"Мы живем на Крайнем Севере!"
консультация (старшая группа)

Ваган Ирина Евгеньевна

 

В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, который очень многообразен. Это – семья, детский сад, мир предметов, мир взрослых, наша Родина и, конечно, родной город.

 Крайний Север – это царство трескучих морозов, глубокого снега и толстого льда, холодного и порывистого ветра.  Одной из воспитательно - образовательных задач в нашем детском саду является продолжение ознакомления с родным городом, севером России, в котором живут дети.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kray_moy_severnyy.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

   

 

 МЫ  ЖИВЁМ  НА  КРАЙНЕМ  СЕВЕРЕ!               

             В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, который очень многообразен. Это – семья, детский сад, мир предметов, мир взрослых, наша Родина и конечно, родной город.

 Крайний Север – это царство трескучих морозов, глубокого снега и толстого льда, холодного и порывистого ветра.

  Одной из воспитательно - образовательных задач в нашем детском саду является продолжение ознакомления с родным городом, севером России, в котором живут дети. Природа Севера – неиссякаемый источник духовного обогащения детей, знакомство с ней способствует развитию образного мышления, наблюдательности, вниманию, активизирует речь детей.

В условиях Крайнего Севера, где из-за климатических особенностей ограничены возможности общения с природой в естественных условиях, становится сложнее знакомить детей с природой родного края. Поэтому наша задача – раскрыть ее многообразие в различных видах деятельности.

У детей недостаточно знаний о природе родного края, хотя интерес к познанию есть, ведь детей этого возраста часто называют “почемучками”, у них велика потребность в познании, им интересно открывать мир природы.

 Все знания детям даются по трем блокам: природное окружение, деятельность человека и облик города (достопримечательности, улицы, предприятия и т.д.).

    Реализация этой важной и интересной задачи планируется и проводится через социально-нравственное воспитание детей. Осуществляется в повседневном общении с детьми в быту, на занятиях.  

 В беседах с детьми расширяем их знания о природе нашего города, тундре, климате, растительном и животном мире. Дети узнают о том, как животные и растения приспособились к северным суровым условиям, как живут и чем занимаются люди на Севере. Рассказы-беседы сопровождаются стихами, сказками, загадками норильских авторов, а также вопросами, заданиями и играми народов

севера, которые помогут лучше усвоить представленный материал.

Наблюдая за явлениями в природе, за животными, растениями ребенок познает не только внешние признаки и свойства, но и их связь со средой обитания на Севере. С их помощью мы с детьми, используя приметы прогнозируем погоду: собака купается в снегу – к пурге. Проговаривая приметы, у ребенка закрепляется произношение звуков, совершенствуется грамматический строй речи, формируется фразовая речь.

Вся интересная и полезная информация о Севере, родном городе помогает расширять представления ребенка об окружающем мире, увидеть его с новой, неожиданной стороны, знакомит с основами экологической науки, обогащает его речь и словарный запас, развивает логическое мышление, воображение, память и внимание.

                                         Советы родителям.

Рекомендуем родителям, общаясь с ребёнком, беседовать с детьми о родном городе, животных Севера, растениях, наблюдать за изменениями в природе, фиксировать их в памяти, обсуждать увиденное.

 Первоначальные знания основываются на представлениях ребенка, на его личном опыте. Беседа наиболее удобна, чтобы воспроизвести и сформировать в сознании дошкольника представления, которые являются основой для усвоения нового материала на занятиях в дошкольном учреждении и вне его.

Читая детям стихи, рассказы о природе родители могут расширить  представления детей о разнообразии поэтического образа природы Севера, полученные на

занятиях. Они помогают понять, какие чувства передаются в произведениях, о каких явлениях природы рассказывается, как рассказывается.

