанию
проект на тему

Проект по патриотическому воспитанию с использованием регионального компанента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_patr_v.docx131.68 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 16»

Утверждаю

заведующий МБДОУ «Детский сад № 16»

Е.Л. Трухманова_____________________

http://sad1221.ru/about/emblema.jpg

ПРОЕКТ

по патриотическому воспитанию

«Край родной Березополье»

 

Богородск 2014-2015 уч. год

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский

Актуальность темы:

  Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

  В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

  Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.            

  Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет:

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал…»

  И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

  Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. В соответствии с законом РФ «Об образовании» одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи патриотического воспитания в системе образования:

1.        обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

2.        воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;

3.        формирование мира и межличностных отношений и т.д.

Из национальной доктрины образования в РФ

Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:

o        к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;

o        у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;

o        80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;

o        40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;

o        20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

  Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Наш край родной Березополье»

  Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цель проекта:

  Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

Задачи проекта:

•        Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.

•        Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.

•        Расширить знания детей о флоре и фауне Богородского края.

•        Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

•        Познакомить с культурой и традициями Богородского  края.

•        Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Стратегия осуществления проектной деятельности:

  Данный проект разработан  в рамках МБДОУ «Детский сад № 16»  на 2014-2015 учебный год для осуществления с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.

Направления проектной деятельности:

•        Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов.

•        Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения.

•        Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды.

Вид проекта: познавательный, групповой.

Участники: дети старшей и подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги группы, старший воспитатель, музыкальный руководитель.

Сроки реализации: в течение года.

Основной раздел программы: социально-коммуникативное развитие

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с миром природы.

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:

1.        Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., Мы живем в России. – 2011.

2.        Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф.Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. 2007.

3.        Маханева М.Д., нравственно-патриотическое воспитание дошкольникв. – 2011.

4.        Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.

5.        Шорыгина Т.А. Родные сказки. – 2007.

6.        Шорыгина Т.А. Беседы о детях-героях Великой отечественной войны. – 2011.

7.        И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

8.        З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»

9.        Электронные ресурсы.

Материально-технические ресурсы,

 необходимые для выполнения проекта:

1.        подбор исторической литературы;

2.        подбор произведений русского народного творчества;

3.        подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);

4.        подготовка разного вида бросового материала;

5.        подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;

6.        дидактические игры;

7.        выставки книг, рисунков, поделок;

8.        создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный:

•        Изучение интереса детей для определения целей проекта.

•        Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

•        Обращение к специалистам, к городскому историческому музею.

II. Организационно-практический

•        Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Город Богородск – прошлое и настоящее», «Моя Родина – край Березополье»

•        Оформление альбомов «Достопримечательности моего города», «Город мастеров», «Птицы Родного края».

•        Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе».

•        Оформление дидактических игр по краеведению:

«Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», « Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной».

•        Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями).

•        Лепка «Животные и птицы Богородского края».

•        Экскурсии и фотоэкскурсии по городу.

•        Разучивание стихов песен о Богородске.

•        Оформление музыкального уголка в русских традициях.

•        Оформление стенда «Наш край родной Березополье» (ко дню города).

•        Организация мини – музея «Русский дом в Березополье».

III. Презентационно - завершающий

•        Открытое занятие «Моя Родина – Богородск».

•        Выставка продуктов детской деятельности.

•        Оценка этапов реализации проекта детьми.

IV. Контрольно-рефлексивный

•        Подведение итогов.

•        Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»

Необходимые условия реализации проекта:

1.        интерес детей и родителей;

2.        методические разработки;

3.        интеграция со специалистами детского сада;

4.        сотрудничество с Богородским историческим музеем.

Гипотеза:

  Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Методы проекта:

1.        Наблюдение,

2.        совместные игры, соревнования,

3.        анкетирование,

4.        познавательные игровые занятия,

5.        беседы,

6.        экскурсии.

Предполагаемый результат:

1.        Приобретенные в ходе проекта знания детей о родном крае, а также патриотические чувства к малой Родине.

2.         Способность к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

3.        Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

4.        Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

5.        Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям.

Приложение 1.                        

Содержание проектной деятельности

Время проведения

Тема

Цели

Форма проведения

сентябрь

«Знаешь ли ты свой город?»

Определить уровни знаний детей и родителей по патриотическому воспитанию

Беседа, анкетирование

 «Угадай, где я нахожусь?»

Закреплять знания детей о достопримечательностях родного города

Дидактическая игра

«Где я отдыхал летом»

Побуждать  детей передавать чувства и ощущения в рисунке

 

Рисование

октябрь

«История возникновения родного города»

Познакомить детей с историей возникновения города, его постройками. Воспитывать интерес к истории города

НОД

«Центральная улица города»

Сравнить улицу первоначальную  (увиденную на фото) и современную

Дидактическая игра

«Улицы родного города»

Формировать интерес к родному краю и умение передавать красоту родного города

Изобрази-тельная деятельность

   Ноябрь

«Достопримечательности родного города»

Закрепить знания детей о достопримечательностях города. Познакомить с понятием архитектура и архитектурными памятниками города.

