«Страна Добронравия»
проект (подготовительная группа) по теме

Тарасова Нина Владимировна

Воспитательная система "Страна Добронравия" - это "воспитание граждан провавого, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам. традициям и культуре других народов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strana_dobronraviya.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       

Воспитательная система                

  «Страна Добронравия»

(по работе с детьми и родителями)

МБДОУ Порецкий детский сад «Сказка» Порецкого района

Чувашской Республики

Ключевых слова:  человечность, доброжелательность, чуткость, сочувствие

Краткая аннотация: Воспитательная система «Страна Добронравия» - это  «воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов»

Концепция воспитательной системы

Мы назвали  свою воспитательную систему «Страна Добронравия» потому, что это название соответствует пониманию целей и задач детского сада: «воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов» [ 3,3].

 Главное для нас – развитие личности ребенка, то есть полноценное развитие у него таких моральных качеств как человечность, доброжелательность, чуткость, сочувствие в отношении к другим людям, которые являются основным регулятором его поведения, определить свое место в мире, раскрыть перед ребенком Мир Света, Добра и Красоты с учетом регионального компонента.

        Добро – как божья благодать

Оно свершается вблизи, на расстоянье,

Большую доброту нам могут дать

Родители, детсад и в школе знания.

О добром слове вспоминаем мы всегда

В беде и в радости оно нас согревает,

Естественно, нам горе не беда

Друзья помогут – это каждый знает,

Еще хотелось бы сказать,

Не надо зажимать нам доброго порыва

И  бескорыстно помощь оказать

Ежеминутно, тайно, без надрыва.                    (Сайфуллина Елена Федоровна – родитель)

        Данная воспитательная система позволяет наиболее полно формировать духовную культуру дошкольников, развитие гуманистической направленности человека, сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальности личности. Объединить в единый функциональный комплекс образовательные процессы, толерантное воспитание к людям разных национальностей,  сохранение, возрождение, и развитие национальных традиций, уклада жизни, межнациональных отношений русского, чувашского и мордовского народов Порецкого района в дошкольной среде.

       Данная воспитательная система направлена на организацию проектной деятельности. Она объединяет в единое целое проекты «Доброведение», «Сяткине», «Народные мотивы», которые разработаны в возрастных группах МБДОУ «Порецкий детский сад «Сказка».

     

      Цель воспитательной системы:

Формирование морали поведения ребенка как общественной личности в его взаимоотношениях с членами своей семьи, другими детьми и взрослыми; на усвоение основных социальных правил. Развить у ребенка такие качества как доброжелательность, терпимость в общении, стремление к сотрудничеству, сочувствие, сопереживание, взаимопомощь, милосердие.

Формировать представления детей о том, кого считают хорошим человеком, люди разных национальностей.

Воспитывать у детей интерес к труду людей и трудолюбие.

  Сохранение, возрождение и развитие национальных традиций, уклада жизни, межнациональных отношений русской, чувашской и мордовской диаспоры Порецкого района в дошкольной среде.

         Основные  задачи, решаемые внедрением системы:

        1. Расширять и обогащать социально- эмоциональные представления детей, способствовать укреплению нравственной мотивации деятельности;

2. Закреплять и развивать положительные тенденции в поведении, предоставлять условия для самостоятельной творческой реализации эмпатических переживаний в реальной жизни;

3. Формировать у детей нормы и правила общения; развивать умение договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к товарищам и уважать их мнение.

Достижение целей воспитательной системы

Работа по достижению поставленных целей и задач ведется  в три этапа и состоит из трех блоков: «Ребенок», «Воспитатель», «Родители».

БЛОК «РЕБЕНОК» - объединяет цели, связанные со знанием ребенка о самом себе, своем теле, здоровье, эмоциях, способах взаимодействия с другими, способах выхода из проблемных ситуаций.

БЛОК «ВОСПИТАТЕЛИ» - раскрывает механизм подготовки и работы педагогов по проблеме социально – эмоционального развития детей.

БЛОК «РОДИТЕЛИ» - предполагает формы активного сотрудничества. Цель этого блока – привлечь родителей к сотрудничеству, стимулировать желание видеть своих детей добрыми, отзывчивыми, щедрыми, гуманными.

