Итоговое спортивно - познавательное развлечение с региональным компонентом "Путешествие по реке АЙ"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Низамова Залия Зарифовна

На сегодняшний день в нашем городе развивается туристическая индустрия: разрабатываются туристические маршруты по территории ЗГО, развивается инфраструктура в данном направлении. Предлагаемые программы отдыха призваны расширить кругозор златоустовцев и гостей города, а также укрепить их здоровье. В дошкольных образовательных учреждениях с 2013 года реализуется краеведческий курс «Я  - Златоустовец» с целью приобщения дошкольников к особенностям культуры города Златоуст и освоению природного многообразия родного края. В связи с этим, в нашем ДОУ разработан проект, который объединяет  3 актуальных направления: здоровьесбережение, краеведение и детский туризм.

Я предлагаю вам интересное развлечение, которое не только закрепит знания детей в области краеведения и умения в области туризма, но и способствует приобщению детей к ЗОЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_puteshestvie_po_reke_ay.docx35.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 43 «Солнышко»

Итоговое спортивно – познавательное развлечение

с региональным компонентом

«Путешествие по реке АЙ»

Подготовила:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Залия Зарифовна Низамова

Златоуст 2016


Цель:  Прививать любовь к родному краю, через формирование навыков туристической  деятельности.

Задачи:

  • Расширять и углублять знания воспитанников по краеведению, о природных достопримечательностях Урала.
  • Обогащать и активизировать словарь детей.  
  • Совершенствовать физические навыки дошкольников: развитие силы, быстроты реакции, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями.
  • Воспитывать духовно-нравственные отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней.
  • Воспитывать дружески – партнёрские отношения.

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие»,  «Художественно – эстетическое развитие».

Здоровьесберегающие технологии:

  • Дыхательная гимнастика
  • Зрительная гимнастика
  • Профилактика плоскостопия и осанки

Предварительная работа:

  1. Беседы на тему: «Кто такие туристы?»,  «Правила поведения на привале»,  цикл бесед по природным достопримечательностям Урала, цикл бесед о растительном мире Урала.
  2. НОД по курсу «Я – Златоустовец»
  3. Чтение художественной литературы по теме.
  4. Дидактические игры:  «Что случится, если …?», «Собери рюкзак туриста», «Расскажи о родном крае».
  5. Рисование по теме.
  6. Словарь по теме: исток, устье, хребет, грот, пещера Кургазак,  Сикияз – Тамак, минералы, полезные ископаемые,  Артезианский фонтан.

Время и место проведения: конец учебного года, легоцентр и спортивный зал

Форма проведения: спортивно – познавательное развлечение

Возраст детей: 6 – 7 лет (подготовительная к школе группа)

Необходимое оборудование:  Автоматизированное рабочее место педагога, магнитофон, различные предметы (игрушки, рюкзак, лыжи,  посуда, одежда, продукты, спички, топор, веревка, канц.товары и т.п.), шведская стенка, дождевики, скамейка, стойки – конусы, минеральная вода «Кургазак», веревка, большое ведро, 2 лейки, 2 маленьких ведерка, одноразовые стаканы по количеству детей,  «дрова», искусственный фонтан.


Ход занятия

Занятие начинается в легоцентре, где есть АРМ.

Слайд 1. Ребята,  хотите знать, что спрятано в черном ящике?

Тогда отгадайте мою загадку:

Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая? (вода)

Слайд 2. Для чего нам нужна вода? Ответы детей.

Слайд 3. Правильно, вода  - это источник жизни.

Слайд 4. Если не будет воды, что случится? (все живые существа, в том числе и человек, погибнут)

Слайд 5. Каким цветом обозначены водоемы на карте? (голубым)

Посмотрите, сколько на нашей Земле воды. Это океаны, моря, реки, озера и т.п. Покажите водоёмы нашей планеты. Если вы правильно выполните задание – вода оживет.

Слайд 6. Это маленькая речка начинает свою жизнь. Как называется начало реки? (исток).

Слайд 7. А какие реки есть в Златоусте? (Черная речка, река Ай)

Слайд 8. А вы знаете, что река Ай САМАЯ высокогорная, САМАЯ быстрая среди российских рек,  в ней водится САМАЯ вкусная рыба – Хариус, по берегам реки расположено САМОЕ большое количество природных достопримечательностей. Какие достопримечательности знаете вы? (пещеры, скалы и т.п.)

Давайте покажем нашей гостье – капельке,  достопримечательности, которые находятся на берегу реки Ай.  И заодно вспомним, что такое пещера, скала,  фонтан. 

Как переводится название реки Ай? Название реки переводится с башкирского как «лунная», т.е. «Лунная река».

Посмотрите на карту Челябинской области и найди здесь реку Ай.

