цикл бесед
материал (старшая группа) на тему

Османова Фарида Увайсовна

цикл бесед  о родном крае

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsikl_besed.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

ЦИКЛ БЕСЕД  О ДАГЕСТАНЕ

Беседа 1.

Как вы знаете, республика, в которой мы с вами живем, называется Дагестан. Слово «Дагестан» обозначает «страна гор».

Раньше, много, много лет назад, люди жили высоко в горах. Тогда не было ни машин, ни тракторов, поэтому люди добирались в свои селения на лошадях, ишаках или пешком. Тогда в семьях бывало много детей, старшие дети обязательно смотрели за младшими, учили их всему, что умели сами, помогали родителям ухаживать за домашними животными, готовить еду, а мальчики — папам, дедушкам. Малыши смотрели на старших, учились у них, обязательно их слушались.

Раньше людям жилось очень трудно. Не было света, не было теплых батарей в зимнее время. Вместо электрической лампочки люди использовали керосиновые лампы, для тепла — топили печки, а для этого нужно было еще летом запасать дрова, сухие ветки. Так как дети во всем помогали взрослым, им некогда было бездельничать. Даже малыши знали и понимали правила поведения, которые нужно было обязательно соблюдать. Правила эти такие:

  • обязательно уважать старших, слушаться их во всем;
  • ухаживать за стариками;
  • помогать во всем родителям;

—        показывать пример малышам, учить их тому, чему сам научился;

  • уступать всегда место старшим;
  • не перебивать, когда говорят старшие. Мы еще много узнаем о том, как раньше жили наши бабушки

и дедушки. Они ведь, как и вы, были когда-то маленькими, а когда вырастали, то уже учили своих детей, а потом и внуков тому, как надо себя вести, какими надо быть, что надо знать и уметь.

Вопросы к беседе:

  1. Почему раньше жить в горах было тяжелее, чем сейчас?
  2. Помогали ли дети старшим, и что они делали?
  3. Какие правила поведения должны были знать и выполнять дети в то время?
  4. А какие правила поведения соблюдаете вы?
  5. Как вы думаете, когда ваши родители бывают вами недовольны?

Беседа 2.

С детства жители гор учили своих детей разному труду: уходу за животными, сбору травы, топке печи, тасканию родниковой воды и многому другому. Кроме того, почти в каждом ауле люди занимались каким-нибудь Особенным делом: или ткали ковры, или изготовляли посуду из глины, или делали красивые женские украшения, пояса, кинжалы для мужчин. Были в селах и мастера по изготовлению крепкой обуви, приготовлению специальных свадебных блюд (халва из муки, из орехов и др.), шитью подушек, одеял для невест, изготовлению сундуков, ремонту крыш и т.д. Каждый взрослый человек обязательно был занят каким-нибудь полезным делом. Если человек бездельничал, он не мог прокормить семью, его не уважали соседи и родственники. А дети видели и понимали, что только если трудишься и приносишь пользу, только тогда тебя будут уважать.

У дагестанского народа много пословиц и поговорок о труде. Вот некоторые из них:

  • Без труда нет и покоя;
  • Жизнь без труда — это не жизнь;
  • Лень не родит героя;
  • Любишь почет — люби и труд.

Мы с вами не раз слышали о знаменитых на весь мир дагестанских селениях: Табасаран, Кубачи, Унцукуль, Балхар. Чем же знамениты эти села?

(Примерные ответы детей: в Табасаране ткут ковры, в Кубачах делают красивые серебряные и позолоченные вазы, тарелки, кувшины и женские украшения, в Унцукуле мастера занимаются насечкой по Дереву, в Балхаре из специальной глины делают разную посуду и Игрушки).

Со всех концов мира приезжают люди, чтобы увидеть, полюбоваться изделиями Дагестанских мастеров, есть много книг, в которых написано об известных мастерах, показаны их работы.

Некоторые из этих книг мы с вами рассматривали.

Но не только эти села знамениты своими умельцами. В каждом селе есть люди — мастера какого-нибудь дела. Их очень уважают за их труд.

А знаете ли вы таких людей? О Ком бы вы хотели нам рассказать? Думаю, что ваши бабушки и дедушки тоже многое умеют и знают.

Беседа 3.

Мы с вами говорили о том, как раньше жили люди в горных аулах. Им было трудно, но помогая друг другу во всех делах, люди жили дружно, а в свободное от работе время умели и веселиться.

Раньше, как теперь, не было много разных красивых игрушек, не было и магазинов, где их можно было купить. Поэтому родители, бабушки, дедушки по вечерам сами делали игрушки: шили кукол из разных кусков ткани, из цветных ниток, из глины лепили разнообразную детскую посуду и игрушки, которые потом украшали узорами. Специально для мальчиков и девочек старушки шили национальные костюмы, украшали их вышивкой, тесьмой иногда серебряными монетами, подвесками. Специально для девочек мастера изготовляли маленькие кувшины для воды. Мальчикам шили маленькие папахи, черкески и дарили оружие похожее на настоящее.

Дети очень бережно относились к этим вещ&м. Вырастая, они дарили их своим детям и даже внукам. Вот так сохраняются до сих пор многие старинные вещи.

В свободное время дети собирались и играли в игры. Многие старинные игры были похожи на наши, проводились они на траве, на поляне, во дворе, даже на поле, когда детям разрешали отдохнуть от работы. Детских садиков в старину не было, поэтому дети оставались со стариками дома, а которые постарше — ходили с родителями работать: собирать траву, сено фрукты, на прополку, сбор картофеля, кукурузы, капусты, на мельницу,

Дети рбсли трудолюбивыми, старательными, послушными, уважали старших, заботились о малышах- Даже малыши понимали, что хороший человек тот, Который не ленится, никогда не возьмет чужую вещь без разрешения, не нагрубит, не обманет.

А теперь давайте с вами представим, что мы сейчас живем в старину, и у нас нет ни игрушек, ни игр, и мь' попробуем сами себе сделать игрушки из самых простых вещей: бумаги, кусков Ткани, клея, ниток, пуговиц. Немного пофантазируем, потрудимся, и будут у нас свои игрушки — такие интересные и непохожие на все остальные.

(Так беседа перерастает в игру — труд.)

Беседа 4.

Очень много разных народов живет в нашей республике. У каждого народа есть свой язык, свои обычаи, свои правила поведения. Но для каждого дагестанца сам

Сейчас многие дети живут в городах, вдалеке от бабушек и дедушек, ваши папы и мамы бывают на работе, приходят домой уставшие, и у них не всегда хватает времени, чтобы сидеть с вами и рассказывать разные интересные истории, сказки, обычаи, правила поведения, которые были бы вам интересны. А иногда некоторые из вас огорчают своих родителей плохим поведением, капризами. Не все дети понимают, как нужно себя вести в гостях, в театре, в транспорте, и родителям бывает стыдно за таких детей.

А теперь представьте себе, что вы сами — родители!

О каких правилах поведения вы бы рассказали своему ребенку? (Ответы Детей.)

Как бы вы поступили, если бы ваш ребёнок не слушал вас, баловался, капризничал? (Ответы детей.)

Беседа 5. (По мотивам сказок Р. Магомедова).

— Сегодня я хочу познакомить вас с юношей по имени Идрис. Жил он давным-давно, когда наши прабабушки и прадедушки были молодыми. И давайте представим с вами, что мы оказались в том далеком от нас времени, в том же ауле, где жил Идрис. У нас на головах как будто шапки-невидимки, и поэтому нас не видно. Мы тихо, на цыпочках, заходим в дом., где живет Идрис, и что же видим?

... По всем комнатам горской сакли разносится протяжный свистящий храп. Спит беззаботный человек. Наконец, он просыпается, но ох, как не хочется расставаться с теплой мягкой постелью. Он ворочается, отмахивается от солнечных лучей, давно пробивающихся в окно. «В животе урчит, есть охота, хочешь — не хочешь, а вставать надо», — решил лежебока. Соня протер руками глаза и, не умывшись, принялся за завтрак, оставленный матерью.

Сколько раз пыталась мать поднять его на работу, но Идрис всегда притворялся спящим. Однажды она, потеряв всякую надежду, произнесла горькие слова:

—        Мне недолго осталось жить, пока жива, кормлю, одеваю, обуваю тебя, как дитя малое, а когда меня не станет, как жить будешь?