    Основные виды  совместной деятельности детей и взрослых, в рамках     которых происходит достижение данных целей

Доброжелательность:

Цель: Формировать доброжелательное заботливое отношение к другим людям, сверстникам. Воспитывать способы проявления дружелюбия. Уметь приветствовать других людей, знакомиться с вопросом приобщение детей к национальным традициям гостеприимства, формирование специальных знаний и умений по приготовлению национальных блюд, особенностей сервировки стола, общей культуры личности (общения, правил поведения), уважения и доброе отношение к людям.

Блок «Ребенок»:

- занятия;

-- создание детьми творческих работ: «Нарисуй доброту», изготовление изделий для народных праздников

- Ознакомление с мордовскими национальными блюдами 

 (Популярное мясное блюдо у мордвов – шеняфкс – картошка с мясом)

- Ознакомление с чувашскими национальными блюдами

(В блюдах чувашской кухни одним из основных продуктов являются овощи. Чуваши издавна занимались земледелием и животноводством, поэтому в кухне большая доля зерновых продуктов и мяса. Но мясо было сезонным продуктом, во время забоя скота).

- обсуждение народных пословиц о доброте (продрогшего отогрей, голодного накорми. Доброго человека поминают добрым словом, плохого – плохим (Чув.) Большая душа, как большой костер, - издалека видна. (рус.) Ласковый теленок двух коров сосет (морд)и др.

- развитие представлений о Добре и зле;

- д/и «Как порадовать Буратино», «Будьте Добры»;

п\и «Охотники и волки» (Чув), «Раю – раю» (морд) и  др.

- игра «Друзья-товарищи», «Поиск новых слов»,

Игры народов мира;

- знакомство с «Золотыми правилами дружбы»;

- с/р игры «Семья», «Больница», «Магазин», «Библиотека», «Детский сад»;

- сочинение книжки «Доброта»;

- беседа «Почему важно быть добрым»;

- ситуация: - Что произошло бы, если бы ты не проявлял доброту»;

- игровые упражнения: «Дружба начинается с улыбки», «Доброе животное», «Комплименты»;

- изготовление цветка дружбы;

- досуг «Детское сердце открыто для дружбы»;

- развлечение «Мой добрый домовой»;

- обсуждение прожитого дня;

- еженедельные традиции: «Наши добрые дела», «сладкий вечер»,

-дарение маленьких подарков (младшей группе);

- игры - тренинг: «Доброе утро», «Дождь нежности»,

- пение «С нами друг»;

- слушание произведений Штрауса, Моцарта;

- цветотерапия «Моя семья»;

- беседы с детьми о народных праздниках, обычаях, традициях;

- проведение народных праздников; Роштовась(Морд) (Рождество), Масланцесь (Морд)  (Масленица), Очижись (Морд)  (Пасха), Тройцесь (Морд) (Троица);

Блок «Воспитатели»:

- консультация: «Наши сердца открыты добру»;

- разработка режиссерских игр о добре;

- изготовление учебно  – наглядных пособий: «Дерево добрых дел»,

«Поляна добрых дел»;

- семинар «Воспитание культуры общения»;

- анкетирование

- создание мини-музея в детском саду;

- оформление игровых уголков в группе, где дети обыгрывают полученные знания и умения.

Блок «Родители»:

- круглый стол «Наши сердца открыты добру»;

- составление «Досье на ребенка»;

- создание книги о своей семье;

- родительская газета «Добрые поступки наших детей»;

-анкетирование;

- сочинение родителей на тему: «Мой Ребенок»

- праздники и развлечения;

-  наглядная агитация;

 - дни открытых дверей;

- устный журнал.

Механизмы  решения задач  воспитательной системы

БЛОК: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОТРУДНИКОВ С ДЕТЬМИ»

1. Сотрудники создают и поддерживают доброжелательную атмосферу в группе.

- Общаются с детьми дружелюбно, уважительно, вежливо

- Поддерживают доброжелательные отношения между детьми (предотвращают конфликтные ситуации, собственным примером демонстрируют положительное отношение ко всем детям).

2. Сотрудники способствуют установлению доверительных отношений с детьми.

- Обращаются к детям по имени, ласково (гладят по голове, обнимают, сажают на колени и т.п.).

-  Побуждают детей высказывать свои чувства и мысли, рассказывать о событиях, участниками которых они были (о своей семье, друзьях, мечтах, переживаниях и пр.); сами делятся своими переживаниями, рассказывают о себе.

3.  Сотрудники чутко реагируют на инициативу детей в общении

- Выслушивают детей с вниманием и уважением.

