Проект по реализации образовательной программы «Наш дом — Южный Урал» (Е.С.Бабунова)
проект ( группа) на тему

Мухамеджанова Алина Радиковна

Цель проекта: реализация пр. «Наш дом – Южный Урал» (Е.С. Бабунова) через приобщение детей младшего дошкольного возраста к культурным ценностям Южного Урала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt.docx45.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 Еманжелинского муниципального района Челябинской области 

Проект по реализации образовательной программы «Наш дом — Южный Урал» (Е.С.Бабунова)

[Введите подзаголовок документа]

Воспитатель: Мухамеджанова А.Р.

2015 г.


Тип проекта: познавательно-творческий, групповой, долгосрочный.

Актуальность проекта: в раннем и младшем дошкольном возрасте ведущими задачами являются задачи по развитию эмоционального отклика на произведения фольклора, формированию понимания его основного содержания.

Цель проекта: реализация пр. «Наш дом – Южный Урал» (Е.С. Бабунова) через приобщение детей младшего дошкольного возраста к культурным ценностям Южного Урала.

Задачи:

-  Формировать представление младших дошкольников о культурных ценностях, и народных традициях средствами народного фольклора и народных игр.

- Познакомить детей с народным фольклором Южного Урала, помочь им понять его содержание, вызвать желание повторять и использовать средства фольклора самостоятельно в повседневной жизни. Расширить и активизировать словарь детей.

- Прививать любовь к красоте и мудрости русской речи средствами народного фольклора.

Ожидаемые результаты: Развитие у детей интереса к народному фольклору и народным играм. Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение совместных с детьми мероприятий.

1 этап: Подготовительный

  • Организация предметно-развивающей среды в группе:

- подготовка картотек фольклора и народных игр по программе «Наш дом – Южный Урал».

- Подбор иллюстративного, наглядного, дидактического материала, атрибутов к народным играм.

  • Подготовка мультимедийной презентации для детей  на тему: «Фольклор Южного Урала».

Работа с родителями: подбор методических рекомендаций для родительского уголка  по использованию фольклора Южного Урала и народных игр в домашних условиях.

  • 2 этап: Реализация проекта

На данном этапе  велась работа в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» по интеграции содержания пр. «Наш дом – Южный Урал» через режимные моменты, организованную образовательную деятельность педагога с детьми, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную детскую деятельность.

Работа с детьми младшего дошкольного возраста

по реализации пр. «Наш дом – Южный Урал»

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

Беседа о лете «Что летом родится - зимой пригодится».

Закрепить представление детей о лете, его характерных признаках, о влиянии тепла, солнечного света на развитие растительности в лесу, в поле, в саду и на огороде. Повторение потешек, поговорок, стихов и песен о лете.

Народная пальчиковая игра «Пальчик – пальчик, где ты был….»

Познакомить детей  с потешкой. Развивать речь, координацию движений рук.

Словесная игра «Ладушки-ладошки»

Вызывать положительные эмоции, повеселить позабавить ребенка.

Колыбельные песни  «Ай, бай, бай, Ты, собачка, не лай…»

Обогащать и уточнять знания детей об особенностях русских народных колыбельных песен.

Октябрь

«Свой край – люби и знай». Беседа о родном крае, городе, улицах.

Расширение представлений о своем городе.  Воспитание патриотизма, уважения к своему городу. Воспитание любви к своему краю, городу.

Знакомство с докучной сказкой «Пришел медведь к броду, бултых в воду…»

Знакомить детей с жанром докучной сказки.

Закличка «Осень, осень…» «Медведь могучий…»

Знакомить  детей с особенностями закличек. Учить детей рассказывать заклички выразительно.

Народная пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать…»

Познакомить детей с потешкой. Развивать речь детей, координацию движений рук.

Ноябрь

Колыбельная «Котик серый, хвостик белый..» исполнение колыбельной для кукол в сюжетно-ролевой игре «Дом».

Закреплять знания детей о колыбельных песнях. Развивать исполнительские умения детей.

Потешка  «Кисонька - Мурысенька, Ты где была?.»

Вызывать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение.   Развивать речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

Русская народная подвижная игра «Ножки» затопали ножки прямо по дорожке…

Познакомить с народной игрой. Учить детей управлять своим телом, способствовать речевому развитию.

