познавательный проект "Мини -музей "Байкал"
проект (старшая группа) на тему

Мазур Светлана Сергеевна

   В настоящее время активно ведется поиск новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами дошкольного образования. Музейная педагогика характерна своей образовательной функцией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnyy_proekt.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательный  проект

 «Мини-музей озеро Байкал»

Автор проекта

воспитатель Мазур Светлана Сергеевна

Паспорт проекта
1. Тема: «Мини-музей озеро Байкал»
2. Тип проекта: познавательный
3. Признак проекта: культуроведеческий, экологический 
4. По характеру контактов: дети, воспитатель, родители
5. По количеству участников: групповой
6. По продолжительности краткосрочный;
7. Предмет изучения – животный и растительный мир Республики Бурятия и элементы этнической культуры народов Республики Бурятия в музейном представлении.

Актуальность. 
В настоящее время активно ведется поиск новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами дошкольного образования. Музейная педагогика характерна своей образовательной функцией.
В нашем детском саду успешно внедряются и используется различные образовательные технологии. В частности, методы проектирования, один из которых «Мини-музеи в детском саду».
Улан-Удэ – уникальный город по своей природе и историческим событиям. Имеется краеведческий музей. Но часто ли дети бывают там?
Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников не посещают музеи. Причины самые разные, но чаще родителям кажется, что детям дошкольного возраста посещать подобные места еще рано.
Для привлечения внимания и интереса к музеям нами были созданы игровые центры и  мини-музеи в детском саду. Это краеведческие уголки, посвященные животному, растительному миру Байкала, традициям и быту бурятского и русского народов.
К созданию мини-музеев пришли неслучайно. Тематические выставки, направленные на ознакомление с родным краем
 и его особенностями, систематически проводятся для дошкольных групп с учетом возрастных особенностей. Посредством наглядно созданных музейных экспозиций педагоги детского сада стараются привить чувство любви к родному краю.
Применительно к дошкольному возрасту можно констатировать то факт, что этнокультурная образованность детей – результат этнокультурной образовательной стратегии педагогов детского сада. Этническая принадлежность ребенка (представления о мире, конкретная языковая и социокультурная действительность, отношение к людям) формируется в течение 3 – 5 лет после рождения (Ж. Пиаже, Э. К. Суслова, О. Н. Юденко)
Противоречия между возросшими требованиями к качеству дошкольного образования, введением в содержание образовательного процесса ФГОС дошкольного образования, к личности педагога как активного и творческого субъекта этнокультуры и отсутствием программно-методического обеспечения и методики становления этнокультурной образованности личности ребенка актуализировали данную проблему. В целях разрешения возникшего противоречия нами была выбрана проектная деятельность педагога, детей и родителей в качестве программно-методического, практического и организационного обеспечения образовательного процесса в ДОУ.

Основные направления проекта: 
- Национально-региональный компонент;
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательно-речевое развитие.

Цель проекта – реализация национально-регионального компонента в образовательную деятельность дошкольников через построение социально-культурной образовательной среды посредством мини-музеев группы.

Задачи:

Воспитательные: 
-воспитывать эмоциональное отношение к природе озера Байкал, традициям народов Бурятии;
-воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Все полученные знания должны стать прочной основой для понимания детьми значимости региона, в котором они живут, служить инструментарием для воспитания чувств уважения, гордости, сопереживания, любви к малой родине, а также воспитывать активную жизненную позицию.