В домашней библиотеке обязательно должны быть произведения природоведческого характера. Это произведения таких авторов как В. Бианки, Ю. Дмитриев, К. Паустовский, Н. Павлова, М. Пришвин, Г. Скребицкий, Н. Сладков, Г. Снегирев, Л. Толстой, К. Ушинский, Е. Чарушин, И. Акимушкин, 3. Александрова, Е. Благинина, Б. Житков, Б. Заходер,

B.        Осеева, Е. Пермяк, И. Соколов - Микитин, Д. Мамин-Сибиряк,
Е. Трутнева, Э. Шим и др.

Важным средством воспитания детей дошкольного возраста является и устное народное творчество, которое является неиссякаемым источником выразительности детской речи и несёт в себе познавательный, нравственный и эстетический аспекты.

                         Северный фольклор разнообразен и самобытен.

Житейская мудрость, национальный колорит, художественная выразительность свойственны народным сказкам, легендам и преданиям.

Таймырцы шутят: "Природу не знаешь — на охоте заблудишься,"

 "Сказок народных не знаешь — в судьбе споткнешься».  

Сказка помогает и пургу скоротать, и характер человека распознать, и ребенка воспитать. Кроме сказок, легенд, преданий северный фольклор включает в себя песни, игры, поговорки, наставления, загадки, пословицы.

           Вспомним пословицы, поговорки и наставления северных народностей:

В озёра и реки люди бросают монеты, на старых стойбищах на дереве привязывают лоскутки материи, и хвосты пушных зверей. Это любовь и уважение к земле.

Землю, где живёшь, надо любить.

Не ругай землю, если упадёшь или споткнёшься.

Земля — наша мать, она нас всех кормит и поит, она даёт нам жизнь.

Благополучно живущий человек — это тот, у кого есть хорошая одежда.

Счастливый человек, у которого есть про запас вторая одежда.

Не имеющий удачи в жизни тот, кому ветер холодит тело через истёртую одежонку.

Оленя, если обижать, то и на привязи не удержать. Когда оленя берегу, он сбережёт меня в пургу.

Кто заставляет олениху работать тяжко, не видать тому телёнка от этой важенки!

Оленю лучшая мерка — в дороге проверка,  (ненецкая посл.)

Оленята бодаются, силами набираются (долганская пословица)

Тот, кто оленя может бить, не уйдёг от его копыт, (долганская пословица)

Человека тундры распознаешь по его оленям (по их упитанности, по отношению к

ним хозяина,                                                     (ненецкая поговорка)

Ленивый человек похож на оленя, который последним идет по протоптанной дороге

аргиша (олений обоз),                                        (эвенкийское наставление)

Не ругай женщину — мать, а то её ребёнок вырастет плохим человеком.

Какое мудрое наставление! "Не ругай женщину — мать", иначе, действительно, какое отношение к ней будет собственных детей, если её достоинство будет оскорблено.

Не ругай и не бей маленького ребёнка, а то душа ребёнка испугается и улетит на небо, (эвенкийское наставление)

Обидишь ребёнка, старуху, мать - можешь на всю жизнь захромать, (нганасанская пословица)

Не случайно у всех народов и у народов Севера в частности, много пословиц о тундре, об отношении к ней людей.

Не будешь работать - не будешь хлеб есть.

Эвенская пословица очень напоминает русскую «Кто не работает – тот не ест». Кстати, очень многие эвенкийские пословицы заимствованы у русских.

Не тот хорош, кто красивый, а тот хорош, кто в работе хорош.

(сравним: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто в работе гож»).