Единственный сын и тот уродился нерадивым: ни в отца, ни в мать, даже в роду такого не было...'

Ходил, Идрис ленивой медвежьей походкой, озираясь по сторонам. Был разгар лета, везде кипела работа. Добрался, наконец, до мельницы, где под деревом сидел старик с длинной и седой, как .снег, бородой. Идрис, поздоровавшись, прервал думы старика.

  • Дедушка, — произнес он, — почему все хорошо живут, а моя мать концы с концами никак не сведет?
  • Сын мой, — ответил старец, — мне так уж трудно ответить на твой вопрос, приходи завтра рано утром на это место и я кое-что расскажу тебе.

На следующий день юноша опоздал (как всегда проспал), но все-таки застал дедушку на том же месте.

На приближающиеся шаги старец приподнял голову, приветствуя Идриса, улыбнулся краешками губ.

—        Сегодня ты опоздал, потому рассказывать тебе ничего не буду. Приходи завтра на заре.

На следующий день, рано утром, лежебока застал старика на прежнем месте. Дедушка встал, попросил юношу следовать за ним, и они зашагали к мосту, где сливались все дорожки, выходящие из села. Сели на валун и стали ждать прохожих.

  • Объясни нам, куда и зачем путь держишь, Ахмед? — спросил дедушка первого прохожего сельчанина?
  • Я иду на заработки, — отвечал Ахмед, — запасы мои подходят к концу, если не поспешу, чем тогда кормить детишек?
  • Доброго пути тебе, Ахмед, — пожелал старец.

Вторым прохожим оказался Су\пейман, который сказал, что идет менять фрукты на зерно.

Третьим прохожим был Насрулла, он объяснил, что идет поливать сад и надо успеть, не то перекроют воду в канаве.

Прошло еще много людей, и у всех были неотложные дела.

—        Вот видишь сын мой, все люди заняты работой, кроме стариков да малых детей, кто не работает, тот не должен есть. Вы плохо живете, Идрис, оттого, что ты не помогаешь старухе-матери, и люди смеются над тобой, лентяем и лежебокой. Ни одна девушка в нашем селе не выйдет за тебя замуж.

Юноша помолчал, а потом спросил:

  • А что, дедушка, неужели нет такого места, где бы человек мог спокойно жить не работая?
  • Есть! Приходи завтра, я буду ждать тебя на годекане после обеда.

Точно к сроку пришёл  Идрис на го декан. Дедушка повел лентяя за село. Они поднялись на горку, откуда, как на ладони, видно сельское кладбище, окруженное со всех сторон каменными стенами.

Сын мой, Вот где люди не работают, — сказал старик, указывая посохом на царство покойников.

Что ты, дедуШка| Похоронить себя живьем никто не согласится.

У тебя, сын мой, нет другого выхода, ведь ты ничего полезного не делаешь, а пожинаешь труд старухи-матери.

Юноша, не сказав Ни слова, побежал домой без оглядки, а рано утром следующего дня пошел на работу вместе с матерью. А теперь снимем шапки-невидимки и вернемся в наше время.

Сейчас детям живется намного легче, чем раньше, но оказывается еще остались лежебоки и лентяи, которые не любят по утрам вставать, умываться, одеваться. Вы не знаете таких?

А как бы ты поступили на месте Идриса после разговора с мудрым дедушкой? Почему?

Беседа 6.

Много разньх народов живет на нашей земле. Но у всех у них есть что-то общее — самое главное. Любой хороший человек любого народа Думает о том, что он оставит после себя на земле, какую пользу принес он людям. Может быть поэтому высоко в горах встречаются нам каменные мосты, глубокие, чистые колодцы, большее фруктовые сады, выстроенные и выращенные много, много лет назад. Откуда же все это началось, как появился такой хороший, добрый и такой нужный людям обычай? А может все началось именно вот так?

У подножие самой высокой горы жили-были старик со старухой. Жили 0ни богато, имели большое хозяйство. Только одно было плохо — не было у них детей. А дом без детей — не дом. Затосковали старики. И старуха все чаще и чаще стала просить мужа:

—        Хамид, а Хамид, найди дитя. Нет нам без него радости.