Откуда берет свое начало эта река? (Ответы детей: Начало Ай берет между уральскими хребтами Уреньга и Аваляк) Что такое хребет? Чем он отличается от горы? (Ответы детей: хребет – это цепочка гор)

Свой бег Ай заканчивает, впадая  в реку Уфа. Как называется место, где одна река впадает в другую? (устье) Проведите карандашом от истока реки Ай  и до её устья.

Сегодня у нас не просто прогулка, а целое путешествие по реке Ай.

И мы, как настоящие туристы, должны сначала подготовиться.

Слайд 9. Подумайте, что в первую очередь должен взять с собой турист, в какой одежде он должен быть? (Ответы детей по картинке).

Вспомнить с детьми правила настоящего туриста (см. приложение)

 Прежде всего турист должен быть здоров. Поэтому начнем мы с небольшой разминки.

Ритмическая гимнастика «Туристята»

Без чего не может обойтись в походе ни один турист? (без рюкзака со всем необходимым)

Слайд 10. Посмотрите на все предметы, которые вы видите на экране и выберите те предметы, которые понадобятся нам во время похода. Не забывайте, что у нас сегодня путешествие по реке!?

А теперь давайте вместе решим, как мы доберемся до места? (Предположения детей)

Мне понравилось  два варианта путешествия: по берегу вдоль реки  пешком и на лодке (плоту, катамаране) по самой реке. Идти пешком трудно и не везде можно пройти.  Давайте поплывем на лодках.

Имитация гребли веслами (круговые движения руками). Переход в спортивный зал. На шведской стенке (лестнице) висит картинка.

Ребята, как вы думаете, что это за место? (Чертов палец)

По картинке дети должны назвать место первой остановки (приложение 2)

Почему он так называется? Расскажите капельке эту легенду.

Вспомнить с детьми легенду появления скалы «Чертов палец» (приложение 3)

Задание для наших ловких и выносливых туристов. Нужно подняться на вершину скалы и спуститься с другой стороны. Нельзя ставить на один лестничный пролет обе руки и обе ноги.

Лазанье по шведской стенке одноименным и разноименным способом.

С заданием все справились. Молодцы! Продолжаем наше путешествие.

Имитация гребли веслами (круговые движения руками). На другой стороне зала дети видят картину Черных скал (приложение 2).

Почему эти скалы назвали «черными»? Правильно, потому что они издалека кажутся черными. Здесь нас ждет полоса препятствий. За «Черными скалами» растут разные растения (приложение 4). Нужно собрать только  лекарственные. Для этого мы разделимся на 2 команды.

Полоса препятствий

Надеть защитный плащ (дождевик), с разбега перепрыгнуть через скамейку (высота 35см), взять картинку с лекарственным растением, вернуться обратно и передать эстафету (дождевик) следующему участнику. После окончания эстафеты подводятся итоги (рассматривают все растения и называют их).

Продолжаем наше путешествие по реке Ай.

Имитация гребли веслами (круговые движения руками). На стене картина пещеры «Кургазак» (приложение 2).

Как вы поняли, что это пещера «Кургазак»? Ведь на побережьях реки встречается не одна пещера. Правильно. Мы говорили с вами, что вход в пещеру похож на глаз, а сама пещера заполнена ледником. Какая температура внутри пещеры? (Ответы детей: Около 3-5 градусов,  при этом ледник не тает).

Какие пещеры вы еще знаете? (Ответы детей: Пещера Глубинная, пещерный комплекс Сикияз – Тамак ( около 40 пещер), Лаклинская пещера)

Чем отличается грот от пещеры?  (Ответы детей: Грот – это неглубокая пещера с широким входом. А в пещеру вход маленький,  узкий).

А еще недалеко от пещеры есть минеральные воды. Кстати, именно оттуда берут воду для производства минеральной воды «Кургазак», которую мы можем купить в наших магазинах. Чем отличается минеральная вода от обычной воды? (Ответы детей: Минеральная вода — это вода, которая насыщена минеральными солями. Врачи рекомендуют пить минеральную воду для профилактики различных заболеваний).

Хотите попробовать эту воду? Её сначала нужно раздобыть.

Сделана следующая конструкция: бутылочка завязана веревкой за горловину. На другой конец веревки завязать ведро с водой. Веревку перекинуть через баскетбольное кольцо.

Бутылочка с минеральной водой висит под баскетбольным кольцом на веревке. На земле стоит ведро с водой. Рядом с ведром стоит детское ведерко. Вам нужно построится в шеренгу на расстоянии вытянутой руки. Первый набирает воду из ведра и передает рядом стоящему. И так ведерко передается по цепочке. Воду нужно слить в лейку. Чем меньше воды в ведре, тем меньше у неё вес. Постепенно наша бутылочка спустится вниз. А чтобы было веселее и быстрее мы устроим соревнование. Разделимся на две команды.  У каждой команды своя лейка. Чья команда наберет больше всего воды в лейку, та команда и победит.

