Конспект ОД Ремесла нашего края
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Финская Арина Анатольевна

материал предназначен для работы с детьми подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karelskie_remesla.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

    Приложение 7

Конспект

ООД в подготовительной группе детского сада

«Ремесла нашего края»

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: Познакомить детей с традиционными народными ремеслами родного края.

Задачи:

  1. Формировать у детей духовные ценности: интерес к изучению культуры своих предков, любовь к родному краю.
  2. Воспитывать эстетическое отношение к прикладному искусству.
  3. Развивать интерес к различным видам карельских ремесел.
  4. Обогатить представления детей, о разнообразии природного материала используемого для изготовления предметов народного промысла.
  5. Ознакомить с традиционной «заонежской» вышивкой.
  6. Воспитывать любовь к родному краю, на основе приобщению к родной культуре и традициям.

Оборудование и материалы:

Экран для демонстрации слайдов презентации, изделия из дерева, бересты, вышивка.

Предварительная работа:

  1. Посещение в детском саду тематической экспозиции «Горница».
  2. Экскурсия на фабрику «Заонежская вышивка».
  3. Рассматривание иллюстраций и книг посвященных теме занятия.

Ход занятия: в группе или в зале расположен экран для демонстрации слайдов; на столах расположены изделия из дерева, бересты и вышивка (стилизованные торговые ряды).

Дети стоят в кругу, держась за руки, проводится хороводная игра:

 «Где был, Иванушка?»

Иванушка стоит в центре круга. Дети спрашивают, Иванушка отвечает.

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Курочку.

Курочка по сеничкам (Дети показывают, как курочка клюет)

Зернышки клюет,

Иванушка в горенке

Песенки поет.

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Уточку.

Уточка по лужице (Дети показывают, как уточка плывет)

Взад — вперед плывет.

Иванушка в горенке

Песенки поет.

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Ослика.

Ослик на лужайке (Дети показывают, как ослик щиплет травку)

Травушку жует,

Иванушка в горенке

Песенки поет.

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Тетеру. (Выходит «тетера» (взрослый) и заводит хоровод.)

Дети садятся, напротив экрана.

-Мы живем с вами в республике богатой своими традициями. А как называется наша республика? (ответы детей). Люди всегда жили своим трудом: пахали землю, шили одежду, строили дома, делали украшения, игрушки, предметы мебели и домашней утвари. Карельское искусство предмет нашей гордости, все произведения мастера изготавливали вручную, двух одинаковых вещей не было. Все изделия неповторимы. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, от отца к детям и передавались из поколения в поколение. Люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшали свой дом, быт. Природа давала  материал, она была главным учителем. Мастерством овладевали  семьи, а иногда и целые деревни. Так рождались народные ремесла. А где же продавались изделия мастеров, кто из вас знает? (ответы детей). Раньше все свои товары люди привозили на ярмарки (демонстрация слайдов). Со всех концов съезжались люди, привозили свои изделия показать и на другие посмотреть. В нашем районе тоже существовала знаменитая Шуньгская ярмарка. Чем только там не торговали! А вы как думаете что продавали?(ответы детей). А торговали там: пушниной и тканями, рыбой и дичью, сладостями, изделиями из керамики и дерева, железа и меди, стекла и камня, бересты и соломы. И конечно знаменитой «заонежской» вышивкой. Сейчас мы с вами отправимся на ярмарку.

-  Ярмарка шумит, кипит,

   Кружит, манит, веселит.

   В лавках и рядах торговых-

   Шутки смех и разговоры.

Дети подходят к первому «торговому ряду».

-Место, где располагали товар, называется – ряд, потому что длинные деревянные витрины тянулись в ряд. Покупатели шли сначала вдоль одного ряда, а затем вдоль другого и выбирали, что им нравится. Мы сейчас с вами будем рассматривать товары. Из какого материала они сделаны? (ответы детей). Мы с вами живем в лесном краю, и  главным природным материалом было конечно дерево. Лучшие породы деревьев для ремесла – это липа, осина, береза, ольха и дуб. Посмотрите, на нашей ярмарке представлены различные изделия, какие вы узнаете? (ответы детей). Это и предметы домашнего обихода: ложки, блюда, емкости для хранения продуктов; и украшения, и игрушки. Давайте рассмотрим их внимательно. Посмотрите, какие узоры вырезаны на них, как кружево. А эти предметы украшены росписью. Игрушки одеты в национальные костюмы. Дети, резьба и роспись по дереву самые древние виды народного творчества. Давайте пойдем дальше по нашим рядам, посмотрите на эти изделия, их чего они сделаны? (ответы детей). Березовая кора (берёста) – один из самых красивых и прочных материалов. Для работы собирают бересту с поваленных или спиленных деревьев. Снятую кору чистят, протирают, распаривают,  кладут по груз и сушат, чтобы она стала ровной. Много изделий из бересты. Как вы думаете что это? (ответы детей). Молоко, которое хранилось вот в таком берестяном туеске, долго не скисало, ягоды и грибы мялись и долго оставались сухими. А если надеть на голову вот такое украшение, то голова не болела. Вот так, и красота и польза. Пройдем дальше, на нашей ярмарке не пойти мимо вот этой красоты. Узнаете? (ответы детей). Это знаменитая «заонежская» вышивка. А как вы узнали, что это «заонежская» вышивка (ответы детей).  На белом фоне аккуратные красные узоры  (дети называют знакомые вещи). Этими узорами украшают одежду, полотенца, салфетки. Давайте внимательно рассмотрим орнамент на этой салфетке. По краю красным швом перевивается  петлями дорожка, а вот здесь петушок. Очень красиво!

Давайте с вами присядем отдохнуть и вспомним, что мы сегодня с вами увидели на ярмарке. Посмотрите на экран (детям демонстрируются слайды, и читаются поговорки). А, может вы, вспомните поговорки о труде (ответы детей). (Демонстрируется последний слайд)

-  Все ликует, все бурлит,

   В яркой ярмарке кружит!

На ярмарках не только торговали, но и веселились. Она сопровождалась цирковыми представлениями, конными гонками, катанием на каруселях, оленях, играми и плясками. Давайте и мы с вами поиграем в карельскую народную игру: «Догонялка». Выберем водящего считалкой:

 -  Тара-бара, домой пора –

    Ребят кормить, телят поить,

   Коров доить. Тебе водить!

Водящий встает в центр круга и говорит такие слова:

-  Стерегу, стерегу овечку, по золотому колечку.

   Не тронь моей овечки, ни зверь, ни медведь.

   Ни лихой человек. Кыш овечка в поле.

Все разбегаются, а водящий догоняет, кого поймал, тот становится водящим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Растения нашего края"

Конспект НОД "Растения нашего края" способствует систематизировать знания  детей о растениях, закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о с...

Конспект ООД "Животные нашего края" первая младшая группа

Коноспект разработан для малышей. Были учтены  знания и возможности  детей. дети знакомятся с обитателями нашего края....

Конспект проекта "Птицы нашего края"

Конспект совместного проекта на тему "Птицы нашего края"...

Конспект ООД "Деревья нашего края"

Конспект ООД по познавательному развитию«Деревья нашего края» Возрастная группа: разновозрастная группа (старшая и подготовительная).Тема: «Деревья нашего края»Цели и задачи:- расширять...

Конспект НОД "Птицы нашего края"

Конспект разработан в рамках проектной деятельности "птицы"...

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!» Подготовительная к школе группа

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.)Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!»Подготовительная к школе...