Главные вкладки

    Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в старшей группе "Лес нашего края"
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Варанкина Марина Владимировна

    Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через познание природы родного края Югры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon puteshestvie_v_les.zip38.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    НОД (познавательное развитие)

    Тема: «Путешествие в лес»

    Группа: старшая

    Продолжительность: 25 минут

    Место проведения: групповая комната

    Цель: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через познание природы родного края Югры.

    Задачи:

    Образовательные: Учить детей различать, классифицировать и называть деревья; уточнить представление детей о разном значении леса для животных и человека; расширять  знания детей о хвойных и лиственных деревьях.

    Развивающие: Развивать у детей: память, наблюдательность, логическое мышление, связную речь.

    Воспитательные: Воспитывать интерес к природе, прививать любовь и бережное отношение к природе родного края.

    Речевые: Активизировать слова - березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес,  кедровый лес,  пихтовый лес, лиственный лес, смешанный лес, хвоинки, хвоя.

    Материал и оборудование: Мультимедийный проектор, экран SMART, ноутбук, музыкальный центр.

    Материал: Д/И «Детки с какой ветки», Иллюстрации с изображением деревьев, альбомный лист, краски, кисточки, непроливайки.

    Предварительная работа: Рассматривание картин «Животные и птицы нашего края»; чтение познавательной литературы о ХМАО, просмотр альбома «Мой край», наблюдения за елью, сосной, березой, осиной в уголке леса на территории ДОУ, чтение литературы природоведческого характера; разучивание стихов о природе, откладывание загадок, рассматривание иллюстраций о лесе;

    Интеграция ОО: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

    Здоровье сберегающие технологии: физминутка, дыхательная гимнастика.

    Методы и приемы: словесные – дидактические игры экологической направленности, наглядные – иллюстрации с изображением различных деревьев, продуктивная – рисование.

    Планируемый результат: Дети могут классифицировать  деревья,  дети  знают о разном значении леса для животных и человека.

    Ход

    Вводная часть

    Организационный момент:

     Воспитатель:

     - Встанем в круг, улыбнемся друг другу и передадим свое настроение. Игра «Передай свое настроение» (Дети по цепочке передают свое настроение), говоря «мое настроение похоже на…солнышко, цветочек и т.п.»)

    - Ребята скажите, вы были с родителями в лесу?

    - А что больше всего вам понравилось в лесу?

    (ответы детей)

    - А вы сможете объяснить, что означает слово лес?

    («Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев, живут различные дикие животные, птицы, растут грибы и ягоды.)

    - А вы знаете пословицы о лесе?

    «Лес-богатство и краса, береги свои леса»

    «Враг природы тот, кто леса не бережет»

    «Много леса не губи, мало леса береги, нет леса - посади»

    Воспитатель: - Ребята, сегодня утром почтальон принёс к нам в группу необычную посылку.

    (Показывает диск.)

    - Давайте его посмотрим (включает ноутбук, появляется на экране Старичок-лесовичок).

    Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я Старичок - лесовичок, хочу пригласить вас, на прогулку в зимний лес!  Зимний лес полон сказок, загадок и чудес. (Слайд №2)

    Воспитатель: - Ну что , ребята, мы принимаем приглашение Лесовичка?

    Но прежде чем отправиться в лес, что мы должны вспомнить?

    - Правильно, правила поведения в лесу.

    1. Нельзя ломать ветки деревьев,

    2. нельзя на дереве царапать слова.

    3. Нельзя разжигать костер.

    4. Нельзя обдирать кору с дерева.

    5. Нельзя шуметь, нельзя обижать птиц, животных.

    6. Засыпать снегом молодые березки и елочки, чтобы они хорошо зимовали.                              

    - Ребята,  а на чем сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие.

     (На поезде, самолёте, вертолете, пешком).

    - Ребята, у нас много снега, мы можем отправиться на лыжах. Давайте мы наденем на ноги лыжи. Вы готовы? Отправляемся в путь!

    (Дети, под музыку «на лыжах» идут  в лес)

    Мы пришли в зимний лес,

    Сколько здесь вокруг чудес!

    Справа сосны стройные стоят,

    Слева елочки на нас глядят,

    На деревьях нет листочков

    И трава  под снегом спит.

     Воспитатель: Вот мы и в зимнем лесу. Посмотрите, как здесь красиво! А чем пахнет в зимнем лесу? (Слайд №3)

    -Давайте ребята вдохнём лесного воздуха.

    Дыхательное упражнение:

    дети вдыхают носом воздух

    на выдохе произносят: «Ух свежо!» (3раза)

    - Поиграем в игру с мячом «Назови дерево».

    (дети называют какие деревья знают)

    - А сейчас давайте присядем и полюбуемся красотой зимнего леса.

    - Я загадаю вам загадку, а вы найдете отгадку на доске, о каком дереве в ней говорится:

    «Русская красавица

    Стоит на поляне,

    В зеленой кофточке

    В белом сарафане».     (Береза)

    - Послушайте загадку:

    «Если дунет ветерок,

    Задрожит ее листок.

    Ветерок совсем не сильный,

    Но дрожит листок… осины».    

     Вроде сосен, вроде ёлок,

    Но зимою без иголок. (Лиственница)

    У меня длинней иголки,

    Чем у ёлки.

