Проект "Приамурье в сердце моём"
проект (подготовительная группа) на тему

Бердникова Татьяна Николаевна

Проект "Приамурье в сердце моём"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Приамурье в сердце моём"34.77 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта проекта

  1. Полное название проекта:  Приамурье в сердце моём
  2. Актуальность проблемы. 

Сложившаяся ситуация в современном мире всё чаще диктует потребительское отношение к природе и человеческим ценностям. С каждым поколением теряется понимание того, что от каждого человека зависит баланс в природе и социуме. В поле зрения детей постоянно находятся примеры негативного отношения к природе, неуважения к родному краю. Всё это диктует нормы поведения детей.

Проблема заключается в том, что представления детей о родном крае, остаются весьма поверхностными и отрывочными.  Приоритетом для детей является интерес к современным технологиям, компьютерным играм, сотовым телефонам и т.п., а не к природе и развитию родного края. Поэтому очень важно целенаправленно ознакомить ребёнка с родным краем, заронив в детские сердца искорку любви к Родине, так как именно в дошкольном возрасте формируется самосознание, приоритеты и ценности. 

 Практическая значимость проекта предусматривает диагностическую деятельность, тематическое планирование, создание развивающей среды, разработку конспектов занятий, сценариев досугов, развлечений. Систематизированные знания о Приамурье помогут не только определить приоритеты и ценности в пользу любви к родному краю, но и в будущем найти своё место в окружающем мире. 

  1. Цель проекта: Воспитывать  у детей любовь к родному краю.

Задачи проекта:

  • Углублять и расширять знания детей о природных ресурсах        

                   родного края и экологическом равновесии в природе;

  • Формировать представление об охране окружающей среды; познакомить с Красной книгой и заповедниками Амурской области; формировать умение отражать свои впечатления в рисунках, рассказах, играх;
  • Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, чувство гордости за свой край.

  1. Автор проекта: Бердникова Татьяна Николаевна
  2. Возрастная группа: подготовительная.
  3. Классификация проекта:  доминирующая деятельность – информационно - познавательная.
  4. Предметно-содержательная область: межпредметный.
  5. Характер контактов: среди детей одной группы.
  6. Количество участников проекта: групповой.
  7. Продолжительность проекта: долгосрочный. 5 месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь.
  8. Объект исследования: природа родного края, труд людей.

  1. Гипотеза.  Чем больше дети будут знать о Приамурье, тем бережнее будут относиться к родной природе, уважать историю и культуру народа, к которому они принадлежат.

  1. Образовательные области

Социализация.

 Формирование нравственно-патриотических чувств, любви к Родному краю. Приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

          Труд.    Знакомить детей с трудом взрослых, профессиями людей, проживающим

          в Приамурье, воспитывать уважение к их труду.  

          Воспитывать желание трудиться,  приносить пользу окружающим.

           Безопасность.  Формировать основы безопасного поведения в природе.  

           Развивать  способность к  самоконтролю и самооценке своего   поведения.

           Познание

Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе. Развивать                                          умение устанавливать причинно следственные связи в явлениях природы.                                                   Формировать у детей экологически грамотное  поведение в природе.

Коммуникация

Развивать  у детей коммуникативные навыки.  

Чтение художественной литературы

Воспитывать любовь к художественной литературе о родном крае.  Формировать умение находить ответы на интересующие вопросы, через познавательную литературу.

Художественное творчество

Формировать эстетические чувства, развивать творческие способности детей через продуктивную деятельность.

  1. Ожидаемый результат:  Дети имеют представления и природных ресурсах родного края, экологическом равновесии в природе;

Знают и соблюдают правила поведения в природе и безопасного взаимодействия с растениями и животными;

Знают достопримечательности родного города, имеют представления о труде сельских жителей, о  разных профессиях.

Имеют представления об охране окружающей среды: знают заповедники Амурской области, узнают и называют растения и животных Красной книги.

Эмоционально откликаются на красоту природы, на  художественную литературу о родном крае, Родине, природе.

Умеют отражать впечатления, полученные от общения с природой в рисунках, рассказах, играх.

Перспективный план реализации проекта на сентябрь.

Неделя

Тема, задачи

Формы работы

3 неделя

Доктор Природа

Познакомить с лекарственными  растениями родного края; на основе полученных знаний сформировать стремление к их рациональному использованию и охране.

Уголок леса.

Огород.  Закрепить знания детей об овощах. О плодородии амурской земли. Продолжать знакомить детей с осенними работами на огороде.

Беседа о лекарственных растениях родного края.

Целевая прогулка

Работа в огороде

4  неделя

Зелёная аптека

Закрепить знания детей о лекарственных  растениях родного края;  разъяснить правила бережного отношения к лекарственным растениям.

Игра «Зелёная аптека» Закрепить знания детей о лекарственных растениях.

Памятник судостроителям в тылу и на фронте, отстоявшим Родину  в жестокой схватке с немцами.

Беседа о лекарственных растениях

Сюжетно-ролевая игра

Целевая прогулка

Перспективный план реализации проекта на октябрь.

Неделя

Тема, задачи

Формы работы

1 неделя

«Съедобные и ядовитые»

За грибами в лес пойдём.

Золотая осень

Формировать умение передавать в рисунке красоту Амурской осени.

Развивать творческие способности одарённых детей.

Познавательное занятие

Художественное творчество Лепка

Рисование на конкурс рисунков в детском саду.

2 неделя

Спасибо всем, кто хлеб растит. Продолжать формировать у детей представления о взаимодействии людей разных профессий в процессе выращивания урожая, об очерёдности  трудовых процессов земледельцев

Познавательное занятие детей по формированию целостной картины мира.

3 неделя

Турнир знатоков «Злаки родного края»

Закрепить знания детей о злаках и зерновых культурах произрастающих на амурских полях.

Развлечение

4  неделя

 «Сыночек-груздочек» - о съедобных и ядовитых грибах

Драматизация сказки  для детского сада

Перспективный план реализации проекта на ноябрь.

Неделя

Тема, задачи

Формы работы

1 неделя

Моя малая Родина. Создать условия для отражения в рисунке представления о месте жительства как одном из уголков своей Родины; продолжать учить рисовать несложные  сюжеты или пейзажи (по выбору), составлять композиции в соответствии с реальным положением предметов (ближе - дальше, ниже- выше); развивать навыки работы с красками, творческое воображение, поощрять инициативу в выборе сюжета, цветового решения, воспитывать патриотические чувства.

Художественное творчество. Рисование

2 неделя

Времена года. Закрепить и обобщить знания о временах года, об их приметах; развивать умение наблюдать явления природы и устанавливать связи между ними; прививать любовь к родной природе; формирование эстетических чувств.

Интегрированное занятие. Коллективная апликация

«Времена года»

3 неделя

Лес - наше богатство. Уточнить представление детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном, трудовом; закрепить знания детей о лесе, как природном сообществе.

Сказка о Емеле. Закрепить знания детей  о пожарной безопасности.

Познавательное занятие по формированию целостной картины мира.

Рассказывание сказки.

Беседа о пожарной безопасности.

4  неделя

Красная книга и заповедники Амурской области. Расширить  знания детей о Красной книге, познакомить с животными и растениями Амурской области, занесёнными в Красную книгу. Познакомить с заповедниками, расположенными на территории Амурской области.

Страницы Красной книги

учить детей рисовать разные виды исчезающих растений, животных, передавая в рисунке их характерные признаки:  форму, цвет, строение; воспитывать бережное отношение к природе, учить защищать и охранять все виды животных и растений, которые находятся под угрозой исчезновения; уточнять основные правила поведения человека на природе; совершенствовать технику рисования, закреплять умение смешивать краски.

Познавательное занятие по формированию целостной картины мира.

Художественное творчество

Рисование

Перспективный план реализации проекта на декабрь.

Неделя

Тема, задачи

Формы работы

1 неделя

Конкурс рисунков «Будущие профессии юных амурчан»

Выставка рисунков

2 неделя

Зимующие птицы.

Познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелётные птицы, кормушка.

Познавательное занятие по формированию целостной картины мира.

Интеграция образовательных областей: «Познание» «Коммуникация» Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская,  коммуникативная.

3 неделя

Благовещенск – столица Приамурья.  Продолжать знакомить с родным городом, обогащая и расширяя знания о его памятных местах, достопримечательностях. Формировать интерес к родному краю. Воспитывать любовь

к родному городу, чувство гордости за своих земляков.

Познавательное занятие по формированию целостной картины мира.

4  неделя

Забота о природе. Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о птицах, зимующих в суровых климатических условиях; воспитывать доброе чуткое отношение к природе, учить заботится о «братьях наших меньших»; учить проводить исследовательскую работу, обобщать полученные знания; обогащать словарный запас. (Исследование, эксперимент, пернатые друзья).

  Экскурсия в уголок леса.

Перспективный план реализации проекта на январь.

Неделя

Тема, задачи

Формы работы

2 неделя

Подземные богатства родного края.

Задачи: расширять знания о природе родного края; познакомить с полезными ископаемыми региона (уголь, золото, железная руда); дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту (воды, энергии); формировать экологически грамотное поведение в быту и в природе.

Зелёные паруса. Формировать начала экологической культуры: развивать способность к самоконтролю и самооценке своего поведения в природе; закреплять умение устанавливать причинно следственные связи в явлениях природы.

Интеграция образовательных областей. «Познание» «Коммуникация»

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Экологический досуг

3 неделя

Знай и люби свой край

 Обобщить и закрепить знания детей о родном крае.

Конкурс рисунков «Природа родного края»

«Край родной» развивать творческие способности одарённых детей, развивать их эстетическое восприятие. Формировать умение передавать свои впечатления через рисунок.

Викторина для детей

Выставка рисунков.

Конкурс рисунков в детском саду.

4  неделя

«Природа родного края»

 Закреплять  и уточнять   знания детей о  природе родного края,   углублять знания о его богатствах.

- Формировать понятие о себе как о жителе планеты Земля.  Развивать любознательность.

- Воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к природе.

Интегрированное занятие

Предварительная работа

  1. Рассматривание карты Амурской области, физической карты Евразии, глобуса, карты города
  2. Чтение познавательной и художественной литературы о родном крае, Родине, природе
  3. Рассматривание предметных картинок, иллюстраций
  4. Подбор загадок, пословиц, комплексов утренних гимнастик
  5. Заучивание стихотворений о родном крае
  6. Наблюдение за природой
  7. Подбор фотографий по теме проекта
  8. Подбор музыки, песен
  9. Создание видеоролика  «Наш край»
  10.  Презентация « Город Благовещенск»
  11. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Зелёная аптека»
  12. Изготовление Красной книги Приамурья
  13. Составление  авторских конспектов занятий по теме проекта
  14.  Подбор методической литературы конспектов занятий, сценариев досугов, развлечений

Реализация проекта осуществлялась в 4 этапа.

1 этап – подготовительный, включает в себя:

  1. Анкетирование детей по теме: «Моя малая Родина»
  2. Подбор методической, научно-популярной, художественной литературы.
  3. Составление тематического плана работы.

2 этап – технологический, включает в себя:

  1. Разработка конспектов занятий, включающих в себя разнообразные формы методы и приёмы развивающего обучения.
  2. Изготовление фотоальбома, наглядности.
  3. Создание видеоролика «Природа и мы», презентации «Достопримечательности города Благовещенска»
  4. Создание предметно-развивающей среды для детей.
  5. Оформление выставок рисунков, фотографий, поделок.

3 этап – основной, включает в себя:

Развитие речи:

  • Любимое время года
  • Творческое рассказывание «Будущее Приамурья»
  •  Рассказ из личного опыта «Семейный отдых на природе»
  • Драматизация сказки  «Сыночек -груздочек»

Беседы:

  • «О правилах поведения в природе»
  • «О лекарственных растениях родного края»
  • «О съедобных и ядовитых грибах»
  • «Охрана окружающей среды»
  • «О пожарной безопасности»

Ознакомление с художественной литературой:

  • Чтение  детям: Никита Карацупа «Жизнь моя граница»
  • Чтение детям Виталий Захаров «Я живу на границе»
  • Чтение художественной литературы о природе родного края
  • Чтение и заучивание стихотворений о родном городе,  Родине

Познавательное развитие:

  • «Лес - наше богатство»
  • «Злаки и зерновые культуры родного края»
  • «Географическое положение Приамурья»
  • «Красная книга и заповедники Амурской области»
  • «Подземные богатства родного края»
  • «Благовещенск – столица Приамурья»
  • «Экскурсия к памятнику, в уголок леса, в огород»

Игровая деятельность:

  • Сюжетно-ролевая игра  «Зелёная аптека», «Пограничники», «В гостях у лесника»
  • Дидактическая игра «Четвёртый лишний»,  «Назови одним словом», «Узнай на ощупь»
  •  Игры на прогулках, экскурсиях «Найди по описанию», «Кто внимательный», «Я знаю названия птиц…деревьев…цветов..»

Конструирование:

  •  Конструирование из разного вида конструкторов «Улицы родного города»
  • Конструирование  (коллективное) «Заповедник»
  • Конструирование из природного материала «Животный мир Приамурья»

Продуктивная деятельность:

  •  Рисование «Моя малая Родина»
  • Рисование «Страницы Красной книги»
  • Рисование «Природа родного края»
  • Аппликация (коллективная) «Времена года»
  • Лепка «Грибы»
  • Кружок «Волшебная лепка» Барельефы «Природа родного края»
  • Рисование с одарёнными детьми работ для конкурсов «Амурская осень», «Край родной», «Пограничники»

Работа с родителями:

  • Беседы и консультации по теме проекта.
  • Организация фотовыставок на тему: «Природа родного края», «Семейный отдых», «Природа и дети»
  • Организация выставок художественной и познавательной литературы «Читаем детям»
  • Выставки рисунков «Совместное творчество детей и взрослых»
  • Изготовление родителями кормушек, инвентаря для труда на участке.
  • Пополнение предметно-развивающей среды.

4 этап – итоговый, включает в себя:

  1. Интегрированное занятие для педагогов детского сада.
  2. Итоговое диагностирование детей.

Анкетирование родителей

  1. Подведение итогов работы по проекту.

Литература:

  1. Формирование экологической культуры дошкольников./ авт.сост. Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008
  2.  Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес.Грибы./ Т.И. Подрезова. – М.: Айрис-пресс, 2007.
  3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа. / Н.В. Лободина – Волгоград: Учитель, 2012.
  4. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации/авт.-сост. О.В. Чермашенцева.- Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Сборник сценариев по основам безопасности и жизнедеятельности. Начальная школа: (практическое пособие)/ Е.М. Миткалёва. -М.:Айрис-пресс, 2006.
  6. Коллективное творчество дошкольников: Конспекты занятий /Под ред. А.А. Грибовской.- М.:ТЦ Сфера, 2004.
  7. Изобразительная деятельность художественный труд. Подготовительная группа: комплексные занятия/ авт.-сост. О.В. Павлова.-Волгоград6 Учитель, 2012.
  8. Журнал  Дошкольное воспитание 2012 № 3 «Доктор Природа» с.18; с. 34 «Медиапродукт в интегрированной деятельности»
  9. Журнал Дошкольное воспитание 2010  № 3 с.43 «Эколого-оздоровительная экскурсия в парк»; с.125 «Зелёные паруса» экологический досуг.
  10. Журнал Дошкольное воспитание 2007 № 6 с.31 «Земля-кормилица наша»
  11. Журнал Воспитатель ДОУ 2008 № 6 с. 20 «Знай и люби свой край»

Анализ проектной деятельности.

В ходе реализации проекта дети подготовительной группы приобрели углубленные знания о Приамурье. Узнали о подземных  богатствах родного края, о разнообразии растительного и животного мира.

Проект захватил все виды деятельности: познавательно-исследовательскую, коммуникативную, игровую, продуктивную, восприятие художественной литературы, музыкально-художественную.

 В результате дети узнают и называют деревья, кустарники, цветы, лекарственные растения, насекомых, птиц, зверей, эмоционально откликаются на красоту природы. Умеют отражать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах.  Дети имеют представление об охране окружающей среды, знают заповедники Амурской области, растения и животных, занесённых в Красную книгу.

Дети знают о экологических проблемах родного края, понимают ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде. Итоговые занятия, досуги, развлечения,  экскурсии, прогулки показали, что ребята умеют экологически грамотно вести себя в природе.

Родители активно принимали участие в реализации проекта, участвовали в конкурсах рисунков, поделок, фотоконкурсах. Помогали готовить досуги, развлечения для детей… готовили костюмы.

Проект затронул сердца юных амурчан, они с любовью относятся к своему родному краю. Я думаю, они вырастут настоящими патриотами своей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие познавательного цикла в старшей группе «Что в имени тебе моём».

Познакомить с историческим значением имени. Продолжать приобщать ребёнка к самонаблюдению, самопознанию, дать возможность самореализоваться каждому ребёнку в зависимости от индивидуальных качеств ли...

Чудесный дом в любимом городе моём!

http://www.youtube.com/watch?v=lmbhy-cABmY...

основное на моём пед.поприще

документы  отражающие мою деятельность...

Сценарий мероприятия «Мамочка, ты в моём сердце»

Цель: создать праздничное настроение с целью установления благоприятной атмосферы, доброжелательности и взаимопонимания между взрослыми и детьми.Задачи: Формировать первичные представления о семье, об...

Проект "Частичка лета в моём сердце"

Педагогический проект, образовательная область "Социально - коммуникативная, для детей старшего дошкольного возраста....

Проект по патриотическому воспитанию "Родной посёлок - ты в сердце моём!"

 В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента страны, столицу, а вот населённы...

Открытое мероприятие "Эвенкия в сердце моём"

На мероприятии дети читают стихи, поют песни про свою малую родину, танцуют эвенкийские танцы, играют в эвенкийские игры....