конспект проведения досуга Тема: «Удивительное место на земле» (путешествие в прошлое п.Зеленоборск) для подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Наталья Александровна Олейник

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в   государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации  на 2016-2020 годы», в Концепции гражданско-патриотического воспитания граждан ХМАО – ЮГРЫ.  

Одной из основных задач  ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев образовательной программы МАДОУ д/с «Берёзка».

Наблюдая за детьми подготовительной к школе группы «Улыбка», я увидела, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном «Зеленоборске», делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, я убедилась в том, что у детей поверхностные представления об истории родного поселка. Это послужило основанием для проведения досуга по  образовательной области: «Познание» раздел «Мир природы и человека». Тема «Удивительное место на земле» (Путешествие в прошлое п.Зеленоборск)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konk_oleynik_na_konspekt.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Берёзка» п. Зеленоборск»

Конспект проведения  досуга по познавательному развитию раздел «Мир природы и мир человека»

с  детьми подготовительной к школе группы «Улыбка»

Тема: «Удивительное место на земле»

(Путешествие в прошлое п.Зеленоборск)

Воспитатель

Муниципального автономного

 дошкольного образовательного

учреждения д/с «Березка

Олейник Наталья Александровна

2015 год

Тема: «Удивительное место на земле» 

(Путешествие в прошлое п.Зеленоборск)

Образовательная область: «Познание» раздел «Мир природы и человека» 

Цель:  Формировать нравственно-патриотические чувства, расширять  представления детей об истории поселка, обогащать и углублять знания детей о достопримечательностях родного края.

Задачи:

Образовательные

  • совершенствовать навыки в поисково – исследовательской деятельности детей.
  • Расширять знания детей об истории возникновения родного поселка, его названия.

Развивающие:

  • Развивать художественные и конструктивные способности детей через художественное творчество.
  • Развивать речь детей, закладывать предпосылки логического мышления через умозаключения и умения делать выводы

Воспитательные:

  • Прививать интерес к своему поселку, к духовно – нравственному наследию прошлого, способствовать зарождению чувства гордости за родной поселок
  • Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни 

Методы: 

Информационно-рецептивный метод- направлен на организацию и обеспечение восприятия дошкольниками информации.

Эврестический метод- направлен на операционное или поэтапное обучение элементам и процедурам деятельности.

Репродуктивный метод – направлен на закрепление, повторение, углубление знаний, способ оперирования знаниями: усвоение способов деятельности, суть и образец которых уже известен.

Исследовательский метод – предполагает самостоятельное решение целостных задач.

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие»,«Художественно - эстетическое развитие»

Описание: досуг ориентирован на детей подготовительной к школе  группы, включает элементы конструирования и рисования, соответствует ФГОС.

Форма организации ( фронтальная, индивидуальная)

Средства:

  • Оборудование для конструирования: Бумажные заготовки для выполнения коллективной работы «герб Зеленоборска», клей, письмо-шифровка, краски, кисти, стакан с водой, старые фотграфии, презентация «История Зеленоборска», 3 емкости с песком, 3 ключа.
  • песня «Зеленоборск»

Предварительная работа: Чтение художественной литературы: З. Александрова «Родина», А Прокофьев «Родина», С. Есенин «Гой ты, Русь моя родная… » (отрывок), экскурсии в библиотеку, пожарную часть¸ Дом культуры «Русь», в Зеленоборскую среднюю школу, выход на соревнования в спортивный комплекс «Олимп», прогулки по улицам поселка, слушание песен о Родине, гимна России, рассматривание символики России, ХМАО и п. Зеленоборск.

Виды детской деятельности

Формы работы

Познавательно-исследовательская

Решение проблемных ситуаций:

 выбор транспорта, расшифровка письма

Анализ фотографий,  

Просмотр компьютерной презентации

Игровая

Психологическая гимнастика «Дарю добро»,Воображаемое путешествие на машине времени, игра «Археологи», игра «Шпионы»

Коммуникативная

Беседа, ситуативный разговор, чтение стихотворения, указания, рассказ воспитателя

Продуктивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества «Герб Зеленоборска»

Восприятие художественной литературы

чтение стихотворения «Зеленоборск»


Ход досуга

 Мотивация к деятельности Психологическая гимнастика «Дарю добро»

Воспитатель приглашает детей подойти ближе, говорит:

Давайте поздороваемся. Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем. Солнце красному...