Образовательные:
- выяснить представления детей о родном крае; 
- дать представления о природе Байкала, познакомить с его растительным и животным миром;
- разработать перспективный план, конспекты занятий, игр с детьми с использованием мини-музеев ДОУ;
- познакомить с традициями и бытом бурятского и русского народов.
- поддерживать естественный интерес ребенка к родному краю;
- обогащать впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини - музея;

Развивающие:
- развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество через деятельность в краеведческих мини-музеях детского сада;
- развивать мотивацию на сохранение культурного наследия родного края;

Ожидаемые результаты:
- участие детей во всех видах деятельности, приобщение родителей к жизни детского сада;
- формирование эколого-краеведческого мышления;
- приобщить причастность к своему родному краю;
- систематизировать материал по ознакомлению детей с растительным и животным миром Байкала; разработан цикл мероприятий, викторин, развлечений, досугов о Байкале;
- повысить уровень знаний детей о традициях и быта бурятского и русского народов.
- сформировать новые положительные эмоции и чувства у детей с помощью игр с экспонатами музеев.

План действий:
1.Постановка цели;
2.Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
3.Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
4.Определение направлений познавательной практической деятельности;
5.Организация совместной творческой познавательной практической деятельности с педагогами, родителями и детьми, с музеем Природы, этнографическим музеем;
6.Работа над частями проекта, его коррекция.

Этапы реализации проекта:

1. Организационный:
– создание и оформление экологического  и краеведческого «мини-музеи», посвященных  теме: «Озеро Байкал»
- подбор материала, изготовление экспонатов музеев;
- сбор и анализ литературы;
- подбор сюжетно-ролевых игр;
- подбор наглядного и дидактического материала;
- разработка плана реализации проекта.

2. Деятельностный:
– работа по перспективному планированию;
- проведение занятий с посещением мини-музеев ;
– взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта.

3. Заключительный:
- оформление презентации проекта «Мини –музей в группе Озеро Байкал»;
- выставка продуктивной деятельности детей;
- итоговое занятие «Экскурсия по мини-музею» 


Использование результатов: 
Было интересно наблюдать, что в ходе реализации проекта дети много двигались, решали поставленные задачи в комфортном для них темпе, выбирали партнеров для самостоятельной и групповой деятельности. 
Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: воспитателя, детей и родителей, сотрудников музея, объединенных одной проблемой, позволит добиться высоких результатов: развитие у детей познавательной деятельности, интеллектуальной инициативы; формирование навыков коммуникативного общения.
В результате работы дети усвоят нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром; появится потребность в приобретении экологических знаний, дети будут испытывать потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживать им, проявлять доброту и чуткость.
Занятия в мини-музеях позволяют детям реализовать свои познавательные потребности и творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка, пополняет в активной деятельности знания о родной природе и ее региональных особенностях, в интересной игровой форме обогащает словарь, развивает коммуникативные навыки и умения.
Проект позволяет отбирать материал из уже разработанных мероприятий из уже разработанных мероприятий и занятий, фотоматериалов, раздаточного материала и материала для поделок в соответствии с познавательным уровнем детей.
Образовательное пространство некоторых занятий и мероприятий расширяется за счет сотрудничества с музеями города. Данная работа позволила вовлечь родителей в музейное дело, сделать их активными участниками творческого музейно-педагогического процесса, а, главное, сблизить с детьми как с равноправными партнерами, обоюдно раскрыть познавательный потенциал. 
Педагогический смысл заключается в том, что она помогает воспитать у детей любовь к своей родине, родному краю, учит сочувствовать ко всему живому, ценить и уважать красоту своего края, бережно относиться к животному и растительному миру Байкала. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, она помогает развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество, работать в коллективе.

Форма презентации: демонстрация реализации проекта «Мини-музей озеро Байкал» с детьми с помощью мультимедийного оборудования и его результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы педагогической работы по развитию речи, познавательного опыта детей и коррекции недостатков в познавательной деятельности.

В данной работе предлагаются игры и игровые упражнения , направленные на развитие лексико-грамматического строя  дошкольников с целью профилактики речевых нарушений. материал предназначен для вос...

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

познавательно -поисковая деятельность в развитии познавательного интереса в детском саду

материал готовился к педсовету, освещает основные принципы и проблемы по этому вопросу....

ПРОГРАММА проведения тематического контроля на тему: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознательность и познавательная мотивация; познавательные

ПРОГРАММАпроведения тематического контроля Тема: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознатель...