Главные вкладки

    Занятие познавательного цикла в старшей группе «Что в имени тебе моём».
    план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

    Ошарова Марина Викторовна
    Познакомить с историческим значением имени. Продолжать приобщать ребёнка к самонаблюдению, самопознанию, дать возможность самореализоваться каждому ребёнку в зависимости от индивидуальных качеств личности. Упражнять в речевом, интеллектуальном и творческом развитии. Расширять представление о людях других национальностей. Воспитывать внимательное отношение к другому, как к личности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon chto_v_imeni_tebe_moyom.doc39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетом осуществления художественно-эстетического развития воспитанников МДОУ № 100».

    Авторская разработка

    Занятие познавательного цикла в старшей группе

    «Что в имени тебе моём».

                                                                     

                                                    Воспитатель: МДОУ № 100

                                                                     г. Астрахани

                                                                     Ошарова М. В.

                                                                     

    г. Астрахань

    Программное содержание:

     Познакомить с историческим значением имени.

     Продолжать приобщать ребёнка к самонаблюдению, самопознанию, дать возможность самореализоваться каждому ребёнку в зависимости от индивидуальных качеств личности. Упражнять в речевом, интеллектуальном и творческом развитии. Расширять представление о людях других национальностей. Воспитывать внимательное отношение к другому, как к личности.

    Ход занятия:

    Дети заходят в зал, свободно рассаживаются.

    -Ребята, сегодня у нас с вами занятие непростое. Мы поговорим о вас с нами.

    За дверью слышится шум. Воспитатель выглядывает и вносит зайца, у него в лапах конверт.

    -Ой, посмотрите, кто пришёл к нам на занятие. (Ответы)

     А давайте посмотрим, что у него в конверте.

    Достаю разнообразные картинки. (Мальчик, девочка, мужчина, женщина, бабушка, дедушка, повар, шофёр)

    -Посмотрите, перед вами различные картинки. Посмотрите на них внимательно и ответьте: что у них общего? Чем они непохожи? (Ответы)

    Подвожу общий итог, обобщая ответы детей:

     В разных ситуациях люди называются по-разному.

    В детском саду - ребёнок. Для папы, мамы – сын, дочь. Для бабушки, дедушки – внук, внучка. Идёт по улице – пешеход. Едет в автобусе – пассажир. Покупает в магазине – покупатель.

    -Но каждый из вас имеет одно единственное название – это ваше имя.

    -Как вы понимаете, что такое имя?

    -Бывают ли люди без имени?

    -Для чего даётся имя?

    -Ребята, а зайчик мне сказал, что у него нет имени. Давайте придумаем ему имя. ( По признакам даёт зайцу имя Ушастик)

    -Ушастик у нас теперь довольный и хочет вместе с вами послушать, что я вам расскажу.

    -Хотите узнать, что обозначало имя в древние времена? Тогда слушайте.

          Давным-давно, в стародавние времена, наши предки-славяне (показывается кукла) наделяли имя особой волшебной силой. Древние люди считали имя важной частью человека и предпочитали хранить его в тайне. Поэтому настоящее имя человека обычно было известно только родителям и нескольким самым близким людям. Все остальные его звали по имени рода или по прозвищу. Также запрещалось произносить своё имя перед врагами. Считалось, что враги, узнав имя, могут погубить человека. А египтяне запрещали произносить имя  фараона вслух (показывается кукла). Японцы же строго-настрого запрещали произносить вслух имя императора, нарушившие это были строго наказаны (показывается кукла). У некоторых людей имя можно было продать или обменять на что-то другое, то есть имя использовалось, как деньги. А когда люди хотели особенно сильно подружиться, то обменивались именами. А у взрослых индейцев имя говорило о характере человека. Например: «Сокол - острый глаз», «Ястребиный глаз», «Хитрый лис», «Быстрый очень». Вот такая интересная история.

    -А хотите узнать, о чём говорят ваши имена?

    -В этом месяце мы праздновали день рождения у нашего Вани. У него такое интересное имя! Это имя по-настоящему русское, но пришло к нам из еврейского языка. Иоанн – что переводиться как «Милость божья».

    -Ребята, а как часто имя Иван используется в сказках? Давайте соберём в этот волшебный сундучок как можно больше сказок с этим именем: «Иван-царевич и серый волк», «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван – вдовий сын», «Два Ивана-солдатских сына».