    Очень прямо я расту

    В высоту. (Сосна)

    Что же это за девица:

    Не швея, не мастерица,

    Ничего сама не шьёт,

    А в иголках круглый год. (Ёлка)

    Это дерево большое,

    На ветвях его растёт

    Не листва – густая хвоя

    Зеленеет круглый год.

    И всегда на шишки щедр

    Исполин сибирский – ... (кедр).

    - Как вы думаете, чем отличается береза от ели? (Слайд№4)

    - Обратите внимание на листья, ствол, ветки. Они одинаковые?

    (Разные. У  березы листья круглые с зубчиками. А у елки хвоинки.)

    - Как называется лес, в котором растут березы? (Слайд №5)

    (Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.)

    - Лес, в котором растут только осины? (Слайд№6)

    ( называется – ОСИННИК.)

    - Как вы думаете, почему, где растут  березы,  осины и другие  деревья, называется лиственный лес? (Слайд №7)

    (деревья,  имеющие листву называется ЛИСТВЕННЫМ.)

    ФИЗМИНУТКА:

    «Наступило утро,

     Солнышко проснулось,

     И березки к солнцу потянулись.

     (руки вверх, встать на носочки)

     Поздоровались друг с другом,

     Наклонившись в стороны.

     (наклоны в стороны)

     С солнцем поздоровались,

     Радуясь дню новому.

     (руки вверх, помахать ими).

    - Идемте дальше. И на пути нашем - ХВОЙНЫЙ ЛЕС.

    Почему он так называется?

    - Какие деревья  растут в хвойном лесу?

    ( Сосны, ели, кедр, пихта, лиственница.)

    - Кто знает загадку про ель и сосну?

    («Зимой и летом одним цветом».)

    - Почему всегда одним цветом?

    ( Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.)

    - Посмотрите на лес, где растут одни ели. Как такой лес называется?

    ( ЕЛЬНИК.) (Слайд №8)

    - Лес, где растут одни сосны, как  называется?

     (СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.) (слайд №9)

    -  Лес, где растут одни кедры, как называется?

    ( КЕДРОВЫЙ ЛЕС  или КЕДРАЧ.) (слайд №9)

    -  Лес, где растут одни пихты, как называется?

    ( Пихтовый  лес.) (Слайд №10)

    - Лес где растут лиственницы?

    (ЛИСТВЕННИЧНЫЙ) (Слайд №10)

    - Ребята у лиственницы, как у сосны и ели, хвоинки вместо листьев. А название своё она получила, потому что сбрасывает свои хвоинки осенью, как лиственные деревья. Про лиственницу говорят: "Из семейства сосен, елок, а зимует без иголок".

    -А лес, где растут и береза и осина и елки и сосны, как называется?

    (СМЕШАННЫЙ ЛЕС.) (Слайд №11)

    - Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и поиграем в игру  «Детки с какой ветки» рассмотрим ветви сосны и ели, кедра и  лиственницы их шишки. (слайд №12)

    - Чем они похожи? Чем они отличаются?

    - Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждое дерево в свой лес».

    - На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите по одной карточке и  найдите каждому дереву свой лес. (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили то или иное дерево именно сюда).

    Д/И «Для чего нужно дерево?»  –  в этой игре вам нужно рассказать о значении дерева для насекомых, птиц, животных, людей. (Слайд №13)

    ( это столовая для животных, насекомых, птиц, так как листьями деревьев питаются: лось, птицы,  гусеницы и другие обитатели леса)

    ( это место для постройки гнезда)

    (для жука это жилище где можно найти добычу, место для откладывания личинок)

    (для зайца это пища, зимой кора, укрытие)

     (для художника это объект для картин)

     (для усталого путника это раскидистое дерево укрыться от знойного солнца, отдохнуть)

    (дерево для горожанина  это чистый воздух, прохлада в жаркую погоду, место отдыха).

    - Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья  в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.  И тогда не придется заносить деревья в Красную книгу  только потому, что их очень мало осталось или они погибли.

    Заключение.

    А теперь нам пора в детский сад.

    (Дети, под музыку «на лыжах» отправляются в детский сад)

    - Ребята, давайте нарисуем деревья  и  отправим Лесовичку  наши рисунки в знак благодарности  за увлекательное путешествие по лесу.

    Какие деревья вы нарисовали? Какие бывают деревья? Назовите лиственные деревья. Назовите хвойные деревья. Для чего нужны деревья?

    Список используемой литературы:

    1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.

    1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.

    3. Новикова Е. Н. «2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок»// ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1999.

    4.  Сайты интернета для воспитателей


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Наши помощники – органы чувств»

    Программное содержание.Дать элементарные понятия о мозге, его значении для органов чувств.Закрепить представления детей о значении органов чувств для восприятия человеком окружающего мира.Вызвать инте...

    Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Великие изобретатели нашей страны и их изобретения»

    Задачи:1.     Закрепить и расширить представления детей об изобретателях, обогатить знания детей о мире открытий и изобретений.2.     Познакомить детей с ...

    Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе ДОУ ко Дню Земли «Наша Земля»

    Цель:формировать первоначальные представления о творении мира, нашей Земли;воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе;развивать стремление детей выразить с...

    Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: « Будем беречь нашу планету вместе».Вос-ль: Анфимова Е.И., МДОУ № 98 " Сказка",г. Петрозаводск

    Конспект занятия в старшей группе.Тема: « Будем беречь нашу планету вместе». Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование картины мира) ; «Физи...

    Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб наше богатство»

    Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб наше богатство»...