—        Жена,—' возражал старик, — где же я тебе его возьму, сама знаешь, на базаре детей не продают.

Но никак не мог Хамид унять свою старуху. Пришлось собраться в путь-дорогу. Шел он сам не зная куда. Долго искал, но никак не мог найти ребенка. Наконец, Хамид потерял надежду и решил вернуться домой.

Усталость и голод одолели старика. Огляделся Хамид, выбирая, где бы устроиться. Сел, наконец, под раскидистым деревом и подумал: «Лучшего места, наверное, во всем мире не найти. Пусть здесь мое тело получит пищу, а душа насладится видом нашей прекрасной горы.

Хамид развязал узелок с едой и только собрался отправить в рот первый кусок, как еда исчезла, будто ее и не было.

—        Вах! — растерялся старик.

Но вдруг появилась скатерть с едой. Только еда уже была другая. Старик диву дался, но потом подумал и решил: «Со зла никто не поставит такого угощения. Так почему бы мне не поесть?» — и принялся за яства. Он перепробывал все, и все было удивительно вкусно. Насытившись, Хамид встал, поклонился неизвестно кому и произнес:

—        Кто бы ты ни был, спасибо тебе, что так позаботился о путнике! Но мне бы хотелось увидеть тебя.

Не успел он это сказать, как скатерть с едой исчезла и явилась девушка невиданной красоты.

  • Вот и я! — сказала она звонким нежным голосом.
  • Кто ты? — дрожащим голосом спросил старик.

—        Я — душа этой горы, которая тебе так нравится и у подножия которой ты живешь со своей старухой. Скажи, почему ты на старости лет в пути, а не дома?

И Хамид рассказал ей о своем горе. И Душа горы сказала:

—        Что ж, я могу помочь вашему горю. Но ведь даром ничего не дается в этом мире, все надо заслужить. Вы будете иметь ребенка, если совершите три добрых дела. Вы должны сделать три таких добрых дела, за которые люди уважали и любили бы вас и при жизни и еще долго после смерти.

Сказала красавица и исчезла.

Немало дней и бессонных ночей прикидывали старики, что же им совершить и, наконец, придумали.

Первым долгом они посадили много фруктовых деревьев вдоль дороги. Три лета подряд поливали их.

Вторым добрым делом был новый родник для села. Много и долго пришлось трудиться.

Не менее добрым было и третье дело. Мимо села протекал не широкий, но бурный ручей, а через него был перекинут деревянный мост. Но часто во время дождей ручей превращался в могучий поток, который сносил мост. И тогда люди не могли добраться до соседних селений. Вот и решили старик со старухой возвести новый каменный мост. Решили — и сделали. Им приходилось нанимать людей и платить за работу. На это ушло все, что они имели, и стали они бедняками.

—        Теперь иди, — сказала старуха, — иди к Душе нашей горы и проси ребенка. Она улыбнулась и заплакала.

Старик пошел. Только он дошел до дерева, под которым отдыхал несколько лет тому назад, как перед ним появилась волшебница.

  • Знаю, все знаю, — сказала она. И вот вам награда! Душа горы протянула руку, и под ее рукой появился мальчик, такой же красивый и стройный, как и она сама.
  • Ну что ж, сынок, — проговорил, наконец, дрожащим голосом Хамид, — пойдем, обрадуем старуху.
  • Пойдем, отец, — звонким голосом отозвался мальчик. — До конца дней своих мы не забудем твоего добра, волшебница, — сказал старик. Потом тяжело вздохнул.
  • Почему ты вздыхаешь? — улыбнулась Душа горы.
  • Боюсь, что мы не успеем вырастить сына. Он такой маленький, а мы такие старые.
  • Не беспокойся, — успокоила красавица. — Вы не только успеете вырастить сына, но еще порадуетесь на внуков.
  • Счастливого вам пути! — сказала и исчезла.

А старики дали имя мальчику Мурад, что означает желанный, долгожданный.

Глядя на счастливую семью, наверное, и другие люди стали задумываться над тем, что же они могут оставить после себя. Ведь потом их дети и внуки будут вспоминать и гордиться ими. А какие добрые дела хотелось бы сделать вам, ребята? (Ответы детей.)