Декабрь

«Зима не лето, в шубу одето». Беседа об особенностях зимы.

Познакомить детей с пословицей. Закреплять представления детей о зиме.  Обобщить представления детей о характерных признаках зимы и зимних явлениях. Расширить и активизировать словарь по теме «Зима».

«Снегурочка – внучка деда Мороза». Знакомство с русской народной сказкой «Снегурочка». Беседа о доброте.

Познакомить с русской народной сказкой. Обогащать словарный запас. Воспитание чувства сопереживания, сочувствия, доброты.

Потешка «Ладушки, ладушки! Пекла бабка оладушки…»

Познакомить детей с потешкой. Уточнять знания о потешках. Учить детей передавать выразительно движение персонажей.

Подвижная игра «Маленькие ножки – большие ножки»

Учить детей управлять своим телом, способствовать речевому развитию.

Январь

Сказка «в одном болоте жила-была лягушка-квакушка…» драматизация сказки, беседа о докучных сказках.

Обогащать и пополнять знания детей о докучных сказках. Поддерживать желание рассказывать докучные сказки.

Русская народная игра – забава «ладушки ладошки»

Вызывать положительные эмоции, повеселить, позабавить детей.

Февраль

«Живет в народе песня». Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне.

Познакомить детей с особенностями народной песни.

Пестушки «Потягунушки, потягунушки! Поперек толстунушки..» беседа о потешках и прибаутках.

Продолжать знакомить с потешками.

Подвижная игра «Маленькие ножки – большие ножки»

Учить детей управлять своим телом, способствовать речевому развитию.

Март

«Сердце матери - лучше солнца греет». Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок пр. «Наш дом – Южный Урал».

Расширять знания о членах семьи (о маме). Закреплять умение называть имя мамы, чем она занимается. Воспитывать желание ей помогать. Воспитывать любовь к матери, к семье. Закрепить знание стихов о маме, пословиц.

«Русская матрешка». Рассказ о матрешке. Разучивание частушек. Аппликация.

Познакомить детей с русской народной игрушкой матрешкой. Развивать разговорную речь.

Прививать любовь к народной культуре. Формировать интерес к народным традициям, посредством знакомства с матрешкой. Развивать познавательный интерес.

Заклички «Весна - красна»  «Жаворонушки прилетели» использование закличек на прогулке.

Познакомить детей с закличкой, закреплять знания детей об особенностях закличек. Учить придумывать короткие заклички.

Пестушки «Потягунушки, потягунушки! Поперек толстунушки..»

Повторение знакомых пестушек.

Апрель

«У природы нет плохой погоды… » Стихи о явлениях природы. Хороводные игры.

Формировать у детей  представление о природных явлениях через использование средств фольклора. 

Развивать координацию, ориентацию в пространстве,  обогащать двигательный опыт детей, учить детей быть аккуратным в движениях и перемещениях.

Дождик, дождик, Хватит тебе, дождик, лить!

 Обогащать двигательный опыт детей. Вызывать желание играть со взрослым. Поощрять самостоятельность детей, проявление инициативы.

Май

«Вечная слава героям». Беседа о защитниках нашей Родины.

Воспитание уважения к защитникам Родины, интереса к их деятельности, формирование желания стать в будущем в ряды защитников Родины.

3 этап: Итоговый

Проведение развлечения «В гостях у бабушки Арины» с участием родителей.

Цель: закрепить знания детьми фольклора Южного Урала и народных игр.

- Выступление на итоговом педсовете с презентацией проекта

Цель: обмен опытом по реализации программы «Наш дом – Южный Урал» (Е.С. Бабунова).

Результаты проекта:

- дети используют фольклор в активной речи в самостоятельной деятельности,

-  умеют играть в русские народные подвижные игры, используют считалки,

 - создана система работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, средствами народного фольклора Южного Урала.

- установлены партнёрских взаимоотношения между  педагогами  и родителями по вопросам патриотического воспитания детей.

Методические рекомендации для родителей по использованию средств фольклора в образовательном процессе ДОУ.

Методические рекомендации по использованию колыбельных песен.

Колыбельные песни, или байки, относятся к произведениям, созданным взрослыми для детей. Назначение колыбельных песен — убаюкать, усыпить ребенка — определяет не только ритмику, но и систему образов (образы близких ребенку взрослых, фантастические образы Сна и Дремы).

Знакомство с колыбельными начинается с раннего возраста. В работе с детьми раннего возраста педагог широко использует колыбельные песни при укладывании детей спать, а также в игровых ситуациях. Исполнение должно отвечать народным традициям. Термин «колыбельная» произносится, но его запоминание детьми не требуется.

Во второй младшей группе детей знакомят с назначением колыбельных и некоторыми особенностями содержания и формы (помощники мамушек — кот и гуленьки, ласковые обращения к детям). Поощряется участие детей в исполнении колыбельных на занятиях и в игровых ситуациях. Проводятся инсценировки с игрушками по сюжетам литературных произведений («Сказка о глупом мышонке» С. Маршака).

При ознакомлении с колыбельными необходимо наличие специального дидактического материала: колыбель, люлька (подлинные или сделанные по образцу народных); игрушки-помощники (кот Баюн), иллюстративный материал (книги колыбельных песен с иллюстрациями), магнитофонные записи различных вариантов исполнения колыбельных.

Задачи

1.   Приобщать детей к устному поэтическому творчеству.

2.   Воспитывать положительное отношение к исполненным педагогом колыбельным песням.

3.   Побуждать к участию в исполнении колыбельных песен при укачивании кукол (проговаривание отдельных слов «баю-бай»).

4.   Познакомить с колыбелью (люлькой), обогащать пассивный словарь (колыбель, люлька).

5.   Примерный репертуар: 3-4 колыбельные.

6.   Продолжать знакомить детей с колыбельными песнями.

7.   Дать детям некоторые сведения о происхождении и назначении колыбельных песен (пели у колыбели, когда укладывали детей спать.поэтому песни называются колыбельными. Выражают заботу о детях: будут крепко спать — вырастут сильными и здоровыми).

8.   Познакомить с некоторыми фольклорными образами (кот Баюн, Гули-гуленьки, Сон и Дрема).

9.   Обратить внимание на характер исполнения (нежно, ласково). Мамы любят своих детей, обращаются к ним с ласковыми именами (Ванюшенька, Андрюшенька).

10.   Способствовать исполнению колыбельных песен в самостоятельной игровой деятельности.

Методические рекомендации для родителей по использованию пестушек, потешек и прибауток.

Пестушки — коротенькие приговорки, сопровождающие ритмизированной и рифмованной речью необходимые для ребенка гигиенические и физические процедуры: умывание, купание, массаж.

Потешки — сопровождают игры взрослого с ребенком, его ручками, пальчиками.

Прибаутки — небольшие стихотворения в 4—6 строк, своим содержанием напоминающие маленькие сказочки в стихах. Содержание прибауток составляют яркие, красочные картинки окружающей жизни (быт, домашнее хозяйство, домашние животные).

Особое значение придается пестушкам и потешкам в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

В младенчестве (до 1 года) и в раннем возрасте (1—2 года) пестушки используются педагогом при проведении соответствующих процедур (умывании, освоении навыков ходьбы, различных движениях руками).

В более старшем возрасте (2—4 года) пестушки используются педагогом при выполнении соответствующих игровых действий с куклами. Педагог поощряет участие детей в исполнении пестушек и потешек в повседневной жизни. Проводятся специальные занятия по ознакомлению детей с потешками.

Задачи

Ранний возраст:

1.   Приобщать детей к устному поэтическому творчеству.

2.   Вызвать эмоционально-положительное отношение к пестушкам, потешкам.

3.   Способствовать сохранению радостного настроения во время проведения процедур.

4.   Закреплять название частей тела (руки, ноги, голова).

5.   Стимулировать активное участие в исполнении пестушек (выполнение движений и звукоподражание).

Младший дошкольный возраст:

1.   Приобщать детей к устному поэтическому творчеству.

2.   Помочь понять назначение потешек, прибауток, пестушек (помогают ребенку научиться ходить, умываться, забавляют, развлекают ребенка). Исполняются ласково, нежно.

3.   Стимулировать участие детей в исполнении потешек, прибауток педагогом (договаривание слов, выполнение движений, подражание игровым действиям).

4.   Поощрять самостоятельное исполнение пестушек в играх с куклами.

