Проект музей Красно солнышко
проект (подготовительная группа) на тему

Юлия Александровна Воронина

В МАДОУ "Октябрьский детский сад "Сказка" открыт музей "Красно солнышко" Здесь представлены игрушки старины, предметы быта и обихода в далёкие времена, иллюстрации декоративных росписей, русская изба со всеми её атрибутами, краеведение нашего Октябрьского района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muzey.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:


ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ «Красно солнышко»

1. Паспорт представляемого на конкурс инновационного проекта

1.1. Тема инновационного проекта: «Этнографический музей в детском саду».

1.2. Автор: Ючкова Юлия Александровна

1.3. Место работы – МАДОУ «Октябрьский детский сад «Сказка»

1.4. Руководитель учреждения:

         2.1.Цель:Приобщение учащихся к народной культуре, традициям и обычаям своего народа через создание этнографического музея «Красно солнышко»

2.1.1.Задачи:

  • выявить национальные традиции русского народа и народов, проживающих в Оренбуржье (татар, башкир, казахов, мордвы и т.д.), а также этнографические средства для достижения целей воспитания;
  • сформировать основные представления целостной картины мира, синтезирующей знания из различных областей: истории, этнографии, устного народного творчества, народно-прикладного искусства, культуры; расширить кругозор воспитанников;
  • помочь ребенку адаптироваться в окружающем его мире с помощью средств массовой информации, знакомства с произведениями искусства, художественной литературой, экспозициями музея; расширять словарный запас;
  • развивать способность к наглядному моделированию;
  • развивать наблюдательность и внимание детей, умение выделять характерные, сущностные признаки предметов и явлений;
  • развивать образную память;
  • способствовать возникновению личностного отношения к искусству, интереса к выставкам и музеям народного декоративно-прикладного искусства;
  • развивать художественное восприятие, наглядно-образное мышление, творческое воображение, устную монологическую и диалогическую речь.

2.1.2. Ожидаемые результаты

В результате реализации программы предполагается получить

  • Изменения в ценностных ориентациях:

Познавательные: у ребенка пробуждается потребность в новых знаниях, его собственный опыт расширяется за счет приобщения к тому, что известно другим; перед ним открывается значимость учения.

Ценности преобразования: возникает стремление самому творить то, что доступно другому, и создавать нечто новое, оригинальное.

Ценности переживания: ребенок проникается чувством красоты, совершенства созданных человеком вещей, творений искусства; возникает чувство уважения к мастерству. Формируются начала духовности как свойства сознания.

  • Отношение к явлениям общественной жизнипредставлено следующими ценностями: у ребенка появляется социальная ориентация – понимание другого человека, его эмоционального состояния; формируется интерес к событиям в стране, в родном городе.
  • Повышение объема и уровня сформированности знаний, умений и навыков детей в процессе освоения окружающего мира, истории и культуры родного края.
  • Обогащение структуры и содержания предметно-развивающей среды детского сада.
  • Методическое и дидактическое обеспечение программы (планирование, конспекты, рекомендации).

2.2. Основная проблема, ее актуальность

Создание программы по предмету «Этнографический музей в детском саду» для детей дошкольного возраста обусловлено необходимостью модернизации воспитания дошкольников на основе Концепции дошкольного воспитания, Федеральной программы «Патриотическое воспитание» от 12 марта 2000 г., в которой поставлена задача: «Воспитание граждан на традиционных духовно-нравственных ценностях российской культуры для обеспечения духовно-нравственного единства общества, снижения степени идеологического противостояния, возрождения истинных духовных ценностей российского народа, укрепления единства и дружбы народов Российской Федерации».

Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему развитию ребенка, обусловив, таким образом, актуальность проблемы формирования у подрастающих поколений качественно нового отношения к прошлому, к культурному наследию народов своего края и России.

«Чувство Родины нужно заботливо выращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле», – писал  Д.С. Лихачев.

Изучение родного края становится важнейшим и обязательным компонентом в системе дошкольного образования, что обусловлено общими целевыми установками современного образования (познание окружающего мира во всем его многообразии, подготовка к жизни в конкретной среде), а также психологическими особенностями детей (путь познания от доступного, понятного, близкого к сложному).

Музейная педагогика на базе этнографического музея в детском саду – это нетрадиционная форма интеллектуального, нравственного, экологического, эстетического, патриотического воспитания методами исследования вещей и предметов в музейной среде.

Создание этнографического музея в детском саду обусловлено также необходимостью включения национально-регионального компонента в воспитательную систему ДОУ, цель которой – формирование личности, главными качествами которой являются осознание себя как представителя определенного этноса, готовность и способность к взаимодействию с другими личностями, культурами, обществом.