    -Видите, как много сказок с этим именем. А давайте вспомним все имена, которыми мы называем Ваню (строится ромашка). Видите, как можно по-разному называть нашего Ваню. Всё зависит от нашего настроения, от того, как мы относимся к Ване.

    -Ребята, а Ушастик предлагает нам попутешествовать вместе с этим именем.

    -Хотите отправиться в путешествие?

    -На чём же мы будем путешествовать? (выбор транспорта)

    -А давайте построим наш самолёт! (строится самолёт из строительного материала и выбирается штурман. На доске висит карта.)

    -Вперёд! (Звучит музыка)

    -Наша первая остановка – Америка. Здесь наш Ваня станет Джоном (танец кантри).

    -А теперь полетели дальше.

    -Мы приземлились во Франции. Как же мы будем называть Ваню здесь? А здесь Иван станет Жаном (прослушивается отрывок французской песенки).

    -Дальше наша остановка в Грузии (чтение стихотворения). Здесь Ваня будет Вано.

    -А теперь мы летим домой.

    -Ребята, растёте вы – растёт и ваше имя. Как же изменится имя Ваня.

    -И вот вы стали совсем взрослыми: мамами и папами. Как же теперь будет звучать ваше имя? А ваше имя станет ещё и отчеством.

    -Давайте послушаем, как же оно будет звучать (помочь детям образовать отчество от имени).

    -К сожалению, имена мам не будут звучать в ваших отчествах, а было бы забавно.

    -Давайте поиграем в «маминство», то есть попробуем пофантазировать, как же имена девочек будут звучать в отчествах.

    -Молодцы, ребята!

    -А в конце нашего занятия Ушастик принёс нам ещё один сюрприз. Это ноты. Он предлагает нам сыграть в игру «Угадай мелодию». А мелодии непростые: в них встречаются разные имена. Давайте посмотрим, кто же больше всех назовёт имён в песнях.

    1. «Серёга-Серёга»

    2. «Лёха-Лёха»

    3. «Влюблённый самолёт»

    4. «Стюардесса Жанна»

    5. «Антошка-Антошка»

    6. «Я люблю тебя Марина»

    7. «Дива Виктория»

    8. «Джулия»

    9. «Александра-Александра»

    (подсчёт результатов. Аплодисменты.)

    -Давайте теперь вспомним, о чём мы разговаривали (об именах, о том, что значило имя в древности, о том, что обозначает имя Ваня).

    -На этом занятие закончено.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект комплексного занятия по ПДД познавательного цикла в старшей группе. Тема: «История нашего транспорта».

    Конспект занятия по ознакомлению детей с  историей возникновения транспорта на примере трамвая. Занятие проводится в игровой форме с яркими картинками, с применением дидактических игр....

    Конспект комплексного занятия по ПДД познавательного цикла в старшей группе. Тема: «История нашего транспорта».

    Конспект занятия по ознакомлению детей с  историей возникновения транспорта на примере трамвая. Занятие проводится в игровой форме с яркими картинками, с применением дидактических игр....

    занятие познавательного цикла для старшего дошкольного возраста "Кто поможет на дороге?"

    Занятие способствует закреплению знаний детей правил дорожного движения; знакомит с разными видами  дорожных знаков; развивает внимание,  мышление детей, монологическую речь, кругозор; воспи...

    Занятие познавательного цикла в старшей группе в рамках недели открытых дверей для родителей (по системе Глена Домана) Тема: «ПОСУДА»

    ПРОГРАММНОЕ   СОДЕРЖАНИЕ: Систематизировать у детей знания и представления о посуде, о ее разнообразии.совершенствование связной речи путем развития диалогической речи, составления зага...

    Комплексное занятие познавательного цикла в старшей группе.Тема «Волшебные снежинки».

    Цель: Формировать у детей целостное представление о зимних природных явлениях через художественно- эстетическое восприятие материала....

    План-конспект занятия по аппликации в старшей группе на тему «Дома в моём округе»

    План-конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему «Дома в моём округе»Задачи:1.Расширять знания детей о родном городе, районе, улице.3. Прививать интерес к архитектуре жилых зданий.4. Учить...

    Открытое интегрированное занятие познавательного цикла в старшей группе на тему «Хочу все знать о пуговице» в рамках общешкольного проекта «Лаборатория когнитивного развития»

    Спос               Способность к творчеству и познанию – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, н...