Эстафета  «Волшебная водица» (описание см. выше)

Минеральную водичку мы возьмем с собой и угостимся  на привале, где остановимся отдохнуть и пообедать.

Продолжаем наш путь.

Имитация гребли веслами (круговые движения руками). Переход на другую площадку. Здесь установлен искусственный фонтан.

Ребята, что это такое? Фонтан. Какой фонтан мы можем встретить на берегу реки Ай? Артезианский. Почему Артезианский фонтан называют на половину природным?

(Ответы детей: Люди случайно наткнулись на  подземную речку, когда добывали полезные ископаемые. Из под земли вверх забила мощная водяная струя, высотой около 14 метров. Закрывать бьющий фонтан не стали, уж больно был он красив).

Я предлагаю нам разбить лагерь возле этого замечательного места. Развести костер, приготовить обед и отдохнуть. Задание мальчикам – правильно сложить дрова для костра (выбрать место, собрать сучья). А девочки организуют нам обед.

Самостоятельная деятельность детей. Педагог следит за техникой безопасного поведения детей в лесу. После этого дети собираются вокруг костра (садятся на ковер). Заканчивается путешествие  песней у костра, которая была разучена заранее.

Наша речка Ай заканчивает свое самостоятельное путешествие. Дальше она продолжит свой путь не одна, а вместе с другой рекой, рекой Уфа. Это значит, что наше путешествие тоже подходит к концу. Вам понравился наш поход, ребята? Что вам понравилось больше всего? Какие природные достопримечательности вам запомнились? Почему?

Следующее наше путешествие будет на гору Таганай. Мы познакомимся с новыми достопримечательностями нашей малой Родины.


Список использованной литературы

  1. Козлов А.В., Середа М.С. Таганайскими тропами. – Златоуст, 2003г.
  2. Я – Златоустовец. Дошкольное образование:   программа курса для детей/ Администрация ЗГО; МКУ Управление образования ЗГО. –Златоуст, 2013г.
  3. Я – Златоустовец. Дошкольное образование: методическое пособие/ Администрация ЗГО; МКУ Управление образования ЗГО. – Златоуст, 2013г.
  4. Я – Златоустовец. Дошкольное образование: сборник методических и дидактических материалов/ Администрация ЗГО; МКУ Управление образования ЗГО. – Златоуст, 2013г.
  5. Журнал о национальном парке «Таганай» № 2/ 2015
  6. Козлов А.В.  Таганай – гора молодого месяца/ научно – популярное и литературно – художественное издание. Златоуст, 2013г.
  7. Рыжова Н.А. Волшебница вода/ учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: Линка – Пресс, 2002.
  8. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников/ методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: «Баласс», 2003.
  9. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа»/ блок занятий «Я и природа». – М.: «Карапуз – дидактика», 2005.
  10.  Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5 – 7 лет. 2-е изд., испр. И доп. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  11. Костюченко М.П. Окружающий мир/ интегрированные занятия с детьми 4 – 7 лет. – Волгоград: Учитель, 2014.
  12.  Национальный парк «Таганай». Официальный сайт: www.taganay.org/
  13. Программа «Туристята».  http://summercamp.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно-познавательное развлечение "Полёт в космос" (подг.гр)

Может  быть данное развлечение покажется для кого-то интересным и оно найдет применение в работе воспитателей и инструкторов по физической культуре. Основной целью развлечения является: Приобщени...

Сценарий спортивно- познавательного развлечения «Соблюдай ПДД и дружи с ГИБДД» по безопасности дорожного движения

Цель: формирование навыков безопасного поведения детей на улицах города, популяризация ПДД.Задачи:• Закрепление знаний детей о правилах дорожного движения;• Обогащение словарного ...

«В здоровом теле здоровый дух» Спортивно-познавательное развлечение в старшей группе

Дошкольный возраст- особенно важный и ответственный период, когда происходит формирование и «настройка» многих систем организма. Закладываются основы здорового образа жизни и осваиваются способы и мет...

Спортивно-познавательное развлечение для детей подготовительной группы "Зимняя Олимпиада в детском саду".

Цель: Воспитание в детях гражданственности, патриотизма, ценностного отношения к здоровью и спорту, приобщение их к событию мирового масштаба.Материалы и оборудование:Зрительный ряд: Картинки с изобра...

Фотоотчет спортивно - познавательного развлечения "Путешествие по реке АЙ"

Наш детский сад уже третий год работает с детьми в области краеведения по курсу "Я - Златоустовец". Очень интересно проходят занятия по изучению родного края. Представляю вашему вниманию фотоотчет с п...

спортивно-познавательное развлечение в подготовительной группе "Спортивный огород"

Цель спортивно-познавательного развлечения "Спортивный огород" в подготовительной группе: создание условий для удовлетворения естественной потребности детей в движении, пропаганда здорового ...