Дети:

Привет!

Воспитатель:

Небу ясному...

Дети:

Привет!

Воспитатель:

Люди взрослые и малыши...

Дети:

Вам привет от всей души!

Воспитатель:

Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим, друг другу, частичку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.

1. Беседа «Родина большая и малая»

 Воспитатель: Ребята, а как называется наша Родина?

Дети: Наша родина Россия

Воспитатель: Да правильно. Россия огромная страна, в ней много городов и поселков. У каждого человека живущего в России две родины. Первая, конечно, необъятная наша Россия-матушка, а вторая- малая родина, это то место ,где человек родился и вырос. Как вы думаете, где наша с вами малая Родина? Как называется?

Дети: Наша малая родина здесь, в Зеленоборске.

2. Задание  «Письмо шифровка», игра «Шпионы»

Воспитатель замечает письмо адресованное детям, сообщает об этом:

-Ребята, смотрите письмо, оно адресовано нам с вами. Давайте скорее прочтем.

(Вскрывает конверт, в нем лежит старая фотография и пустой лист бумаги. Дети вместе с воспитателем рассматривают фотографию.) Обращают внимание на пустой лист бумаги:

- Ребята, странно, но в письме нет, ни одной  строчки, как будто буквы все спрятались. Думаю, что письмо кто-то зашифровал, чтоб никто кроме нас его прочесть не мог. Давайте вспомним, как можно скрыть буквы и как их проявить.

Дети: Написать молоком, лимонным соком или воском, а чтобы проявить, нужно нагреть лист, или затонировать.

Воспитатель: Молодцы, все правильно. У нас вот здесь есть краски, кисти, давайте затонируем лист.

(Деятельность детей под руководством воспитателя)

Воспитатель: Читает текст письма. «Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Бабушка-Загадушка. Я слышала о вас много хорошего, что вы добрые, отзывчивые, смелые и очень любознательные. Поэтому я решила написать вам письмо и загадать три загадки. Если вы читаете это письмо, значит, вы уже разгадали мою первую загадку. 2 загадка- «Что изображено на фотографиях?», 3 загадка- «Где находится удивительное место на земле?»

II этап: Совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность детей

3. Задание  Анализ фотографий

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим фотографии и постараемся отгадать вторую загадку Бабушки-Загадушки.

(Дети высказывают свои предположения. Воспитатель с помощью наводящих вопросов подводит детей к ответу: «Детский сад «Березка»)

Воспитатель: «Березка», это ведь наш Зеленоборский детский сад. Что-то я его совсем не узнаю. А вы?

Дети: Мы тоже не узнаем. Наш сад большой, кирпичный и очень красивый, а это старое деревянное здание.

4. Ситуативный разговор

Воспитатель: Вот смотрю я на эти старые фотографии и думаю, а вы ведь  не знаете ничего о том, как появился наш поселок, как жили взрослые и дети.  Я права?

Дети: Да!

Воспитатель: А хотите узнать?

Дети: Да!

Воспитатель: А мне очень хочется вам об этом рассказать. Но для этого нам с вами необходимо отправится в путешествие, но не простое, а в путешествие во времени, мы должны попасть в прошлое. На чем же мы отправимся в это путешествие?

Дети: перечисляют виды транспорта, воспитатель подводит к ответу: «Машина времени».

Воспитатель: Попасть в прошлое нашего поселка нам поможет машина времени .

Зарядить машину-времени помогут ваши знания.

- Чтобы машина времени заработала, вы должны ответить на вопросы.

Мы живём в поселке. (Зеленоборск) . –

Жителей города зовут. (зеленоборцами) .

В каком округе находится наш поселок (Ханты-Мансийском или Югре)

В какой области мы живем (Тюменской)

Наш детский сад находится на улице. (Южной) .

В поселке есть сооружения. (школа, детский сад, магазины, аптека, библиотека, памятник, стадион, спорткомплекс и т. д,)

Мы очень любим свой родной. (Поселок Зеленоборск) .