О том, каким рос Мурад мы узнаем в следующий раз.

Беседа 7.

  • Сегодня мы вспомним о знакомом нам уже мальчике Мураде. Что за мальчик? Чей он? (Ответы детей.)
  • Я расскажу вам о том, как он помогал своим стареньким родителям, как он радовал их своим поведением, а когда он не знал как же ему поступить, что сделать, он обращался за советом к старшим. А вы слушайте и вспоминайте о своих делах и поступках.

Каждый день будило солнышко Мурадика, направляя на него сквозь окно свои теплые лучи. Мурад быстро вставал, умывался, одевался и шел завтракать. Конечно, мама уже его ждала. После завтрака родители с сыном обсуждали, что нужно сделать в этот день. Мурад, конечно, участвовал во всех делах как мог. Смастерил ему отеЦ и маленькую лопату, и ведерко, и тяпку.

Когда Мурад трудился, вспоминал он слова, которые часто повторял отец:

Не спеши языком, а спеши в деле;

У кого нет лопаты, у того сада не бывает;

Ценят не Папаху и не слова, а каждодневные дела.

Слова эти помогали мальчику в делах. Соседи стали замечать, что старики даже помолодели.

Так заботился о них Мурадйк, так им помогал. Что ни попроси его, все готов сделать. И утром и вечером спрашивал стариков о здоровье. А вечерами сидели они втроем и беседовали, рассказывали друг другу разные истории, сказки. Приходили и соседские ребятишки, вместе ведь веселее.

Произошел однажды с Мурадрм такой случай. Попросила его мама посмотреть за цыплятками, что щипали травку в палисаднике, и сказала, чтобы дверцу, на заборе не открывал, а то кошка забежит и съест цыпленка. "

Стал Мурад бегать за цыплятками, как бы играть с ними, запыхался и решил пойти воды напиться, открыл дверцу и побежал. Пришел обратно и увидел убегающую кошку с цыпленком во рту. Очень обидно и стыдно стало мальчику. Не хотел он огорчать родителей, ничего им не сказал, а вечером сам загнал всех цыплят в сарай.

Плохо спал малыш в эту ночь. Тяжело было на сердце. Очень жаль было цыпленка, а еще — потому что не сказал он правду родителям. Проснулся утром и решил: «Так нельзя, надо обязательно честно обо всем рассказать».

Пришел завтракать, слышит мать говорит отцу:

—        Ты не знаешь, куда мог пропасть цыпленок? Сегодня утром пересчитала, одного не хватает.

Мурад набрался смелости и все рассказал. Тут мать подошла к нему и говорит:

—        Я так и поняла, Мурадик, только хотела, чтобы ты сам все понял. Спасибо за правду, ты настоящий мужчина!

А теперь, ребята, расскажите о том, как вы помогаете старшим и младшим, какие истории с вами случались


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста

В конспекте представлено примерное содержание цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста, определены  принципы отбора материала и его структурирования, осн...

Цикл бесед о музыке

Поэтапное проведение занятий в средней группе по слушанию музыки и развитию эмоциональной отзывчивости....

Цикл бесед" Уроки безопасности" для детей старшей группы

Цикл беседсоставлен для детей старшего возраста,где к ребятам приходят друзья бельчонок и зайчонок,которые своим поведением учат детей правильно поступать в различных чрезвычайных ситуациях....

Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста по правилам поведения на проезжей части улицы

уточнить представления детей о правилах уличного движения, проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для пешеходов, убедить в необходимости соблюдать их....

Цикл бесед о профессиях

Данная работа пригодится педагогам для проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, поможет расширить кругозор малышей, обогатить их жизненный опыт, сделать более яркими...

Цикл бесед "Уроки безопасности"

Цикл бесед "уроки безопасности. Образовательная область "Безопасность" . Темы бесед "Пожар", "Опасности на улице и во дворе", "Опасные ситуации"...

цикл "Беседы о Москве"

Предложеный материал поможет воспитателю работать с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области "Социализация".В процессе проведения бесед происходит интеграция  и других образ...