Работающего человека мороз боится, (ненецкая поговорка)

Труд труженика боится, (эвенкийская пословица)

Если дело делаешь от души, то короче покажутся и дороги (долганская пословица)

Рано уходи на охоту — тогда будешь иметь добычу, (эвенкийское наставление)

В повседневной разговорной речи народностей Севера очень много метких

выражений осуждающих глупцов, болтунов, льстецов:

Человек, у которого мало ума, похож на птенца, (ненецкая пословица)

У него мозги, как у рыбьей мелюзги, (ненецкая пословица)

У него в голове не мозг, мох, (ненецкая поговорка)

Что лентяй руками не может, то он всегда языком одолеет,  (долганская пословица)

Меньше языком болтай, больше работай, (эвенкийская пословица)

У зазнавшегося человека нос хореем стоит, (хорей — шест длинной 5 — 6м., которым подгоняют оленей, когда едут на санях),        (ненецкая пословица)

У которого сердце спит, тот не знает радости, (ненецкая пословица)

Он даже северного сияния не видит, (ненецкая поговорка)

Кто часто меняет решение, не заслужил уважения, (нганасанская посл.)

В глаза — прямой, как стрела, а за глаза — изменчивый, как смола, (нганасанская пословица)

Помоги старому человеку. Радость старого человека осчастливит других людей (эвенкийское наставление)

Пред старшим не сиди, младший к старшему подойди,  (нганасанская пословица)

Девушка, никогда над старухой не смейся, ведь скоро и сама усохнешь, как месяц,                                                                               (долганская пословица)

Сколько мудрости в этих наставлениях и пословицах! К сожалению, не всегда мы помним эти наставления.

Надо почаще нам всем обращать внимание на культуру народа, на его устное

творчество, складывающееся на основе наблюдений и векового опыта.

Завершить разговор о пословицах, поговорках и наставлениях хочется тем, как ценят народности Севера дружбу, товарищей, понимая, что:

Обижать своих соседей — то же, что дразнить медведей.

Чай крепче, если он с добрым другом разделен.

Дружба силу добавляет.

Рыба без воды не проживёт, а человек — без дружбы.

Очарована я Севером…

И не буду это скрывать!

Ни на какие красоты южные

Не смогу я его променять.

Я люблю свою малую Родину,

Этот дивный, суровый край.

Здесь такие картины увидишь,

Что нигде никогда не видал.

Здесь такое небо огромное,

А сиянье, как дар богов.

Здесь жемчужинок море бездонное

На безмолвной глади снегов.

Не поймет меня, может быть, тот,

Кто здесь никогда не бывал,

Кто суровую нежность Севера

С молоком в себя не впитал.

                                                                                Эллина Меликова, «ОЧАРОВАННАЯ СЕВЕРОМ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ ФОРМОЙ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНЕ КРАЙНЕГО СЕВЕРА.

Поставлены акценты на негативное влияние окружающей среды Крайнего Севера (природа, условия жизни, воспитания и т.д.)  на речевое развитие ребенка...

Мой опыт работы в условиях крайнего севера.

Где снега по пояс, стужа и морозОбжигает щёки, щиплется за носВырос город славный, в нём садик есть большой.Там я и работаю с открытою душой. Физкультурой дети любят заниматься.Все хотят бы...

Мастер-класс «Оздоровление дошкольников в условиях Крайнего Севера: «Сеанс здоровья в детском саду»

Мастер-класс «Оздоровление дошкольников в условиях Крайнего Севера: «Сеанс здоровья в детском саду» , презентация к мастер классу...

Консультация для родителей. Мы живем на Крайнем Севере

В период дошкольного детства у детей возникают первые представления об окружающем мире, который очень разнообразен......

Разработка по ознакомлению младших дошкольников с животными и птицами крайнего Севера. Сказка о Севере.

Разработка по ознакомлению младших дошкольников с животными и птицами крайнего Севера. Сказка о Севере....

План воспитательно-образовательной деятельности подготовительная к школе группа Тема недели: «Живая природа Арктики и Крайнего Севера»

План воспитательно-образовательной деятельности с 21.11.2022г. по 25.11.2022г.          Подготовительная к школе группа  Тема недели: «Живая природа ...

Консультация для родителей. "Мы живем на Крайнем Севере"

В условиях Крайнего Севера, где из-за климатических особенностей ограничены возможности общения с природой в естественных условиях, становиться сложнее знакомить детей с природой родного края. П...