Прошу занять места в машине времени (дети встают в круг)

Воспитатель: Ребята мы с вами отправляемся на машине времени в наше путешествие. Руки вверх подняли, в стороны, опустили. Закрыли глаза, сделали глубокий вдох-выдох. Открыли глаза. Вот мы с  вами перенеслись в далекое прошлое. 

 (СЛАЙД 2)  Ворота с замком

5. Игра «Археологи»

Воспитатель: Ну вот! Кто-то запер ворота. Как же нам их открыть?

Дети: Нужен ключ.

Воспитатель: Да правильно, а искать, я думаю, его надо вот в этих коробках. Что у нас тут, давайте посмотрим. Это песок. Если трогать его руками, мы испачкаемся, как же быть.

Дети: Нужно воспользоваться кисточками, как археологи при раскопках.

Воспитатель: Правильно ребята. Давайте найдем этот ключ.

(Дети аккуратно сметают песок и находят 3 ключа, выбирают нужный)

6. Рассказ воспитателя «История Зеленоборска»

(СЛАЙД 3) Старые фотографии

Воспитатель: Давным давно, когда на месте нашего любимого и родного поселка Зеленоборск ничего кроме леса не было, сюда приехали железнодорожные войска. (СЛАЙД 4)

 Они прорубили тайгу под железнодорожную ветку и заготовили древесину на станции Нюрих. (СЛАЙД 5)

И проложили дорогу дальше, на север, так появилась станция Конда. (СЛАЙД 6)

И со всех концов нашей необъятной Родины стали приезжать добровольцы - осваивать новые земли. (СЛАЙД 7)

По началу жизнь в поселке была очень трудной: по непролазной грязи люди шли на работу, по ней же возвращались; хлеба и картошки тоже не всегда вдоволь было, в поселок хлеб возили на пожарной машине. Вместо магазина была будка на санях. (СЛАЙД 8, СЛАЙД 9)

 Жили люди тоже в будках, или в бараках. (СЛАЙД 10)

 Не все, из приехавших, прижились на новом месте. Некоторые добровольцы покидали таежные края, даже не успев распаковать чемоданы, настолько показался им суров климат и очень тяжелая работа. А те кто трудился, (СЛАЙД 11) несмотря ни на что, (СЛАЙД 12) отвоевывал у тайги территорию, после трудового дня собирались в клубе: здесь показывали фильмы и проходили танцы. Клуб (дом культуры) поначалу располагался в сарае и обогревался печкой.

 Зрители сидели на деревянных скамейках. Народу всегда было много, ведь телевизоров не было, одно развлечение – кино. 

Затем в поселке построили кинотеатр (СЛАЙД 13), а затем Дом культуры (СЛАЙД 14)

Вместе с взрослыми в поселок приехали дети, им нужно было учиться. 1 сентября открылась первая школа. (СЛАЙД 15)

 Первых учеников в школе было всего 8 человек.

Наши края богаты лесом, (СЛАЙД 16) а лес нужен для строительства, изготовления мебели, для производства бумаги, поэтому в поселке организовали леспромхоз для заготовки и переработки древесины. (СЛАЙД 17)

 На предприятие стала поступать техника. (СЛАЙД 18) Рабочих разделили  на три бригады. Одна бригада занималась заготовкой древесины, (СЛАЙД 19)

 вторая разделкой (пилили бревна на доски), (СЛАЙД 20)

 а третья бригада вывозила готовые доски в другие населенные пункты. (СЛАЙД  21)

Работать было тяжело, ведь еще не было станков, и люди работали вручную: пилили, рубили сучки, грузили, все делали руками, а значит, были очень сильными и трудолюбивыми. Никакие трудности их не останавливали.

Дома в то время строились быстро, жители один за другим переезжали в новые квартиры. (СЛАЙД 22)

 Тяжелое было время, ведь не было даже питьевой воды, зимой растапливали снег, а летом брали из рек. Очистных сооружений не было, даже когда появились первые водокачки, вода была такого цвета, как чай. (СЛАЙД 23)

 В домах не было электричества, и люди пользовались керосиновыми лампами. (СЛАЙД 24)

Люди жили, трудились, обустраивали поселок, рождались дети, которым нужен был детский сад. И был построен детский сад. Вот каким был первый детский сад. (СЛАЙД 25)

Потом в поселке появилось здание Дома Быта, в нем разместилась парикмахерская, швейная и сапожная мастерская.