2.3.Содержание и структура проекта

Исходя из цели программы, ее содержанием является весь окружающий детей мир. Формирование образа мира как условия для восхождения ребенка к общечеловеческим ценностям происходит во время освоения определенных областей знаний.

В первую очередь, это предметный мир и мир людей.

Содержание программы «Этнографический музей в детском саду» логически структурировано и представляет собой систему из восьми разделов – тем:

  1. Дом, где мы живем (Оренбургский край, многонациональность, природные богатства).

2. Трудовая жизнь русского крестьянства.

3. Крестьянский дом.

4. Народные праздники (русские, башкирские, татарские, казахские).

5. Скатерть-самобранка (национальные блюда – русские, башкирские, татарские, казахские).

6. Русская народная игрушка (из глины, дерева, ткани, папье-маше, фарфора, дымковская, каргопольская, филимоновская).

7. Народное искусство (роспись по дереву – Хохлома, Городец, роспись по металлу – Жостово, лаковая миниатюра – Палех).

8. Надземное и подземное царство (оренбургская степь, лес, горы, реки, уральские самоцветы, нефть, газ, хлеб).

Материал программы структурирован по принципу концентризма – спиралевидного усложнения, т.е. на первом этапе происходит усвоение основных понятий учебного материала, формирование трудовых навыков, знакомство с техникой изготовления изделий из природных материалов, расширение кругозора и общего уровня знаний путем адаптации и постепенного повышения объема знаний и умений на уровне усиления заинтересованности детей; на втором – закрепление, систематизация и обобщение знаний воспитанников.

На первом этапе учебный материал излагается в форме 36 сказок. Занятия построены в доступной для ребят форме (игровой, театрализованной, сказочной, творческой, словесной, практической).

На втором этапе происходит усложнение излагаемого материала. Предпочтение отдается учебным занятиям, основой которых является сюжетно-ролевая игра.

Содержание основано на посильной трудности, занимательности, связи с этнографическими, эстетическими понятиями, житейской актуальности, разнообразии средств, форм и методов работы.

2.4.Научная новизна

Научная новизна программы «Этнографический музей в детском саду» заключается в использовании голографического подхода в педагогике, который основывается на том, что для разностороннего формирования ребенка необходимо правильно, многомерно и объемно сочетать все явления, факторы и условия, в которых развивается данный человек, а также на том, что сообщаемые знания должны носить характер объемности и многомерности, отражая многомерность и объемность окружающей среды в соответствии с жизненным опытом ребенка. Обращаем внимание на то, что здесь должен иметь место опережающий жизненный опыт, то есть знания, полученные голографическим способом, должны рождать (задавать) этот опыт, активно в него включаться, расширять его.

Голографический подход в педагогике – это и система педагогических методов воспитания и обучения, построенная на жизненном опыте многих поколений людей и направленная на объемное естественнонаучное и духовно-нравственное восприятие Образа Мира. Этот подход способствует многомерному освоению окружающего пространства (в красках, звуках, форме, числах, словах и т.п.), формирует чувственное восприятие мира, его тонкое понимание и гармоничную жизнь в нем.

2.4.1. Практическая значимость проекта

  • Обогащено содержание понятия предметного мира и мира людей за счет спиралевидного усложнения излагаемого материала.
  • Определены показатели сформированности знаний, умений, навыков с учетом возраста детей.
  • Выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса приобщения ребенка к культурному наследию народов.
  • Предложена модель процесса восхождения ребенка к миру общечеловеческих ценностей на основе национально-регионального компонента, разработаны учебно-тематическое планирование, конспекты занятий, уточнен этнографический словарь.
  • Обогащены структура предметно-развивающей среды и ее содержание в ДОУ.

2.5.Уровень проработанности

Экспериментальная работа по программе ведется с 2004 года.

Программа составлена с учетом регионального компонента и культурно-национальных традиций Оренбургского края, она ориентирована на возрастные особенности, запросы и интересы детей 4 – 7 лет.

Регламент преподавания рассчитан на трехлетний цикл обучения (180 ч).

С учетом психофизиологических особенностей этого возраста продолжительность занятия ограничивается 20 – 30 минутами с перерывами на физкультпаузу.

Программа реализуется в три этапа:

Первый этап (первый год обучения) – возрастная группа детей 4-5 лет, занятия проводятся один раз в неделю.

Формируются общие этнографические понятия:

  • о Земле – нашем большом доме;
  • странах, национальной одежде;
  • древних жителях Руси;
  • своем крае – Оренбуржье, занятиях жителей края, нациях и народностях, проживающих здесь, достопримечательностях города; народных обычаях (русских, татар, башкир, казахов, и т.д.).