Методические рекомендации для родителей по использованию закличек и приговорок

Заклички — стихотворные обращения к различным явлениям природы (солнцу, ветру, дождю), небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей.

Приговорки — обращения к животным, птицам, построенные по принципу просьбы-пожелания. Часто приговорки строятся на звукоподражании. Заклички и приговорки доставляют детям радость, развлекают их.

Заклички и приговорки помогают воспитывать у детей чувство связи с природой. Заклички генетически восходят к древним обрядам. Многие заклички в настоящее время утратили магическое значение, но приобрели шуточный характер.

Заклички и приговорки можно включать в педагогический процесс начиная с раннего возраста. Педагог произносит заклички и приговорки во время наблюдений на прогулке, при различных погодных явлениях (дождь, снег), встрече с птицами, насекомыми, а также в игровых ситуациях. В этом возрасте исполнение закличек и приговорок сопровождается жестами (протянуть руки к солнышку, показать, как много нужно воды — по колено, как бабочка машет крылышками), а также звукоподражанием.

В младшем дошкольном возрасте дети привлекаются к исполнению закличек и приговорок, поощряется исполнение приговорок и закличек по инициативе детей.

Задачи

Младший дошкольный возраст:

1.   Приобщать к устному народному творчеству.

2.   Поддерживать желание произносить заклички вместе с педагогом.

Методические рекомендации по использованию пословиц и поговорок

Пословица — это краткое, поэтически образное, ритмически организованное произведение народного творчества, обобщающее исторический и социальный опыт поколения. Четко формулируя морально-этические нормы, пословицы представляют собой яркие образцы практической философии.

Поговорка — это меткое выражение, высказанное по конкретному случаю, оборот речи, лишь намекающий на вывод.

Знакомство с пословицами можно начинать с младшего дошкольного возраста. В этом возрасте педагог не объясняет детям, что такое пословица, а может использовать доступные детям пословицы и поговорки в соответствующей ситуации. После уборки игрушек — «Кончил дело — гуляй смело», в подвижной игре — «Маленький, да удаленький». При этом термин «пословица» не обязательно употреблять. Примерное количество пословиц и поговорок, включаемых педагогом в свою речь,  4-6.

Методические рекомендации для родителей по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ

Задачи (вытекают из общих задач программы):

•  развивать у детей эмоционально-активное отношение, действенный интерес к русским, башкирским, татарским народным играм. Создавать условия для проявления детской игровой культуры;

•   обогащать интеллектуально-информационную сферу ребенка знанием правил многих народных игр, основ истории и культуры России, Башкортостана, Татарстана;

•   способствовать действенному приобщению детей к народной культуре с помощью игр народов Уральского региона, используя в качестве основы идеи народной педагогики, создавая условия для использования разных видов народных игр в самостоятельной, свободной игровой деятельности.

В младшем дошкольном возрасте в соответствии с возрастными особенностями и возможностями из народных игр в большей степени могут использоваться такие игры, как игры-забавы, игры с народными игрушками (бабинские матрешки, богородские игрушки, яйца-вкладыши и др.), подвижные игры, изредка хороводные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательная программа «Наш дом — Южный Урал» ,проект:мини-музей «НАШ ДОМ – ЮЖНЫЙ УРАЛ»

Областная образовательная программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Юж­ный Урал» содержательно раскрывает один из путей социально-личност­ного ...

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!» Подготовительная к школе группа

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.)Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!»Подготовительная к школе...

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию «Украшаем тюбетейку» (аппликация) (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом - Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Подготовительная группа Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!"

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию«Украшаем тюбетейку» (аппликация) Подготовительная к школе группа (в рамках реализации парциальной программы «Наш...

Программа «Наш дом-Южный Урал» под редакцией Бабуновой Е.С.

Программа раскрывает содержание, логику, объем работы с детьми дошкольного возраста, направленные на обеспечение воспитания и развития на идеях народной педагогики. Информационная часть программно...

Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»

Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей  с историей заселения  Южного Урала ...

Педагогическая разработка по теме: «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ. Парциальная программа «Наш дом - Южный Урал»

Педагогическая разработка «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ. Парциальная программа «Наш дом – Южный Урал» разработана для воспитателей ДОУ с ц...