Шаг за шагом осваивали первопроходцы эту территорию. Разработали участки под огороды, появились в полисадниках первые цветы. Но предстояло сделать еще очень многое, чтобы создать уют в родном поселке.

Воспитатель: Как же, оказывается, трудно было строить наш поселок, правда ребята. Ну вот теперь мы с вами знаем, как поселок появился. (Обговорить, что детям запомнилось)

7. Физкультминутка

Воспитатель: Пора возвращаться домой. И снова будем путешествовать на «машине времени» , но теперь в будущее, то есть из прошлого в наше время,  а для этого надо снова взяться за руки и сосчитать от 1до 5.

(Дети встают в круг, и считают) (СЛАЙД 26)

8. Беседа: «Зеленоборск- удивительное место на земле»

Воспитатель: Вот мы и вернулись. А это наш новый и любимый детский сад.

Ребята, а с тех давних пор в нашем поселке что-нибудь изменилось?

Дети: Да, изменилось. (Рассказы детей)

Воспитатель: Сейчас наш поселок большой и красивый. Мы с вами его очень любим, правда?   Мы  и стихотворение про Зеленоборск знаем. Давайте прочтем его.

9. Чтение стихотворения «Зеленоборск» (хоровое)

Зеленый бор, зеленый бор,

Родной Зеленоборский!

Стоит стеною с давних пор

В краю земли Югорской.

Зеленый бор, зеленый бор

единственный на свете!

Пусть наш душевный

разговор продолжат наши дети.

10. Просмотр фильма «Любимый поселок»

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте все посмотрим, как преобразился наш поселок, какой он сейчас. СЛАЙДЫ с 27 по 57 ПОД МУЗЫКУ ( песня про Зеленоборск)

Воспитатель: Как думаете, ребята,  что же это за удивительное место на земле, о котором нас спрашивала Бабушка-Загадушка?

Дети: Это наша малая Родина – Зеленоборск.

Воспитатель: Да, ребята, действительно, Зеленоборск это удивительное место на земле, ведь здесь живут удивительные люди, которые, несмотря на трудности, возвели такую красоту. У нас в группе есть уголок символики. В нем размещены флаг и герб России, и Ханты-Мансийского автономного округа, есть герб Советского района. А вот герба Зеленоборска нет, а ведь у нашего поселка он есть. Смотрите. (СЛАЙД 58)

Воспитатель: А давайте мы его с вами сами сделаем.  (приглашает детей к столу, на котором, заготовка герба из картона, гафрированная бумага, клей кисточки, буквы для надписи, трафареты: головы лося, диск, сосновые шишки)

11. Практическая деятельность детей

(Изготовление герба п. Зеленоборск)

III этап:  Рефлексия

12. Сюрпризный момент

Воспитатель: Молодцы ребята. Все загадки разгадали, попутешествовали во времени, много нового узнали. Такой замечательный герб у вас получился. А вам понравилось?

Дети: Да

Воспитатель: Мне тоже все понравилось. И мне хочется подарить вам Книгу, она называется «Дорогами наших побед». Из этой книги вы узнаете много нового о Советском районе, о прошлом и о настоящем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности на тему "Удивительное место на Земле - Антарктида"

Познакомить детей с удивительным местом на земле - Антарктидой....

Конспект образовательной деятельности на тему "Удивительное место на Земле - Америка"

Познакомить детей с континентами - Северная и Южная Америка....

КОНСПЕКТ познавательного занятия «Путешествие в прошлое живой природы» в подготовительной группе.

занятие позволяет познакомить детей с понятием "Линия жизни", научить детей строить простую систему линия  жизни....

Конспект организованной образовательной деятельности "Удивительное место на земле - Африка" - познавательное развитие, формирование элементарных математических представлений.

Конспект организованной образовательной деятельности  в подготовительной к школе группе "Удивительное место на земле - Африка" -  познавательное развитие, формирование эелементарны...

Занятие "Путешествие в прошлое ручки" для детей подготовительной группы

Цель: Познакомить детей с историей ручки.Задачи: продолжать развивать знание детей с процессом преобразования ручки,  активизировать мыслительную деятельность....