Второй этап (второй год обучения) – возрастные группы детей 5-6 лет, занятия проводятся два раза в неделю.

В ходе реализации программы идет углубление и расширение понятий, этнических представлений о древнерусском зодчестве, произведениях искусства, народных праздниках и традициях, в том числе забытых, особенностях хохломской и городецкой росписи, русской народной игрушки (дымковской, филимоновской, каргопольской).

Третий этап (третий год обучения) – возрастные группы детей 6-7 лет, занятия проводятся два раза в неделю.

Расширяется понятийный кругозор, этнические представления об особенностях материальной культуры (одежда, жилище, язык), формируются различные умения и навыки в процессе освоения окружающего мира.

Результат достигается путем включения в занятия игровой деятельности – различных элементов театрализации, фольклора, регионального компонента – и практической части, во время которой дети имеют возможность сделать что-то своими руками.

Материал в программе излагается поэтапно в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, предваряется задачами, ориентирующими на конечный результат: развитие интеллектуальных, моторных, эмоциональных качеств, способствующих приобщению ребенка к культурному наследию народов.

2.6. Выполненный объем работ

Реализация программы «Этнографический музей в детском саду» продемонстрировала устойчивый педагогический эффект.

Отмечена положительная динамика показателей интеллектуального, речевого, эмоционального развития воспитанников, их мыслительных и творческих умений.

Сформированность знаний, умений, навыков составила:

2005 г.

2007 г.

Высокий уровень

45%

27%

Средний уровень

43%

40%

Низкий уровень

30%

15%

2.7. Реализация программы обеспечила:

1. Более благоприятные, чем в ходе других форм воспитательно-образовательного процесса, условий для воспитания у дошкольников этнографической культуры, развития представлений о человеке в истории и культуре.

  1. Оптимальную возможность знакомства детей с национальными традициями русского народа и народов, проживающих в Оренбуржье, воспитания патриотизма.
  2. Формирование полноценной, социально адаптированной личности ребенка в условиях созданной обогащенной предметно-развивающей среды и дополнительного пространства.

2.8. Определение перспективработы над программой «Этнографический музей в детском саду»

  • Расширение и обновление экспозиций музея, пополнение фондов, оформление новых разделов, выставок.
  • Создание комплексного краеведческого музея, включающего отделы природы, истории и культуры родного края.
  • Организация просветительной работы музея – проведение тематических экскурсий, лекций, массовых мероприятий, встреч с интересными людьми, фольклорных праздников, недели «Музей и дети».
  • Сотрудничество с другими музеями (школьными, государственными) и общественными объединениями.
  • Изучение истории микрорайона, сбор материала: воспоминаний, фотографий, отражающих прошлое и настоящее района.
  • Привлечение к работе музея родителей и детей из неблагополучных семей.

2.9. Сформированность ресурсной базы

Этнографический музей расположен в отдельном помещении. Экспозиции музея составляют предметы быта и одежды, декоративно-прикладного искусства и народного творчества, нумизматические материалы, рукописные и печатные материалы, книги, фонозаписи и др.

Для осуществления воспитательно-образовательной работы по программе «Этнографический музей» имеются специалисты необходимого профессионального уровня.

Педагоги, имеющие высшее педагогическое образование и I квалификационную категорию, составляют 50%.

3. Организации, поддерживающие инновационный проект:

  • Оренбургский государственный педагогический университет;
  • органы управления образованием.

Программа была представлена на методическом объединении для заведующих в ДОУ №171, на заседании кафедры общей педагогики ОГПУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Красно-солнышко"

Обобщение знаний дошкольников об условиях жизни людей на севере, использование нетрадиционных художественно-графических техник...

Сценарий праздника с элементами народного фольклора для детей старшего дошкольного возраста «Ах, лето красное, солнышко ясное…»

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности чело­века, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закла­дывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к ...

Викторина "Всё о музее "Красная горка"

Мероприятие является своеобразным итогом после совместной экскурсии детей и родителей в музей - заповедник "Красная Горка".Детям были предложены различные задания на обобщение и уточнение знаний об эк...

Проектная деятельность "Музей "Красно солнышко"

В презентации представлены материалы о музее нашего детского сада "Сказка", который был создан благодаря силам педагогов, воспитанников и их родителей. Музей помогает расширить пространство образовате...

Проект "Князь Владимир - Красное Солнышко" для детей старшего дошкольного возраста

Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и куль...

"Красное, солнышко, нарядись, красное, покажись"

Учить создавать изображение лучей солнца нетрадиционной техникой рисования (с помощью пальчиков). Развивать интерес к русскому фольклору. Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конц...

Полочка-музей "Ласковое солнышко"

Краткосрочный проект в первой младшей группе 2-3 года...