- Вежливо и доброжелательно отвечают на вопросы и обращения детей, обсуждают их проблемы

- Откликаются на любые просьбы детей о сотрудничестве и совместной деятельности (вместе поиграть, почитать, порисовать и пр.); в случае невозможности удовлетворить просьбу ребенка объясняют причину.

 4. Взаимодействуя с детьми, сотрудники учитывают их возрастные и индивидуальные  особенности

-  При организации игр и занятий принимают во внимание интересы детей.

 -  В ходе игры, занятий, режимных моментов и в свободной деятельности учитывают привычки, характер, темперамент, настроение, состояние ребенка

 -  Помогая ребенку освоить трудное или новое действие, проявляют заинтересованность и доброжелательность.

 БЛОК:  СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»

 5. Педагоги приобщают детей к нравственным ценностям

- Способствуют формированию у детей представлений о добре и зле (вместе с детьми обсуждают различные ситуации из жизни, из рассказов, сказок, обращая внимание на проявления щедрости, жадности, честности, лживости, злости, доброты и др.)

- Способствуют усвоению этических норм и правил поведения

- Развивают ценности уважительного и заботливого отношения к слабым, больным, пожилым людям

 6. Взрослые способствуют формированию у детей положительного отношения к труду.

-  Сотрудники создают условия для участия детей в труде взрослых (поощряют и поддерживают стремление детей помогать в работе по дому близким взрослым, воспитателю, няне и т.п.)

-  Педагоги помогают детям осваивать доступные им самостоятельные действия по самообслуживанию, уходу за животными и растениями, приготовлению простых блюд, домашней работе и пр.

- Знакомят с профессиями (организуют наблюдение за трудом взрослых в ДОУ, на прогулке, экскурсиях, рассказывают, читают книги, проводят экскурсии, приглашают родителей рассказать о своей профессии и пр.)

- Приучают к бережному отношению к вещам, в которые вложен труд человека (одежде, еде, предметам домашнего обихода, игрушкам, книгам, поделкам сверстников и др.)

 7. Взрослые создают предпосылки для развития у детей гражданского и правового самосознания

-  Уважают права каждого ребенка

- Способствуют формированию у детей основ правового сознания

 - Проводят систематическую работу по предотвращению нарушений прав ребенка, по профилактике случаев жестокого обращения с детьми

 - Рассказывают детям о различных объединениях людей (семья, детский сад, школа, место работы родителей и пр.)

 - Развивают у детей представления о своей принадлежности к определенному сообществу людей (гражданин своей страны, житель своего города, села, деревни, член семьи и детского коллектива)

БЛОК: «РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

1. Сотрудники создают условия для свободной игры детей

-  Оберегают время, предназначенное для игры, не подменяя ее занятиями.

- Сохраняют игровое пространство

 - Внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости как равноправные партнеры.

 2. Сотрудники создают условия для возникновения и развертывания игры детей

-  Создают условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре

 - Побуждают детей к развертыванию игры (предлагают детям выбрать сюжет или поиграть в определенную игру; побуждают детей к принятию роли; договариваются о правилах игры и пр.).

 - В качестве непосредственных участников игры предлагают детям различные виды игр (сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-драматизации, игры с правилами и пр.) и игровых действий.

 - Соблюдают баланс между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе, не подменяя ее занятиями и обеспечивая плавный переход от игры к занятиям, режимным моментам.

 -  Обеспечивают баланс между разными видами игры (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми и пр.).

 3. Педагоги создают условия для развития воображения и творческой

активности детей в игре

 - Организуя игру детей, избегают воспроизведения трафаретных и однообразных сюжетов, действий, приемов.

- Предоставляют детям возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек, пространства для игр и пр.).

- Поощряют детскую фантазию и импровизацию в игре (придумывание сюжетов, сказок; введение оригинальных персонажей в традиционные игры; смену, совмещение ролей и пр.).

- Предлагают детям подбирать и использовать в игре разнообразные предметы-заместители народов разных национальностей.

- Способствуют возникновению эмоционально-насыщенной атмосферы в игре (включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; используют выразительные движения, мимику, интонированную речь; вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности и т.п.).

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 4. Сотрудники создают условия для развития общения между детьми в игре.

-  Создают условия для возникновения и развития совместных игр детей (предлагают игры с разным числом участников, в том числе учитывая дружеские привязанности между детьми; организуют совместные игры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обогащения игровым опытом и т.п.).

-  Помогают овладевать способами ролевого взаимодействия между детьми (с позиции равноправного партнера инициируют диалоги между персонажами, ролевые действия и пр.).