НОД

«Найди отличия»

Сравнивать особенности старого и современного города.

Дидактическая игра

«Русская изба»

Знакомить детей с историей строительства домов .

Изготовление мини-музея.

«Придумай названия будущим улицам города»

Придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали

Творческое задание

               Декабрь

«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию»

Дать представление детям об  отличиях профессий города от профессий села.

Дидактические игры

«Все профессии важны»…

Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к труду людей.

Сюжетно-ролевые игры

«Делу – время, потехе – час»

Закреплять знание русского фольклора.

Конкурс пословиц и поговорок

«Предприятия родного города»

Расширять знания о предприятиях города, изготавливаемой продукции.

НОД

   Январь

«Флора и фауна Богородского края»

Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире края.

Экскурсия в музей

«Кто живет в краю родном?»

Вечер загадок

«Поможем птицам зимой»

Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе края

Акция

«Птицы Богородского края»

Формирование знаний о птицах Богородского края, поиск необходимой информации совместно с родителями.

Изготовление альбома,

Изобрази-тельная деятельность

«Знай и люби родную природу»

Вызвать интерес и желание больше узнать об особенностях природы края, а также чувство сопереживания родной природе.

НОД

                 Февраль

«Город мастеров»

Познакомить с историей гончарного и кожевенного производства.

Оформление альбома

«Мы - мастера»

Вызвать интерес к таким материалам , как глина и кожа. Пробудить фантазию и воображение детей в художественном творчестве.ю

Выставка детского твор-чества

«Глиняная сказка»

Вызвать интерес к процессу  изготовления глиняных изделий  в настоящее время и в современных условиях.

Экскурсия в гончарную мастерскую

  Март

«Полезные привычки»

Пропаганда здорового образа жизни

Беседа

«Папа, мама, я – спортивная семья!»

Способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья

Спортивные соревнования

«Победа»

Познакомить детей с спортивным комплексом «Победа» и Домом спорта

Экскурсия в ФОК  и на стадион

«Богородск спортивный»

Закрепить знания о спортивных сооружениях и различных видах спорта. Вызвать чувство гордости за спортсменов родного города, вызвать желание заниматься спортом.

НОД

                            Апрель

«Крестьянская изба»

Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени.

Экскурсия в музей

«Что лишнее?»

Закрепить знания детей об особенностях быта в прошлом жителей города.

Дидактическая игра

Фильм «Край Березополье», символика города

Формирование познавательного интереса к природе Богородска, углублять представление о флоре и фауне.

Аппликация, рисование

Сделаем наш город чище

Воспитывать любовь к родному городу, приучать следить за чистотой, развивать творчество.

Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями

«Моя Родина- Богородск»

Обобщить знания о флоре и фауне  Богородского края; углубить представления о женском костюме, закрепить знание русских пословиц и поговорок

Защита проекта

Май

«Этих дней не смолкнет слава!» Встреча с ветеран ами.

Сформировать представления о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ. Формировать представления о празднике День Победы,

Встреча с ветеранами .

Организация концерта.

«Боевая слава нашего народа»

Сформировать представление о героизме, подвиге.

Экскурсия на «Аллею славы»

«Наш край родной – Березополье»

Познакомить родителей с историей образования края и его достижениями.

Оформление стенда

«Папа, мама, я – спортивная  семья! »

Соревнования между ДОУ города в ФОКе «Победа»

«Таланты земли Богородской»

Приобщение к культуре и традициям родного края

Участие в дне Поселения

«Что ты знаешь о своей малой Родине?»

Выявление усвоенных знаний детьми

Викторина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию «Одежда кубанских и терских казаков» Название проекта «Особенности одежды казаков »

Содержание деятельности:Дать понятие «Казачество» и его значение в роли защитника государстваРассказать об одежде, ее видах и предназначенииПоказать отличия одежды казака – воина и воина армии.А...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Воспитание патриотизма и гражданственности у дошкольников в ходе реализации проекта по патриотическому воспитанию «Растим патриота»

В статье преддставлен опыт работы по патритическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

Проект по патриотическому воспитанию Формирование основ патриотического воспитания у детей среднего дошкольного возраста. «Любовь к Родине начинается с детства»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения....

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ТРОПИНКАМ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

Патриотическое воспитание – тема ни для кого не новая, но в настоящее время остро стоит проблема по приобщению подрастающего поколения к культуре и истории своего народа, обсуждение ее на самых ...