-  Приобщают детей к культуре взаимоотношений в игре (учат понимать условность ролевого взаимодействия, договариваться, улаживать конфликты из позиции реальных партнеров по игре и т.п.)

 5. Сотрудники реализуют индивидуальный подход в организации игры детей.

- Предлагают детям игры с учетом их личностных особенностей (игры, стимулирующие активность застенчивых детей; игры, повышающие самоконтроль у излишне расторможенных и агрессивных детей и т.п.).

- Обращают особое внимание на “изолированных” детей (организуют игры, в которых ребенок может проявить себя, оказывают ему поддержку в игре, предлагают его на центральные роли).

 6. Педагоги используют дидактические игры, игровые приемы в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов.

    Использование работы и ее результатов в педагогической практике.

Навыки общения формируются у человека с ранних лет. Как обеспечить ребенку комфортное существование в среде сверстников? Как оградить его от горечи одиночества, чтобы он был окружен друзьями не только в детстве, но и в зрелом возрасте? Эти и многие другие вопросы являются основными в работе педагогов. Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для народного быта, т.к. они развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного, поэтому во всех группах нашего детского сада созданы уголки национального быта русского, мордовского, чувашского.

В детском саду, мы знакомим детей с национальными обрядовыми праздниками. Обрядовые праздники тесно связанны с трудом и с различными сторонами общественной жизни человека. Народная мудрость, заключенная в этих праздниках, сохраненная в веках, должна быть передана детям. В нашем детском саду стало традицией проведение таких обрядовых праздников, как Колядки, Масленица, Пасха, Троица, где большое участие принимают родители.

Праздник Колядки проходит внутри детского сада, дети ходят друг к другу в группы. А как любят дети Масленицу с её разудалыми плясками, играми, хороводами, сжиганием чучела зимы и, конечно, блинами. Этот праздник мы шумно празднуем на улице, во дворе детского сада.

Не обходили стороной и праздник Пасхи с крашеными яйцами и пасхальными игрищами.

Великолепно проходит праздник Троицы – или праздник русской березки. Дети поют песни, водят хороводы вокруг березки и пускают по воде веночки, которые плетут вместе с родителями. После народных хороводов игр и забав, традиционное чаепитие. Во время праздников, знакомим дошкольников с народными названиями и народным колоритом, характерным для данного народа.

Конечно, стоит отметить, что во всех этих праздниках родители принимают деятельное участие. Вместе с родителями воспитанники принимают участие в мордовском народном празднике «Каштаз» и празднике для детей «Чипайне», которые проходят на родине мордвы.

На музыкальных занятиях последовательно знакомим детей с произведениями народного музыкального творчества.

Музыкальные произведения и праздники, посвященные армии, развивают чувство восхищения героями, знакомят с особенностями военной службы в мирное время, формируют представления о воинском долге, воспитывают гордость за своих отцов.

На физкультурном занятии проводятся народные игры, а занятия на свежем воздухе стараемся полностью спланировать на основе народных подвижных игр где проходит  воспитание доброжелательных взаимоотношений, заботливого отношения к близким, развитие умения организовывать игру с небольшой группой сверстников.

Практика показала, какое важное значение имеет осознанное восприятие для нравственного отношения детей к культурному наследию своего народа. Сначала интерес и любование, затем — бережное отношение к тому, что их окружает.

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ:

1 . Программы дошкольного образования "От рождения до школы". Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, 2016 г.

2.  «Программы воспитания ребенка - дошкольника», г. Чебоксары, 1995 г.

3. Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента.- Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во. 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система "страна Добронравия"

Данная воспитательная система позволяет наиболее полно формировать духовную культуру дошкольников, развитие гуманистической направленности человека, сформировать образовательное пространство у...

ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....

Семинар практикум для родителей "Песочная страна - страна чудес"

Показать значимость взаимодействия ДОУ и семьи....

Конспект НОД. с детьми старшей группы. Тема: "Путешествие в страну Добронравию"

Образовательные области: "Социализация", "Коммуникация". Формировать у детей  желание выполнять нормы и правила этического  поведения....

«Песочная страна — страна чудес»

Конспект занятия в средней группе«Песочная страна — страна чудес»Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка....

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности с использование ИКТ «Россия – огромная страна». Презентация "Россия - огромная страна". Старшая группа

Цель:Совершенствовать знания детей о России.Задачи:Формировать представления детей о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов.Позн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Путешествие в страну Добронравию"

Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание р...